Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕРСПЕКТИВА И СЕЧЕНИЯ В 7 И 8 КЛАССАХ



У учеников 7 и 8 классов возникает потребность узнать боль­ше о изображении, например, зданий, ландшафтов, коридоров и прочих объектов. Работа, которую выполняли в эпохальных тет­радях или на занятиях живописью, их больше не удовлетворяет. «Вообще-то, это выглядит не так», или «все это под углом, оно кажется неправильным». Всегда есть ученик в классе, который знает, как нужно нарисовать определенные линии и области, что­бы они выглядели «реальными». Кто-то научил его/ее несколь­ким приемам, которые он используют среди своих восхищенных одноклассников.

Как конструктивный элемент рисования перспективы сочета­ется с рядом умений, которыми ученики овладели? С первыми ас­пектами впереди/позади мы встречались в 4 классе в рисовании форм, в сознательном управлении низом и верхом на ровном пространстве в многочисленных кельтских и ирландских плете­ниях и узорах. В 5 классе рисуются геометрические формы без циркуля и линейки. В этом же классе и в следующем на уроках живописи развивается цветовая перспектива: глубина в ландшаф­те появляется в следствии взаимодействия различных цветовых областей. В эпоху геометрии в 6 и 7 классах имеет место постро­ение геометрических фигур с помощью циркуля и линейки. В эпоху физики проводятся эксперименты с цветом, со светом и тьмой. Наблюдается и изображается углем опыт, в котором пада­ющий свет образует тени различных объектов. Все это дополня­ется учением о климате, ориентацией в пространстве. Занятие по рисованию перспективы, в таком случае, имеет хорошую поддер­живающую основу.

Однажды ученики 7 класса вместе с учителем выходят из школьных дверей и прогуливаются недалеко в окрестностях шко­лы. На другой стороне улицы, где есть дома и деревья, учитель просит остановиться. «Все посмотрите в конец улицы. Что вы ви­дите? Посмотрите на деревья, на машины, припаркованные вдоль тротуара». Ответы даются автоматически. Чем больше расстоя­ние, тем меньшими выглядят предметы. «Пока что мы это запом­ним, даже если это слишком просто для нас». Теперь учитель вы­бирает место с широким видом на окружающий ландшафт. Воп­росы и ответы осведомляют учеников в том, что на расстоянии все уменьшается. Такая прогулка продолжается несколькими днями позже. Однажды солнечным днем ученики выходят с плотным куском картона в руке, бумагой для рисования и карандашом. Они находят участки, которые обговаривались, и пытаются сде­лать хороший эскиз. Позднее, в классе они выбирают один из ри­сунков и развивают его далее с помощью красок; все согласуется с их собственными наблюдениями. Став немного больше сведу­щим в работе с эскизом, можно попытаться нарисовать внутрен­нее пространство, например, длинный школьный коридор и да­же, возможно, классную комнату. Но такая работа может ока­заться трудной, так как там ты так близко находишься к предме­там. Школьный двор и сад, ров и рядом с ним мост — все подхо­дит для этого задания.

Теперь даются и отрабатываются конструктивные указания. Объект, уменьшающийся в размере, сходящиеся пространствен­ные линии, непосредственно взятые из среды, являются хорошей основой для намного более абстрактной технической разработки задания с помощью линейки. Заметно, что многие дети еще не пришли к понятию существования точек схода. Это связано с фа­зой их развития. Они все еще недостаточно опытны и поэтому неспособны охватить понятия сознанием. Это говорит о степени высвобождения астрального тела. Истории о морских открытиях в 7 классе связываются с этим. Темы основного обучения, в час­тности истории, можно также использовать в живописи, напри­мер, пенящиеся волны, позади тонущего корабля Колумба. Это пример того, как «точка схода» становится используемой идеей, хотя все еще есть ученики, которые не видят этого и те, кому нужно много времени, чтобы выполнить задание.

Не раньше 8 класса, когда заканчивается второе семилетие, мы отдаемся полностью рисованию перспективы. Мы рисуем куб за другим кубом такого же размера да на той же высоте. Работа ученика, который нарисовал второй куб меньше, становится пер­вым шагом в рисовании ряда кубов с постоянно уменьшающим­ся размером — трудная задача. Рисование куба с одной гранью впереди и уменьшающимся рядом кубом за ним разъясняет, что мы имеем с двумя «точками схода», которые появляются иногда на листе, но чаще - на столе рядом с листом. Сейчас класс дейс­твительно начнет двигаться, так как они обнаруживают уже дру­гую особенность. Невидимую линию между двумя точками схода, которая заставляет нас смотреть поверх объекта или на него, ког­да мы рисуем выше или ниже этой линии. Во время рисования кубы нагромождаются. Затем возникает третья точка, и создают­ся выразительные конструкции - наряду с неизбежными разно­образными искажениями.

Теперь мы можем нарисовать куб как пространство, откры­тое с одной стороны. Двери, окна и, еще лучше, лестница поме­щены внутри; а затем появляется крыша. Здесь требуется способ­ность проникновения в суть техники: деление пополам дома ри­сованием диагональной стены. Из точки пересечения проводится прямая линия: так и появится желаемая наклонная крыша. Те­перь создаются конструкции, в которых проявляется деятель­ность игры воображения и/или техническая точность, в прямых и даже кривых линиях (римские кривые).

В 8 классе эпоху рисования можно начать с обсуждения и истолковывания плана работы с перспективой, приписываемого Дюреру. Гравюра по дереву из «Обучения измерению с компасом и линейкой» показывает нам способ, которым можно переместить объекты из трехмерного в двумерное пространство. Вот как опи­сывает этот метод сам Дюрер:

«Если ты находишься в зале, то вбей в стену большую, специ­ально для этого сделанную иглу с широким ушком и считай, что в этой точке находится глаз. Протяни через ушко крепкую нитку и подвесь свинцовый груз, затем поставь стол или доску на любом угодном тебе расстоянии от ушка иглы. Укрепи на столе отвесно напротив ушка иглы с угодной тебе стороны высокую или низкую поперечную раму с дверцей, которую можно открывать и закры­вать. Эта дверца будет твоей доской, на которой ты будешь писать. Затем приколоти две нитки, длина которых равна ширине и вы­соте стоячей рамы, одну сверху посередине рамы, а другую - на одной из боковых сторон, тоже посередине, и оставь их висеть. За­тем сделай длинный железный штифт с игольным ушком на вер­хнем конце, продень в него длинную нитку, продернутую через ушко иглы в стене, и пропусти штифт с длинной ниткой через ра­му. И дай его в руки кому-нибудь другому, сам же займись дру­гими нитями, которые висят на раме. Теперь пользуйся этим сле­дующим образом: положи лютню или что еще тебе понравится на таком расстоянии от рамы, как ты захочешь, так, чтобы она оста­валась неподвижной все время, пока тебе нужна. И пусть твой по­мощник протягивает иглу с ниткой к нужным точкам лютни. И когда он останавливается на нужной точке и натягивает длинную нитку, тогда натяни две нитки на раме, и скрести их с длинной ниткой, и приклей их в обоих местах воском к раме, и скажи сво­ему помощнику, чтобы он отпустил длинную нитку. Затем закрой дверцу и отметь на ней ту точку, которая образовалась пересече­нием ниток. Затем снова открой дверцу и сделай то же самое с другими точками, пока не нанесешь контур лютни пунктиром на доску. Тогда соедини все нанесенные на доске точки линиями, и ты увидишь, что из этого получится. Так же ты можешь срисовы­вать и другие вещи. Этот способ я здесь изобразил»[19].

Гравюра по дереву, о которой упоминалось выше, была напе­чатана в 1525 году. Согласно Дюреру, практический метод для художников так же подходит и ювелирам, скульпторам, камен­щикам и столярам. Далее Дюрер пишет, что никто не принужда­ет использовать его метод, но он остается убежденным, что те, кто овладеет им, при дальнейших исследованиях откроют для себя намного больше, чем было продемонстрировано в этой схеме.

Этот метод рисования перспективы можно в дальнейшем применить в использовании маленького окна в школе, которое перевязано горизонтальными и вертикальными нитями. Для мно­гих детей это удивительно новый метод, однако близкий к более ранним упражнениям. В дополнение можно пронаблюдать рисун­ки и картины различных художников. «Как им удалось передать глубину?» Если рассматривать Джотто, например, мы находим много человеческих фигур, расположенных одна за другой. У Фра Анжелико пространство вокруг Марии в Благовещении оп­ределенным образом структурировано. Наконец, Эшер обманыва­ет всех нас своими удивительными «искажениями». Какой бы восьмиклассник не хотел бы знать о вечно текущем водопаде или об объекте, который невозможно сделать на практике, но таком правдоподобном на бумаге? Дома дети могут заняться изготовле­нием «секретных коробок». Путем рисования, живописания, вы­резания и наклеивания ученики пытаются придать как можно больше глубины своей маленькой коробке из-под обуви. Свет, формы и прорези, а также цвет играют в этом важную роль. Соз­даются автодороги, исчезающие в туннелях машины, правильно уменьшающимися в размере, или прекрасные интерьеры, где ме­бель бесхитростно внушает нам глубину комнаты, а также поэти­ческие пейзажи с горами, долинами, озерами и морями. Некото­рые ученики используют даже маленькие зеркала, шерсть и воск, чтобы ввести в заблуждение зрителя.

Наконец, у нас есть задание «смещение куба». С помощью двух точек схода рисуется большой куб (по возможности поболь­ше), причем верх должен быть видимым и одна грань должна выступать вперед. На одной из вершин (возьмем дальний вер­хний правый угол) форма куба выбирается. Эта выбранная фор­ма, однако, снова появляется вверху слева (вблизи). Получается так, как будто кто-то натолкнулся на куб и продвинул форму сквозь него. В принципе, это упражнение можно выполнять со всех углов. Впоследствии ученик обнаруживает, что также воз­можно вогнуть середину плоскости, которая снова выпячивается на другой стороне. К заключительному этапу, придав каждому направлению плоскости определенный оттенок серого или свой цвет, изменение куба можно сделать более очевидным и красочным. Все эти упражнения дают ученику намного больше воз­можностей в создании рисунков в эпохальных тетрадях.

Параллельно с усовершенствованием рисования перспективы с 7 класса и далее рисуются «сечения». Эти упражнения связаны с черно-белым рисованием в 6 классе. Во второй лекции учебно­го плана Штайнер описывает[20], что технический аспект сейчас нужно объединить с красотой. Как пример он предлагает в 7 классе следующее: «Вот цилиндр, разрезанный пополам дере­вянной балкой. Балке нужно пройти сквозь цилиндр. Вы должны показать, какой вид сечения (разреза) создается в цилиндре в том месте, где балка входит и выходит. Это нужно передать детям. Им необходимо узнать, что происходит, когда тела или плоскос­ти расчленяют друг друга, так, чтобы они знали о том, как печ­ная труба проходит сквозь потолок, или под каким углом образу­ется эллипс». В компетенции учителя - подумать о разнообразии возможных заданий для 7-8-классников, используя эти примеры: круглые столбы, разрезающие квадратные балки или круглые столбы расчленяющие друг друга под разными углами. Ручки и носики на горшках и кувшинах, трубы и слуховые окна в домах, балконы и веранды зданий. Когда ученики 7 и 8 классов попро­буют сделать это, они встретятся со все более разнообразными возможностями. Если 13-, 14- и 15-летние создают связь между техникой и красотой, это может иметь огромное воздействие на их развитие.

 

 

Дик Брюн

Аттие Лихтхарт

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.