Здавалка
Главная | Обратная связь

Пловец в условиях нарушения циркадных ритмов




 


легче «удлинить» свой день после перелета в западном направлении, чем «укоротить» его при перелете в восточном (Nicholson et al., 1993).

При перелетах на восток уровень изменений работоспособ­ности и важнейших физиологичес­ких процессов выше. В течение первых 1 — 5 дней после перелета в восточном направлении наблюда­ются более выраженные наруше­ния сна, психомоторной и умствен­ной работоспособности по сравне­нию с изменениями, вызванными перелетом на запад (Winget et al., 1985). Поэтому, если перелет к мес­ту соревнований проходит через 10—12 часовых поясов, целесооб­разно лететь в направлении на запад.

После пересечения 5 — 8 часо­вых поясов в западном направле­нии спортсмены легко засыпают в первую ночь в случае, если во вре­мя полета они бодрствовали и, та­ким образом, период ночного отды­ха существенно «запаздывает». Это позволяет спортсмену хорошо от­дохнуть после полета. В последую­щие две —три ночи возможно про­буждение среди ночи, бессонница. Нормальная структура сна восста­навливается через 2 —4 дня (Czeis-ler et al., 1980). Перелет в восточном направлении связан со значительно большими расстройствами сна. В течение многих дней (5 — 6 и более) попытки заснуть раньше оказыва­ются безуспешными. Следует отме­тить, что перелеты в восточном направлении часто выполняются в ночное время и бодрствование ночью во время перелета может привести к тому, что спортсмен легко засыпает и достаточно хоро­шо спит в первую ночь, но воспол­нив таким образом потребность в сне, в последующие дни спортсмен неизбежно сталкивается с частым пробуждением среди ночи, бессон­ницей.

Следует остановиться и на воз­действии дальних перелетов и сме­ны часовых поясов на психическое состояние спортсменов.


Смена 5 — 8 часовых поясов при­водит к резкому возрастанию коли­чества отрицательных симптомов при оценке реакции на различные источники стрессов повседневной жизни, тренировочной и соревно­вательной деятельности (Ruchall, 1990), что является точным свиде­тельством ухудшения общего состо­яния спортсмена, его готовности к перенесению тренировочных и со­ревновательных нагрузок.

Возвращение в среду обитания предъявляет менее суровые требо­вания к адаптации спортсмена, и восстановление циркадного ритма происходит значительно быстрее, чем его формирование при дальних перелетах в непривычную среду. Обратный фазовый сдвиг заверша­ется достаточно быстро — 1 — 3 дня — в отношении различных физио­логических функций. Объяснение этому следует искать как в причи­нах психологического, так и физио­логического порядка. В частности, можно полагать, что в отношении некоторых физиологических функ­ций 2 — 3-недельное пребывание в новых условиях после дальних пе­релетов является недостаточным для завершения фазовых сдвигов ряда физиологических функций. После возвращения в среду оби­тания именно эти функции могут оказывать синхронизирующее воз­действие на другие, более подвиж­ные, функции, способствуя восста­новлению их привычного ритма.

Таким образом, продолжитель­ность ресинхронизации ритмов ор­ганизма после дальних перелетов может колебаться в широком диа­пазоне — от 1—2 до 7—10дней и более. Зависит это от многих при­чин, среди которых, прежде всего, необходимо выделить следующие:

• дальность перелета (смена 3 — 4 часовых поясов может пройти почти незаметно для организма, а 6 — 8 — потребовать сложной и дос­таточно длительной адаптации);

• направление перелета (пере­лет в западном направлении пере­носится легче, чем в восточном);



ЧАСТЬ 6








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.