Тема №1. Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза.
Цель: § изучить механизмы проницаемости биологических мембран § изучить строение и функции ионных каналов и переносчиков § проверить и закрепить знания о транспортных потоках через клеточные мембраны и их роли в генезе патологических состояний § изучения закономерностей транспорта лекарственных препаратов через клеточную мембрану. Количество формируемых компетенций:знания, самообразования Задания по теме: 1. Запишите формулу Борна. 2. Разновидности ионных переносчиков и их функции. Методы контроля формируемых на СРС компетенций: ü Тестирование на компьютере ü Ответить на дополнительные вопросы Форма выполнения:Изучение данной темы по литературе. Для проверки усвоения преподаватель предлагает 15 тестовых заданий.
Критерии выполнения: Изучить темы и написать краткий конспект Сроки сдачи: студент должен своевременно выполнять и сдавать работы строго по календарному графику. Критерии оценки: выполнение самостоятельной работы оценивается в баллах. Литература: 1. А.Н.Ремизов, А.Г.Максина, А.Я.Потапенко «Медицинская и биологическая физика», М., 2004 г. 2. В.А.Тиманюк, Е.Н.Животова. Биофизика. М., 2004 г. 3. М.Е.Блохина, И.А. Эссаулова, Г.В.Мансурова. Руководство для лабораторных работ по медицинской и биологической физике. М. Дрофа.2002. 4. В.А. Тиманюк, Е.Н. Животова Биофизика М. 2003. Контроль Вопросы: 1. Механизмы проницаемости биологических мембран 2. Строение и функции ионных каналов и переносчиков 3. Пассивный транспорт веществ с помощью переносчиков. 4. Индуцированный ионный транспорт. 5. Механизмы электрогенеза Общая оценка знаний Преподаватель анализирует компетенций: знаний, самообразования по данной теме, проводит разбор общих ошибок допущенных студентами при сдаче тестов. В конце занятий выставляются соответствующие баллы. Тесты
тела, то такой транспорт называется: А) Эндоцитозом В) Экзоцитозом С) Фагоцитоз Д) Пиноцитоз Е) Вторично-активным 2. Через мембрану могут переноситься не только отдельные молекулы, но и растворы, то такой транспорт называется: А) Эндоцитозом В) Экзоцитозом С) Фагоцитоз Д) Пиноцитоз Е) Вторично-активным 3. Виды мембранных липидов: А) фосфолипиды, гликолипиды, стероиды В) углеводы, белки, гликолипиды С) аминокислоты, углеводы, стероиды Д) фосфолипиды, белки Е) нейроны, аминокислоты 4. Виды биологических мембран: А) нейроны, клеточная В) клеточная, внутриклеточная, базальная С) нервные волокна, базальная Д) нейроны, белки Е) холестерин, белки 5. Проницаемость мембраны для ионов калия в покое: А) значительно больше проницаемости для ионов натрия В) значительно меньше проницаемости для ионов натрия С) приблизительно равна проницаемости для ионов натрия Д) бесконечно Е) нулю 6. Молекулы липидов какой формы, находясь в бислое, проявляют большую склонность к образованию пор: А) цилиндрической В) конической С) перевернутого Д) линейного Е) кубической 7. Транспорт веществ при участии переносчиков отличается от простой диффузии: A) большей растворимостью B) большими скоростями переноса C) меньшими скоростями переноса D) меньшей растворимостью в воде E) меньшей растворимостью в липидах 8. Активный транспорт обеспечивает перенос вещества A) по градиенту потенциала B) по градиенту концентрации C) против градиента концентрации D) по градиенту давления E) против градиента давления 9. Биологические мембраны являются барьерными структурами, резко ограничивающими (......) между цитоплазмой и средой: A) активный транспорт B) свободную диффузию C) Фильтрацию D) осмос E) Латориальную дифузию 10. Состояние покоя цитоплазматическое мембрана максимально проницаема для ионов: A) К B) Na C) Cl D) Ca E) Mg 11. Способность ионных каналов избирательно пропускать ионы какого-либо одного типа называют: A) селективностью B) Проводимостью C) Транспортной активностью D) Диффузией E) фильтрацией 12. Ионные каналы представляютсобой комплекс (.........) пронизывающий мембрану: A) органоидов B) липидов C) белков D) Лизосом E) мицелл 13. Функции мембран (3 ответа) А) Создают ударную волну Б) Осуществляют транспорт веществ В) механическая опора клетки Г) электрические изоляторы Д) транспорт гематокрита 14. Функции мембранных белков А) обеспечивают транспорт гидрофильных веществ через мембрану Б) осуществляют сверхтекучесть В) осуществляют передачу пульсовой волны Г) служат источником электромагнитный волны Д) повышают давления 15. Мембранные протеины A) усиливают прочность липидного каркаса B) осуществляют сверхтекучесть C) осуществляют передачу пульсовой волны D) служат источником электромагнитный волны E) повышают давления 16. Биологические мембраны сочетают свойства А) кристалла и жидкости Б) только кристаллах В) только жидкости Г) газов Д) газов и жидкости 17. Формула Больцмана для коэффициента распределения в жидком средах. A) B) C) D) E) 18. При переходе одновалентного иона из окружающей среды в канал изменение свободной энергии составляет: A) B) C) D) E) 19. Поток вещества, транспортируемого переносчиками: 1. 2. 3. 4. 5. 20. Уравнение Лайнуивера – Бэрна: A) B) C) D) E)
Тема 2: Методы исследования электрической активности различных органов. Электрическая активность сердца, центральной нервной системы, мышц.
Цель:
Количество формируемых компетенций:коммуникативные навыки, самообразования.
Задания по теме: 1. Объеснять значения регистрации и анализов потенциалы различных органов для анализа процессов происходящих в биологической системе.
Методы контроля формируемых на СРС компетенций: 1.Демонстрация слайдов с соответствующими объяснениями обучаемого. 2. Выявить степень понимания содержания работы, что свидельствует о повышении самообразования. Форма выполнения:подготовка презентаций Критерии выполнения: · Обьем презентации (количество слайдов) должен быть в пределах 15-25 слайдо. · при разработке презентации рекомендуется использование 5-6 различных источников, в том числе и интернет. · структура презентации, должна включать первый лист (название кафедры, тема и автор презентации), план, введение, основную часть, заключение и список литературы.
Сроки сдачи: студент должен своевременно выполнять и сдавать работы строго по календарному графику. Критерии оценки: выполнение самостоятельной работы оценивается в баллах по объему и качеству выполненного задания. Литература: 1. А.Н.Ремизов, А.Г.Максина, А.Я.Потапенко «Медицинская и биологическая физика», М., 2004 г. 2. В.А.Тиманюк, Е.Н.Животова. Биофизика. М., 2004 г. 3. М.Е.Блохина, И.А. Эссаулова, Г.В.Мансурова. Руководство для лабораторных работ по медицинской и биологической физике. М. Дрофа.2002. 4.В.А. Тиманюк, Е.Н. Животова Биофизика М. 2003. Контроль Вопросы: 1. Механизм возникновения биопотенциалов в тканях и органах, сущность тех или иных потенциалов в живом организме. 2. В чем состоит теория Эйнтховена? Что регистрирует кардиограмма и какую зависимость она показывает? 3. Как, пользуясь кардиограммой ,определить величину биопотециалов сердца в различные моменты сердечного цикла? 4. Какое условное обозначение интервалов кардиограммы? Нарисуйте. 5. Как определяется длительность временных интервалов? Какие значения она имеет? 6. Как пользуясь кардиограммой, определить частоту сердечных сокращений (пульс) и положение анатомической оси сердца. 7.Какие методы используется для регистраций ЭЭГ? 8.Основные типы электрической активности пирамидных нейронов. 9.Какие современные модели используется в ЭЭГ? 10.Какое значение имеет взаимосвязь электрической активности пирамидных нейронов. 11.Какое важное условие генеза ЭЭГ? 12. Особенности регистраций биопотенциалов мыщц. 13.Значение электромиографии в медицине
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|