Здавалка
Главная | Обратная связь

Символы, простейшие конструкции и операторы языка.



Алфавит языка – совокупность допустимых в языке символов или групп символов, рассматриваемых как единое целое. Символы языка включают в себя латинские буквы A,В,…,Z, арабские цифры 0,1,…,9, специальные символы, зарезервированные (ключевые) слова и знаки операций.

К специальным символам относятся: + - * / := > < = ( ) [ ] . „ ; : ' { } ↑

Знаки операций включают:

арифметические: + (сложение), - (вычитание), * (умножение), /(деление), DIV (деление нацело с отбрасыванием остатка), MOD (нахождение остатка от деления нацело);

отношения: > (больше), < (меньше), <= (меньше или равно); >=(больше или равно); = (равно), <> (не равно);

логические: NOT (отрицание), OR (логическое сложение), AND (логическое умножение);

над множествами: * (пересечение множеств), + (объединение множеств), - (разность множеств), IN (принадлежность множеству).

Ключевые слова:

AND и FOR для RECORD запись
ARRAY массив GOTO переход на REPEAT повторить
BEGIN начало IF если SET множество
CASE вариант IN в THEN то
CONST константа LABEL метка ТО к
DIV деление нацело MOD модуль TYPE тип
DO исполнять NOT не UNTIL до
DOWNTO уменьшать до OF из VAR переменная
ELSE иначе OR или WHILE пока
FUNCTION функция PACKED упакованный WITH с
END конец PROGRAM программа    
FILE файл PROCEDURE процедура    

 

Объектами действий в программах являются данные, которые определяются числовыми, логическими и литерными значениями. К простейшим конструкциям относятся константы, переменные, функции, выражения.

Идентификатор - используется для обозначения имен переменных, констант, функций, процедур и других программных единиц. Идентификатор представляет собой любую последовательность букв, цифр, начинающуюся с буквы (распознаются идентификаторы в среде TPascal* по первым 63 символам; прописные и строчные буквы не различаются).

Метка - в среде TPascal* в качестве метки может использоваться либо целое число без знака из диапазона 0..9999 , либо идентификатор. Метками при необходимости помечают операторы в программе, от оператора метка отделяется символом двоеточие.

Все данные подразделяются на скалярные, имеющие простейшую структуру, и структурированные. В языке Turbo-Pascal* используется четыре типа скалярных данных: целый (INTEGER), действительный (REAL), логический (BOOLEAN) и литерный (CHAR).

Числа в языке Turbo-Pascal* имеют запись, близкую к обычной математической, и могут быть целого или действительного (вещественного) типа. Кроме этих переменных в системе Turbo-Pascal* существует несколько численных типов. Они отличаются друг от друга только размером памяти, необходимым для их хранения, диапазоном чисел, которые можно хранить в этих переменных. Т.о. можно выбрать необходимый численный тип, и рационально использовать память.

Целые типы

Тип Диапазон Размер в байтах

Shortint -128 … 127 1

Integer -32768 … 32767 2

Longint -2147483648 ... 2147483647 4

Byte 0 … 255 1

Word 0 … 65535 2

Число целого типа это последовательность цифр, перед которой может стоять знак + или -. Например, +32, 17, - 546, 2457, - 1245. Целые числа представляются в памяти ЭВМ точным значением. Значения чисел целого типа для ЭВМ, имеющих 16 двоичных разрядов, находятся в пределах от - 32 768 (- 215+1) до +32 767(215-1). Предполагается десятичная система счисления, однако можно использовать и шестнадцатеричную. В этом случае перед числом следует поставить знак $.

Тип-диапазон.

Все целые типы относятся к так называемым перечислимым или порядковым типам. В любом порядковом типе можно выделить подмножество значений, в которое входят все значения исходного типа. Тип-диапазон задается в разделе объявления типов указанием минимального и максимального значений, разделенных двумя точками. Раздел объявления типов всегда начинается служебным словом Type. Например:

Type

Vcp = 1 .. 32

Вещественные типы

Тип Диапазон Количество Размер

Цифр в байтах

Real 2.9E-39 .. 1.7E+38 11-12 6

Single 1.5E-45 .. 3.4E+38 7-8 4

Double 5.0E-324 .. 1.7E+308 15-16 8

Extended 3.4E-4932 .. 1.1E+4932 19-20 10

Comp E-263+1 .. E263-1 19-20 8

Число действительного типа имеет две формы записи: с фиксированной точкой и плавающей точкой (для значений с десятичным порядком).

Число с фиксированной точкойэто число, в котором целая часть от дробной разделяется точкой. Например, -0.12, +25.7, 3.5, -8.54. Запись числа не может начинаться или заканчиваться точкой.

Число с плавающей точкойиспользуется для записи чисел, изменяющихся в широком диапазоне значений (от очень маленьких до очень больших).

Десятичный порядок числа записывается буквой Е.

Например, 7.1Е5, - 0.24Е3, -5.1Е-7.

Числа действительного типа представляются в машине приближенно.

Данные логического (булевского) типа (BOOLEAN) могут принимать одно из двух значений: TRUE (истинно) и FALSE (ложно).

Логическая операция xor объединяет две логические переменные (логические выражения). Результат получившегося выражения будет истинным, если значения переменных (выражений) различны. В противном случае выражение ложно.

Таблица истинности логических операций

X Y X and Y X or Y X xor Y
False False False False False
False True False True True
True False False True True
True True True True False

 

Данные символьного (литерного) типа (CHAR) могут принимать значение только одной литеры, имеющейся в наборе данной ЭВМ. Набор литер, использующийся в ЭВМ, должен отвечать следующим минимальным требованиям: содержать буквы и цифры, упорядоченные в алфавитном порядке и в порядке возрастания; включать знак пробела; каждый символ должен иметь порядковый номер.

Константа - это значение, которое не изменяется в программе. Константы могут являться значениями следующих типов: целые (INTEGER), действительные (REAL), логические (BOOLEAN), символьные (CHAR) или задаваться в виде строк (текстовые константы). Константы могут записываться значениями или именами соответствующего типа.

Константы целого и действительного типов являются чис­ловыми константами, которые имеют положительный или отрицательный знак.

Константы логического типа могут принимать одно из двух значе­ний - TRUE (истинно) или FALSE (ложно).

Константы символьного типа записываются литерами, заключенными в апострофы.

Текстовые константы (строки) записываются последовательностью символов (текстом), заключенной в апострофы и служат только для выдачи заголовка к результатам вычислений, можно использовать буквы русского алфавита. Например, 'А=' 'СУММА Sum=' 'КОЭФФИЦИЕНТ "К"' 'РЕЗУЛЬТАТ ВЫЧИСЛЕНИЯ ФУНКЦИИ' '2.05+К/С'.

Переменные используются для записи значений, изменяющихся в программе. Выбор имен переменных желательно производить таким образом, чтобы был понятен их смысл и назначение. По структуре различают простые переменные и переменные с индексом.

Простые переменные в каждый момент времени имеют одно значение, которое хранится в одной ячейке памяти. Простые переменные обозначаются с помощью идентификатора, и могут принадлежать к различным типам переменных: целый, действительный, логический, символьный.

Переменные с индексами являются элементами массивов. Для хранения каждого элемента массива отводится своя ячейка. Массив состоит из упорядоченного набора значений одного типа, имеющих общее имя. Местоположение элемента в мас­сиве задается индексом, который записывается в квадратных скобках. Например, А [7], А [16], А [I] являются соответственно 7, 16, и i-м элементами одномерного массива А; В [4,3], В[I,J] - соответственно элементами массива В, находящимися на пересечении четвертой строки и третьего столбца, I-й строки и J-гo столбца.

Стандартные функции служат для облегчения вычисления наиболее часто встречающихся функций. При обращении к стандартным функциям необходимо записать имя функции, а в скобках указать аргумент. Перечень стандартных функций, типы аргументов и функций приведены в табл. 1.

Таблица 1.

Обращение Выполняемые функции Тип
Аргумента Функции
ABS (X) SQR (X) |x| X2 REAL или INTEGER REAL или INTEGER
SIN (X) COS (X) EXP (X) LN (X) SQRT (X) ARCTAN (X) sin x cos x ex In x arctg x REAL или INTEGER REAL
TRUNC (X) ROUND (X) Выделение целой части числа Округление числа REAL INTEGER
TRUNC (X) ROUND (X) Выделение целой части числа Округление числа REAL INTEGER
PRED (X)   SUCC (X) Нахождение предшествующего элемента Нахождение последующего элемента INTEGER или CHAR или BOOLEAN INTEGER или CHAR или BOOLEAN
ORD (X) Определение порядкового номера символа в наборе символов CHAR или BOOLEAN INTEGER
CHR (I) Определение символа из набора символов по порядковому номеру i INTEGER CHAR
ODD (X) Определение четности числа INTEGER BOOLEAN

 

Выражение - это синтаксическая единица языка, определяющая способ вычисления некоторого значения. Выражения в среде TPascal* формируются из констант, переменных, функций, знаков операций и круглых скобок.

Порядок выполнения операций определяется скобками, а при их отсутствии - согласно старшинству (приоритету) операций:

1. Операция отрицания: NOT;

2. Операции типа умножения (мультипликативные:):*, /, DIV, MOD, AND;

3. Операции типа сложения (аддитивные): +, -, OR;

4. Операции отношения: <=, <, =, <>, >, >=, IN.

Контрольные вопросы

1. Какова структура программы на языке программирования Turbo-Pascal*?

2. Что такое алгоритм?

3. Что такое идентификатор и как он задается?

4. Назовите известные вам арифметические операции и функции.

5. Как объявляются целые или вещественные переменные?

6. Как определить значение переменной?

7. Перечислите известные вам целые типы, в порядке увеличения диапазона.

8. Перечислите известные вам вещественные типы, в порядке увеличения диапазона.

9. Объясните необходимость использования нескольких целых и нескольких вещественных типов.

10. Как записываются и выполняются известные вам арифметические операции?

11. Что такое тип-диапазон?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.