Здавалка
Главная | Обратная связь

Метод разъяснения ценностей



Традиционная система религиозного и этического воспитания делала ставку на заучивание отрывков из Библии, заповедей и правил общежития. Такой подход направлен на формирование того, что можно назвать добро­детелями — честность, добросовестность, самообладание, дружелюбие.

Еще Аристотель составлял подобный список, который включал в себя умеренность, терпимость, гордость, добросердечность, правдивость и спра­ведливость.

Такой метод, основанный на чтении моралей и изложении правил пове­дения, сегодня оказался несостоятельным. В настоящее время учителя пы­таются использовать новый подход, получивший название разъяснения

21 Перспективы гуманитарного образования в средней школе. М, 1992. С. 166—167.

ценностей. При этом рассматривается не содержание моральных приори­тетов, а процесс их приложения к конкретной ситуации.

Метод разъяснения ценностей — методический подход, основанный на разъяснении школьникам основных моральных ценностей, что помогает им лучше понять собственные убеждения и приоритеты.

Учитель придумывает ситуации, имеющие непосредственное отношение к жизни школьников и их повседневным проблемам. Целью такой работы является не простое насаждение в умы учеников определенного набора нравственных понятий. Задача ставится шире: помочь учащимся правиль­но оценить свои внутренние убеждения и поступки; научить их взвешивать

Моральные ценности — наиболее важный элемент школьного образования

все «за» и «против» того или иного решения, предвидеть вероятные послед­ствия решения и уже на основании этого анализа делать выбор; научить находить средства достижения поставленных целей, не идущие вразрез с собственными моральными установками. Использование этого подхода помогло многим школьникам стать более самостоятельными в отстаивании собственного мнения и следовании принятым решениям. За рубежом при­думано множество упражнений и методических разработок, которые могут быть использованы на классных занятиях с применением метода разъясне­ния ценностей.

Выбор альтернатив. Учитель задает ученикам несколько вопросов:

«Вы предпочитаете копить или тратить?»

«Вы индивидуалист или коллективист?»

«Вы предпочитаете умственную или физическую работу?»

Диапазон ценностей. Учащимся предлагается оценить свое отношение к самому себе и одноклассникам, чтобы понять свою роль и место в коллекти­ве. Им может быть задан, например, такой вопрос: «Как далеко вы готовы зайти в своих поступках, чтобы завоевать признание товарищей?» Их ответ может лежать в самом широком диапазоне — от «Готов на все!» до «И паль­цем не шевельну!».

Шкала предпочтений. Школьникам предлагается разместить в соответ­ствии со своими предпочтениями готовые ответы на поставленные вопро­сы. Например:

Где бы вы хотели провести воскресный день? —- На пляже. В лесу. На распродаже в магазине.

Какая проблема на сегодняшний день представляет для вас наименьший интерес? — Освоение космоса. Жизнь за чертой бедности. Обороноспособ­ность государства. Экология.

Город как школа

Среди новых педагогических течений второй половины XX в. можно отметить проект «Город как школа», который появился в 1972 г. в Нью-Йор­ке. Он задуман для старшеклассников, а также не сумевших получить сер­тификат об образовании 16—20-летних парней и девушек, неуспевающих в учебе по самым разным причинам — психологическим, физиологическим, социальным (например, умерла мама, папа женился на другой и уехал в другой город, девочка осталась жить с бабушкой, которой была совершен­но не нужна, появились сомнительные друзья, стала выпивать, бросила школу). Обычно их списывают со счетов и они пополняют ряды преступ­ников.

Современное общество, ориентированное на престижные ценности, вертикальную мобильность и быстрое достижение успеха, ставит подрост­ков с трудным опытом социализации в неравные условия. Оно требует от них того, чего они достичь без помощи со стороны просто не могут: хоро­шо учись — получишь свидетельство об образовании; будешь иметь сви­детельство — сможешь пойти учиться дальше; окончишь университет — будешь иметь хорошую профессию; будешь иметь хорошую профессию — сможешь иметь дом, квартиру, семью. А если человек споткнулся на пер­вом, самом сложном и самом важном этапе? Если что-то случилось, когда ему было всего семь—десять—двенадцать—пятнадцать лет: семейная драма или социальные проблемы, психологические конфликты в школе или не­желание подчиняться ее подавляющим законам заставили ребенка бросить школу?

Идея создателей новой формы обучения, которую иногда еще называют продуктивным образованием, заключалась в том, чтобы дать школьникам возможность учиться у настоящих мастеров реальному делу, возвращаясь в здание школы только для того, чтобы проанализировать свое продвижение в учебе и понять, что необходимо сделать для успешной работы. Основное время учебы ребята стали проводить не в стенах школы, а в городе, на кон­кретных рабочих местах, возвращаясь в собственно школу лишь на один-два дня в неделю. Отсюда и название проекта — «Город как школа». Рабо­тая на конкретных местах в городе, ребята постоянно используют и разви­вают личный опыт, переучиваются, выбирают значимую для себя информацию.

Опрос

Кого, по вашему мнению, в наши дни должна готовить школа? (всероссийский опрос ВЦИОМ, 1600 респондентов; сумма ответов превышает 100%, так как мож­но было дать несколько ответов):

культурных, образованных людей 68

квалифицированных специалистов 37

хорошего отца, мужа, мать, хозяйку 35

критически настроенных людей,

способных взять на себя ответственность 35

людей, трезво смотрящих на вещи 33

людей, способных обеспечить свое благосостояние 29

надежных защитников Родины 25

дисциплинированных работников 19

людей, чувствующих все прекрасное 9

людей, не идущих на компромиссы 5

романтиков и энтузиастов О

другое 1

затруднились ответить 2

По сравнению с 1988 г. на 8% увеличилось количество людей, желающих, что­бы школа воспитывала культурных и образованных людей, на 9% — количество тех, кто хочет, чтобы школа воспитывала в детях ответственность за себя и свои решения.

www.intellectualcapital.ru

Сегодня этот проект стал мощной альтернативой классно-урочной сис­теме образования. Например, в Нью-Йорке ребятам предлагают на выбор более трех тысяч разнообразных рабочих мест. Сначала в такой школе учи­лись всего пятнадцать учеников и работали четыре учителя, а сейчас в школе 1200 ребят и 104 преподавателя. Позднее к этому течению стали присоеди­няться школы, работающие с детьми разных возрастов. Так как не все ис­пользуют (по разным причинам) рабочие места в городе, было решено объе­динить все эти школы под названием «продуктивное образование». Их объе­диняет общая идеология, схожие позиции учителей, способы работы и образовательные эффекты. Сегодня такие школы открыты в Испании, Пор­тугалии, Греции, Швеции, Финляндии, Польше, Чешской Республике, Гол­ландии. Только в Берлине есть 14 таких школ. В России развитие продук­тивного образования началось с Санкт-Петербурга, есть школы в Москве, Кемерове, Украине, Нальчике28.

Метод консультативного обучения29

Чтобы учить студентов поколения пепси, в лексиконе которых отсутству­ет слово «дисциплина», преподаватель Л. Шуткин из МИРЭА предлагает использовать новую технологию преподавания, которую он назвал методом консультативного обучения. Его вызвала к жизни практика посещения уни­верситетских лекций. Она показывает, что студент может опоздать на 15-20 мин, войти в аудиторию и сесть за парту, даже не спросив разрешения преподавателя, или выйти из аудитории посреди лекции и не вернуться. Более того, многие студенты старших курсов работают и не могут посещать каждую лекцию. В конце семестра они берут конспекты у самой старатель-

Подробнее см.: Леонтьева О. Идея города как школы (http://archive.lseptember.ru).

Источник информации: Комаров С. Появилась технология консультативного обучения (www.

inauka.ru).

нои девушки, размножают их на ксероксе и за два дня готовятся к сдаче экзамена. В результате на экзамен являются студенты, которых преподава­тель в глаза не видел. О каком качестве образования можно говорить в та­кой ситуации? Однако если изменить подход к преподаванию и применить метод консультативного обучения, то результаты улучшаются.

В основе нового метода обучения лежит домашняя работа студента с ги­пертекстовым веб-курсом лекций, который вывешен в Интернете, а также обсуждение тем лекций в аудитории с преподавателем. Дома студент ска­чивает из Сети и распечатывает очередную лекцию и разбивает ее на разде­лы, подразделы, абзацы, а затем в каждом абзаце вычленяет ключевые сло­ва и формулирует вопросы. Эта структура остается зафиксированной на специально отведенных полях распечатки лекции. В результате получается «дерево тем лекции». На занятие с преподавателем каждый студент прихо­дит с такой размеченной распечаткой. Вместо того чтобы читать лекцию, преподаватель во время коллективной беседы проверяет, какие смысловые деревья построили студенты, что за вопросы сформулировали и как отве­чают на них. В результате время, необходимое для обучения, уменьшается вдвое, а качество знаний студентов существенно возрастает, что проявляется на экзаменах и во время выполнения курсовых работ. Студенты, которые пропустили занятие, все равно должны построить смысловые деревья всех лекций и в течение семестра получить у преподавателя зачеты.

В основе метода лежит парадигма модульного мышления. Каждый раздел гипертекстового курса — это своеобразный модуль с одним входом, в каче­стве которого служит экран компьютера, с несколькими выходами — либо

Врезка

Р. Шейерман

Потери и приобретения

На протяжении всей своей педагогической дея­тельности я неоднократно использовал уроки старого резчика, они помогали мне создавать эф­фективный подход к обучению. Более того, они позволили лучше осознать бремя ответственно­сти, которое ложится на плечи тех, кто посвятил свою жизнь воспитанию молодежи, но чьи усилия критикуются как неудачные и неумелые. Неиз­бежно возникает вопрос: кто виноват? Учитель, который делает слишком мало, или обществен­ность, которая требует слишком много? По ряду причин школьная система такова, что трудно ожидать от работников образования ответа на этот вопрос. К чести мыслящих американских пе­дагогов, в стране существуют эффективные го­сударственные и частные школы — в городах, пригородах и в сельской местности. Степень эф­фективности зависит от нравственной ответ­ственности педагогов за интеллектуальное и физическое здоровье учащихся. Масштабы зла, причиняемого изощренными тех­ническими достижениями ничего не ведающим людям, доказывают, насколько легко великие знания, не подкрепленные мудростью, направить


во вред человеку. Как пишет Эрнст Боуер, «самый опасный результат образования — это прекрас­но информированные люди, не отягощенные совестью». Мудрость заставляет знания склонить­ся перед любовью, творящей бескорыстное доб­ро, той самой, что близка к библейскому толкова­нию величия. Идею различения знаний и мудрос­ти подчеркнул бывший секретарь Ассоциации американских медицинских колледжей Фред Зап­лел, так определивший задачи подготовки студен­тов: «Наша организация не считает нужным заби­вать их головы большим количеством научной информации. Мы отдаем предпочтение класси­ческому широкому образованию. Врачам необхо­димо образование, а не выучка», [арри Роше, пре­зидент колледжа Хиллсдейл (штат Мичиган), пи­шет, что образование «нужно определить как сохранение, совершенствование и передачу цен­ностей от одного поколения к другому. Средства передачи включают в себя разум, традиции, мо­ральное воспитание и самоанализ». К сожалению, большинство американских учителей не уделяют им должного внимания, снижая тем самым эф­фективность образования учащихся.

Перспективы гуманитарного образования в сред­ней школе. М., 1992. С. 18-19

логическими связями с другими разделами, либо прямыми гипертекстовы­ми ссылками на эти разделы. Модули нижних уровней — это темы, абзацы, предложения. Выстраивая логическое дерево лекции, студент, сам того не подозревая, вычленяет созданные преподавателем смысловые модули и оп­ределяет связи между ними. В процессе этой работы в его голове формирует­ся логическая структура знания о каком-то конкретном предмете, которая и обеспечивает понимание материала без необходимости зубрежки.

Этот способ мышления, считает Л. Шуткин, придумали еще древнееги­петские жрецы, они с помощью таблиц вели учет зерна. В XX в. появилась мощная теория таблиц, на ее основе развилась такая отрасль знания, как

базы данных, но структурная и семантическая суть таблиц за 4 тыс. лет не изменилась. Другая парадигма мышления, дающая движение, воз­никла в XVIII в., когда Эйлер решил задачу о дви­жении по мостам Кенигсберга. Это графовое мышление. В нем уже есть вектор перемещения, и можно совершать направленное движение от одной точки к другой. Такой способ мышления лежит в основе всех задач оптимизации, когда стоит вопрос о выборе наиболее эффективного пути. Модульный метод описания объектов и си­стем возник в 60-е гг. XX в. стараниями выдающе­гося американского математика У. Гренандера. Он рассуждал о таких объектах, у которых есть бесконечное количество связей. Российский спе­циалист развил эту теорию и предложил формальные описания и нагляд­ные схемы модулей с конечными числами связей — входов и выходов. Каж­дая связь может иметь свой тип, и если у соседнего модуля окажется сво­бодная связь того же типа, то они соединятся. Эта модульная теория поддается математической формализации и представлению в виде нагляд­ных схем, которые можно использовать в практике независимо от их фор­мальных описаний.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.