Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ГРАМОТНОСТЬ



Сегодняшняя система образования держится на фундаментальной под­мене понятия «человек образованный» понятием «человек обученный» и на отождествлении процесса образования с процессом обучения. Однако это далеко не одно и то же. Обучение — процесс трансляции знаний, умений, навыков от учителя к ученику, который имеет четко регламентированные цели, задачи и этапы реализации. Что касается образования, то это гораздо более широкое и фундаментальное понятие. Процесс образования, станов­ления человеческой личности происходит непрерывно, на протяжении всей человеческой жизни в ходе индивидуально-личностного диалога с миром окружающей человека культуры. При этом случаются ситуации, когда че­ловека кто-то специально учит, обучает; однако в огромном количестве случаев никакого специального обучения нет, а процесс образования все равно происходит. Например, когда человек просто читает книги или об­щается с умными людьми, или сам пытается писать36.

Также непросто обстоят дела и с понятиями «просвещение» и «грамот­ность», в чем нам предстоит еще убедиться.

Образованный человек обладает развитым чувством совести и потому способен нести ответственность за свои действия и их последствия не только перед собой и своей референтной группой, а перед гораздо более широкой общностью, которую именуют человечеством в целом. Образованный че­ловек — это человек, в котором присутствует нравственная доминанта. А ведь специфика нравственной позиции состоит в том, что ее нельзя усво­ить как какое-то внешнее знание, ее можно лишь выстрадать.

Просвещенный человек — это индивид с широким гуманитарным взгля­дом на мир, хорошо знакомый с достижениями мировой культуры, ориен­тирующийся в ее истории и направлениях, который может поддержать бе­седу или проявить свою эрудицию в самых разных вопросах, в том числе и естественно-научного профиля. Он может быть одновременно глубоко нравственным человеком, однако критерий нравственности не заложен в

Идея вероятностного обучения // Первое сентября. 1999. № 52. 7 августа (http://archive. lseptember.ru).

самом понятии просвещенного человека. Скорее это некое дополнение к нему.

Homo edoctus, человек образованный — это не только хорошо информи­рованный и разбирающийся в современных науках индивид, он обладает, кроме того, самостоятельным образом мысли, гибким и развитым мысли­тельным аппаратом, позволяющим искать и находить нестандартные реше­ния. При этом речь идет не о том, что он владеет готовыми алгоритмами мышления или схемами знания, как в случае человека просвещенного, а о том, что его мышление имеет свой неповторимый почерк.

Зато человек просвещенный — это всегда индивид, владеющий широкой палитрой языков культуры, позволяющих ему вступать с представителями других культур в продуктивный диалог. Прежде всего это язык художествен­но-поэтического творчества. Таких людей относят к цвету гуманитарной интеллигенции. В то время как человек образованный может вполне быть узким специалистом или даже практиком в технических областях.

Результатом действия в обществе развитой системы среднего и высшего образования является, помимо всего прочего, создание, во-первых, грамот­ного (на базе среднего образования), во-вторых, просвещенного (на базе высшего образования) населения.

О пользе просвещения в наш век уже не принято говорить в вопроситель­ной форме. Мало кто сомневается в его необходимости. Хотя все мы при­общаемся к его плодам в разной степени. Тот, кто разобрался в основах наук,

Врезка







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.