Здавалка
Главная | Обратная связь

Россияне хотят учиться



Более 80% населения России хотят получить высшее образование. Число студентов в стране за последние 10 лет увеличилось более чем в 2 раза, так что Россия является одним из миро­вых лидеров по этому параметру. Такие данные получены в ходе мониторинга экономики образо­вания, который третий год подряд проводится в ряде регионов России.

Треть выпускников профессионально-техниче­ских училищ и 50% окончивших техникумы так­же хотят продолжать свою учебу в вузах. Одна­ко только 30% россиян стремятся в вуз для по­лучения определенной профессии. Остальные считают, что высшее образование само по себе позволит им обрести социальный статус, гаран­тирует более высокое материальное положение вне зависимости от того, какую специальность они получат. Около 5% из числа опрошенных на­прямую заявили, что учеба в вузе поможет им из­бежать службы в армии.

Для того чтобы ребенок учился в вузе, 75% рос­сийских семей готовы пойти на серьезные мате­риальные затраты, а 47% — дать взятку за по­мощь при поступлении. Сейчас за свои деньги учатся половина студентов, а в ближайшее вре­мя доля бесплатно обучающихся лиц сократится до 45%. «Пора признать, что в России практиче­ски нет чистого бесплатного образования»,— счи-


тает ректор университета «Высшая школа эко­номики» (ВШЭ) Я. Кузьминов. Эксперты отмечают, что две трети населения России готовы в той или иной степени платить за образование. «Пока ломаются копья — быть об­разованию платным или бесплатным, в школах берут с родителей за обучение столько, сколько кто может дать, учебные программы в вузах по­строены так, что они не могут существовать без средств студентов»,— считает Я. Кузьминов. Расходы бюджета на образовательные услуги будут и дальше возрастать, считают эксперты. К 2010 г. они увеличатся в целом на 56%, а в сек­торе высшего образования — на 48%. Как показывает статистика, более половины выпускников вузов не могут найти работу, соот­ветствующую их уровню образования. По мне­нию Я. Кузьминова, «завышенные мнения о сво­их профессиональных достоинствах, профессио­нальная невостребованность выпускников вузов будут в России наиболее волнующими проблема­ми в ближайшее десятилетие». «России придет­ся повторить путь Западной Европы и привле­кать в страну более дешевых специалистов»,— полагает ректор ВШЭ. По его словам, уже сейчас многие вузы обеспокоены этой ситуацией и 70% из них предлагают программы дополнительного образования.

Источник: РИА Новости. 2702.2004

35 Наука в России 2001: Статистический сборник. М., 2001.

ски во всех высших учебных заведениях как государственных, так и негосу­дарственных. Если в 1986 г. обучение экономической специальности осу­ществлялось в 186 вузах, то в 1994 г. — в 372 университетах, академиях и институтах16.

Основным механизмом формирования государственного заказа науке стал сегодня конкурсный отбор предложений ученых, товаропроизводите­лей и потребителей продукции. Конкурсный отбор производится открыто,

Федеральные целевые программы особенно хороши на бумаге

на основе государственной экспертизы, определяющей обоснованность предложений и их соответствие критериям: приоритетности направления, обеспечения экономической и оборонной безопасности, предполагаемой эффективности использования бюджетных ассигнований, потребностям рынка и др. Усилился акцент на государственную поддержку фундаменталь­ных и поисковых исследований. Особое значение имеет Российская Ака­демия наук, которая вместе с отраслевыми академиями является ведущим и общепризнанным лидером в проведении фундаментальных исследований. Федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники гражданско­го назначения» объединяет 39 государственных научно-технических под­программ. Министерство науки и технологий Российской Федерации, яв­ляясь государственным заказчиком данной федеральной целевой програм­мы, должно было в 1998 г. организовать координационные советы по восьми

Еникеева С.Л., Панкратова В.П. Организационно-экономические аспекты высшего образования в России. М., 1998. С. 113.

приоритетным направлениям развития науки и техники и при их участии осуществить реорганизацию подпрограмм в целях концентрации средств на наиболее актуальных и близких к завершению темах и исключения дубли­рования проектов, поддерживаемых научными фондами.

На перспективу в качестве мер, способных смягчить кадровые пробле­мы, государственные органы планируют активизировать процесс интегра­ции вузов с организациями академи­ческой и прикладной науки, ввести бронирование от призыва в армию молодых специалистов в научных организациях, получивших государ­ ственную аккредитацию, строитель­ство жилья для молодых специали­стов. Существенное значение для закрепления в науке молодежи играют «Программа поддержки ведущих научных школ» и «Гранты Президента для поддержки научных исследований молодых ученых — докторов наук».

Эффективным механизмом кадровой политики призвана стать контракт­ная система найма. Ее развитие следует начинать с приема молодых специ­алистов. Это позволит повысить подвижность научных кадров и, что самое важное, отобрать для конкретной научной работы самых подходящих кан­дидатов. Большое внимание будет уделяться подготовке научных кадров высшей квалификации через сеть аспирантур и докторантур при академи­ческих институтах и государственных научных центрах. На нижнем звене активизируется работа с творческой молодежью — со школьниками и ода­ренными подростками — через создание профильных школ, научных об­ществ учащихся, разветвленную систему конкурсов научных проектов, олимпиад всех уровней и организацию научно-популярных лекций ведущих ученых для учителей и школьников.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.