Здавалка
Главная | Обратная связь

СТРУКТУРА И КАДРЫ НАУКИ



В отечественной статистике принята классификация научных организа­ций по секторам науки и типам организаций.

В государственном сектореработают организации федеральных мини­стерств и ведомств (включая Российскую Академию наук и отраслевые ака­демии), организации органов управления республик, краев, областей, Мос­квы, Санкт-Петербурга и организации местных (муниципальных) органов управления.

В предпринимательском секторе— отраслевые научно-исследовательские институты (НИИ), конструкторские, проектно-конструкторские, техноло­гические организации, проектные и проектно-изыскательские организа­ции, промышленные предприятия, опытные базы и т.д.

В секторе высшего образования— университеты и другие высшие учеб­ные заведения (вузы), НИИ (Центры), конструкторские, проектно-конст-рукторские организации, опытные (экспериментальные) предприятия, подведомственные вузам и/или Минвузу России, клиники, госпитали, дру­гие медицинские учреждения при вузах и т.д.

В частном (некоммерческом) секторе— добровольные научные и профес­сиональные бесприбыльные общества и ассоциации, общественные орга­низации, благотворительные фонды и т.п.

Большинство научных работников в современной России занято в орга­низациях российской государственной собственности — 673,7 тыс. человек, в организациях смешанной российской собственности— 137,4 тыс. человек, а в организациях российской частной собственности всего 53,4 тыс. чело­век. Численность работающих здесь выросла с 1995 г. почти в 2 раза. В орга-

2 Концепция реформирования российской науки на период 1997-2000 гг. (http://intra.rfbr.ru).

низациях с иностранной или смешанной (российской и иностранной) фор­мой собственности работают 21,3 тыс. научных работников3.

Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также обще­ственное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную и/или научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующее в соответствии с учредительными до­кументами научной организации.

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские и научные органи­зации, образовательные учреждения высшего профессионального образования, опытно-кон­структорские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организа­ции, осуществляющие научную и/или научно-техническую деятельность.

Центральным учреждением в нашей стране, ответственным за состояние и уровень науки, выступает Российская Академия наук (РАН). Она учреждена в 1991 г. на базе Академии наук СССР, но ведет свою историю с 1724 г. от Пе­тербургской АН. В 1994 г. в РАН было свыше 440 действительных членов, 600 членов-кор­респондентов, 120 иностранных членов, в 2002 г. — 500 академиков и 700 членов-коррес­пондентов.

РАН объединяет 18 отделений по отраслям и направлениям наук: математики; общей фи­зики и астрономии; ядерной физики; инфор­матики, вычислительной техники и автомати­зации; общей технической химии; физиоло­гии; общей биологии; геологии; географии; истории; философии и права; экономики; ми­ровой экономики и международных отноше­ний; литературы и языка и др. У нее есть регио­нальные отделения (Сибирское, Уральское, Дальневосточное) и научные центры. Ураль­ское отделение РАН включает 42 организации, Сибирское — 98, а Дальне­восточное — 39.

Отраслевые академии наук, так же как и РАН, имеют государственный статус, учреждаются федеральными органами государственной власти, фи­нансируются за счет средств федерального бюджета, наделяются правами управления своей деятельностью и имуществом. К отраслевым академиям наук относятся: Российская академия сельскохозяйственных наук, Россий­ская академия медицинских наук, Российская академия образования, Рос­сийская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств.

Наука в России 2001: Статистический сборник. М., 2001.

Наряду с Академией наук в нашей стране существовали и отчасти суще­ствуют сегодня сотни отраслевых НИИ. Так называются научно-исследова­тельские институты, которые подчинены и финансируются всевозможны­ми министерствами и ведомствами. Если академические институты, по определению, развивают фундаментальную науку, то отраслевые НИИ за­нимаются прикладной наукой, т.е. приспосабливают к конкретным техни­ческим задачам фундаментальные знания.

В 2001 г. в технических науках было занято 64,6% всех исследователей, в естественных науках — 23,4, в медицинской науке — 3,6, в сельскохозяй­ственных науках — 3,4, в общественных — 3,1 и в гуманитарных — 1,9%. За период 1995—2001 гг. доля занятых в технических, сельскохозяйственных и общественных науках сократилась, а в естественных, медицинских и гума­нитарных отраслях выросла4.

В советское время количество институтов, лабораторий, всевозможных станций, бюро и вузов росло с огромной, опережающей все страны и наро­ды скоростью. Только в Академии наук СССР в конце 70-х гг. в дополнение к 850 действительным членам и член-корам (а в 1917 г. их было всего 40) на­считывалось 52 100 занимавшихся тем же трудом докторов, кандидатов наук и научных специалистов в 250 науч­ных институтах5. Вокруг них роились мириады чиновников, служащих и рабочих, бок о бок трудившихся с уче­ными в институтах, бюро, экспедици­ях и на кораблях6. Академики и другие авторитетные ученые заседали во всех коллегиях министерств и ведомств, неся последнее слово науки в каждый проект, в каждое начинание властей.

Однако большая Академия была только небольшой частью научного ле­виафана. Еще существовали академии сельскохозяйственные, педагогиче­ские, медицинские, гигантская отраслевая наука, всяческие «ящики», уче­ные в вузах. Страшно сказать, но к концу эпохи СССР в нем трудился каж­дый четвертый ученый земного шара, хотя жил тут каждый шестнадцатый7. В 2000 г. среди научных работников насчитывалось 22 тыс. докторов наук и 84 тыс. кандидатов. Доля докторов наук среди научных работников в этот период устойчиво росла — от 1,8% в 1995 г. до 2,5% в 2000 г. Доля кандида­тов наук среди научных работников сначала незначительно росла: от 9,2% в 1995 г. до 10,1% в 1998 г., а затем начала медленно уменьшаться — до 9,5% в 2000 г. Доля докторов наук среди исследователей в 2000 г. составляла 5,1 %. кандидатов наук — 19,7%8.

Сколько среди числившихся докторами и кандидатами людей, предназ­наченных самой природой для познания, т.е. пришедших в науку ради са-

4 Россия в цифрах 2002: Краткий статистический сборник / Госкомстат России. М., 2002; Наука

России в цифрах 2001: Статистический сборник. М., 2002. 3 Организация науки в социалистических странах / Отв. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1986.

6 Именно в те годы в прессе шла активная дискуссия о том, что в СССР слишком мало научно-
технических кадров, помогающих ученым. А потому им, бедолагам, техническую работу прихо­
дится выполнять самим.

7 Аксенов Г. Вызов истины, который нам невнятен // Отечественные записки. 2003. № 1.
s Наука в России 2001: Статистический сборник. М, 2001.

мой науки, выяснилось лишь недавно,— всего 15%9. Остальные обратились к ней ради престижа, комфорта, нежелания работать физически, вращать­ся в «неподобающей среде», возможности самому планировать свой рабо­чий день и т.д.

Хотя, казалось бы, ученым были созданы все необходимые условия, кри­вая производительности их труда неуклонно шла вниз. Американский ис­торик Л. Грэхем обнаружил, что в СССР эффективность научного труда в общем объеме ВВП неизменно падала: с 2,2% в 1966 г. до 0,8% в 1978 г.10

СССР занимал первое место в мире не только по количеству ученых (у нас работал каждый четвертый ученый мира), но и по числу профессио­нальных писателей, которых было, вероятно, не меньше, чем во всех осталь­ных странах, вместе взятых: 8100 по списку Союза советских писателей в 1978 г. Но никаких великих литературных произведений для читающих на русском языке опубликовано не было: все самое значительное творилось в так называемом андерграунде (подполье) и за рубежом.

Основу высшего образования составляют вузы. Они готовят специалис­тов с высшим образованием для различных отраслей хозяйства, науки и культуры на базе среднего образования, осуществляют повышение квали­фикации преподавателей. К вузам относятся университеты, институты, высшие училища, учебные академии, консерватории. В Японии, как и в некоторых других странах, к вузам относятся университеты, колледжи с четырехлетним, медицинские колледжи с шестилетним, младшие коллед­жи с двухлетним и специализированные училища, т.е. технические коллед­жи с пятилетним обучением. Но подлинно высшим сами японцы считают только университетское образование. Чтобы поднять престиж колледжей, в некоторых из них введена аспирантура, что, по мнению японских социо­логов, оказывает позитивное влияние на репутацию учебных заведений и помогает сохранять устоявшуюся численность студентов".

Основными разновидностями вуза в нашей стране сегодня являются университеты, академии и институты (табл. 16). Многоуровневая система высшего образования в России включает три типа образования в соответ­ствии с 4—5- или 6-летней программой обучения.

Среди трех форм высшего образования самым престижным и модным в 1990-е гг. являлся университет. По стране прошла волна переименований

Таблица 16 Структура высшей школы России12

 

 

Государственные вузы Годы
1992 1996 1997
Университеты
Академии
Институты

Зубова Л.Г. Профессиональная деятельность российских ученых: ценности и мотивации // Вестн. РАН. 1998. Т. 68. № 9. С. 775-789.

Грэхем Л. Очерки истории русской и советской науки: Пер. с англ. М., 1998. С. 192. " Пронников В.А., Ладанов ИЛ. Японцы. М., 1996. С. 326. Еникеева С.Л., Панкратова В.П. Организационно-экономические аспекты высшего образования в России. М., 1998. С. 7-8.

институтов в университеты, в результате чего количество последних за пе­риод 1986—1997 гг. возросло с 40 до 236, т.е. в 5,9 раза.

В 90-е гг. отечественная наука и высшее образование вошли в полосу неблагоприятных, а по мнению отдельных специалистов, и катастрофиче­ских перемен. В период с 1991 по 1994 г. объем федеральных отчислений на науку в России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 31 -45 лет за гра-ницу ежегодно составляет 70—90 тыс.13 Сегодня приток молодых кадров резко уменьшился. Экспериментальное оборудование в научных институ­тах устарело и используется неэффективно. Все это крайне негативно ска­зывается на состоянии научных исследований и разработок, а следователь­но, и на возможностях технологиче­ской модернизации производства.

Научный потенциал России за по­следние 10—15 лет резко сократился. Численность занятых в сфере науки и научного обслуживания постоянно сокращается. Если в 1970 г. в СССР на 90 млн занятых в народном хозяйстве приходилось 3,3 млн специалистов, занятых в науке, в 1980 г. — 3 млн, то в 1996 г. в России на 66 млн занятых было менее 1 млн ученых и преподавателей14. И спад продолжается15. Не­сколько иначе выглядит статистика подготовки научных кадров высшей квалификации. С 1991 по 1997 г. число кандидатов наук снизилось на 24%. а численность докторов наук, выполняющих исследования и разработки, увеличилась на 28%. Наибольший прирост наблюдался в области физико-математических, медицинских, педагогических, психологических, социо­логических наук16.

Численность персонала, занятого исследовательскими разработками, на конец 2001 г. составила 895 тыс. человек, из них 428,3 тыс. человек, или 47,8% — исследователи. Начиная с 1992 г. численность научных работников снижалась вплоть до 1998 г.— с 1532 до 855 тыс. человек. При этом особен­но сильному сокращению подверглись исследователи: их доля составила 48,7% в 1998 г. вместо 52,5% в 1992 г. С 1998 г. численность научных работ­ников стала возрастать. В результате к 2001 г. численность персонала, заня­того в исследовательских работах, составила 58,4% от уровня 1992 г.17

Россия по числу исследователей на 10 тыс. экономически активного на­селения находится на втором месте в мире после Японии и США. В 2000 г. этот показатель был равен 60,4, а в первых двух странах он стремится к 100. Другой показатель — число научных работников на 1 тыс. человек, занятых

13 Ракитов А.И. Наука и устойчивое развитие общества // Общественные науки и современность. 1997. №4. С. 10.

14Левашов В., Руткевич М. Интеллектуальный потенциал России. Проблемы измерения и прогно­зирования. // Независимая газета (приложение НГ-Наука). 1999. 19 мая. № 88. С. 13; Римашев-ская ЯМ. Экономика домашнего хозяйства: по результатам таганрогских исследований. // Де­мография и социология. 1997. № 16. С. 10-19.

'-"' Ракитов A.M. Наука и устойчивое развитие общества // Общественные науки и современность. 1997. №4. С. 10.

16 Бердашкевич А.П. Российская наука: состояние и перспектива // Социологические исследования.
2000. № 3. С. 120.

17 Россия в цифрах 2002: Краткий статистический сборник / Госкомстат России. М., 2002.

в экономике,— составил 13,8 в 2000 г. За период 1992—1998 гг. он упал с 18,6 до 13,4, а с 1999 г. медленно рос18.

В то время как численность ученых в стране снижалась, количество чи­новников, командующих и обслуживающих науку, возрастало. Для сравне­ния приведем только один факт: на одного ученого в стране приходится почти 500 чиновников, причем половина из них появились в последние 10 лет. Столь стремительный рост популяции чиновников во многом объяс­няется всевозможными реформами, которые проводились как в стране в це­лом, так и в отдельных отраслях промышленности. В конечном итоге такое реформирование привело лишь к одному результату: возросла армия чинов­ников, которые и затевают новые «модернизации» прежде всего ради соб­ственного выживания и размножения19.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.