Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные подходы к проблеме



«Сознание , – писал В. Вундт, – заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния» . Поэтому оно может иметь только чисто формальные свойства; их и выражают так называемые психологические законы сознания: единства, непрерывности, узости и т. д.

По мнению У. Джеймса, сознание есть «хозяин психических функций», то есть фактически сознание отождествляется с субъектом.

Сознание – это особое психическое пространство, «сцена» (К. Ясперс). Сознание может быть условием психологии, но не ее предметом (Наторп). Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, оно не поддается определению и выводимо только из самого себя. Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество – качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их презентированности (представленности) субъекту (Стаут). Качество это не раскрываемо, оно может только быть или не быть.

Общая черта всех выше приведенных взглядов – это акцент на психологической бескачественности сознания.

Несколько иная точка зрения у представителей французской социологической школы (Дюркгейм, Хальбвакс и др.). Психологическая бескачественность сознания здесь сохраняется, но сознание понимается как плоскость, на которую проецируются понятия, концепты, составляющие содержание общественного сознания. Этим сознание отождествляется со знанием: сознание – это «со-знание», продукт общения знаний.

Представляет интерес система взглядов Л. С. Выготского на сознание. Он пишет о том, что сознание – это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. «Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик». «Сознание есть как бы контакт с самим со-бой».Сознание есть со-знание, но лишь в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится. Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема – предмет конкретно-научного психологического исследования. При этом процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний «план сознания», это процесс, в котором этот внутренний план формируется. Элементами сознания, его «клеточками», по Выготскому, являются словесные значения.

Взгляды на проблему сознания А. Н. Леонтьева во многом продолжают линию Выготского. Леонтьев считает, что сознаниев своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния. Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Порождаются внутренние действия и операции, протекающие в уме, в «плане сознания». Сознание-образ становится также сознанием-реальностью, то есть преобразуется в модель, в которой можно мысленно действовать.

По мнению Б. Г. Ананьева, «как сознание психическая деятельность есть динамическое соотношение чувственных и логических знаний, их система, работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание. Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание». По Ананьеву, со-знание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания – это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным «потоком сознания», переключаемого с одного вида деятельности на другой. «Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире».

По мнению Л. М. Веккера, сознание в широком смысле охватывает высшие уровни интеграции когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов.

С. Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания: 1) построение отношений; 2) познание; 3) переживание. Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента. Однако степень выраженности каждого из этих компонентов весьма различна. Поэтому каждый акт сознания можно рассматривать как точку в системе координат этих трех важнейших психологических категорий.

При анализе механизмов сознания важно преодоление так называемой мозговой метафоры. Сознание является продуктом и результатом деятельности систем, к которым относится и индивид, и общество, а не только мозг. Важнейшим свойством таких систем является возможность создания недостающих им функциональных органов, своего рода новообразований, которые в принципе невозможно редуцировать к тем или иным компонентам исходной системы. Сознание должно выступать в качестве «суперпозиции функциональных органов».

Свойства сознания как функционального органа: 1) реактивность; 2) чувствительность; 3) диалогизм; 3) полифоничность; 4) спонтанность развития; 4) рефлексивность.

К основным функциям сознания относятся следующие: 1) отражательная; 2) порождающая (творческая, или креативная); 3) регулятивно-оценочная; 4) рефлексивная; 5) духовная.

Принцип единства сознания и деятельности является одним из основополагающих принципов советской психологии. Впервые он был сформулирован С. Л. Рубинштейном в 1933 году: «... Психические свойства личности и ее поведение, сознание и деятельность человека включаются как звенья, как стороны в единый процесс, в котором причина и следствие непрерывно меняются местами».

В дальнейшем эта проблема разрабатывалась в трудах А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Б. Г. Ананьева и др. Согласно их исследованиям и выводам, психика и сознание представляют собой побудительную, регулирующую, ориентирующую и контролирующую часть деятельности; сама же деятельность есть единство двух компонентов психического: отражательно-побудительного (внутреннего) и исполнительного (внешнего).

А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре сознания: 1) чувственную ткань образа; 2) значение; 3)смысл.

В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия. Тогда можно представить себе структуру сознания схематично следующим образом:

17.Категория отражения в психологии;

Можно сказать, что именно с освоения категории отражения в ее диалектико-материалистической трактовке и началось развитие советской психологии.
С. Л. Рубинштейн показал значение этой категории для всей системы психологических проблем. Позднее его позиции были развиты в работах К. К. Платонова , Е. В. Шороховой и др. В исследованиях Б. М. Теплова [472], А. А. Смирнова [445], П. А. Шеварева [522] и др. в свете теории отражения были раскрыты основные характеристики ощущений и восприятия, отражательная природа сенсорно-перцептивных процессов исследовалась Е. Н. Соколовым. .

С. В. Кравков показал значение этой теории для понимания процесса эволюции органов чувств и их взаимодействия [235]. А. Н. Леонтьев разработал концепцию филогенетического развития психики как закономерного процесса перехода от элементарных форм психического отражения к все более сложным.

Последовательно реализуя принцип отражения, Б. Г. Ананьев провел систематические исследования ощущений различных модальностей и восприятия (в том числе восприятия пространства, времени и движения). На основе этих исследований он разработал концепцию сенсорной организации человека и выявил некоторые общие законы ее развития [36].

Принцип отражения явился основополагающим также в психофизике (Забродин [167]), общей психофизиологии (Соколов [449]), инженерной психологии (Крылов [238], Ошанин [356], Завалова, Пономаренко [171] и др.) и других областях психологической науки.

Известно, что понимание психических процессов как процессов субъективного отражения объективной действительности формировалось в условиях борьбы на два фронта: с одной стороны, с объективистскими, с другой - с субъективистскими направлениями в психологии.

В объективистских направлениях понятия "образ", "ощущение". "восприятие", "сознание", т. е. все понятия, так или иначе характеризующие "субъективный мир" человека, объявлялись ненаучными. Человек рассматривался в них как некоторое устройство, реагирующее на стохастические внешние воздействия, и только. Предметом психологии было объявлено поведение, исследуемое безотносительно к субъективному отражению (реакции, рефлексы и т. п.). При этом поведение было отпрепарировано от субъекта и исследовалось как нечто, существующее само по себе.

Субъективистские направления, напротив, считают "субъективный мир" человека реальностью. Но объявляют его замкнутым в себе и подчиняющимся своим собственным внутренним законам. Утверждается, что субъективный, или феноменальный, мир не имеет "точек связи" с миром физическим.

Однако собственная логика исследований, выполняемых в контексте как объективистских, так и субъективистских направлений, приводит с необходимостью к пересмотру первоначально сформулированных крайних позиции. Так, экспериментальные исследования, выполняемые в русле бихевиористски-ориентированных (объективистских) направлений, приводят к отказу от первоначальных схем. В словаре бихевиористов все чаще появляются понятия "внутренняя модель", "план" и т. д. Логика исследования поведения потребовала обращения к анализу механизмов его психической регуляции, а это, в свою очередь, привело к проблеме субъекта поведения (и соответственно субъективного). Не случайно некоторые современные исследования поведения определяются как "субъективный бихевиоризм".

Аналогичная эволюция происходит и в субъективистских направлениях. Здесь (например, в когнитивной психологии) наблюдается отход от идеи феноменального мира, как замкнутого в себе: ставится вопрос об отношении его к миру физическому, к реальности. Так, восприятие начинает трактоваться не как выражение имманентных законов сознания, а как "модель" стимула, воздействующего на органы чувств. Конечно, понятие "модель" не идентично понятию "отражение", но самое включение этого понятия в контекст исследования требует соотнесения перцептивного образа с оригиналом (перцептивный образ является моделью объекта, существующего вне этого образа). Во всяком случае, здесь сделан шаг в направлении трактовки восприятия в плане его понимания как отражения(2).

Таким образом, логика развития психологической науки ведет к пониманию психических процессов как процессов субъективного отражения объективной действительности, обеспечивающих регуляцию поведения соответственно условиям, в которых оно осуществляется.

18.Категории общения и деятельности в отечественной психологии;

В современной психологии общение рассматривается как взаимодействие. Петровский « в процессе осуществления деятельности человек объективно вступает в определенную систему взаимосвязей с другими людьми «.Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми , порождаемый их потребностями в совместной деятельности.Общение включает в себя: 1 обмен информацией между субъектами деятельности; 2 выработку совместной стратегии деятельности; 3восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач. Важен вопрос о соотношении категорий деятельности и общения. Хотя каждая из них самостоятельна, следует отметить, что в ходе деятельности раскрываются отношения типа субъект-объект - мир предметный человеческого бытия, а в ходе общения - отношения типа субъект-субъект - межличностные отношения людей, отношения человека к обществу. В психологии социальной есть постулат о единстве общения и деятельности, но его содержание раскрывается неоднозначно. С одной стороны, общение рассматривается как сторона деятельности; с другой, деятельность и общение полагаются двумя сторонами человеческого бытия и образа жизни. Иногда общение рассматривается как самостоятельный вид деятельности со своими особыми мотивами, действиями и операциями. В целом принцип органического единства деятельности и общения, разработанный в отечественной психологии социальной, позволяет утверждать, что посредством общения деятельность и организуется и обогащается, в ней возникают новые межчеловеческие связи и отношения. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информации познавательного или оценочного характера. Общение может быть межличностным (непосредственное общение людей в группах) и массовым (коммуникация опосредованная СМИ), межперсональное и ролевое.В общении люди проявляют свои психологические качества, но эти качества не только раскрываются в общении, они в нем формируются. Общаясь с другим, человек усваивает общественный опыт (т.е. общение становится фактором психического развития)Функции общения - связующая; формирующая (способствует изменению психики); подтверждающая (в общении человек получает возможность утвердиться); организация и поддержание межличностных отношений; общение человека наедине с собой.Основа межличностный контакт – промежуточная форма взаимодействия через которую оно может перейти или не перейти в общение.В условиях реализации непосредственных влияний людей и их взаимодействия в регуляцию психической деятельности включаются такие механизмы как подражание ,внушение ,конформизм. Наивысший уровень взаимосвязанности ,имеющий место там ,где деятельность людей невозможна друг без друга , а общение пронизывает все стороны совместной деятельности ,характеризуется максимальным уровнем влияния общения на психические проявления индивидов. Типы межличностного общения – императивное, манипулятивное, диалогическое. Механизмы взаимопонимания в процессе общенияидентификация – уподобление другому, поставить себя не его место; эмпатия; аттракция – формирование позитивного чувства к другому; рефлексия – самопознание;казуальная атрибуция – прогнозирование поведения; социальный стереотип – устойчивый образ. Интерактивная сторона общения – организация совместного взаимодействия.Типы взаимодействий – кооперация, конкуренция, индивидуализм, альтруизм, агрессия, равенство. В отечественной психологии единство общения и деятельности – общение, как коммуникативная деятельность, рассматривается не сам акт общения и даже не способ, а содержание общения (предмет общения).

 

19.Категория личности в психологии;

В настоящее время нет общепринятого мнения о том, какой подход в изучении личности наиболее эффективен для объяснения основных фактов поведения человека. На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие личность как интегрирующее целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. В большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Сфера исследований личности пытается синтезировать и интегрировать соответствующие принципы из всех областей.
Основные функции теорий личности:
1. Обеспечение понятийной основы, чтобы объяснять какие-либо классы наблюдаемых, взаимосвязанных явлений.
2. Предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.
Теории личности фокусируются на следующих аспектах поведения человека: структура мотивации, развитие, психопатология, психическое здоровье, изменение поведения посредством психотерапии. Теории личности основываются на разных исходных положениях о природе человека.

Отечественные теории личности
А. Мясищев, Смирнов, Малышев и др. Личность - это система отношений, отношения - это компоненты структуры. Например, Мясищев утверждал, что личность как социальный продукт определяется прежде всего социальным значением направленности (т.е. "доминирующего свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека"). Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д., и т.п.
Если доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью.
Недостатком подобного рода понимания личности является нечеткость, многозначность.
Б. Ананьев, Платонов, Мерлин. Личность - не весь человек, а лишь его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности - "некие абстрактные духовные образования". Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться.
Личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе.
Платонов: концепция динамической функциональной структуры личности. Выделяет 4 подструктуры - взаимосвязанные стороны личности (группы качеств): 1) социальная подструктура (направленность, отношения, мораль - не имеют непосредственно природных задатков и формируются путем воспитания); 2) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки); 3) подструктура форм отражения (тип памяти и т.д); 4) биологически обусловленная подструктура - биологические свойства (темперамент, возраст, патологии...).
В. Рубинштейн. Личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Этого определения придерживаются многие исследователи, но оно слишком общее.

Зарубежные теории личности
Психоанализ. З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип реальности), Супер-Эго (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, анальная, фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность - способная и стремящаяся работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека "ради него самого".
Индивидуальная психология. А.Адлер: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения. Последний конструкт личности - социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности - показатель психологического здоровья.
Аналитическая психология. К.Г.Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность может достичь равновесия лишшь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуации), когда человек может признать все скрытые и игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровнях.
Неофрейдизм. Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни. Придается особое значение Эго и его функциям. Эриксон: Эго - это автономная структура, в своем развитии проходит 8 универсальных стадий. Э.Фромм: на личность особенно влияют социальные и культурные факторы.
Диспозициональная психология. Г.Олпорт, Р.Кеттелл, Г.Айзенк. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися со временем в различных ситуациях. Олпорт (первый выдвинул теорию черт личности): личность - это динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.
Бихевиоризм. Б.Скиннер: личность - это результат взаимодействия индивида (с его жизненным опытом) и окружающей среды. Поведение детерминированно, предсказуемо и контролируется окружением. Отвергается идея о внутренних автономных факторах как причинах действий человека, а также физиолого-генетическое объяснение поведения.
Социально-когнитивное направление. А.Бандура, Дж.Роттер. Личность - результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды; центральную роль играют когнитивные компоненты. Роттер рассматривал личность через призму локуса контроля.
Когнитивная психология. Дж.Келли - теория личных конструктов (моделей мира), система которых образует личность. Для объяснения мотивации не нужны никакие специальные концепции, главное - то, как человек объясняет любое событие.
Гуманистическая психология. А. Маслоу: личность определяется через иерархию потребностей.
Феноменологический подход. К. Роджерс: поведение можно понять с точки зрения субъективных переживаний. Единственная реальность - это личный мир переживаний человека, это и есть личность. Центральное место занимает Я-концепция.

20.Категория активности в психологии;

Активность является неотъемлемым свойством и состоянием любого живого организма, в том числе и человека. Не обладая активностью, человек не может существовать ни как биологическое существо, ни как член общества. Категория активности является основой научного знания о психике, психическом развитии, познавательных и творческих возможностях личности.

Изучение природы, механизмов зарождения, развития и проявления активности человека имеет исключительно важное значение для того, чтобы найти эффективные средства и пути, способствующие формированию активности личности, направленной на улучшение собственного благосостояния и благополучия общества. Современное представление о природе, источниках, формах и видах, содержании и механизмах, формировании и проявлениях активности человека складывается на основе анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований проблем поведения, деятельности, общения, познания, действий и их мотивации.

Психологических проблем активности человека касались работы многих отечественных психологов разных времен. Однако основы современного понимания природы активности человека заложены прежде всего в работах М.Я. Басова, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе. У М.Я. Басова человек выступает как активный деятель в среде. Л.С. Выготский (1960), развивая идею активности индивида, рассматривает влияние исторического опыта человечества, сконцентрированного в знаках, на формирование активности человека. С.Л. Рубинштейн (1934) сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Он рассматривал деятельность как специфическую для человека форму активности. В теории установки, разработанной Д.Н. Узнадзе (1961), на основе рассмотрения развития установки субъекта анализируются закономерности психической активности.

Проблеме психофизиологической природы активности посвящены работы Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, А.Р. Лурии и ряда других ученых. Социальной природе активности наибольшее внимание уделяется в работах Б.Ф. Ломова, К.А. Абульхановой-Славской, Е.В. Шороховой.

Активность — это постоянное разрешение субъектом проблем его жизнедеятельности, даже при отсутствии выраженных форм действия, поведения. Пространство активность - пассивность существует как поле борьбы мотивов, выбора форм действий, утверждения принципов и т.д., где пассивность занимает важное место в выработке позиции субъекта. Активность/пассивность представляет собой сложно структурированное состояние, присущее в разных формах каждому индивиду. Поэтому очень важно различать разные типы, уровни и формы проявления активности.

При рассмотрении человеческой активности выделяются и анализируются самые разные ее уровни и типы:
- физиологический (Владимир Бехтерев, Иван Павлов, И.М. Сечении, Л.А. Ухтомский и др.);
- психофизиологический (К. Анохин, Н.А. Бернштейн, М.В. Водунов, Э.А. Голубева, А.И. Крупное, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицын);
- психический (Михаил Басов, Лев Выготский, Алексей Леонтьев, В.Н. Мясищев, Сергей Рубинштейн, Дмитрий Узнадзе и др.);
- социальный (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Б.Ф. Помов, Е.В. Шорохова и др.);
- субъектный (В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.О. Татенко, В.Э. Чудновский).

Так, Ананьев Б.Г. выделял три основные формы человеческой активности: познание, труд и общение, которые проявляются в процессе жизнедеятельности в связи с решением определенных задач, в конкретных поступках.

Как особая форма активности, выделяется техническое и научное творчество, рассматриваемое многими исследователями (Э.С. Чугунова, Е.С. Кузьмин, А.Л. Журавлев, А.И. Китов, Б.Ф. Ломов и др ).

К формам активности также относят: рефлексию и поведение (В. И. Секун); ценностно-ориентационную, преобразовательную творческую, коммуникативную, художественную (М.С. Каган); Практическую, когнитивную (А.А. Грачев); информационно-коммуникативную, побудительную (Г.М. Андреева, Л.А. Карпенко, Б.Ф. Ломоа).

По мнению Д.Н. Узнадзе, формы активности образуют определенную иерархию:

• активность индивида - общение, потребление, удовлетворение любознательности, игра;

• активность субъекта - удовлетворение эстетических потребностей, развлечения, уход за другими и за собой, выполнение общественных требований;

• активность личности - художественное творчество, спорт умственный и физический, обслуживающий труд, общественная деятельность.

Типология активности личности.В исследованиях К.А. Абульхановой-Славской выделены типы активности, различающиеся по признакам: устойчивость-неустойчивость, уверенность-неуверенность, преобладание либо сочетание инициативы и ответственности. При этом для характеристики активности личности исследователь пользовалась такими показателями, как удовлетворенность - неудовлетворенность (действиями), стремление к успеху - избегание неудачи, уровень притязаний.

По ее мнению, активность представляет собой личностный уровень, способ и качество удовлетворения высших ценностных потребностей личности, которая ищет, создает или преобразует условия их удовлетворения в соответствии с позициями личности, ее ценностями И предъявляемыми к ней требованиями.

Исходя из этого понимания активности, исследователь полагает, что она носит не универсальный, а индивидуализированно-типолологический характер. Единые структуры и тенденции активности складываются в некоторые варианты, которые мы называем типами. Одни личности преимущественно опираются на внешние социально-психологические опоры, другие - преимущественно на внутренние, третьи оптимальным или противоречивым образом соединяют и т.д. Первые регулируются механизмами подражания, поддаются внушению, действуют адаптивным образом, вторые опираются на собственные критерии, саморегулятивны, уверены в своих действиях, автономны в своих решениях и т.д. Указанная типология, помимо притязаний и саморегуляции (характера внешних и внутренних опор, определяющих степень автономии механизмов саморегуляции), включает удовлетворенность, то есть отношение к результату.

В.А. Петровский обосновал особый тип проявления активности субъекта - надситуативную активность, которая «характеризует тенденцию субъекта действовать над порогом внешней или внутренней ситуативной необходимости, выходить из рамки исходной ситуации...».Главная особенность явлений надситуативной активности состоит в том, «что субъект, действуя в направлении реализации исходных требований ситуации, выходит за границы этих требований; моменты активности предстают при этом как бы обособленно в фактах «выхода» субъекта за рамки ситуации».

Итак, в настоящее время не существует единого подхода к дифференциации активности, как в определении ее сущности, так и в подходах к типологии. В ряде случаев по одним и тем же признакам выделяются формы, в других - типы, в третьих - виды или уровни активности. То есть отсутствует четкая иерархия подразделения и взаимосвязи форм, типов, видов, уровней активности, что приводит к подвижности, неустойчивости существующей классификации активности.

 

21.Категория созерцания в психологической науке;

С. Л. Рубинштейн, различая созерцание и деятельность, трактует созерцание не феноменологически как непосредственность, пассивность, а как выражающее сущность самого субъекта ценностное отношение к бытию.

Если познание раскрывает "логику", сущность объекта, то созерцание выражает способность субъекта "верно отнестись к миру", т. е. определить характер и "логику" своего к нему отношения. В этом смысле познать мир еще не значит разумно определить свое место в нем. Познание мира является способностью сознания наряду с его созерцанием. Природа последней способности была раскрыта нами (при развитии рубинштейновских идей) как способность к интерпретации действительности субъектом (А. Н. Славская, 1993). С. Л. Рубинштейн проводит различие между практической и теоретической, идеальной деятельностью. Изменяя природу по законам своей общественно-исторической деятельности, человек изменяет ее не вопреки самим объективным законам природы. Чтобы учитывать эти законы в своей деятельности, человек должен их знать. Познание не создает и не изменяет сущности объекта. Но оно выявляет эту сущность в "чистом виде", поэтому оно - не пассивное отношение, а активное раскрытие сущности, оно "заинтересовано" в раскрытии этой сущности. "Заинтересованность" в раскрытии подлинной сущности возникает из необходимости преобразовать природу для удовлетворения своих потребностей и одновременно согласно ее объективным законам (см. об этом подробнее: Абульханова-Славская К. А. Философское наследие С. Л. Рубинштейна // Вопросы философии. - 1969. - № 8. - С. 146 и др.).

Другой весьма важной для нашего исследования особенностью концепции Рубинштейна является его обращение к психологическому феномену созерцания. Созерцание, по Рубинштейну, представляет собой один из способов познания человеком мира, наряду с деятельностью. Но если в процессе деятельности человек познаёт мир посредством его изменения, то при созерцании человек воспринимает мир без его преобразования, воспринимая объект таким, каков он есть сам по себе в реальности, «каков он есть на самом деле», «как нечто, что значимо для человека и само по себе, в себе». В этом смысле созерцание пассивно, а не активно как деятельность. Наивысшей формой созерцания Рубинштейн признаёт эстетическое созерцание, т.е. восприятие прекрасного:

«В эстетическом, хотя и созерцательном, отношении к миру, к бытию и другому человеку проявляется величайшая заинтересованность человеческого существа в сущности явления, в нём самом, а не только в его служебной функции.»

В контексте модели сознания, предложенной Рубинштейном – сознание как единство знания и переживания – созерцание больше относится к переживанию как нелогической форме познания, в которой отсутствует активное мышление. Рубинштейн не исследует созерцание подробно, он, скорее, отмечает лишь факт его наличия как важного психического феномена. Однако само признание значимости созерцания как формы познания, наравне с деятельностью, является необычным и чрезвычайно важным методологическим моментом в психологии:

«Величие человека, его активность проявляются не только в деянии, но и в созерцании, в умении постичь и правильно отнестись ко Вселенной, к миру, к бытию.»

«…в онтологии человека наличие не только действенного, но и познавательного, созерцательного отношения к миру составляет важнейшую характеристику человека.»

22.Основные положения системного подхода. Принцип системности в психологии;

1) О системном подходе в психологии (Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии)

Про психику как предмет психологии…

Общая система психологии объединяет дисциплины, пограничные с такими далекими друг от друга науками, как физика и социология, химия и лингвистика и т. д. В связи с экстенсивной дифференциацией психологической науки возникла опасность ее расщепления на множество несвязанных между собой дисциплин, а в области ее общей теории — плюралистических и эклектических тенденций.

Чтобы раскрыть все многообразие качеств человека и определить место, которое занимают среди них психологические качества, нужно рассмотреть совокупность систем, образующих бытие человека и являющихся основаниями его качеств. Согласно системному подходу любое явление возникает и существует в рамках некоторой (достаточно большой) системы явлений.

«Основной компонент любой социальной системы — человек как социальное существо. Общество является для индивида той системой, в рамках которой его связи и отношения с другими индивидами (и их общностями) выступают как существенные необходимые условия его существования и развития (в том числе психического). Он не может существовать и развиваться как человек вне этой системы. Общественные отношения, которые складываются между людьми (прежде всего в процессе производства), — это необходимое условие существования и развития как каждого отдельного индивида, так и общества в целом. Социальная система, служащая основанием социальных качеств индивида и общностей людей, является сложным образованием, развивающимся по объективным законам, которые были открыты Марксом. Их действие определяет формирование общностей разного масштаба: классов, наций, этнических групп, народов и т. д. Высшим уровнем больших общностей является человечество. В силу действия этих законов формируются, развиваются и разрешаются различные социальные институты. Ими же определяются и малые общности: семья, различные виды малых групп, коллективы и т. д. Социальные качества не есть нечто внешнее по отношению к человеку. В процессе деятельности и общения они (если не все, то многие из них) становятся как бы имманентными (инцидентными) психологическими качествами человека, психологическому складу его личности. Психологические свойства личности вне системы общественных отношений, в которую эта личность включена, просто не существуют (так же как не существует, например, стоимость товара вне его отношения к другим товарам и лежащему в их основе труду).

- принадлежность человека к биологической системе (и к природе в целом) остается и всегда останется существенным и необходимым условием его существования и развития.

Бытие человека не исчерпывается только деятельностью и общением, в ходе которых формируются его социальные и социально-психологические качества. Необходимая «составляющая» его жизни — это биологическое развитие.

Биологические свойства человека (свойства, обусловленные его принадлежностью к биологической системе) также многообразны. Это определяется многообразием типов (или уровней) организации живого. Биологические закономерности не отменяются социальным бытием человека, однако изменяются условия их действия, а поэтому проявляются они специфическим для человека образом.

- Перспективным представляется подход, опирающийся на принцип системности в анализе уже самих нейрофизиологических основ психики. Он развит в теориях функциональной системы «паттернов мультиклеточной активности» пространственной синхронизации мозговых процессов.

С позиций этого подхода целостные психические и элементарные нейрофизиологические процессы сопоставляются не прямо, а через анализ общемозговых системных механизмов, через системные процессы, объединяющие элементы в одно целое: в функциональную систему поведенческого акта. Психическое рассматривается здесь в связи с исследованием интеграции элементарных нейрофизиологических процессов.

Таким образом, психическое в отношении к нейрофизиологическому выступает как системное качество: оно реализуется не во множестве отдельных элементов (как полагает, например, «экранная» концепция психического образа), а в динамике функционирования мозга как целостной системы.

Маленький вывод из вышесказанного: Вместе с тем если иметь в виду дальнейшее развитие психологии в русле системного подхода, то нужно отметить, что данных, которые накапливаются в исследованиях только нервной системы, для понимания соотношений биологического и психического недостаточно. Для психологии важно исследование закономерностей функционирования также всех других систем (точнее, подсистем) человеческого организма (мышечной, сердечно-сосудистой, гуморальной и др.) в их взаимосвязях, т. е. физиологии человеческого организма как целого.

Психические свойства не сводятся (во всяком случае полностью) ни к социальным, ни к биологическим и не находятся между ними (или над ними). Однако их нельзя оторвать ни от тех, ни от других: психические свойства как бы проникают и в социальные и в биологические, связывая, «пронизывая» их определенным образом. Вместе с тем многие как социальные, так и биологические качества человека реализуются в его поведении и деятельности через качества психические. Конечно, далеки не все биологические свойства человека находят свое проявление в психических. Но все психические свойства принадлежат живому человеку, они не существуют вне его организма.

- Дальнейшее движение по выбранному пути анализа приводит к рассмотрению включенности человека в физическую систему. Первое, что открывается, когда речь идет об анализе среды, в которой живет человек, — это ее физические свойства. Среда выступает перед человеком как вещно-оформленная, как совокупность физических тел, предметов (возникших в процессе развития природы или созданных людьми). Орудия, которыми человек пользуется в своей деятельности, — это тоже физические тела. Поэтому один из первых вопросов, который возникает в исследовании психического, — это вопрос о том, как механические, оптические, акустические, химические и иные свойства объективно существующих предметов отражаются в ощущениях и восприятиях. Необходимость ориентировки живого организма в окружающей среде (поскольку поведение должно строиться в этой среде) привела к тому, что в процессе биологической эволюции сформировались специализированные, анатомически дифференцированные аппараты (органы чувств), обеспечивающие отражение механических, физических и химических свойств предметов и явлений материального мира. Исследуя сенсорные и перцептивные процессы, психология вынуждена обращаться к анализу физического взаимодействия органов чувств с теми предметами, которые в этих процессах отражаются.

Вывод: Итак, человек как бы находится на пересечении многих разнопорядковых систем. В этом плане о его существовании можно говорить как о полисистемном процессе. Принадлежность человека ко многим системам так или иначе проявляется в его психологических качествах. Множественность оснований этих качеств порождает их многообразие и многосторонность. А вместе с тем психика представляет собой нечто целостное, интегральное. Целостность психических явлений, их неразложимость «на кусочки» отмечается обычно как одна из их фундаментальных характеристик.

Эти системы, конечно, не изолированы друг от друга. В своей совокупности ' они выступают для человека как единый мир, в котором он живет, действует, переживает и т. д.,— словом, проявляет свои человеческие свойства.

Единство психики как системы выражается в ее общей функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, психика осуществляет регуляцию поведения. Трудность исследования психических явлений состоит в том. что они не образуют некоторой замкнутой системы, изолированной от других систем материального мира. Психическое не существует вне человеческого организма и взаимодействия человека с этим миром.

2) Принцип системности в психологии.

Система – совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, образующих единство и целостность.

Система – это нечто целое, состоящее из отдельных частей, которые это целое и составляют.

!!В основе очень многих наук лежит систематика. Все бытие в конечном итоге представляет собой сложную систему.

Системность – принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства (Ярошевский)

Системность –методологический подход к анализу психологических явлений, когда соответствующие явления рассматриваются как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, при которой свойства элемента определяются его местом в структуре. (Карпенко)

Общими задачами исследователей являются анализ и синтез этих систем.

Границы применения системного подхода:

Системный подход – не самоцель, а необходимость для объяснения феномена

1) Необходим для объяснения психических явлений (ибо вне системного подхода не найти им трактовки);

2) Применим только к тем объектам, которые обладают высокой степенью функциональной обособленности;

Существуют разные типы системного подхода

1. Комплексный – изучает только состав системы; не изучаются отношения между элементами и элементами и целым.

2. Структурный – есть анализ отношений между элементами, но нет анализа отношений элементов и целого;

3. Целостный – все элементы системы рассматриваются во всех отношениях – и друг с другом, и с целым.

На этих трех вариантах типов системного подхода методологически строится исследование в любой науке!!!

Примеры применимости системного подхода в психологии:

1) Выделение высших и низших психических функций;

2) Личность – изучение различных сторон личности;

3) Деятельность – это система, состоящая из множества подсистем, каждая из которых соотносится друг с другом.

Примерно в 60-е г.г. XX века ученые начали предпринимать попытки системного описания психики с использованием кибернетических и математических понятий.

Психику сегодня можно изучать на трех уровнях:

1. Психический – уровень психических образований, порожденных биологическими механизмами и подчиняющийся биологическим законам.

2. Психологический – он предполагает изучение тех свойств человека в их психосоматическом единстве, которые сформированы и проявляются в процессе социальных взаимодействий. Сам термин «психология человека» предполагает изучение индивидуально-психологических свойств человека в его психосоматическом единстве, ибо психику и соматику объяснить в отрыве друг от друга возможности нет.

3. Социально-психологический – предполагает изучение только тех свойств, которые проявляются в социальном построении.

23.Проблема активности в психологии;

Активность является неотъемлемым свойством и состоянием любого живого организма, в том числе и человека. Не обладая активностью, человек не может существовать ни как биологическое существо, ни как член общества. Категория активности является основой научного знания о психике, психическом развитии, познавательных и творческих возможностях личности.

Изучение природы, механизмов зарождения, развития и проявления активности человека имеет исключительно важное значение для того, чтобы найти эффективные средства и пути, способствующие формированию активности личности, направленной на улучшение собственного благосостояния и благополучия общества. Современное представление о природе, источниках, формах и видах, содержании и механизмах, формировании и проявлениях активности человека складывается на основе анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований проблем поведения, деятельности, общения, познания, действий и их мотивации.

Психологических проблем активности человека касались работы многих отечественных психологов разных времен. Однако основы современного понимания природы активности человека заложены прежде всего в работах М.Я. Басова, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе. У М.Я. Басова человек выступает как активный деятель в среде. Л.С. Выготский (1960), развивая идею активности индивида, рассматривает влияние исторического опыта человечества, сконцентрированного в знаках, на формирование активности человека. С.Л. Рубинштейн (1934) сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Он рассматривал деятельность как специфическую для человека форму активности. В теории установки, разработанной Д.Н. Узнадзе (1961), на основе рассмотрения развития установки субъекта анализируются закономерности психической активности.

Проблеме психофизиологической природы активности посвящены работы Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, А.Р. Лурии и ряда других ученых. Социальной природе активности наибольшее внимание уделяется в работах Б.Ф. Ломова, К.А. Абульхановой-Славской, Е.В. Шороховой.

Проблема активности в течение многих лет не теряет своей актуальности и практической значимости. Еще А.Н. Леонтьев в одной из своих последних публикаций писал: «Наряду с проблемой установки в психологическом анализе открылась и еще одна, пожалуй, самая сложная проблема. Это проблема явлений активности, которые образуют трудно улавливаемые в эксперименте, но, тем не менее, реальные моменты человеческой деятельности, возвышающие ее над функцией прямой или косвенной адаптации к наличным или предполагаемым требованием ситуации. Моменты эти составляют как бы внутреннюю предпосылку самодвижения деятельности и ее самовыражение. Но эта проблема, на которую мы постоянно наталкиваемся в живой человеческой жизни, остается сейчас едва затронутой экспериментальным исследованием, и ее разработка в огромной степени остается делом будущего» .

Активность изучается на физиологическом, психофизиологическом, психическом и социальном уровнях. Такой многоаспектный подход к изучению активности объясняется ее многосторонностью, многоуровневостью, сложностью. По сути, любое психологическое образование личности, любые физиологические, психологические и социальные проявления человека связаны с феноменом активности.

Отечественные и зарубежные психологи продолжают интенсивно разрабатывать различные аспекты проблемы активности. Принцип активности человека в отечественной психологии основывается на деятельностном подходе к изучению психики.

В последние годы многие психологи обратились к проблеме субъектности и субъектной психической активности (А.В. Брушлинский, А.К. Осницкий, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.О. Татенко, В.Э. Чудновский и др.). Значительный вклад в изучение проблемы активности личности внес В.А. Петровский. Он разработал концепцию неадаптивной (надситуативной) активности и связанную с ней концепцию персонализации. Особенно много теоретических и экспериментальных исследований проводится по психофизиологии саморегуляции поведения, деятельности в целом, активности (М.В. Бодунов, Э.А. Голубева, А.И. Крупное, В.М. Русалов и др.).

Активность — это постоянное разрешение субъектом проблем его жизнедеятельности, даже при отсутствии выраженных форм действия, поведения. Пространство активность - пассивность существует как поле борьбы мотивов, выбора форм действий, утверждения принципов и т.д., где пассивность занимает важное место в выработке позиции субъекта. Активность/пассивность представляет собой сложно структурированное состояние, присущее в разных формах каждому индивиду. Поэтому очень важно различать разные типы, уровни и формы проявления активности.

При рассмотрении человеческой активности выделяются и анализируются самые разные ее уровни и типы:

- физиологический (Владимир Бехтерев, Иван Павлов, И.М. Сечении, Л.А. Ухтомский и др.);

- психофизиологический (К. Анохин, Н.А. Бернштейн, М.В. Водунов, Э.А. Голубева, А.И. Крупное, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицын);

- психический (Михаил Басов, Лев Выготский, Алексей Леонтьев, В.Н. Мясищев, Сергей Рубинштейн, Дмитрий Узнадзе и др.);

- социальный (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Б.Ф. Помов, Е.В. Шорохова и др.);

- субъектный (В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.О. Татенко, В.Э. Чудновский).

Так, Ананьев Б.Г. выделял три основные формы человеческой активности: познание, труд и общение, которые проявляются в процессе жизнедеятельности в связи с решением определенных задач, в конкретных поступках.

Как особая форма активности, выделяется техническое и научное творчество, рассматриваемое многими исследователями (Э.С. Чугунова, Е.С. Кузьмин, А.Л. Журавлев, А.И. Китов, Б.Ф. Ломов и др ).

К формам активности также относят: рефлексию и поведение (В. И. Секун); ценностно-ориентационную, преобразовательную пин творческую, коммуникативную, художественную (М.С. Каган); Практическую, когнитивную (А.А. Грачев); информационно-коммуникативную, побудительную (Г.М. Андреева, Л.А. Карпенко, Б.Ф. Ломоа)

По мнению Д.Н. Узнадзе, формы активности образуют определенную иерархию:

• активность индивида - общение, потребление, удовлетворение любознательности, игра;

• активность субъекта - удовлетворение эстетических потребностей, развлечения, уход за другими и за собой, выполнение общественных требований;

• активность личности - художественное творчество, спорт умственный и физический, обслуживающий труд, общественная деятельность.

А.В. Брушлинский все вышеназванные формы называет видами активности, дополняя их созерцанием. Кроме того, в современной психологической литературе активность человека подразделяется на произвольную и непроизвольную формы ее проявления.

2.Факторы, определяющие активность личности.

 

Типология активности личности

В исследованиях К.А. Абульхановой-Славской выделены типы активности, различающиеся по признакам: устойчивость-неустойчивость, уверенность-неуверенность, преобладание либо сочетание инициативы и ответственности. При этом для характеристики активности личности исследователь пользовалась такими показателями, как удовлетворенность - неудовлетворенность (действиями), стремление к успеху - избегание неудачи, уровень притязаний.

По ее мнению, активность представляет собой личностный уровень, способ и качество удовлетворения высших ценностных потребностей личности, которая ищет, создает или преобразует условия их удовлетворения в соответствии с позициями личности, ее ценностями И предъявляемыми к ней требованиями. «Активность - это способ выражения потребностей личности, в котором уже интегрируются представления личности о своих способностях и возможностях. Здесь личность формулирует свое «право» на удовлетворение потребности, которое и выражается в определенном уровне притязаний.

Исходя из этого понимания активности, исследователь полагает, что она носит не универсальный, а индивидуализированно-типолологический характер. Единые структуры и тенденции активности складываются в некоторые варианты, которые мы называем типами. Одни личности преимущественно опираются на внешние социально-психологические опоры, другие - преимущественно на внутренние, третьи оптимальным или противоречивым образом соединяют и т.д. Первые регулируются механизмами подражания, поддаются внушению, действуют адаптивным образом, вторые опираются на собственные критерии, саморегулятивны, уверены в своих действиях, автономны в своих решениях и т.д. Указанная типология, помимо притязаний и саморегуляции (характера внешних и внутренних опор, определяющих степень автономии механизмов саморегуляции), включает удовлетворенность, то есть отношение к результату.

Итак, К.А Абульханова-Славская в своем исследовании активности личности раскрыла и обосновала различные типы личности, отличающиеся по характеру проявления активности, определяемой исследователем по взаимосвязи между проявлениями инициативы и ответственности:

I. Гармонический тип. К нему относятся люди, для которых связь между инициативой и ответственностью оказалась наиболее оптимальной. Лица данного типа, выдвигая инициативу, принимали на себя ответственность за ее выполнение. Замыслы по реализации инициативы были проблемными и конструктивными.

II. Продуктивный тип. К нему относятся лица, которые, выдвигая проблемную инициативу для решения задачи, не видели себя исполнителями инициативы, однако ввиду увлеченности брали на себя ответственность.

III. Рефлексивный тип, представители которого обладали гиперответственностью, повышенным контролем, самокритичностью. Но эти качества ослабляли инициативу. В результате люди данного типа проявляли несамостоятельность, ища поддержки со стороны.

IV. Исполнительский тип, к которому относятся лица, принимающие на себя ответственность за решение задачи, но не проявляющие самостоятельность на стадии исполнения. Они при этом прибегают к помощи инструкций или подражания, гася свою инициативу.

V. Функциональный тип личности, который характеризуется тем, что люди не принимают на себя ответственность, однако ориентируясь на социально-психологическое окружение и воспользовавшись готовыми способами исполнения заданий, не проявляя самостоятельности, они активны при реализации готового решения, то есть обнаруживают продуктивность.

VI. Созерцательный тип, к которому относятся лица, выдвигающие сложные конструктивные инициативы, но не берущие на себя ответственность за их исполнение, не проявляющие самостоятельности. Лица данного типа отличаются стремлением заявить о себе. Проявление собственного «Я» гасит возможность реализации выдвигаемых инициатив.

Таким образом, инициатива, ответственность и различные формы их связи выступают как разные способы моделирования пространства активности (проблемно- или личностно-конструктивные) с преобладающим использованием внутренних или социально-психологических критериев, опор и т.д. Наиболее высокий уровень активности проявляется при гармоническом и продуктивном сочетании инициативы и ответственности с сохранением автономии личности.

В.А. Петровский обосновал особый тип проявления активности субъекта - надситуативную активность, которая «характеризует тенденцию субъекта действовать над порогом внешней или внутренней ситуативной необходимости, выходить из рамки исходной ситуации...».

Определяя описанные случаи выхода из ситуации как явления надситуативной активности, В.А. Петровский выделяет два их уровня:

1) как явления «сверхеитуативности», то есть избыточности действий субъекта по отношению к тем требованиям ситуации, которые определяют критерии эффективности его поведения и принимаются им за исходные;

2) надситуативная активность может выступать на уровне «контрситуативности». «Это случай, когда субъект действует вопреки побуждениям, ограничивающим возможности свободного развития его... Всякое контрситуативное действие сверхситуативно (избыточно), но, разумеется, не всякое действие, выполняемое над порогом ситуативной необходимости, является действием, направленным на преодоление ситуативных ограничений... Именно в случае контрситуативности говорится о факте выраженного несовпадения процессов реализации деятельности на заданном уровне и процессов развития деятельности, иначе говоря, о факте обособления момента активности в самостоятельный момент движения...».

Главная особенность явлений надситуативной активности состоит в том, «что субъект, действуя в направлении реализации исходных требований ситуации, выходит за границы этих требований; моменты активности предстают при этом как бы обособленно в фактах «выхода» субъекта за рамки ситуации».

Итак, в настоящее время не существует единого подхода к дифференциации активности, как в определении ее сущности, так и в подходах к типологии. В ряде случаев по одним и тем же признакам выделяются формы, в других - типы, в третьих - виды или уровни активности. То есть отсутствует четкая иерархия подразделения и взаимосвязи форм, типов, видов, уровней активности, что приводит к подвижности, неустойчивости существующей классификации активности.

24.Основные проблемы психологии мотивации;

Одной из проблем, активно исследуемых современной психологией, является проблема мотивации человеческого поведения и деятельности. Сущность проблемы заключается в том, чтобы изучить побудительные силы, благодаря которым включается психическая активность человека и направляет его деятельность на какой-либо объект; силы, которые движут человеком при выборе той или иной модели поведения, того или иного способа действия. Эти явления относятся к мотивационной сфере психики.

Чтобы подойти к понятию мотивации, надо начать с потребностей – фундамента мотивационной сферы – и мотивов – более сложных психических образований, на основе которых и формируется мотивация.

Потребности – субъективные явления, возникающие, когда индивид испытывает нужду в каком-либо объекте, необходимом для его жизнедеятельности и развития. Они выступают источником активности человека и побуждают его к деятельности в отношении объекта нужды.

Далее перейдем к рассмотрению следующего звена в цепочке мотивационной сферы. Это мотив – побуждение к совершению действий, порожденное системой потребностей человека. Мотивы обладают большей или меньшей степенью осознанности. Интересной их особенностью является то, что в процессе деятельности мотивы, являясь образованиями динамическими, могут изменяться. Эти изменения возможны на любой стадии деятельности, поэтому поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по трансформированной мотивации.

Термином «мотивация» в современной психологии обозначают как минимум два психических явления:

1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющих степень этой активности (т. е. мотивация как система факторов, детерминирующих поведение);

2) процесс образования, формирования мотивов, внутреннего управления поведением человека, поддерживающий поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивация обусловливает целенаправленный характер действия. В. Г. Леонтьев предложил рассматривать два вида мотивации:

1) первичная мотивация проявляется в форме инстинкта, влечения, потребности;

2) вторичная мотивация проявляется в форме мотива. Мотивы, в свою очередь, делятся на внутренние и внешние.

Внутренние мотивы формируются на основе потребностей человека, его эмоций, интересов, внешние – под воздействием ситуации, факторов внешней среды.

Мотивацию, как правило, составляет не какой-либо один мотив, а определенным образом структурированная их совокупность, включающая и внешние, и внутренние составляющие.

В современной психологии существует немалое количество концепций мотивации. Все их можно условно свести к пяти основным направлениям.

1. Бихевиористские теории мотивации. Бихевиористы объясняют поведение посредством схемы «стимул – реакция», считая раздражитель активным источником реакций организма, а, следовательно, и поведения человека. Поэтому как таковая проблема мотивации не рассматривается ими как объект психологии. Однако при этом отмечается, что организм не всегда одинаково реагирует на воздействующий извне стимул. Для объяснения различий в реактивности бихевиористы и ввели в свою схему некий фактор, названный ими мотивацией. Но фактор этот сведен лишь к физиологическим механизмам, поэтому содержание понятия «мотивация» в бихевиоризме не имеет практически ничего общего с рассмотренным выше.

2. Когнитивные теории мотивации. В этих теориях мотивация понимается как механизм выбора определенной формы поведения, обусловленный мышлением. Такой подход принадлежит еще к У. Джеймсу, который в конце XIX в. выделял несколько типов принятия решения как сознательного преднамеренного мотивационного акта. Объекты мысли, препятствующие окончательному действию или стимулирующие его, он назвал основаниями, или мотивами, данного решения.

Во второй половине XX в. появились мотивационные концепции Дж. Роттера, Г. Келли, X. Хекхаузена, Дж. Аткинсона и других представителей когнитивного течения в психологии. Общим в этих концепциях является то, что в отличие от механистического взгляда бихевиористов роль сознания в детерминации поведения человека признается ведущей.

3. Теория биологических побуждений. Данная теория основывается на том, что при нарушении баланса в организме возникает стремление к восстановлению баланса – потребность, в результате возникает биологический импульс, который побуждает человека к ее удовлетворению. О мотивации в этом случае говорят как о мобилизации энергии (Ж. Нюттен). Основной предпосылкой такого подхода является представление, что естественным для организма является состояние неактивности. Следовательно, чтобы произошел его переход к активности, необходимы некие особые побудительные силы. Если же рассматривать живой организм как активный, то понятие «мотивация» с точки зрения представителей данной концепции становится лишним

4. Психоаналитические теории мотивации. С возникновением учения З. Фрейда о бессознательном в конце XIX в. появился новый подход к изучению детерминации поведения. В данном подходе подразумевается, что поведение человека в первую очередь подчиняется бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями. В основном психоаналитики рассматривают такие влечения, как либидо (сексуальная энергия) и агрессивность. Данные влечения требуют непосредственного удовлетворения и при этом блокированы «цензором» личности, названным «сверх-я». Под «сверх-я» понимается система социальных норм и ценностей, воспринятая личностью в процессе социализации. Таким образом, если в когнитивных концепциях поведением человека управляет сознание и сознательно же формируется мотивация, то согласно Фрейду процесс мотивации бессознателен.

5. Теории взаимосвязи мотивации и деятельности. Одна из них – теория каузальной атрибуции, основанная Ф. Хайдером, стала почвой методологического принципа деятельной опосредованности поведения.

Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию субъектом межличностного взаимодействия причин и мотивов поведения других людей. На основании субъективной интерпретации мотивации действий объекта общения субъект может предполагать дальнейшую схему развития поведения, т. е., если вам известно, какие мотивы деятельности чаще всего преобладают у вашего партнера по общению, вы сможете прогнозировать его поведение в той или иной ситуации.

Основные мотивы, рассматриваемые теорией каузальной атрибуции, – это аффилиация (стремление к общению) и отвергание общения, агрессивность и мотив подавления агрессивности, альтруизм и эгоизм, мотив стремления к власти.

 

25.Центральная проблема психологии восприятия;

При обращении к понятию «восприятие» обнаруживаем, что оно является проблемным и неоднозначно определяется в психологии.

С одной стороны, восприятие рассматривается как психический познавательный процесс (Л.М.Веккер, Б.Ф.Ломов, А.А.Гостев,

С.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков и др.), который имеет свою процессуальную сторону, и как продукт — первичный образ предметов и явлений внешнего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

С другой стороны, следует иметь в виду, что в реальном психическом акте частные формы (процессы) слиты и неотделимы: «Когда изучается, например, восприятие, то обнаруживается, что в принципе невозможно создать условия, которые позволили бы его отпрепарировать от памяти, мышления, эмоций и т.д.»

Наиболее детальной концепцией восприятия обладает когнитивная психология, психология познавательных процессов. Восприятие психических явлений — несомненно более сложная проблема. Однако следует заметить, что и оно в определенной степени подчиняется основным законам восприятия.

Традиционно под восприятием понимают познавательный психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном действии последних на органы чувств [12]. Функциональное назначение восприятия состоит в познании действительности; при этом предметы и явления действительности воспринимаются целостно и структурно.

Восприятие — процесс чувственного познания. Оно является чувственным отображением предмет







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.