Здавалка
Главная | Обратная связь

КОШКИ В НАШЕЙ КУЛЬТУРЕ



Однако настоящее признание и всеобщая любовь пришли к кошке поз­же—в XIX в. Скульпторы, живописцы, поэты обращались к ней в своем творчестве. В художественной культуре кошка выступает символом таин­ственности и независимости. По степени загадочности с кошкой может со­перничать лишь одно создание — женщина, через которую и с помощью которой и произошло, если верить Киплингу, близкое знакомство челове­ка с этим удивительным и грациозным существом. Кошки, по всей види­мости, появились не случайно среди людей и не случайно они так близко стоят к женщинам. Грация и изящество, ум и находчивость, ловкость и быстрота реакции, великолепная пластика и бесспорная красота, независи­мость и отстраненность — эти и другие, изначально присущие кошке чер­ты сделали ее другом и спутником женщины на все времена. Женщины видят в кошках недостижимый идеал для себя. Для женщины они — воп­лощенная мечта о красоте, независимости и свободе, не ограниченной ни­чем и поэтому вдвойне привлекательной.

Кошеклюбили аристократы и простолюдины, богачи и бедняки. Извест­на история о том, как одному из узников лондонского Тауэра кошка спасла

жизнь. Она согревала его своим теплом и приносила голубей. По закону в Тауэре выдавалась самая скудная пища, но правила не запрещали заключен­ным употреблять еду, приносимую с воли, поэтому он мог спокойно питать­ся доставляемыми кошкой птицами.

Кошки всегда привлекали художников своей свободой, независимос­тью, заключенной в них магической силой, грацией, изяществом и физи­ческим совершенством. Всегда художник чувствовал искушение по-свое­му раскрыть сущность кошки, дать свою трактовку образа этого удивитель­ного создания. Виттор Пизанелло и Иероним Босх, Альбрехт Дюрер и Поль Девос, Ватто и Жан-Батист Удри, Теофиль Жерико и Оноре Домье, Мане и Ренуар, Пикассо и Шагал... Список можно продолжать очень дол­го. Некоторые художники, такие как «кошачий Рафаэль» Г. Минд, Л. Вэйн и Г. Роннер, сделали кошек главным объектом своего творчества, другие обращались к этой интереснейшей теме эпизодически. Леонардо да Вин­чи посвятил кошке картину «Мадон­на с кошкой», что было очень смело по тем временам. Ренуар в своих ра­ботах подчеркивал в кошках женское начало, изображая их рядом с девуш­ками в характерном для своего твор­ чества романтическом антураже. Француз Эруар, значительную часть своего творчества посвятивший девушкам легкого поведения, изображал их вместе с кошками, так как считал кошек весьма чувственными живот­ными. Б. Грин в своей гравюре «Аббат ведьм» показал кошку читающей книгу рядом с пляшущими ведьмами15.

Трехцветная кошка, по мнению славянских крестьян, приносит счастье тому дому, где живет; семицветный кот является еще более верным залогом благополучия. В мифологии древних славян много примет и поговорок, свя­занных с кошками: «На чих кошки говори ей: "Будь здорова!" — зубы бо­леть не будут», «Кота убить — семь лет ни в чем удачи не видать», «Нечисть прячется в черную кошку на свят Ильин день (2 августа)», «Кошка умыва­ется — гостей созывает», «Кто кошеклюбит — будет жену любить». А соглас­но еще одной народной примете, приобретать кошку нужно такой масти, какого цвета волосы у хозяина.

С кошками связано огромное количество примет у всех народов мира. Самые интересные из них связаны с цветом кошки. Белый цвет кошки озна­чает связь с зарей, но таких кошек очень не любят домовые и дворовые, а по­тому в народе считали, что лучше их в хозяйстве не держать, чтобы не вредил домовой. Кошки серого цвета — это как бы промежуточное звено между бе­лыми и черными, что называется, «ни нашим ни вашим». Поэтому русский народ относился к ним где-то со страхом, а где-то с почтением. Серая кош­ка, по всей видимости, живет в дружбе с домовым и через него предупрежда­ет человека о грядущей опасности. Рыжий или златовласый кот связан с сим­волом огня и солнца. У русского народа он является покровителем любви и брачного ложа, защищает дом от нечистой силы. Связь кошки с пожаром, огнем существует в мифологии германских народов. Геродот, отмечая мисти-

13 Абрамов А. Женщина и кошка— загадка тысячелетий (http://www.moscowcatmuseum.com).

ческие свойства кошек, писал: «Когда вспыхивает огонь, кошки приходят в завороженное состояние, заставляющее их стремиться к огню. Перескакивая через головы своих хозяев, они прыгают прямо в огонь...»

Черная кошка означала связь с ночью. Даже темные грозовые тучи гер­манцы зовут кошачьим именем (bellerkater). Вообще черной кошке крепко не повезло. Это масть дыма, нечистой силы, поэтому с ней до сих пор свя­зано одно из самых известных суеверий — если черная кошка дорогу пере­бежит — быть несчастью. В Великобритании долгое время считалось, что, если черная кошка пересекает ваш путь или входит в ваш дом, это значит, вас ждет удача. В Америке считается, что удачу приносит белая кошка, а от черной — одни неприятности. Это происходит оттого, что во времена пио­неров, первых переселенцев, черная кошка ассоциировалась с дьяволом так сильно, что безоговорочно стала олицетворением зла и злых сил.

В Древнем Египте считали, что священная кошка осеняет благодатью тот дом, в котором она живет и хозяева которого ухаживают за ней. Надписи на древних могилах говорят нам, что «кошка дарует жизнь, благополучие и здо­ровье, она делает это каждый день и обеспечивает спокойную старость».

Трехцветная кошка или кошка с глазами разного цвета пользовалась осо­бым почитанием еще в Древнем Египте. Рыже-бело-черная кошка олице­творяет три мира, три вида магии: мир разума, мир тела, мир эмоций. По народному поверью ,«приносит счастье тому дому, в котором живет». Трех­цветная кошка, по всей видимости, выступает истинным защитником че­ловека и ограждает его от нечистой силы, потому (как говорят в народе) «леший не заходит в деревни, где живут трехцветные кошки». В Японии трехцветные кошки «ми-ке» пользуются уважением даже в наше время. Особенно почитают трехцветок рыбаки, которые считают, что они облада­ют способностью предчувствовать приближение бури. Кошек берут на рыб­ную ловлю, чтобы они обеспечивали безопасность и хороший улов16.

Проявлением веры в сверхъестественную кошачью силу был варварский обычай закапывать кошку под фундамент строящегося здания. Этот обы­чай иногда объясняется как попытка защитить с помощью «кошачьего духа» дом от крыс и мышей, но возможно, что он очень древний и является од­ной из форм языческого жертвоприношения. На юге Франции широко рас­пространена вера в волшебных котов — метаготов, приносящих счастье и процветание дому, их любят и за ними старательно ухаживают. В Шотлан­дии верили, что кошка не должна спать около новорожденного ребенка, потому что она может нанести ему вред, высосав его жизнь. А у славян пе­ред первым укладыванием младенца в колыбель клали кошку, чтобы ребе­нок лучше спал. Однако и в Шотландии, и на Руси считалось, что если кошка или собака перепрыгнет через покойника, то он станет вампиром. В этом случае кошка должна быть немедленно убита. Такая жестокость по отноше­нию к кошке отражается в шотландском заклинании под названием «Та-гарм» (Taghairm).

В средневековой Европе считалось, что крысы и мыши состоят в тесной связи с ведьмами и колдунами. В Древнем Египте олицетворением зла были мыши, без устали пожиравшие все запасы зерна. Издавна встреча с крысой считалась плохим предзнаменованием, а сам зверек выступал как символ

16 Эти загадочные кошки, или Кошки сами по себе // Энергия. 2002. № 12. С. 67—70.

коварства и злобы. Напротив, жители острова Крит ему поклонялись. Ле­генда гласит, что народ избавился от захватчиков только благодаря хвоста­тым посланцам бога Аполлона, перегрызшим кожу на ремнях вражеских щитов. А в Индии, во время эпидемии чумы, люди выносили изломов чаши с водой для почитаемых ими святых идолов — грызунов. В Японии крыса — символ благополучия и богатства.

Кошка занимала важное место не только в религии Египта. В Китае в образе кошки изображался бог сельского хозяйства. У жителей Перу — богиня плодородия, в Ирландии почиталось божество с кошачьей головой. Ныне все религии мира считают кошку храмовым, чистым существом. В Суздале, Владимире и других русских городах можно увидеть в воротах и дверях храмов вырезанные оконца на уровне земли. Они предназначе­ны для кошек. Содержание кошек при православных храмах приветству­ется, и не только за кошачьи способности в ловле мышей, но и за ту осо­бую атмосферу и теплоту, которую создают эти загадочные зверьки одним своим присутствием.

Стоит вспомнить и легенду о пророке Магомете и его любимой кошке Муэссу. Однажды он заснул в своем единственном халате, вместе с ним за­снула и кошка. Когда он проснулся, кошка спала на рукаве его халата. Что­бы ее не тревожить, он отрезал рукав. Считалось, что кошку нельзя беспо­коить, если она спит, что кошки могут видеть призраков. Они могут поки­дать свое физическое тело и перемещаться в астральном теле где угодно, заглядывать в другие измерения. Нередко новоселы пускают кошку в дом. Она своим видом должна изгнать злых духов.

Известно, что в церкви существует разделение на животных чистых и не­чистых. К последним, например, помимо собаки, относятся верблюд, заяц и даже тушканчик. Кошка в храме ходит, где вздумается, а собаке вход зап­рещен даже на территорию церкви. Это не случайно, а разъяснение можно обнаружить в Библии. Здесь говорится, что после грехопадения Адама вся живность была поделена на два сорта — высший и низший. Возможно, в свя­зи с этим в русских деревнях появилось поверье: принести домой живого зайца — к смерти в семье.

Как это ни грустно, но лучший друг человека — собака — во многих ми­фах и легендах мира олицетворяет зло. Причины этому самые разные: не­чистоплотная она, воет на луну, да и перед покойником. По исламским пред­ставлениям, ангелы никогда не войдут в дом, где живет пес. Существует пре­дание о том, что при сотворении мира Бог оставил новенькое тело человека под присмотром собаки и пошел за душой. Нечистый отвлек сторожа ме­ховой шубой, а сам наплевал и нагадил на человека. Бог не смог очистить свое творение и вывернул его наизнанку. Поэтому у людей грязное нутро, а собака навечно проклята.

Мировой фольклор и сказки полны умными и удачливыми проходим­цами, такими, как кот в сапогах, чья хитрость принесла его хозяину коро­левскую дочь и королевство в придачу. Кошка — непременный персонаж русских сказок. Кот-Баюн был наделен голосом, «слышимым за семь верст, и видел за семь верст; как замурлыкает, так напустит, на кого захочет, закол­дованный сон, которого не отличишь, не знаючи, от смерти». В английс­ких и шотландских сказках кошка часто выполняет роль помощника. На­пример, в сказке «Как Джек ходил счастья искать» кот в компании с други-

ми животными помогает герою спастись от разбойников, пугая их своими криками. Иногда кошка помогает случайно, не помышляя об этом. В сказ­ке «Том — мальчик с пальчик» кошка, принимая Тома за мышь, случайно открывает лапой дверцу его клетки и выпускает его на свободу. В другой сказке, «Старушка и поросенок», кошка оказывает помощь вместе с други­ми. Черный кот в Британии — постоянный атрибут колдуна. Такой персо­наж, например, появляется в английской сказке «Питер-простачок». В на­родных сказках кошка не всегда привязана к дому: она может убежать от хозяев, путешествовать, жить одна в лесу.

В мировую литературу вошло множество кошачьих знаменитостей. Бла­годаря Льюису Кэрроллу, написавшему «Алису в стране чудес», всемирно известным стал Чеширский Кот. Среди известных стихотворений А.С. Пуш­кина есть в том числе и про кота: «У Лукоморья дуб зеленый». Среди муль-

тяшных героев прославились кот Том из сериала «Том и Джерри», кот Мат-роскин из деревни Простоквашино, маленький бездомный котенок по имени Гав, кот Леопольд с популяр­ной фразой «Ребята, давайте жить дружно!».

Не только кошки, но и связанные с ними техники и ритуалы сегодня яв­ляются составным элементом моды и престижного поведения. Многие по­лагают, что мумифицированную кош­ку можно обнаружить лишь в могиле фараона, но на самом деле традиция мумификации животных сохранилась до настоящего времени. В Америке любители домашних животных начи­нают обращаться к древней технике мумификации. Здесь мумификация собаки стоит 20 тыс. долл., кошки — девять.

Сегодня существует несколько музеев кошки. Самый первый музей был создан в Базеле. Швейцарский музей славится изобилием материалов о кош­ках и многообразием экспонируемых статуй (самая маленькая — 5 мм, са­мая большая — 1,5 м), картин, рисунков, пасхальных яиц, почтовых марок, украшений, предметов мебели. В распоряжении посетителей музея находит­ся большая тематическая библиотека.

Вторым после швейцарского стал музей кошек в Шяуляе, который юри­дически существует с 1990 г. Число экспонатов здесь измеряется тысячами, они выставляются в Каунасе, Ионаве, Мажейкяе. Сейчас в музее свыше 10 тыс. экспонатов, прибывших из многих стран мира: Канады, США, Мек­сики, Кубы, Англии, Португалии, Франции, Германии, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Польши, Дании, Бельгии, Китая, Японии, Австралии, Африки и др. Самую ценную часть экспонатов музея составляют фигурки кошек, выполненные из фарфора, янтаря, глины, стекла, мрамора, хруста­ля, разных металлов, меха, тканей. В музее собрано также много детских ри­сунков со всего мира. В музее хранится 4 тыс. стихотворений об этих жи-

вотных. Частные музеи кошек есть в Амстердаме, Москве. Парижский му­зей Лувр обладает выдающейся коллекцией статуэток кошек, отлитых из бронзы в Египте.

В Москве в 1993 г. открылся уникальный Музей кошки. В коллекции жи­вопись, графика, скульптура, керамика, батик, гобелен, костюмы, аппли­кации, куклы, инсталляции, показывающие кошку глазами художников, а также книги, сувениры, фотографии, фильмы, мультфильмы, открытки, иг­рушки и другие вещи и предметы, так или иначе связанные с кошками. Осо­бая часть коллекции — выставочная программа «Женщины и кошки», по­казывающая сущность взаимоотно­ шений женщин и кошек. В музее про­ходят несколько ежегодных меропри­ятий: конкурс красоты «Женщина и кошка», Большой международный художественный проект МЭЙЛ-АРТа и конкурс «Детский кошачий рису­нок», собирающий детские рисунки со всей России и СНГ, лучшие из ко­торых включаются в детскую коллекцию музея.

Московский музей хорошо известен за пределами России, он участвует в крупных международных форумах, таких как Всемирные кошачьи шоу ФИФЕ (Нидерланды, Арнем, 1996 и Италия, Милан, 1999) и самые боль­шие в мире ежегодные Национальные кошачьи шоу, проводимые с 1887 г. в Лондоне (мы показывали свою коллекцию в 1996, 1997, 1998 и 1999 г.). Музей осуществляет много специальных мероприятий: фестивали, выставки, кон­курсы, результатом которых является лучшее понимание кошек детьми и, соответственно, лучшее к ним отношение.

Кошка в нашей жизни


Пожалуй, кошка — наиболее популярный «музейный» вид, что объясня­ется, вероятно, длительной историей совместного существования кошки и человека и довольно своеобразным характером этого животного. Любопыт­но, в Британском музее служат 6 кошек, каждой полагается 50 фунтов стер­лингов в год. Но кормят их не каждый день, чтобы кошки не забывали про

мышей. Также еще в трех почтовых отделениях Лондона числятся по не­скольку кошек, которым тоже выписывается зарплата.

Первым, кто организовал клуб кошек, был англичанин Гарисон Вейр, он как-то произнес сакраментальную фразу: «По улицам ходят такие красивые кошки, так почему же не сделать их породистыми». Так на свет в результате селекции обычных помоечных кошек появилась порода британская ко­роткошерстная, краса и гордость туманного Альбиона. По сведениям ста­тистиков, Англия является самой кошколюбивой страной в мире. Там на душу населения приходится целых три кошки.

Всем известно о памятниках, поставленных собакам за их подвиги, но ведь и кошки немало послужили человечеству. Памятник кошкам по ини­циативе профессоров и студентов воздвигнут перед Сорбоннским универ­ситетом во Франции. Здесь кошки служили медицине и еще долгие годы будут помогать в постижении секретов физиологии. Во дворе Санкт-Петер­бургского государственного университета 14 ноября 2002 г. состоялось тор­жественное открытие памятника кош­ке. Как сообщило РИА «Новости», памятник станет знаком благодарно­сти кошкам как подопытным живот­ным. «Человечество обязано быть бес­конечно благодарным кошке, пода­рившей миру великое множество первостепенных открытий в физиоло­гии», — эти слова, запечатленные на постаменте памятника, наиболее точ­но характеризуют идею этой скульп­турной композиции. Памятник кош­ке встанет в один ряд с такими памят­никами животным, «принесшим себя» в жертву науке, как французский памятник лягушке и российский па­мятник собаке. На постаменте памят­ника размещены таблички с изрече­ниями о кошках Конрада Лоренца, Бернарда Шоу и других деятелей науки и культуры.

Есть памятники сказочным персонажам. В Центральном парке Нью-Йорка поставлена бронзовая скульптура, посвященная сказке Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес». В композиции есть улыбающийся Чеширский Кот. Целых два памятника в Бремене и в Дрездене посвящены литературным ге­роям: коту, ослу, петуху и собаке. В Летнем саду Санкт-Петербурга стоит памятник И.А. Крылову. Если хорошо знать все басни, где задействованы коты («Щука и кот», «Кот и повар», «Котенок и скворец», «Кошка и соло­вей», «Волк и кот»), то легко догадаться, что рассудительному коту выпала честь расположиться среди других многочисленных персонажей.

А в Риге по традиции устанавливали на крыши домов фигурки котов. Предание гласит, что именно эти животные отпугивали злых духов. Метал­лические кошки «гуляют» по крыше аптеки литовского города Шяуляя. Со­временная Турция — это страна, где царит культ кошки. Прекрасно ухожен­ные коты и кошки прохаживаются по пляжам, сидят во множестве ресто-

ранчиков, магазинов и офисов, с деловым видом смотрят с пирсов в воду, пытаясь поймать рыбу, ластятся к туристам. В Японии у ворот домов стоят фигурки кошек — символы домашнего очага, уюта, покоя.

В Париже много мест — улиц, кварталов, кафе, где ощущается «коша­чье присутствие». Парижанки охотно выносят своих любимцев, особен­но на прогулки — в Булонский лес, по террасам Тюильри и в многочис­ленные парки и бульвары. Считается особым шиком прийти в кафе или бар с кошкой, для которой у повара или бармена всегда найдется что-либо вкусное, например блюдечко молока или сливок. И «кошачьих достопри­мечательностей» в великом городе немало. К примеру, расположенное в Латинском квартале на улице Сен-Северин знаменитое кафе «Le Tango du Chat» — «Кошачье танго», построенное в XVII в.: замечательный старин­ный интерьер, в эмблеме кафе — кот и пивная кружка. Недалеко от него находится самая узкая улица города, которая называется Ru Du Chat Qui Peche, что можно перевести как «Улица грешащего кота». Она настолько

узка, что, стоя посередине, можно вытянуть руки в стороны и достать кончиками пальцев противополож­ные стены. На улицах города прода­ется много открыток с кошками, в том числе репродукции с рекламных плакатов позапрошлого века. Мы уже не можем представить себе нашу жизнь без кошек. В разных странах мира живут миллионы кошек. Больше всего их в США — 42 млн, 5 млн в Великобритании, 3,6 млн в Германии, около 40 млн в России. Толь­ко малую часть из них составляют чистопородные кошки. Так, по данным старейшего в Великобритании объединения любителей кошек GCCF (Governing Council Cat Fancy), в 1995 г. в этой стране было зарегистрирова­но 32 800 чистопородных кошек. Поголовье кошек имеет тенденцию уве­личиваться каждый год на 4—5%, в том числе за счет бродячих (бесхозных) и одичалых кошек.

Кошка становится непосредственно объектом разведения со второй по­ловины XIX в. Однако интерес к кошкам как к экспонатам кошачьих выс­тавок пробудился лишь в конце XIX в. А с зарождением и развитием гене­тической науки специалисты по разведению кошек стали интересоваться выведением новых пород кошек и совершенствованием уже существующих. Сейчас известно около 40 пород, но если принять во внимание варианты окрасов и характерные отличия в пределах породы (а только у персидских кошек их насчитывается около 35), то наберется не менее 200 разновидно­стей.

И все же среди кошек не найти такого многообразия размеров, форм и темпераментов, которые присущи собачьим породам. Так, самые крупные из всех домашних кошек — породы мейн-кун и сибирская, превосходят по своим размерам наиболее мелкую, сингапурскую, всего в 4—5 раз, а вот со­бака породы дог больше той-терьера почти в 200 раз. Существование столь небольших различий среди кошачьих пород возможно по той причине, что на кошку никогда не возлагалось столько обязанностей, сколько на собаку. Она была грозой мышей и приятной компаньонкой в часы одиночества. Нет и не было ни боевых, ни сторожевых, ни пастушьих котов.

В китайском боевом искусстве конфу есть разные школы, которые опи­раются на подражание психическим и физическим особенностям живот­ных — кошки, змеи, тигра, богомола...

Большинство специалистов считали, что кошка — это единственное жи­вотное, которое не поддается дрессировке. Однако их мнение опроверг Ю.Д. Куклачев, создавший первый и пока единственный в мире кошачий цирк — Театре кошек на Кутузовском проспекте в Москве, именуемый «Кошкиным домом». В штате у него числится 120 кошек. К известным на весь мир кошатникам относятся также Жан-Поль Бельмондо и Брижит Бардо.

Еще в XIX в. в литературных кругах Парижа распространилась мода на кошек. Почти все известные французские писатели того времени любили кошек, держали их и писали о них. Большим любителем и ценителем ко­шек был Т. Готье, который написал книгу о своих кошках, одну из самых луч­ших в мире книг, когда-либо о них написанных. Немало страниц в этой книге посвящено Мадам Теофиль, любимице писателя. Это была «утончен­ная особа», любившая духи и музыку, однако она не переносила резких зву­ков и заставляла замолчать бесталанного певца, прикладывая свою бархат­ную лапку к его губам. Т. Готье писал, что в манере самого Бодлера было что-то кошачье. Характер его был «свободный, несдержанный, но без малейшего вероломства; он навсегда привязывался к тому, кому однажды отдал свою независимую благосклонность». Французский философ и ученый Ж.-А. Пу­анкаре окружил себя сиамскими кошками. Страстно увлекался кошками Марк Твен и часто писал о них. Кошка — один из излюбленных персона­жей в англоязычной литературе. Достаточно вспомнить Р. Киплинга, Э. По, Т. Элиота, прочитать переводы детских английских народных песенок17.

Можно вспомнить и Виктора Гюго, назвавшего одного из самых главных своих литературных героев именем своего любимого кота Гавроша. И Шарля Перро, увековечившего себя благодаря «Коту в сапогах», и Ренуара, Мане, Делакруа — художников, рисовавших кошек, и Шарля Бодлера с Теофилем Готье, отдавших кошкам лучшие страницы своих книг, и звезду кино Джейн Биркин, считающую кошек самыми совершенными созданиями природы, а также многих и многих других известных парижан.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.