Здавалка
Главная | Обратная связь

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ



Наука — самая сложная область интеллектуальной деятельности челове­ка. Исторически она возникла позже религии, искусства, образования. Хотя первые ростки научного знания обнаруживаются в древнеегипетском и древнегреческом обществах в V в. до н.э., настоящий ее расцвет наступил

только в Новое время (XVI—XVII вв.) и был тесно связан с научно-техниче­ским прогрессом и индустриальной революцией.

Основная функциянауки — выра­ботка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительно­ сти. Цель научной деятельности — получение нового знания. Цель обра­зования — передача нового знания новым поколениям людей, т.е. молоде­жи. Если нет первого, то не будет и второго. В этом смысле наука важнее об­разования.

В большинстве европейских стран два процесса — получениеи распро­странениенового знания — стараются не разрывать. Поэтому западные уни­верситеты выполняют обе функции — научную и педагогическую. Универ-

ситетский профессор — одновременно ученый-исследователь и педагог-практик. В СССР и России сложилась иная традиция. Здесь науку делают одни люди, а образование — другие. Большой наукой занимается Академия наук, имеющая в своем составе более 450 научно-исследовательских инсти­тутов, а образованием занимается Министерство образования Российской Федерации, которому подчинены сотни тысяч школ и вузов.

Социальный институт науки весьма сложно организован. Наука — это тысячи университетов и лабораторий, институтов, библиотек и музеев, журналов и монографий, миллионы научных сотрудников. Наука как со­циальный институт складывалась постепенно в последние 300 лет. В это

же время формировались институты гражданского общества, нацио­нальных государств и рынка. Сегод­ня карьера организаторов науки уже неотделима от государственной и корпоративной структур и жизни. Обладание научной, ученой степе­нью, званием, престижной премией доказывает ныне не уровень научных достижений, социальный статус, а общественный престиж и популярность их носителей. Организационные формы науки интегрированы в политику и экономику, а выдающиеся уче­ные часто являются значимыми фигурами на политической арене — как внутренней, так и международной. Взять хотя бы академика А.Д. Сахаро­ва. В 1960-е гг. он трудился над созданием водородной бомбы, в 1970-е гг. его преследовал КГБ за антисоветскую деятельность, в 1990-е гг. его име­нем названы улицы, парки и проспекты.

До первой промышленной революции, свидетельствуют историки, на­ука являла собой институализацию человеческого любопытства. Сегодня это передовая отрасль мировой экономики, обслуживающая государства и кор­порации. Некогда свободная от политики университетская наука ныне силь­но изменилась. Именно из политики в XX в. в науку пришли иерархии долж­ностей и званий, в том числе и в академическую. А из экономики — стрем­ление к получению прибыли, представление о научном результате как товаре1. Научное знание стало товаром массового потребления и на рынке продуктов оно вытесняет уже все прочие виды овеществления человеческой деятельности.

Поскольку в Европе и США университеты — это место приращения фундаментальных знаний, а также место обучения им подрастающего по­коления, то университетскую систему называют также академической. В на­шей стране произошло размежевание двух сфер — университетской, где только преподают, и академической, где только исследуют. Поэтому нам отождествлять университетскую, фундаментальную и академическую науку, считать их различными выражениями одного и того же, нельзя. За рубежом подобное считается само собой разумеющимся. Правда, существуют неко­торые нюансы. В слово «университет» вкладывается скорее учебно-адми­нистративный (если можно так выразиться) смысл, а в термины «академи-

Кордонский С. Кризисы науки и научная мифология // Отечественные записки. 2002. № 7.

ческий», «фундаментальный» — научно-поисковый, исследовательский. Академическая сфера традиционно рассматривается как самое престижное место деятельности.

Наука в СССР занимала весьма привилегированное положение. Она была масштабной и сравнительно хорошо финансировавшейся сферой. В целях обеспечения военной и технологической безопасности страны ис­следования велись по всему фронту фундаментальных и прикладных наук и дали немало выдающихся открытий, вместе с тем такая научно-техниче­ская политика привела к определенным издержкам в формировании науч­ной сферы. Стремление сохранить паритет с другими странами по всем направлениям научно-технического развития реализовывалось путем обра­зования большого числа научных учреждений, не имевших зачастую нуж­ного кадрового и технического потенциала и в силу этого не вышедших на мировой уровень исследований2.

В постсоветской России наука оказалась одной из тех отраслей, для ко­торых последствия перехода к рынку носили наиболее деструктивный ха­рактер. Значительное уменьшение объемов финансирования науки по срав­нению с уровнем 1991 г. создало неблагоприятную ситуацию, последствия которой наше общество будет ощущать еще не одно десятилетие.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.