Развитие артикуляционного праксиса
Начальный этап коррекции произношения — создание условий для упорядочения фонетической стороны речи. Поскольку основной причиной дефектов произношения является неправильное развитие и функционирование органов речи, вызванное нарушением анатомической целостности нёба, коррекционное обучение начинается с нормализации артикуляционного праксиса. Артикуляционные упражнения, широко применяемые на данном этапе, улучшают кинестетический анализ, играющий важную роль в формировании фонематических представлений. Логопедическая работа по развитию артикуляционного праксиса предусматривает систему упражнений для стимуляции движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба и глотки. Гимнастика для нижней челюсти У детей с расщеплением губы и нёба значительно страдает голосовая функция, поэтому особое внимание уделяется гимнастике для нижней челюсти. Известно, что в процессе звукопроизношения размеры полости рта и полости глотки находятся в обратной зависимости друг от друга: чем шире ротовая полость при произнесении звука, тем уже глотка, что создаёт благоприятные условия, для нёбно-глоточного замыкания. Кроме того, существует тесная связь между движениями нижней челюсти, мягкого нёба, глотки и гортани: чем ниже опушена челюсть, тем выше поднято мягкое нёбо и тем более открытой оказывается глотка, что способствует работе голосовых складок. Упражнения на стимуляцию движений челюсти: 1) откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку; 2) откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твёрдой атаке; 3) откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и шёпотным произнесением звуков а или э на твёрдой атаке; 4) откидывание челюсти с преодолением сопротивления (логопед держит руку под челюстью ребёнка); 5) открывание рта с преодолением сопротивления и произнесением звуков а или э на мягкой атаке; 6) открывание ртах: преодолением сопротивления и произнесением звуков а или э шёпотом на мягкой атаке; 7) открывание рта с откидыванием головы назад; 8) открывание рта с запрокидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки логопеда, лежащей на затылке; 9) открывание рта с поворотами головы вправо-влево; 10) мысленное или шёпотное произнесение ряда гласных, требующих различной ширины раскрытия рта: а—и, а—э, а—о, а—у, а—и—а, а—э—а, а—о—а, а—у—а и т. д. Упражнения для нижней челюсти с преодолением сопротивления, с движением головы и произнесением звуков а или э на твёрдой ' атаке включают в движение язычно-нёбно-глоточные мышцы, повышают их активность, делают их упругими и эластичными и таким образом подготавливают к предстоящей уранопластике, а в послеоперационный период способствуют нормализации артикуляции и голосообразования. В послеоперационный период для активизации движений нижней челюсти широко применяется механотерапия: в ротовую полость вводится аппарат, регулирующий опускание и подъём нижней челюсти (рис. 8). Рис. 8. Аппарат для активизации движений нижней челюсти
Для предупреждения образования массивных рубцов в области нёбных дужек после уранопластических операций назначают жевательную гимнастику. У детей, перенёсших хейлопластику, значительно затруднена функция верхней губы, поэтому выработка активных произвольных движений начинается с массажа губ и развития их движений. Массаж губ, гимнастика для губ При массаже верхней губы шов растирают, разминают сначала с внешней стороны, затем, обхватывая с двух сторон, (большой палец правой руки заводят под верхнюю губу в области шва, указательный палец кладут на неё), производят разминающие, растирающие движения по линии послеоперационного шва. Для повышения тонуса мышц производят винтообразные, постукивающие движения по верхней и нижней губе. Продолжительность массажа — от 3 до 5 минут. Наряду с логопедическим массажем проводят лечебный массаж и физиотерапию (аппликация парафина или озокерита). За массажем следует гимнастика для губ. Формируя активные движения губ, логопед должен .воспитывать у ребёнка потребность зритльно контролировать каждое движение, ощущать его, оценивать. Упражнения на стимуляцию движений губ: 1) удержание губами различного рода .пластмассовых и деревянных трубочек; 2) смыкание губ (обычное, плотное, очень плотное); 3) смыкание и размыкание губ при закрытом и открытом рте; 4) медленное вытягивание губ хоботком и такое же медленное возвращение в состояние покоя; 5) вращательные движения губ хоботком; 6) движения губ хоботком влево и вправо; 7) мгновенное смыкание губ с разрывом типа «поцелуй»; 8) оскал при закрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов; 9) оскал при раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов; 10)оскал с последующим движением губ в хоботок при сжатых челюстях 11)оскал с последующим движением губ в хоботок при разжатых челюстях; 12)оскал с раскрыванием и закрыванием рта с последующим плотным смыканием губ; 13)поднимание верхней губы с обнажением зубов; 14)поднимание верхней губы с последующим опусканием её; 15)рисунки губ на все гласные звуки.
Гимнастика для щёчных мышц При проведении артикуляционной гимнастики важная роль отводится упражнениям для щёчных мыши, так как в процессе речи круглые мышцы губ приходят в движение одновременно с напряжением щёчных мышц. От качества и скорости включения в движение щёчных мыши во многом зависит внятность речи. Упражнения на стимуляцию щёчных мышц: 1) надувание обеих тёк одновременно (губами удерживается воздух в ротовой полости); 2) вялый губной выдох (щёки надуваются ненапряжённо); 3) надувание обеих щёк и имитация полоскания зубов; 4) надувание щёк попеременно; 5) набирание воздуха поочередно то пол одну губу, то под другую; 6) выдувание воздуха поочередно каждым углом рта. Гимнастика для языка Как мы уже указывали, у детей с расщеплением губы и нёба, отмечается тенденция к смешению массы языка назад, в полость рта. В результате вся артикуляция происходит в основном в области горла и корня языка. Кончик языка не принимает участия в образовании звуков. Корень языка укрепляется, увеличивается в объёме, но не может осуществлять тонкие, дифференцированные движения, необходимые для образования звуков речи. Поэтому при проведении гимнастики для языка особое внимание уделяется: · стимуляции движений кончика языка, передне-средней и задней части спинки языка; · переключению в передние отделы ротового резонатора; · развитию дифференцированного кинестетического восприятия; · укреплению всего мышечного фона для предстоящей уранопластики (пластики нёба). Упражнениями) стимуляцию движений кончика языка вне рта: 1) положить язык между губами; 2) тянуть кончик языка к носу; 3) тянуть кончик языка к подбородку; 4) дотронуться кончиком языка до правого угла рта и зафиксировать данное положение; 5) дотронуться языком до левого угла рта и зафиксировать данное положение; 6) дотронуться кончиком языка до верхней губы и зафиксировать данное положение; 7) дотронуться кончиком языка до нижней губы и зафиксировать данное положение; 8) произвести движение кончиком языка по верхней губе (имитация облизывания губы); 9) произвести движение кончиком языка по нижней губе; 10)произвести круговое движение кончиком языка по верхней и нижней губе; 11)притискивание языка с силой между зубами наружу таким образом, чтобы верхние резцы касались спинки языка. Упражнения выполняются сначала в медленном темпе, а затем в умеренном, с фиксацией положения языка. Для укрепления мышц языка каждая артикуляционная поза удерживается определённое время (под счёт от 1 до 5). Упражнения на развитие точности движений кончика языка в нутрии рта: Рот широко открыт. 1) дотронуться кончиком языка до нижних резцов; 2) дотронуться кончиком языка до верхних резцов; 3) дотронуться кончиком языка до альвеол; 4) многократно побарабанить напряженным кончиком языка по верхней десне молча и с произнесением звука т: т-т-т, 5) многократно побарабанить напряженным кончиком языка по альвеолам молча и с произнесением звука д: д-д-д Kак правило речь детей с расщеплением губы и нёба характеризуется нарушением темпа и плавности, что обусловлено неполноценностью нёбно-глоточного замыкания. Ребёнок, стараясь при артикуляции помешать выходу воздуха через нос, напрягается и выдаёт звуки толчкообразно. При этом речь сопровождается Неестественными движениями мышц лица (появляются гримасы). Вот почему чрезвычайно важное значение в общем комплексе коррекции речевой моторики предаётся развитию динамического артикуляционного праксиса. Ребёнка учат выполнять движения сериями в заданном темпе (сначала в медленном, а затем в умеренном). Упражнения на динамическую организацию движений кончика языка вне рта: 1) тянуть язык к подбородку, затем к носу; 2) тянуть язык к подбородку, а затем дотронуться кончиком языка до верхней губы; 3) тянуть язык к подбородку, а затем дотронуться кончиком языка до правого угла рта; 4) тянуть язык к подбородку, затем дотронуться кончиком языка до левого угла рта; 5) тянуть язык к подбородку, затем произвести движение кончиком языка по верхней губе (имитация облизывания губ); 6) тянуть язык к подбородку, а затем произвести круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губе; 9) тянуть язык к подбородку, а затем кончик языка зафиксировать у нижних резцов; 8) производить „движения языком вправо и влево (имитация движения маятника); 9) тянуть язык к подбородку, к носу, дотронуться кончиком языка до верхней губы; 10) тянуть язык к подбородку, к носу, произвести движение кончиком языка по верхней губе; 11) тянуть язык к подбородку, носу, дотронуться кончиком языка до правого угла рта; 12) тянуть язык к подбородку, носу, дотронуться кончиком языка до левого угла рта; 13) тянуть язык к подбородку, носу, зафиксировать кончик языка у нижних резцов. Упражнения на динамическую организацию движений кончика языка внутри рта: Рот широко открыт. 1) дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до верхних; 2) дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до альвеол; 3) дотронуться кончиком языка до нижних резцов сначала с внутренней стороны, затем с внешней; 4) дотронуться кончиком языка до верхней десны сначала с внутренней стороны, затем с внешней; 5) кончик языка подводится под верхнюю губу и со щёлканьем отрывается, втягиваясь вниз, в рот; 6) кончик языка фиксируется у нижних резцов, затем упирается в правую щёку; 7) кончик языка фиксируется у нижних резцов, затем упирается в левую щёку. Данные упражнения не только развивают подвижность кончика языка, точность его движений и умение переключаться с одного движения на другое, но и подготавливают условия для смещения артикуляционного фокуса с задних отделов ротового резонатора в передние. Дети начинают активнее пользоваться мускулатурой кончика языка. Упражнения на развитие подвижности передне-средней и задней части спинки языка и на повышение точности ее движений: 1) кончик языка упирается в нижние дёсна, а передне-средняя часть спинки языка поднимается вверх; 2) кончик языка упирается в нижние десна, а передне-средняя часть спинки языка приподнимается до соприкосновения с верхними резцами; 3) выдвижение передней части спинки языка вперёд (язык как бы выпадает изо рта), кончик языка зафиксировать у нижних резцов; 4) поднимание задней части спинки языка вверх с одновременно широким открыванием рта, кончик языка зафиксировать у нижних резцов. При выполнении ребёнком перечисленных упражнений логопед тщательно следит за фиксацией кончика языка у нижних резцов (каждая артикуляционная поза удерживается под счёт от 1 до 5). Упражнения на динамичную организацию движений передне-средней и задней части спинки языка: 1) поднимание и опускание передне-средней части спинки языка: кончик языка упирается в нижние дёсна, а передне-средняя часть спинки языка то поднимается вверх, то опускается вниз, как при звуке а; 2) поднимание и опускание задней части спинки языка: кончик языка упирается в нижние десна, а задняя часть спинки языка то поднимается вверх, то опускается вниз; 3) высовывание языка как можно дальше изо рта, а затем втягивание как можно глубже в рот. Упражнения на динамическую организацию движений языка 1) зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко открыть рот; 2) зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко позевать; 3) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко открыть рот и позевать; 4) дотронуться кончиком языка до верхних дёсен и широко открыть рот; 5) дотронуться кончиком языка до альвеол и широко открыть рот; 6) дотронуться кончиком языка до верхних дёсен, открыть рот и широко позевать; 7) дотронуться кончиком языка до альвеол, широко открыть рот и позевать; 8) кончик языка фиксируется у нижних резцов, а передне-средняя часть спинки языка поднимается вверх с резким опусканием челюсти; 9) круговые движения кончиком языка по верхней губе с постепенным открыванием рта. Упражнения на динамическую организацию движений языка и губ: 1) кончик языка фиксируется у нижних резцов, губы при этом принимают различные артикуляционные позы: широко округляются, как при а; широко растягиваются, как при и; растягиваются и округляются, как при ы, э; вытягиваются широкой трубочкой, как при у; сомкнувшись, вытягиваются хоботком; 2) кончик языка фиксируется у верхних резцов, губы при этом принимают перечисленные артикуляционные позы; 3) кончик языка фиксируется у альвеол, губы при этом принимают перечисленные артикуляционные позы. Ребёнок контролирует правильность выполнения каждого движения с помощью зеркала, сравнивая с тем, что показал логопед. Чрезвычайно важно выдох координировать с артикуляционным движением. Упражнения проводятся перед зеркалом с опорой на кинестетическую и тактильную стимуляцию. Упражнениями координацию движений языка и выдоха: 1) вытянуть язык к подбородку, а затем выдохнуть на кончик языка; 2) вытянуть кончик языка к носу, а затем выдохнуть на кончик языка; 3) дотронуться кончиком языка до верхней губы и выдохнуть на кончик языка; 4) положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на кончик языка; 5) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, а затем про извести медленный выдох на кончик языка; 6) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять передне-среднюю часть спинки языка вверх, а затем произвести выдох; 7) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять корень языка вверх, а затем произвести выдох. Упражнения на координацию выдоха и движений языка и челюсти: 1) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко открыть рот и произвести длительный выдох; 2) поднять кончик языка к альвеолам, широко открыть рот и произвести длительный выдох; 3) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять передне-среднюю часть спинки языка, широко открыть рот и произвести длительный выдох; 4) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять заднюю часть спинки языка, широко открыть рот, произвести длительный выдох. Упражнения на координацию выдоха и движений языка и губ: Зафиксировать кончик языка у нижних резцов. 1) широко открыть рот, как при звуке а, и произвести длительный выдох; 2) растянуть губы в улыбку, как при звуке и, и произвести длительный выдох; 3) округлить губы, как при звуке о, и произвести длительный выдох; 4) вытянуть губы вперёд трубочкой, как при звуке у, и произвести длительный выдох; 5) вытянуть губы вперёд, округлить, как при звуке э, и произвести длительный выдох. Зафиксировать кончик языка у верхних резцов: 1) широко открыть рот, как при звуке а, и произвести длительный выдох; 2) растянуть губы в улыбку, как при звуке м, и произвести длительный выдох; 3) округлить губы, как при звуке о, и произвести выдох; 4) вытянуть губы вперёд трубочкой, как при звуке у, и произвести длительный выдох; 5) зафиксировать кончик языка у альвеол, реализовать перечисленные позы губ и произвести выдох; 6) надуть обе щёки, вытянуть губы вперёд трубочкой и постепенно выдыхать. Каждое упражнение проделывать вначале с закрытыми носовыми ходами, затем попеременно с закрытыми и открытыми, в заключение — с открытыми носовыми ходами. Упражнения проводятся под контролем зрительных, тактильных и мышечных ощущений. Ребёнок вырабатывает правильный выдох, сравнивая силу и длительность струи воздуха, выдыхаемой логопедом, и струи воздуха, выдыхаемой им самим. Для развития дифференцированного кинестетического восприятия сначала подбираются упражнения на чередование движений с резко контрастными характеристиками, затем — с менее контрастными. В дальнейшем развитие орального праксиса проводится на артикулемах гласных и согласных звуков, т. е. отрабатываются артикуляционные позиции, необходимые для производства тех звуков, которые предстоит корригировать. Стимуляция нёбных и глоточных рефлексов Как известно, в нормализации фонетической системы языка важную роль играет состояние мускулатуры нёбно-глоточного кольца. При врождённых расщелинах губы и нёба функция мышц замыкающего глоточного кольца оказывается нарушенной. С течением времени при отсутствии надлежащих мер воздействия происходят значительные патологические изменения в мышцах задней стенки глотки. По наблюдениям А. Митринович-Моджеевской, изменения появляются уже в четырёх-пятилетнем возрасте: «Во время голосообразования на задней стенке глотки не возникает утолщение, называемое валиком Passavant. Слизистая оболочка, покрывающая заднюю стенку глотки, становится бледной, истончённой, атрофичной, не реагирующей на прикосновение, боль и термические раздражения. Глоточный рефлекс, как правило, отсутствует. Всё это свидетельствует не только об атрофии мышечных волокон сжимателя глотки, но также и о дегенеративных изменениях чувствительных и трофических нервных волокон этой области»24. Поэтому особое внимание следует обратить на упражнения, способствующие активизации нёбных и глоточных рефлексов. Эти упражнения включают: · массаж язычно-нёбных и глоточно-нёбных дужек, мыши мягкого нёба и задней стенки глотки; · гимнастику для стимуляции нёбных и глоточных мышц; · гимнастику для выработки контроля за работой нёбно-глоточного затвора. В дооперационный период применяется пальцевый массаж для укрепления мышц, находящихся в толще язычно-нёбных и глоточно-небных дужек: 1) большим пальцем правой руки производят растирающие, разминающие, надавливающие движения в области небно-язычных дуг (остатков мышц мягкого нёба); 2) на фоне длительно произносимых звуков а или э производят растирающие, разминающие, налавливающие движения в области нёбно-язычных дуг; большим пальцем правой руки производят сильные толчкообразные движения в области нёбно-язычных дуг, при этом звуки а или э произносятся коротко, отрывисто. Наряду с логопедическим массажем проводится электромассаж с использованием маленьких электродов (2 мм в поперечнике). Продолжительность одного раздражения от 30 до 45 с, продолжительность процедуры — от 10 до 12 мин., курс лечения — 15 процедур в течение месяца. В послеоперационный период применяется массаж нёбных и глоточных мышц. Чтобы придать мягкому небу большую эластичность и подвижность, проводится пассивный и активный пальцевый массаж. Пассивный пальцевый массаж. Применяются два вида пассивного массажа: 1. Большим пальцем правой руки производят лёгкие поглаживающие, разминающие, надавливающие движения вперёд-назад по линии операционного шва на нёбе, начиная от верхних резцов до увули вправо-влево вдоль границы твёрдого и мягкого нёба. В результате систематических занятий у ребёнка должен возникнуть рвотный рефлекс, свидетельствующий о том, что мягкое нёбо заработало. С этого момента логопед постоянно акцентирует внимание ребёнка на появлении рвотного рефлекса, объясняет значение его для нормализации голосообразования. Ребёнок сознательно старается вызывать рвотный рефлекс, врезультате происходит сильное сокращение мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. Варшава. 1965. С. 280.
2. Большим пальцем правой руки производят лёгкие поглаживающие, разминающие, винтообразные движения на границе твёрдого и мягкого нёба. При этом возникает рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого нёба, которое является своеобразной гимнастикой для этих мышц. Активный пальцевый массаж. Применяются также два вида активного массажа: 1. На фоне длительно произносимых звуков а и э производят лёгкие поглаживающие, разминающие, винтообразные движения по линии операционного шва на нёбе. 2. Большим пальцем правой руки производят сильные, толчкообразные движения, направленные на мышцы мягкого нёба, при этом звуки а или э произносятся коротко, отрывисто. Последние два вида массажа наиболее эффективны, так как сокращение нёбно-глоточных мышц в данном случае достигается не только пассивными механическими раздражениями, но и активными движениями, вызываемыми непосредственно фонацией. Начинают массаж с 1-минутных процедур, проводимых 5 раз в день, и доводят до 10 процёдур в день, продолжительностью до 3 мин. Важно массажировать челюстно-подъязычные мышцы: они находятся в шейной мускулатуре, следовательно, раздражение их будет стимулировать работу мышц глотки и нёба. Стимуляция челюстно-подъязычных мышц Поглаживающий массаж. Рот широко открыт, кончик языка оттянут к подбородку. Производят непрерывное поглаживающее движение по задней части спинки языка. Движение осуществляется как по горизонтали, так и по вертикали. После непрерывного поглаживания (8—10 раз) переходят к прерывистому. Вибрационный массаж. Рот широко открыт, кончик языка оттянут к подбородку. Производят мелкие, быстро чередующиеся колебательные движения по задней части спинки языка. Движения ритмичные, следуют одно за другим, что вызывает сильные сокращения мышц глотки и придаёт им упругость и эластичность. Стимуляция нёбных и глоточных мышц В целях активизации деятельности нёбных и глоточных мышц параллельно с массажем широко применяется гимнастика. Упражнения на стимуляцию нёбо-глоточных мышц: 1)раздражение шпателем корня языка для рефлекторного сокращения мышц задней стенки глотки и мягкого нёба; 2) имитация жевания для энергичного сокращения мышц задней стенки глотки, гортани, языка, губ, нёба; 3) глотание малых порций воды или имитация глотательных движений для наиболее высокого поднятия мягкого нёба и активного сокращения мышц задней стенки глотки (при следующих друг за другом глотательных движениях удлиняется время поднятого положения 4) покашливание для энергичного сокращения язычно-нёбных дуг и мышц задней стенки глотки (при покашливании происходит полное нёбно-глоточное замыкание). Произвольное покашливание повторяется от 2—3 раз на одном выдохе до большего количества. В это время должно сохраняться полное смыкание нёба с задней стенкой глотки, а выдыхаемую струю воздуха следует направлять через ротовую полость. Первое время рекомендуется производить покашливание с высунутым языком для того, чтобы корень языка не западал к глотке. Затем вырабатывается покашливание с произвольными паузами (подсчет 1—2, 1—2—3, 1—2—3—4 и т.д.), во время которых сохраняется смыкание нёба с задней стенкой глотки. Систематическое применение этих упражнений приучает ребенка активно поднимать мягкое нёбо, удерживать его в этом положении и направлять воздушную струю через рот; 5) имитация позёвывания: ребёнок широко открывает рот, сильно втягивает воздух (в последующих упражнениях позёвывание производится без заметного вдоха); 6) имитация рвотного движения, первоначально производится с высунутым языком, что значительно активизирует мышцы язычно-нёбных дуг и задней стенки глотки; 7) имитация свиста; 8) пение гласных я, э, о, у; 9) проговаривание гласных вши их сочетаний: а – э а – э – а аэ – э – э э – а э – а – э эа – а – а Ребёнок произносит их 2—3 раза подряд голосом средней громкости, открыв широко рот и придвинув кончик языка к нижним резцам (упражнение повторяют до 12—15 раз в день); 10) полоскание горла тёплой водой маленькими порциями при несколько запрокинутой голове; 11) запрокидывание головы с преодолением сопротивления (логопед держит руку на затылке ребёнка и даёт инструкцию запрокинуть голову назад); 12) опускание головы с преодолением сопротивления (логопед держит руку на лбу ребёнка и даёт инструкцию резко опустить голову); 13) запрокидывание и опускание головы при сильном нажиме подбородком на кулаки обеих рук; 14) выдвижение языка к подбородку и втягивание его в рот с преодолением сопротивления (ребёнку предлагается тянуть язык к подбородку, а затем втягивать его в рот; в это время логопед лёгкими рывками пытается удержать язык ребёнка вне рта). Упражнения, основанные на преодолении сопротивления, активно включают в движение нёбно-глоточные мышцы, делают их упругими, эластичными, увеличивают объём мышц глотки. Это, в свою очередь, усиливает нёбно-глоточное смыкание после уранопластических операций даже при укорочении нёбной занавески. В результате уменьшается носовой оттенок голоса. На одном занятии выполняется 3—4 упражнения. Каждое упражнение рекомендуется повторять 2—4 раза подряд 6—8 раз в день. Наибольшая двигательная активность мускулатуры нёба наблюдается при глоточном рефлексе, поэтому целесообразно в каждое занятие включать упражнения на стимуляцию глоточного рефлекса. Если ребёнок не может самостоятельно вызывать его, логопед помогает прикосновением шпателя к задней стенке глотки. Перечисленные упражнения широко применяются в дооперационный период и после операции. Систематическое их проведение в дооперационный период подготавливает ребёнка к предстоящей уранопластике и сокращает сроки последующей коррекционной работы. Наряду с перечисленными упражнениями ребёнку назначается электростимуляция мышц мягкого нёба (15—20 сеансов) с продолжительностью каждой процедуры 10 мин. (по 5 мин. на каждую половину мягкого нёба). Эффективны вибромассаж мышц боковой и задней стенок глотки (15—20 сеансов) с продолжительностью каждой процедуры 5—7 мин. (лежа и сидя) и применение электрофореза с йодистым калием, дибазолом, прозерином. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|