Здавалка
Главная | Обратная связь

И КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ



В III—V вв. н.э. все великие державы античного мира погибли. Их земли и население попали под власть иных народов, как правило, варваров, чуж­дых прежней цивилизации и городскому образу жизни. Период упадка и варварства, в которое стремительно погружался Запад в результате варвар­ских завоеваний и непрекращающих­ся войн, получил название «темных веков». Научное название — Средние века. Историки датируют «Средние века» (феодальную формацию) со вре­мен падения Западной Римской импе­рии (476 г.) до Английской буржуаз­ной революции (1640 г.), открывшей путь к формированию капитализма. Они продолжались в Европе более 1 тыс. лет. Историю средневековья принято делить на три периода: пер­вый период раннего средневековья (V—XIвв.); второй период зрелого средне­вековья (развитого феодализма, XI—XV вв.); третий период позднего средне­вековья и начало Нового времени (XVI—XVII вв.).

Первый период — раннее средневековье — отмечен на культурной кар­те Западной Европы исключительным явлением, а именно Каролингским возрождением.Оно выразилось в организации школ, привлечении к коро­левскому двору ученых, в развитии литературы, изобразительного искусст­ва, архитектуры.

Переход от античности к средневековью сопровождался в Западной Ев­ропе глубоким упадком культуры. Папа Григорий I запретил чтение книг древних авторов и изучение математики, обвинив последнюю в том, что она связана с волшебством. Невежество царило в Западной Европе в V—X вв. Грамотных людей было почти невозможно сыскать не только среди кресть­ян, но и среди знати. Многие рыцари ставили вместо подписи простой крест. Культурный подъем, произошедший в годы правления Карла Великого(768— 814) и его преемников (Каролингов), получил название «Каролингского возрождения».

Период 650—1000 гг.— это время империи Каролингов. Крещение стало одним из средств распространения власти франкского короля Карла Вели­кого. Тесные связи, установившиеся между папством и королем, благо­приятствовали возрождению христианской империи. Военные победы Кар­ла Великого сделали его властелином многочисленных племен, не имевших никакой культурной общности. По примеру Константина он использовал

христианство для объединения империи и насаждения христианской веры. Именно монастыри, многие из которых были основаны ирландскими, ан­глосаксонскими и франкскими миссионерами, являлись очагами образова­ния. В первый день Рождества 800 г. он был коронован как император Свя­щенной Римской империи, и это означало смещение центра власти из Рима на север Европы, ставший к 1000 г. не только политическим, но и культур­ным центром.

Средневековая академия образцовое учебное заведение для своего времени

Влияние античности не менее ярко проявилось в каролингском изобра­зительном искусстве (в первую очередь в книжной миниатюре) и архитек­туре. Франкские мастера, стремясь не только повторить, но и превзойти античные образцы, создали свой собственный живописный и архитектур­ный стиль. Архитектура напоминала стиль византийских построек в Равен­не. При их возведении, по приказанию Карла Великого, использовались мраморные колонны, которые привозились из Италии50.

При дворе Карла возникла знаменитая франкская Академия — кружок богословов, историков, поэтов, которые в своих сочинениях возрождали древние латинские каноны. Карл лично принимал участие в деятельности придворной Академии. В наставлении Карла «О занятиях науками» говорит­ся: «Каждый должен изучить то, что он желает исполнять. Душа наша тем лучше будет понимать, что нужно делать, чем правильнее будет язык хва­лить Господа, не оскорбляя Его ошибками». Карл приглашал придворных ученых к столу: секретарь стоял около него с восковой дощечкой, чтобы

м Тейс Л. Наследие Каролингов. IX-X века. М., 1993.

быстро записывать то, что он прикажет. Ученики придворной школы были наготове для разных поручений, справок. После обеда обыкновенно чита­ли стихотворения. Чтение прерывали замечаниями присутствующих, на которые автор мог возражать31.

Христианство часто называют религией священных писаний (сакра скриптура). Основная масса средневековой теологической литературы на­писана в жанрах гомилий (проповедей), дидаскалий (учительских назида­ний), комментариев, глоссариев. Фигура учителя, поклонение ему порож­дают идею примера, образца, возникают разного рода предписания, кано­ны, рецепты. Слово учителя не обсуждается, а точно воспроизводится, этим словом клянутся52.

В деятельности придворной Академии участвовали известные ученые того времени: англосакс Алкуин (ок. 735—804), лангобард Павел Диакон (720-799), вестгот Теодульф (760-821) и биограф Карла Эйнхард (770-840)-. Руководил Академией замечательный ученый Алкуин, который к тому же учредил дворцовую школу для детей Карла и детей королевских вассалов. Как это ни удивительно, сам Карл Великий, говоривший на нескольких язы­ках53, так и не выучился писать.

Карл придавал большое значение распространению грамотности среди народа. По всему королевству возникли школы, в которых будущих клири­ков и чиновников обучали латыни, литературе, грамоте, богословию. Вся литературная беседа происходила на латинском языке. Для изучения его читали и списывали Вергилия, Авгус­ тина и особенно старались запомнить красивые обороты, чтобы вставлять потом «цветы речи» в разговор или письмо. На первом месте в учении было искусство говорить, давать ловкие ответы и хитрые определения, фантази­ровать и рассуждать на любую тему. В словах искали таинственный смысл, говорили аллегориями. Учитель приучал ученика к игре словами, к разгад­ке ребусов, к шуточным ответам54. В преданиях сохранились воспоминания о Карле как о короле-просветителе.

Для подготовки духовенства и обучения детей светской знати была обес­печена деятельность монастырских школ. В их преподавались античные дисциплины, именовавшиеся «семью свободными искусствами». Карл Ве­ликий уделял им большое внимание. Его указами предписывалось создавать школы при монастырях и церковных приходах с обучением чтению, пись­му, церковному пению, латинской грамматике и счету. Около 787 г. был из­дан «Капитулярий о науках», обязывающий создавать школы при всех епар­хиях, при каждом монастыре. В них должны были учиться не только кли­рики, но и дети мирян. В своих капитуляриях он требовал от монахов обязательной организации школ для обучения клириков чтению, письму, счету и пению, так как пастыри, обязанные наставлять народ, должны уметь

История средних веков: Европа и Азия. Минск, 2000.

Пиков Г.Г. Средневековые европейские университеты. Вып. I. Новосибирск, 1993. Карл знал греческий и латинский языки, хотя грамоте учился лишь в зрелом возрасте. История средних веков: Европа и Азия. Минск, 2000.

читать и понимать Священное Писание. «Венцом образования» считалось богословие. Монастырские школы, основанные Карлом Великим, стали той базой, на которой выросли средневековые университеты. Через монастыр­ские школы и деятельность монахов-просветителей культура и грамотность распространялись по всей империи55.

Ж. Ле Гофф







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.