Здавалка
Главная | Обратная связь

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ



Программы, разработанные в соответствии с алгоритмами, могут иметь различные структуры. Среди выполняемых последовательностей операторов выделяют типовые структуры, из которых состоят программы: линейная, разветвляющаяся, циклическая, вложенных циклов. Сложные программы включают в себя все типы структур.

Программирование алгоритмов линейной структуры. Алгоритм линейной структуры это алгоритм, в котором операторы выполняются друг за другом, в той последовательности, в которой они записаны. Для организации программы линейной структуры используются операторы присваивания, ввода исходных данных и вывода результатов обработки данных.

Описание действий, которые должны быть выполнены над данными - основная часть любой программы. Единицей действия в программе является оператор.

Оператор присваивания служит для вычисления значения выражения и присваивания его имени результата. Общий вид записи оператора: v:=b;

где v - имя результата; b - выражение; := - символ присваивания.

Например:

Р:= 56.44; Z:=TRUE;

Y:=-84; Y:=Y+40.15; PN:=17.21+(T-SQR(A*A-B+23));

Переменная и выражение должны принадлежать одному типу.

Операторы ввода обеспечивают программу исходными данными, необходимыми для решения задачи, а операторы вывода осуществляют вывод результатов решения. Поэтому практически любая программа должна содержать эти операторы, выполненные в языке ПАСКАЛЬ как процедуры.

Для ввода используются операторы:

READ (b1, b2, ... , bn);

READLN (b1, b2, ... , bn);

READLN;

где b1, b2, . . . , bn -имена значений переменных, подлежащих вводу.

Оператор READ(b1, b2, ..., bn);обеспечивает выборку данных из стандартного входного файла INPUT, в результате которой имена переменных b1, b2, ..., bn получают соответствующие значения. Типы вводимых переменных должны соответствовать типам вводимых значений.

Оператор READLN(b1, b2, ..., bn);обеспечивает вы­борку из стандартного файла INPUT, но после окончания выбора последней переменной осуществляет переход к началу новой строки файла. При вводе значений переменных целого и действительного типов операторы READ и READLN про­пускают пробелы между значениями.

Оператор READLN; обеспечивает пропуск одной строки в стандартном файле INPUT и переход к началу новой строки.

Значения переменных, соответствующие именам перемен­ных в списке ввода, могут принадлежать типам целому, действительному или символьному. Ввод переменных логиче­ского типа недопустим. Например: READ(A,B,C); READLN(A,B,C);

Операторы вывода используются для вывода информации:

WRITE (b1, b2, ... , bn);

WRITELN (b1, b2, ... , bn);

WRITELN;

где b1, b2, ..., bn - имена значений переменных, подлежащих выводу.

Оператор WRITE(b1, b2, ..., bn); выполняет вывод значений, соответствующих именам b1, b2, ..., bn в стандартный выходной файл OUTPUT. Выводимые значения размещаются в одной строке.

Оператор WRITELN(b1, b2, ..., bn);выполняет вывод значений, соответствующих именам b1, b2, ..., bn в стандартный файл OUTPUT. После вывода последнего значения осуществляется переход к новой строке файла OUTPUT.

Оператор WRITELN; обеспечивает пропуск строки в файле OUTPUT и переход к началу следующей строки.

Имена переменных или констант, записанные в операторе вывода, могут принадлежать целому, действительному, сим­вольному или логическому типу. Например:

WRITE(A,B,C); WRITELN(А,В,С);

Допускается бесформатный и форматный вывод.

Бесформатный вывод. При использовании бесформатного вывода данные выводятся на устройства вывода в форматах, обусловленных в среде Turbo-Pascal* системой умолчаний и типом данных.

Форматный вывод. При использовании форматного вывода каждый элемент списка может быть представлен в одной из следующих форм:

A:w

A:w:d

где A - элемент списка вывода;

w - целое положительное число, определяющее общую длину поля вывода;

d - целое положительное число, определяющее длину дробной части выводимого вещественного числа.

Например: WRITE(DD:6,IR:8); WRITE(A:8:3);

В данном случае под значение А выделяется восемь позиций, три из которых отводится под дробную часть числа.

Пример 1. Найти сумму двух чисел, значения которых вводятся с клавиатуры.

PROGRAM PRIM1 (INPUT, OUTPUT); (заголовок программы) VAR (раздел описания переменных) X: INTEGER; Y: INTEGER; SUMMA: INTEGER; BEGIN (начало тела программы) WRITE('Ввести первое число: '); (вывод текстовой константы) READ(X); (ввод значения Х) WRITE('Ввести второе число: '); READ(Y); SUMMA:=X+Y; (присваивание) WRITELN('Результат суммирования: ' , SUMMA) END. (конец программы)  

 

Контрольные вопросы.

1. Опишите операторы ввода информации.

2. Опишите операторы вывода информации.

3. Опишите оператор присваивания и правила его использования.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.