Здавалка
Главная | Обратная связь

Общая характеристика района. Границы, административная принадлежность и географическое положение



Общие положения

Согласно договору № 3585 (07) – НЮ2993 НИЧ ДВГУПС с ДВЖД филиала ОАО «РЖД» от 27.08.2007г. «Проведение обследования опытных объектов и разработка рабочих проектов на капитальный ремонт земляного полотна на КМ 2853 ПК 6 – КМ 2853 ПК 9 перегона Тунгала-Камнега ДВОСТжд: КМ 2855 ПК 6 – КМ 2855 ПК 8 перегона Тунгала-Камнега ДВОСТжд; КМ 2907 ПК 6 – КМ 2908 ПК 7 перегона Дугда-Нора ДВОСТжд; КМ 3065 ПК 4 – КМ 3065 ПК 9 перегона Демченко-Иссакан ДВОСТжд; КМ 3163 ПК 3 – КМ 3163 ПК 9 перегона Этыркэн-Амган ДВОСТжд» и техническому заданию, выданному главным инженером В. А. Крапивным сотрудники НИЛ «Основания и фундаменты» ДВГУПС в период с июля по сентябрь 2007 г. выполняли полевые работы, связанные с оценкой устойчивости данных участков для принятия проектных решений по их стабилизации.

Данная работа выполнена согласно распоряжению ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» от 01.07.07 г. «О реализации обследования участков земляного полотна, расположенных на многолетнемерзлых грунтах» и утвержденной программы мероприятий по стабилизации земляного полотна.

Рабочей группе МИИТ, Центр ИССО, ВНИИЖТ, ТМС и ДВГУПС необходимо предоставить отчет с прогнозом развития деформаций и утвержденную программу мероприятий по стабилизации земляного полотна опытных участков. Программой также предусмотрено проведение обследования опытных объектов и разработка рабочей документации на капитальный ремонт земляного полотна выше отмеченных участков.

С целью установления конкретных мест деформаций земляного полотна на согласованном участке проектирования КМ 2907 ПК 6 – КМ 2908 ПК 7 перегона Дугда-Нора ДВОСТжд и имеющихся на учете в эксплуатационной форме данных (ПУ-9), выполнен комиссионный натурный осмотр с участием представителей Дальневосточной железной дороги ПЧ-26 и ДВГУПС.

С этой целью были собраны и проанализированы материалы прошлых лет, в том числе:

–предпостроечная документация 70-х гг. Мосгипротранса, Уралгипротранса, Дальгипротранса, Киевгипротранса;

- материалы сплошного обследования земляного полотна, выполненного в соответствии с Указанием МПС и МИНТРАНССТРОЯ от 31.03.87г., А-1932у/Мо-354 и Указанием МПС от 06.11.87 г., 25 ЦЗ «Способы стабилизации деформирующихся насыпей, расположенных на протаивающих основаниях из вечномерзлых грунтов»;

- материалы комплексного обследования по НИР № 3560(01) 2001-2003 гг.;

- материалы проверки плана и профиля пути БАМ 1992-1996 гг. ДВГУПС;

- результаты натурных исследований на экспериментальных объектах БАМ;

- анализ патентной литературы (глубиной 20 лет, приложение к отчету о НИР).

На основе исходных данных, технического задания и материалов прошлых лет была составлена программа и календарный план производства полевых и камеральных работ. Одновременно было выполнено натурное обследование земляного полотна, водоотводов и прилегающей местности, что послужило основой для составления программы инженерно-геодезических и геологических работ и предварительного обоснования проектных решений.

В июле ДВГУПС был осуществлен выезд на визуальное обследование и выполнение топографо-геодезических работ на экспериментальном участке ВНИИЖТ, а в августе и сентябре – на инженерно-геологическое и другие виды обследования земляного полотна. В частности, в конце августа-сентябре было выполнено инженерно-геологическое обследование деформирующихся участков земляного полотна на оттаивающих вечномерзлых грунтах Дальневосточной железной дороги с учетом уточнения характера деформаций в пределах ПК 29064+00 – ПК 29077+25 перегона Дугда-Нора. Обследование проведено совместно ВНИИЖТ, ООО «Трансгео» и ДВГУПС с применением электроконтактного динамического зондирования и георадиолокации. При разработке проектно-технических решений по стабилизации земляного полотна использованы данные топографо-геодезических и инженерно-геологических изысканий ДВГУПС 1993, 2007 гг. и других организаций прошлых лет, выполненных на указанных участках.

На основании результатов обследования в соответствии с требованиями нормативных документов установлены причины происходящих деформаций осадки и разработаны противодеформационные мероприятия.

Камеральная обработка материалов осуществлялась параллельно с выполнением полевых работ. По данным ДВГУПС выполнен анализ развития деформаций (рисунок 1).

С целью установления положения мест с деформациями земляного полотна и уточнения эксплуатационных данных (форма ПУ-9) выполнен комиссионный натурный осмотр с участием представителей Дальневосточной железной дороги (ПЧ-26), ДВГУПС и ВНИИЖТ. Также были опрошены работники дистанций пути, связанные с эксплуатацией экспериментального участка.

Выбор противодеформационных мероприятий осуществлялся с учетом анализа патентной литературы. Для этой цели был выполнен патентный поиск глубиной более 20 лет.

По результатам обследования ДВГУПС были получены физико-механические характеристики грунтов для оценки устойчивости опытного объекта (расчетно-теоретический анализ приведен ниже).

Рисунок 1 – Продольный профиль насыпи на участке КМ 2907 – КМ 2908 перегона Дугда-Нора ДВОСТжд

Характеристика природно-климатических, инженерно-геологических, мерзлотно-грунтовых условий и основные сведения о проектировании, строительстве и эксплуатации пути на участке Тунгала-Февральск

Общая характеристика района. Границы, административная принадлежность и географическое положение

В целом район представляет собой горно-равнинную местность с резко континентальным климатом, сплошной и прерывистой вечной мерзлотой, широким развитием марей, густой речной сетью, преимущественно бурыми лесными почвами, лесной растительностью и соответствующим ей животным миром.

Объект находится в восточной части Байкало-Амурской ж.д. магистрали, занимает центральную часть участка Тында-Ургал.

Район расположен на юго-востоке азиатской части России и относится к районам Дальнего Востока. Ландшафтные и климатические условия являются переходными от Сибири к Приморью.

Отдаленность района, суровые природные условия, буйный нрав многочисленных рек летом и полное перемерзание их зимой, наледи, термокарст и т.п. усложняют условия эксплуатации.

Климат

Амурская область расположена в восточной части Азиатского материка, где почти уравновешивается влияние суши и океана.

Климат района трассы континентальный с суровой зимой и теплым летом, хорошо выраженными чертами муссонности.

Зимой над материком устанавливается повышенное давление за счет частых вторжений арктического воздуха. Одновременно над северной честью Тихого океана формируется область с пониженным давлением. Взаимодействие их делает амурскую зиму сухой, ясной и морозной, с несильными, но частыми северо-западными ветрами.

К лету распределение давления движения воздушных масс изменяются: воздух с моря начинает проникать на сушу, устанавливается облачная и дождливая погода. Летом дуют преимущественно южные и юго-восточные ветры.

Смена направления ветров происходит весной и осенью.

В формировании климата района существенную роль играет рельеф, особенно в пределах хребтов Янкан-Тукурингра-Джагдыр и других. В горных районах чаще возникают затяжные туманы, с меньшей скоростью дуют ветры, в межгорных котловинах скапливается много снега.

На климат влияют и многие другие факторы – реки, растительность, снежный покров.

Среднегодовая температура воздуха на участке трассы характеризуется отрицательными величинами, колеблясь от -4 до -5,4 . Самые высокие (максимальные) температуры воздуха в отдельные годы достигают' 35-40°. Зимой бывают морозы с самыми низкими (минимальными) температурами от -50 до -55° С.

На хребтах Джагды, Селемджинский, Турана, Быссинский годовые осадки более 1000 м занимают довольно значительную по площади высокогорную зону.

Южные склоны хребта Джагды принадлежат к бассейнам рек Дугды и Норы, отличающимся повышенным стоком.

Относительная влажность воздуха по наблюдениям в дневные часы имеет хорошо выраженный годовой ход.

Наиболее высокие ее значения приурочены к декабрю (60-83%), к январю – (60-80%). От января к маю – наиболее сухому месяцу – отмечается понижение влажности до 35-50%.

Основной причиной повышения влажности в холодный период служат весьма низкие температуры воздуха, вследствие чего в долинах рек и понижениях образуются так называемые "морозные" туманы, при которых относительная влажность достигает высоких значении.

Повышение влажности летом связано с затоком влажного воздуха с моря, интенсивным испарением при наличии большого количества болот и содержащейся в них влаги.

В зимний период на метеостанциях, расположенных на открытых участках, преобладающим является северо-западный ветер.

Местами движение этого потока искажается и он принимает направление простирания речных долин.

В летний период на открытых равнинных участках преобладает ветер юго-восточного направления. Однако основное направление летнего муссона искажается ориентировкой долин.

В переходные сезоны, весной и осенью, отмечаются ветры неустойчивого направления.

Наибольшие средние месячные значения скорости ветра приурочены к периоду разрушения зимнего антициклона - к апрелю-маю (2,0 - 2,2 м/сек.).

Зимой обычно отмечаются небольшие скорости ветра (0,8 -1,2 м/сек.). В летнее время, в связи с усилением циклонической деятельности, скорость ветра составляет в среднем 1,2 - 1,6 м/сек.

Орография

В орографическом отношении район относится к зоне перехода хребтов Джагды и Селемджинского в обширную Амуро-Зейскую равнину.

Северная часть района расположена в пределах южных отрогов хребта Джагды. Рельеф участка низко- и среднегорный, пологосклоновый. Относительные превышения высот составляет 350 - 450 м, крутизна склонов, за редкими исключениями, не превышает 10-15°.

Центральная и южная части района расположены в пределах возвышенной Амурско-Зейской равнины. Абсолютные отметки поверхности земли составляют здесь 240-400 м.

Современный рельеф поверхности района определяется длительной геологической историей развития земной коры. За этот период под влиянием внутренних сил Земли сформировались обширные повышения и понижения, внешний облик которых к настоящему времени существенно изменился под воздействием воды и ветра, тепла и холода и других эрозионных процессов. Горные хребты, длительное время подверженные денудации, также приобрели сглаженные и выположенные очертания.

Амурско-Зейская равнина располагается на месте погрузившейся части кристаллического фундамента. Глубина погружения последнего невелика, о чем свидетельствуют возвышающиеся над равниной многочисленные денудационные останцы, определяющие холмистый облик местности.

Территория района характеризуется развитием эрозионно-денудационных и эрозионно-аккумулятивных форм рельефа. Для эрозионно-денудационного типа рельефа, имеющего развитие в пределах хребтов, а их отрогов, характерны симметричные и асимметричные долины с пологими склонами в сочетании с широкими пологими водоразделами. Зачастую отмечается достаточно четкая ориентация водораздельных возвышенностей, что создает видимость грядово-увалистого рельефа.

Для эрозионно-аккумулятивного типа рельефа характерны слабовсхолмленные водораздельные пространства и пологосклоновые асимметричные долины. В долинах крупных рек обычно четко выделяются низкая и высокая поймы, а также одна или две надпойменные террасы.

Характерной особенностью рельефа района является широкое развитие марей на всех его элементах. Вечная мерзлота, в свою очередь, способствует формированию своеобразных форм рельефа - термокарстовых провалов, бугров пучения, гидролакколитов и т.п.

Гидрография

Характерной для района является густо развитая речная сеть, относящаяся к бассейну Зеи. Самым крупным притоком р. Зеи является р. Селемджа. В районе трассы она протекает с востока на запад. Ширина долины порядка 10 км, разветвленное русло имеет ширину до 300-400 м. Длина Селемджи – 647 км, общая площадь водосбора 68600 кв. км, средний годовой расход - 684 куб.м/сек. Многочисленные притоки Селемджи стекают с окаймляющих бассейн горных хребтов - Джагды, Селемджинского, Ям-Алиня, Селитканского, Эзопа и Тураны.

В пределах Амурско-Зейской равнины ж. д. пересекает правый приток реки Селемджи - р. Нору, а также ее крупные притоки: Дугду, Б. Эльгу, Меун, Бурунду, М. Бурундушку; далее трасса пересекает правые притоки Селемджи - Червинку, Сохатинку и Икинду.

В западной части района трасса проходит по долине р. Тунгалы, являющейся левым притоком реки Деп и имеющей многочисленные притоки.

Питаются реки, главным образом, за счет атмосферных осадков. В летний период существенное значение имеет подпитка за счет грунтовых вод зоны сезонного протаивания. Подземные воды глубокого залегания в формировании речного стока практически не участвуют.

Пересекающие трассой реки имеют хорошо выраженные долины, в которых большей частью заболочены, залесены, осложнены и старичными озерами. Русла рек в местах переходов достаточно устойчивые, но в отдельных случаях выходят из берегов.

Реки района относятся к дальневосточному типу с ярко выраженным преобладанием дождевого стока, который достигает 80-85%. Сухая малоснежная зима приводит к частому отсутствию весенних паводков. В теплый период некие воздушные массы приносят обильные осадки в виде проливных и многодневных дождей, вызывающих быстрый подъем воды в реках.

Реки переполняются, выходят из берегов и затапливают долины. Уровень воды иногда повышается за час, поднимаясь в целом на 1,5-3,0 м.

Мари в этот период насыщаются водой и становятся трудно проходимыми. В зимний период русла рек перемерзают до дна почти на всем протяжении, мощность льда достигает 1,3-2,0 м. Период ледостава на реках продолжается 6,5-7,0 месяцев. По всем рекам не перекатах зимой образуются русловые наледи.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.