Задание на выявление уровня моральной децентрации
(Ж. Пиаже) Цель: выявление уровня моральной децентрации как спорности к координации (соотнесению) трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на оспине принципа компенсации. Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм. Возраст: 7—10 лет. Метод оценивания: индивидуальная беседа. Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и задает ему вопросы. Текст рассказа: Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогулки она дала каждому ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду. Вопрос ы: 1. Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку? 2. Почему? 3. Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему? Критерии оценивания: 1. Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 1). 2. Способ координации норм (ответ на вопрос 2). 3. Решение моральной дилеммы с усложнением условий (ответ на вопрос 3). Уровни оценивания: 1. Отказ дать малышу еще одну булочку с указанием необходимости нести ответственность за свой поступок — нет, он уже получил свою булочку, он сам виноват, уронил ее (норма ответственности и санкция). Осуществляется уче1 только одной нормы (справедливого распределения). Не учитываются все обстоятельства, включая намерения героя. 2. Предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками — дать еще, но каждому (норма справедливого распределения). Координация норм справедливого распределения и принципа эквивалентности. Переход к координации нескольких норм. 3. Предложение дать булочку самому слабому — дать ему еще. потому что он маленький (норма взаимопомощи и идея справедливости с учетом обстоятельств, принцип компенсации, снимающий ответственность с младшего и требуюши оказать ему помощь как нуждающемуся и слабому). Децентрация на основе координации нескольких норм на основе операций эквивалентности и компенсации (Л. Кольберг). Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами) Цель: выявление усвоения нормы взаимопомощи в условиях моральной дилеммы. Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания. Возраст: 7—10 лет. Метод оценивания: индивидуальная беседа. Описание задания: то же, что в предыдущем задании. Текст рассказа: Олег и Антон учились в одном классе. После уроков, когда все собирались домой, Олег попросил Антона помочь найти свой портфель, который пропал из раздевалки. Антону очень хотелось пойти домой поиграть в новую компьютерную игру. Если он задержится в школе, то не успеет поиграть, потому что скоро придет папа и будет работать на компьютере. Вопрос ы: 1. Что делать Антону? 2. Почему? 3. А как бы поступил ты? Уровни оценивания: ориентация на интересы и потребности других людей; направленность личности — на себя или на потребности других. К в о п р о с у 1 (3): 1. Решение проблемы в пользу собственных интересов без учета интересов партнера — пойти домой играть. 2. Стремление к реализации собственных интересов с учетом интересов других — найти кого-то, кто поможет Олегу, взять Олега к себе в гости поиграть в компьютер. 2. Отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи, — остаться и помочь, если в портфеле что-то очень важное, если больше некому помочь найти. Уровни развития моральных суждений: К в о п р о с у 2: 1. Стадия власти и авторитета — Олег побьет, если Антон не поможет, Антон уйдет, потому что дома будут ругать, и: он задержится в школе. 2. Стадия инструментального обмена — в следующий раз Олег поможет Антону, нет, Антон уйдет, потому что Олег раньше ему не помогал. 3. Стадия межличностной конформности и сохранения хороших отношений — Олег — друг, приятель, друзья должны помогать, и наоборот. 1. Стадия «закона и порядка» — люди должны помогать друг другу.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|