Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи
Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи. Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания — выделение моральнго содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений. Возраст: 7—8 лет. Метод оценивания: индивидуальная беседа. Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и задаёт ему вопросы. Пол героя рассказа и соответственно его имя меняются в зависимости от пола исследуемого ребенка. Для мальчиков персонаж — мальчик, для девочек — девочка. Текст рассказа: Мама, уходя на работу, напомнила Андрею (Лене), что ему (ей) надо есть на обед. Она попросила его (ее) помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей (Лена) поел(а) и сел(а) смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал(а). Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду, вздохнула и начата мыть ее сама. Андрею (Лене) стало грустно, и он (она) ушел (ушла) в свою комнату. Вопросы: 1. Почему Андрею (Лене) стало грустно? 2. Правильно ли поступил(а) Андрей (Лена)? 3. Почему? 4. Как бы ты поступил(а) на месте Андрея (Лены)? Критерии оценивания: 1. Ориентация на эмоции и чувства героя в выделении морального содержания ситуации (ответ на вопрос 1). 2. Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 4). 3. Ориентация на норму взаимопомощи (ответы на вопросы 2 и 3). Возможно выделение и вербализация нормы ребёнком уже при ответе на вопрос 1. 4. Уровень моральных суждений (ответ на вопрос 3). Уровни выделения морального содержания поступка: К в о п р о с у 1: 1. Ребенок не выделяет морального содержания рассказа, 2. Ребенок ориентируется на связь эмоций матери и Андрея (Лены), но еше не выделяет морального содержания рассказа — грустно, потому что мама вздохнула. 3. Ребенок выделяет моральное содержание рассказа, ориентируясь на чувства героев, указывает на невыполненную просьбу матери — ему грустно, потому что мама его попросила, а он не сделал. Ориентировка на связь эмоций ребенка и невыполненной просьбы мамы. 4. Ребенок выделяет моральное содержание рассказа и даёт ответ с указанием причины негативных эмоций героя — невыполнения нормы взаимопомощи — грустно, потому что нужно помогать, когда тебя просят. Уровни ориентации на просоциальное поведение: К вопросу 2: 1. Установка на просоциальное поведение отсутствует — нет ответа, неадекватная оценка поведения. 2. Неустойчивая ориентация на просоциальное поведение — и верно, и неверно. 3. Принятие установки на просоциальное поведение — указание на неправильное поведение героя. Уровни развития моральных суждений: К вопросу 3: 1. Указание на власть и авторитет — мама (папа) накажет. 2. Инструментальный обмен — не дадут мультики смотреть. 3. Межличностная конформность — не будет больше просить, обидится; хорошие дети так не делают. 4. Называет норму как правило — надо помогать. Уровни решения моральной дилеммы: К вопросу 4: 1. Нет выделения морального содержания ситуации — нет ответа. 2. Отсутствует ориентация на выполнение нормы — поступил бы, как Андрей (Лена); возможно добавление развлекательных действий — поиграл, попрыгал. 3. Ориентация на норму взаимопомощи как основание поступка — помыл бы посуду, помог бы маме помыть посуду, старшим надо помогать. Для уровня начальной школы показателями благополучия морального развития являются; 1) ориентация на чувства и эмоции героев (грустно, вздохнула) как показатель децентрации (учет позиции матери); 2) установка на просоциальное поведение; 3) уровень развития моральных суждений — конвенциональный уровень, 3-я стадия межличностной конформности (пай-мальчик или девочка). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|