Сопоставление звуков по артикуляции
Акустический образ звуков ассоциируется с неречевыми звучаниями: произнесение звука с напоминает свист, а произнесение звука ш — шипение. Затем детей, учат опознавать дифференцируемые звуки в составленной из них произвольной цепочке. Логопед, называя вразбивку звуки с и ш, даёт ребёнку задание поднять соответствующую сигнальную карточку или букву, когда он слышит тот или другой звук. · Дифференциация звуков с и ш в слогах. Составляется слоговая таблица: са — ша су — шу со — шо сы — ши Детям даётся задание чётко произнести первый ряд слогов и соотнести звук с с соответствующей артикуляцией, передаваемой движением руки. Затем так же проговаривается второй ряд слогов. Наконец слоги проговариваются параллельно (са — ша) и соотносятся с движениями руки, изображающими артикуляцию при произнесении сравниваемых звуков с и ш. Следующая группа упражнений направлена на развитие способности различать сравниваемые звуки на слух: устный диктант — логопед называет слоги с дифференцируемыми звуками с и ш, ученик поднимает сигнальную карточку или букву с или ш, повторение за логопедом ряда слогов: са, шаса, сасаша, шашашаса; запись слогов под диктовку в два столбика по наличию с или ш.; преобразование слогов с дифференцируемыми звуками — заменить звук с звуком ш и наоборот. Аналогично прорабатываются и другие слоговые сочетания: обратные слоги ас—аш, ос—ош, ус – уш, дифференцируемые звуки между гласными аса—аша, осо - ошо, усу—ушу и в сочетании с согласными сва—шва, ска—шка. · Дифференциация звуков в словах. Дифференциация смешиваемых звуков в словах должна проводиться на фоне уточнения звуковой структуры слова. Упражнения на дифференциацию звуков в словах: 1) сопоставить слова-паронимы по значению и звучанию: шутки — сутки, башня — басня, усы — уши; 2) выделить из ряда диктуемых слов те, которые содержат дифференцируемые звуки, и проговорить их: сом, ком, соки шкаф, ноша; 3) изменить следующие глаголы по образцу плясать—пляшу, отмечая чередование звуков с—ш: писать — ..., косить — .... красить —...; 4) записать из ряда диктуемых слов те, которые содержат дифференцируемые звуки: в первый столбик слова со звуком с, во второй — со звуком ш, проговорить их; 5) вставить пропущенные буквы с или ш в словах, проговорить их и записать в тетрадь;
6) разложить картинки под буквами с и ш. Назвать изображенные предметы, определить место дифференцируемого звука в искомом слове и записать в тетрадь: ; ;
* * * * * * * * * * * * *
Дифференциация звуков в предложениях и связных текстах. Упражнения на дифференциацию звуков в предложениях и в связных текстах (подбор письменных текстов увязывается с прохождением программного материала по родному языку): 1) сопоставить слова-паронимы по значению и звучанию (Машка — маска), проговорить их, составить предложения; 2) составить предложения по картинкам, произнести их, провести устный и графический анализ, записать в тетрадь, подчеркнуть изучаемые буквы; 3) вставить пропущенные буквы с или ш в предложения, аналогичные данному: Ко...ка ...пит, а мы...ку видит; 4) выполнить устный выборочный диктант (логопед диктует предложения, учащийся слушает, проговаривает, выделяет слова с дифференцируемыми звуками и определяет место звуков в слове); 5) провести устный и графический анализ данных логопедом предложений и записать их в тетрадь; 6) выполнить графический диктант (логопед диктует предложения, учащиеся определяют слова с изучаемым звуком, проговаривают их и записывают соответствующей буквой). Так, продиктованное предложение Пушистыми шапками покрыты сосны в записи выглядит следующим образом: шс ш сс; 7) составить рассказ по сюжетной картинке, используя слова с дифференцируемыми звуками; 8) пересказать текст; 9) выделить из текста слова с дифференцируемыми звуками, записать их. Затем, пользуясь схемой, ответить на вопросы: сколько в слове слогов? В каком слоге дифференцируемый звук? Сколько звуков в слоге? и т. д.; 10) прочитать текст, вставляя пропущенные буквы с, ш: Шур...am ...ухие ли...тья.. Пасту...ок поту...ил ко...тер; 11) прочитать текст, восстанавливая в местах пропуска букву с или ш, после разбора предложения записать; 12) дописать в тексте недостающие слова, содержащие звуки с и ш; отгадать загадку, записать её текст под диктовку; прослушать текст. При повторном самостоятельном чтении восстановить пропущенные согласные с, ш: а) устно (восстановить соответствующий звук); б) письменно (вписать буквы): Входи...ь в ле... и глади...ь ладонью деревья, будто ...тарых друзей похлопывав...ь по ...пине. Таким образом, предупреждение и устранение нарушений письма у учащихся с врождённым расщеплением губы и нёба осуществляется в двух направлениях: 1) коррекция артикуляции и голоса; 2) развитие фонематического слуха и восприятия. Работа по закреплению произношения в сочетании со звуковым анализом повышает мыслительную активность детей, воспитывает познавательную направленность на овладение звуковым составом слова, что является залогом успешного обучения учащихся грамотному письму и, правильному чтению.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|