Здавалка
Главная | Обратная связь

ВУЗ КАК СОЦИАЛИЗАТОР



В той части социализации, которая связана с образованием, вуз выступа­ет последней ступенькой. Конечно, и после окончания университета или академии можно продолжать учиться. Так и делают многие, обучаясь 3 года в аспирантуре и докторантуре, периодически проходя какие-либо курсы по­вышения квалификации то ли от предприятия или биржи труда, то ли по

собственному выбору. Но это уже из­бирательные практики образования. Вуз у нас связывается как бы с всеоб­щей ступенькой социализации в пла­ не получения образования, через ко­торую должны пройти все молодые люди. В развитых странах Запада высшее образование фактически стало все­общим, хотя в законе не закреплен его статус обязательного образования. Вуз призван готовить работников интеллектуального труда. В этом его главное предназначение. Любой вуз или школу можно рассматривать как организацию по производству услуг, состоящую из достаточно автономных элементов — факультетов, кафедр, лабораторий. Высшая школа, создающая

Кормина Ж.В. Из армейского блокнота (заметки о топике и риторике солдатского письменного фольклора) (http://ivgi.rsuh.ru).

образовательные услуги высшей квалификации, аккумулирует значитель­ные трудовые, материальные и финансовые ресурсы. По численности за­нятых она находится на уровне трудоемких отраслей промышленности, а по удельному весу квалифицированных работников превосходит любую от­расль материального производства.

Доступность высшего образования — важнейший показатель того, как завершается процесс социализации для широких слоев населения. Доступ­ным, оказывается, должно быть не только школьное, но и университетское образование. К сожалению, такое происходит не всегда.

В СССР существовала разнарядка: вузы должны были отражать соци­альный состав населения (большее количество у нас было рабочих и крес­тьян, а интеллигенции — 15—20 %). Если бы вузы принимали по 80% рабо­чих и крестьян, то через 5 лет страна бы получила плохих специалистов, так как они имеют низкий уровень довузовской подготовки: 2—3 курса ушло бы на подтягивание их до нужного уровня. К тому же, рабочие и крестьяне не ориентированы на университетское образование, поскольку они живут од­ним днем (классовый стереотип). Средний же класс имеет долговременные жизненные перспективы. Тогда ректоры начинали обходить закон, говоря, что они будут учитывать социальное происхождение, но уже после сдачи вступительных экзаменов. Для тех, кто отслужил в армии, существовали раб­факи, где выпускные экзамены приравнивались к вступительным в вуз.

Интеллектуальную элиту, считает М. Арапов21, не смущало то, что оте­чественное образование перерождалось из элитарного в сословное: спец­школы и престижные гуманитарные вузы de facto становились закрытыми учебными заведениями, готовившими «сливки» партийно-государственной бюрократии, интеллигенция — в качестве советского аналога среднего клас­са — могла рассчитывать на естествен­но-научное образование для своих де­тей, «работягам» же оставалось ПТУ. Тревога охватила интеллигенцию только тогда, когда фильтрация стала осуществляться по национальному признаку.

Даже если не вклинивается армия, девушки чаще оканчивают вузы, так как мужчин уводят в сторону матери­альные заботы. Но по своему потен­циалу основная производительная сила — мужчины, они — главные на­логоплательщики в любом обществе. Сейчас наблюдается тенденция: чем ниже образование, тем больше у человека шансов стать миллионером (в США). В Америке опросили высококвалифицированных врачей (доход которых примерно равен 700 тыс. долл. в год) и выявили среди них две груп­пы: успешные накопители капитала (УН) и неуспешные накопители (НН). Выяснилось, что у УН в банке лежит до 7 млн долл., у НН же ничего нет, они живут в долг. У первых уровень образования ниже, чем у НН. Они рань-

21 Арапов М. Наука и информация // Отечественные записки. 2002. № 7.

ше пошли на работу, привыкли на всем экономить, а НН — выходцы из более зажиточных семей, привыкли жить на широкую ногу.

Успешные накопители — типичные американцы — не тратят зря ни од­ного лишнего доллара, и в старости они могут жить независимо от детей, путешествовать, жить в свое удовольствие.

В России в традиции нет модели накопления капитала. Только интелли­генция умеет экономить, но она в основном находится в нищете. Богатые у нас те, кого вывел случай, но всегда есть опасность, что завтра их убьют, по­этому они стремятся жить одним днем.

Такое демонстративное поведение характерно для молодых классов и молодых обществ.

Российский капиталистический класс, который строили с 1861 по 1917 г., был молодым и буйным. По причине этого буйства его и свергли большеви­ки. Нужно было дождаться, чтобы он прошел все уровни социализации, дать возможность дорасти и только тогда его можно менять, поняв, что он исчер­пал все свои ресурсы и ничего народу дать не может.

Таким образом, вузовское образование выполняет важнейшую функцию не только в области социализации, но и стратификации общества.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.