Эволюция теории управления в ХХ веке
Наука управления развивалась параллельно с совершенствованием технологии производства, становлением производительных сил, производственных и общественных отношений, возникновением новых средств связи и обработки информации, изменением бизнеса. Исследования в сфере управления сосредоточены на трех основных явлениях -- задачах управления, человеке и управленческой деятельности. На начальной стадии развития учений об управлении внимание уделялось отдельным аспектам управления, т.е. изучалось преимущественно одно из перечисленных явлений. С углублением и расширением знаний об управлении и изменениями его характера все большее развитие стали получать системный, процессный и ситуационный подходы, что позволило увязать многие составляющие процесса управления в единое целое. Появление новых теоретических направлений не исключало из рассмотрения предшествующие наработки, а расширило и обогатило практику управления. Первым ученым, описавшим управление, считается французский экономист Жан Батист Сэй (1767 -- 1832), который в начале XIX в. ввел понятие антрепренерства как способа определения наиболее рационального использования имеющихся ресурсов для увеличения богатства. Становление менеджмента как науки относится к концу XIX -- началу ХХ в. Первой теоретической школой менеджмента стала научная школа, формирование которой происходило в 1890-е -- 1920-е гг. Ее появление было обусловлено необходимостью всесторонней рационализации производства и разделении труда в связи с техническим прогрессом и активным развитием техники и предприятий. Наиболее заметным вкладом этой школы в современный менеджмент стали теория организации труда Ф. Тейлора, разработки Ф. и Л. Гилбретов, Г. Гантта. Административная, или классическая, школа развилась как одно из направлений научной школы управления. Ее основу составили общие функции и принципы управления А. Файоля, теория Г. Эмерсона, философия менеджмента О. Шелдона, теория бюрократического построения организации М. Вебера, а также разработки Дж. Муни, Л. Урвика, С. Дэвиса и др. К заслугам последователей данной школы относятся разработка основ организации управленческого труда, определение функций и принципов управления, формирования рациональных организационных структур управления и основ построения бюрократической организации, процессного подхода. Особо следует отметить вклад А. Файоля, который выделил управление в самостоятельную науку и впервые использовал процессный подходк управлению, представив его как взаимосвязанную цепь повторяющихся функций управления. Данный подход получил развитие в 1940-е гг., когда управление стало рассматриваться как последовательный процесс включающий три и принятие управленческого решения -- организация исполнения управленческого решения -- контроль за его исполнением. В 1960-е гг. процессный подход и процессное управление стало реализовываться посредством организации взаимосвязанных бизнес-процессов. В 1990-е гг. теория реинжиниринга бизнес-процессов вдохнула новую жизнь в процессный подход. В 1930-е г. стало ясно, что механистическое восприятие работника как необходимого придатка к машине не способствует дальнейшему росту производительности труда, и сформировалась школа человеческих отношений, объединившая таких ученых как Э. Мэйо, М. П. Фоллетт, Ф. Ролитсбергер, У. Фотч, Ч. Белл, У. Мур, Ж. Фриман, Р. Лайкерт и др. Они доказали, что на производительность труда наряду с материальными стимулами воздействуют и социально-психологические факторы. Данная школа выработала подходы к организации как социальной системе, имеющей собственные законы развития. В 1940 -- 1950-е гг. происходило формирование бихевиористской школы менеджмента (школы поведенческих наук), которая выросла из школы человеческих отношений. Ее наиболее яркие представители -- А. Маслоу, К. Арджирис, Ф. Герцберг, Д. Мак-Клелланд, К. Альдерфер, Д. Мак-Грегор, Э. Шейн, В. Врум, Д. Кун и др. Отличительной чертой этой школы стала ориентация на поведение человека, его реакция на различные внутренние побуждения и внешние стимулы. Параллельно в 1950-е г. развилось направление -- так называемый системный подход. Концепцию общей теории систем формулировал известный биолог Л. фон Берталанфи В сфере управления это направление разрабатывали Н. Винер, А. Богданов, К. Шенон, Ч. Барнард и др. В 1950 -- 1960-е г. на базе двух последних направлений появилась эмпирическая (прагматическая) школа управления, или менеджмент бизнеса, которая сконцентрировала свой внимание на выработке практических рекомендаций для предпринимателей и менеджеров, способствующих повышению эффективности управления. Она связана с именами П. Друкера, С. Дэвиса, Д. Миллера и многих других. Оформилось стратегическое управление. Одновременно сформировался ситуационный подход, который утверждал зависимость управления от сложившейся обстановки. Становление и развитие количественного подхода – использования количественных методов оценки в менеджменте связаны с разработками теорий частного равновесия У. Дженсона и О. Курно и теорий общего равновесия А. Вальраса и В. Парето. В 1970-е г. сложилось направление социальной ответственности, утверждающее социальную ответственность государства и бизнеса перед обществом и работниками.Становление и развитие социальной школы связано с именами Э. Карнеги, Р. Вуда, М. Фридмана, К. Дэвиса и др. В 1970 -- 1980-е гг. высокие темпы развития технологий открыли качественно новый этап в истории экономики и новую страницу в управлении организациями. Большое влияние на становление систем управления оказала компьютеризация. Создание международных информационных систем способствовало ускорению процессов глобализации и международной кооперации. Для предприятий и отраслей началась эпоха постоянного технологического обновления, а для стран период непрерывной структурной перестройки их экономик. В 1980-1990-е гг. появились теории инноваций, лидерства, корпоративной и организационной культуры. Практически все учения XX в. нашли отражение в современной теории и практике управления. Их основной вклад обобщен в табл. 2.1. Таблица 2.1. Вклад различных школ и научных направлений ХХ в. в современную науку управления
Примечание. В скобках приведены годы начала активных разработок данных направлений. Источник: [35, с. 32]. Краткий обзор учений XX в. показывает динамичное развитие науки об управлении. Практика, однако, продолжает открывать перед ней новые, ранее неизвестные стороны и проблемы. В реальности ни одна организация не ограничивается при построении управленческой деятельности какой-либо одной концепцией или теорией. На ее выбор влияет складывающаяся ситуация. В современных условиях управление предприятием рассматривается в тесной связи с рынком и маркетингом. Серьезное внимание уделяется проблемам содержания и обогащения работ, сочетанию физического и умственного труда. Существенно расширяется сфера применения групповой организации выполнения работ, со стимулированием индивидуальных и общих результатов, учетом мастерства и ответственности каждого работника. Сокращается степень специализации между членами групп, практикуются многооперационность и взаимозаменяемость. Координация и контроль базируются на целевых установках самой группы как части общей цели организации. Главная задача управления -- обеспечить гибкость и адаптируемость организации к динамично изменяющимся условиям внешней среды. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|