Здавалка
Главная | Обратная связь

ПСИХОЛОГИЯ БЕРЕМЕННОСТИ



Ж.В. Завьялова

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕРИОДА

БЕРЕМЕННОСТИ И ПРОЦЕССА РОДОВ*

По данным Минздрава России в роддомах растет небла­гоприятная ситуация по увеличению патологии в родах. С другой стороны, по проведенному нами опросу на выборке более 100 беременных женщин и врачей-гинекологов выяв­лено повышенное беспокойство женщин перед предстоящи­ми родами, страхи и волнения, потребность в помощи со стороны при подготовке к родам. Зачастую женщины имеют недостаточное доверие к врачам-акушерам и сильно беспо­коятся о благополучии будущего ребенка. Все это ведет к хроническому стрессовому состоянию беременных женщин.

Подобная обстановка говорит о необходимости психологи­ческой помощи женщинам в период беременности. С дру­гой стороны, невозможно достаточно эффективно и квалифицированно оказать психологическую помощь, рабо­тая с женщинами изолированно и не включая в рассмотре­ние их супругов. Ожидание и подготовка к появлению ре­бенка -это важный период в жизни семьи в целом. Муж так­же имеет свое место и уникальную роль как во время бере­менности, так и в родах. По результатам опроса 50% жен­щин высказываются за участие мужа в родах. В роддомах внедряется практика присутствия мужа на родах. Все это заставляет нас рассматривать данную проблему в русле семейного подхода, согласно которому работу по оказанию психологической помощи в период беременности и родов необходимо проводить с супружескими парами.

* Ж.В. Завьялова. Психологическая составляющая периода бере­менности и родов. М. МГУ. 1995. Рукопись. ВИНИТИ.

На основании результатов современных исследований в акушерстве и гинекологии, в npe-и перинатальной психоло­гии можно сказать, что данная проблема до конца не разра­ботана, имеющиеся данные носят фрагментарный характер. В России проблематика родов и периода беременности изу­чалась с позиций медицины. Несмотря на полученные уни­кальные результаты о психологической составляющей родо­вого процесса, в психологии не было проведено методологи­чески обоснованного научного исследования. Зарубежные исследования по данной теме скорее отвечают практическим нуждам европейских стран и не учитывают своеобразия аку­шерства в нашей стране. Все это явилось побудительными причинами данного исследования.

Была сформулирована следующая цель исследования: изучить психологические особенности семейных пар в пери­од беременности и разработать программу психологической помощи супружеским парам, готовящимся к появлению ре­бенка.

За основные теоретические положения, которые послужи­ли отправным пунктом исследования, были взяты выводы И.З.Вельвовского о нейропсихической составляющей родо­вого процесса и об основных психологических закономернос­тях в период беременности и в родах. Были учтены как разра­ботанная Вельвовским методика психопрофилактической под­готовки к безболезненным родам, так и метод дородовой под­готовки и ведения родов по И.Одену.

И.З.Вельвовским, К.И.Платоновым и коллективом научных сотрудников под их руководством было доказано, что в пери­од беременности происходят изменения в эмоциональной сфере женщины в сторону повышения лабильности. Женщи­на становится более восприимчивой с одной стороны и более подверженной смене настроения с Другой стороны. К концу беременности за несколько дней до родов в мозговых про­цессах беременной происходят следующие изменения. Реак­тивность коры головного мозга значительно уменьшается вплоть до полного ее торможения. Во время всей беремен­ности в подкорковых образованиях увеличивается явление возбуждения, а в коре -увеличивается явление индуциро­ванного торможения. К концу же беременности за 4-7 дней

до родов торможение приобретает характер инертного, застойного типа /4,7/. Кроме того, на материале более 8000 женщин Вельвовский и группа ученых эксперименталь­но доказали, что в родах значительное место принадле­жит психологической составляющей. Так, благодаря гип-носуггестивной психотерапии удавалось вылечивать ток­сикозы беременности, изменять положения плода, сдви­гать плаценту для нормализации ее положения. Характер­но, что столь замечательные результаты зависели не только от гипносуггестолога, но и от женщины, ее на­строя и отношения к беременности. При нежеланной беременности гипнотерапия не оказывала влияния /1/.

Выводы М.Одена также говорят о значительном влиянии психологического состояния роженицы на сам процесс родов. Психологическая зажатость роженицы оказывает отрицатель­ное влияние на родовой процесс тем, что мешает роженице выйти на особый уровень состояния сознания, назовем его медитативно-интуитивным, при котором тело женщины «зна­ет», как себя вести в родах, т.е. в каждый момент времени роженица ведет себя оптимальным для себя способом. Что­бы достичь такого состояния, женщине надо еще до родов вести себя естественно и раскрепощенно, избавиться от за­жимов и страхов, успокоиться. От акушеров, принимающих роды, требуется не мешать роженице, не вмешиваться без особых причин и предоставить рожающей женщине полную свободу. Окружающая обстановка также оказывает влияние на родовой процесс, т.к. влияет на психологическое состоя­ние роженицы. Особое внимание Оден уделяет участию мужа в родах. В настоящее время становится распространенным присутствие, а иногда и активное участие мужа в родах жены. Однако из 20-летней практики и клинических наблюдений М.Одена следует, что участие мужа в родах неоднозначно сказывается на последующих супружеских отношениях. Семейные отношения улучшаются лишь в том случае, если мужчина идет на роды с позитивным моральным настроем и психологически подготовленным. В противном случае роды действуют как проявляющий фактор на супружеские отно­шения, выявляя и обостряя скрытые конфликты и ухудшая семейные отношения.

Учитывая вышеперечисленные научные сведения, а так­же данные о дородовом формировании сенсорных анализа­торов ребенка и о способности эмбриона запечатлевать всю поступающую к нему через сенсорные каналы информацию, были выделены следующие задачи исследования: 1 -разработать психологические тренинги для супружеских пар, готовящихся к рождению ребенка; 2 -изучить личностные особенности беременных женщин, а также психологические особенности супружеских пар в дородовый период; 3 -по­казать характер влияния дородовой подготовки на психоло­гическое состояние женщины в период беременности и в процессе родов.

При разработке психологических тренингов (реализация первой поставленной задачи) в качестве методологической основы были взяты основные положения гуманистической психологии и психотерапии. Они включают следующее. Вос­приятие клиента не как пациента, а как личности с неограни­ченным творческим потенциалом. Недирективное ведение психотерапевтических занятий, следование за клиентом в по­мощи решения его психологических проблем. В связи с этим работа психолога заключается в создании условий наиболее эффективных для предоставления их клиенту. Степень исполь­зования этих условий зависит целиком от клиента. От психо­лога же требуется быть эмпатичным и аутентичным.

Цель цикла психологических тренингов состояла в подго­товке супружеских пар к предстоящим родам. Задачи вклю­чали в себя раскрепощение беременных путем повышения их уверенности в себе, снятия страхов и волнений, осведом­ленности о родах; формирование взгляда на роды как на здо­ровый естественный процесс, являющийся не медицинской проблемой, а частью сексуальной и эмоциональной жизни пары; эмоциональное вовлечение мужчин в проблемы бере­менности и родов; предоставление каждой семейной паре возможности самостоятельно выбрать метод и способ пред­стоящих родов; психологическая помощь в укреплении суп­ружеских взаимоотношений.

Программа психологических тренингов включала 12 заня­тий с супружескими ларами по 2 часа 2 раза в неделю. Каж­дое занятие состояло из 3-х частей; теоретической, практи-

ческой и коммуникативной. Все 3 части не имели резкого разделения одна от другой, а плавно переходили одна в другую. Теоретическая часть состояла из предоставления необходимой информации о родах и ребенке, о возможное-. тях беременной женщины и пары в целом вести здоровый образ жизни и имела вид не столько лекции, сколько отве­тов на вопросы в кругу. Коммуникативная часть состояла из психотерапевтического общения с семьями, обсуждения их нужд и проблем, эмпатического выслушивания их волнений и страхов. На практической части занятия давались специ­альный комплекс упражнений для беременных, релаксиру-ющий гетеротренинг, медитации на создание и укрепление эмоциональной связи с еще нерожденным ребенком у буду­щих родителей. Кроме того, одно занятие было посвящено специально семейному тренингу, одно - телесному тренин­гу, направленному на раскрепощение тела, одно занятие -акватическая подготовка в бассейне либо сауна.

Следует отметить специфический смысл, вкладываемый в понятие роды, при проведении занятий с супружескими па­рами. Согласуясь с положениями гуманистической психоло­гии и современными научными сведениями по данной про­блеме, роды рассматривались как естественный природный процесс и как интегральная часть сексуальной и эмоциональ­ной жизни пары в целом. Мужчине отводилась равноправная с женщиной позиция и свое место, своя уникальная роль в родах. Роды рассматривались в позитивном ключе восприя­тия. Вся информация о родах на занятиях давалась с ориен­тацией на естественные благополучные роды и имеющиеся возможности для этого у каждой супружеской пары. Подоб­ная концепция родов уже несла в себе психотерапевтический эффект.

Для реализации двух других вышеназванных задач исследования были включены в рассмотрение семейные пары, готовящиеся как к родам в роддоме, так и к водным родам на дому. В связи с этим были набраны 2 эксперимен­тальных и одна контрольная группы по 30 пар каждая. Груп­пы однородно подобраны по возрасту, социальному поло­жению и количеству детей. Возраст женщин от 19 до 30 лет, в среднем 22-25 лет, возраст мужей сильно не отличался от

возраста жен. Во всех группах преобладали первородящие. Экспериментальные группы проходили программу дородо­вой психологической подготовки, описание которой было дано выше, контрольная группа - нет. 1-ая экспериментальная группа - семейные пары с первичной мотивацией на род­дом, но имеющие возможность выбора любого варианта родов. 2-ая экспериментальная группа - семейные пары с изначальной мотивацией на домашние водные роды.

Семейные пары всех трех групп прошли психологичес­кое тестирование на определение личностных особенностей и особенностей супружеских взаимоотношений, на выявле­ние уровня личностной тревожности, на отношение к родам и на послеродовые впечатления. Контрольная группа про­ходила двухкратное тестирование: до и после родов, экспериментальные группы - трехкратное: до и после заня­тий и после родов.

В качестве методического оснащения использовалась следующая батарея тестов: 1.16 факторный личностный оп­росник Кеттелла; 2. Методика изучения тревожности Спил-бергера; 3. Методика изучения ценностных ориентации; 4. Методика изучения смысложизненных ориентации; 5. Тест изу­чения супружеских взаимоотношений Т.Лири; 6. Опросник на изучение отношения к родам; 7. Проективный рисуночный тест «Дом-дерево-человек»; 8. Послеродовая анкета.

В ходе исследования по результатам всех трех групп были выявлены следующие личностные особенности бере­менных женщин: 65-80% из них имели повышенную тревож­ность, эмоциональную нестабильность и подозрительность. У мужчин процент тревожных значительно ниже. Почти все женщины страдали от волнений и страхов перед предстоя­щими родами, за здоровье ребенка и за успешность родов, выраженных в той или иной степени. 40% боялись боли. Кро­ме того, первородящие испытывали значительное волнение из-за неизвестности, они лишь смутно представляли себе то, что их ожидает в родах. Все их представления о процес­се родов окрашены в негативные тона. Что касается осо­бенностей супружеских взаимоотношений, то выявлены ча­сто встречающиеся во всех группах нарушения во взаимо­понимании и взаимопринятии (50-60%). Вместе с тем пре­обладают пары с высокой ценностной совместимостью.

Выявлены следующие специфические особенности каж­дой группы. В группе с ориентацией на домашние роды пре­обладают женщины с выраженным фактором новаторства, среди мужчин по сравнению с двумя другими группами так­же выше процент с выраженным фактором новаторства. 100% мужчин и женщин имеют высокий интеллект (в двух других фуппах по 80%). В обеих экспериментальных груп­пах все женщины высказывались о необходимости для себя психологической помощи, в контрольной группе -лишь 70% женщин нуждались в подобной помощи. Хотели бы родить с мужем 100% женщин из группы с мотивацией на домаш­ние роды, 80% женщин с мотивацией на роддом и 40% из контрольной группы. В муже они видели источник мораль­ной поддержки на родах, в которой они так нуждаются.

Согласно третьей поставленной задаче исследования были получены следующие результаты. После занятий психологическими тренингами по подготовке к родам у 95% женщин улучшилось глубинное эмоциональное состояние, уменьшилось количество и интенсивность волнений и стра­хов, связанных с родами. Из них у 40% полностью снялась повышенная тревожность и полностью исчезли страхи и вол­нения. В своих самоотчетах супружеские пары позитивно выс­казывались о занятиях, о том, что нашли в них значительную помощь для себя. Женщины с их слов стали более уверенны­ми в себе, более спокойными, почувствовали моральную го­товность к родам. Мужчины прочувствовали проблемы своих жен, стали ближе к ним. Мужчины из 2-й экспериментальной группы, готовящиеся к домашним водным родам после заня­тий чувствовали себя способными принять роды и не испы­тывали волнения перед родами, а наоборот, морально под­держивали своих жен, активно интересовались их нуждами, стали более заботливыми по отношению к ним. Перед мужчи­нами 1-й экспериментальной группы с первичной мотивацией на роддом и неучастием мужа в родах в ходе занятий остро встала проблема выбора: остаться в пассивной позиции или разделить с женой все ее переживания и подготовку к родам и активно включиться в роды. В связи с проблемой выбора возникла проблема взятия ответственности за роды своей жены. Лишь 17% семейных пар из этой группы сменили моти-

вацию и выбрали совместные роды: кто в роддоме, а кто и дома, однако в любом случае пара сознательно сделала выбор в пользу тех или иных родов. Таким образом, в ходе психологических тренингов каждая супружеская пара про­извела сложную психологическую работу, мужья наравне с женами участвовали в подготовке к родам, что не могло не сказаться позитивно на развитии супружеских отношений. Об этом говорится в их самоотчетах.

В настоящий момент исследовательская работа пока не закончена, нет пока данных после родов для первой экспери­ментальной и контрольной групп. Что касается группы супру­жеских пар, родивших ребенка дома, то у 90% женщин наблюдается позитивное влияние родов на глубинное эмо­циональное состояние: значительное уменьшение или пол­ное исчезновение личностной тревожности на 3-й день пос­ле родов, приподнятое, радостное настроение. 90% женщин родили с коротким труднопереносимым болевым периодом, из них 40% - родили без боли. 60% женщин в родах испы­тывали радость, 90% - рожать понравилось. Все женщины позитивно высказывались о помощи мужа в родах, о его моральной и иногда физической поддержке. Все второродя-щие, первые роды которых проходили в роддоме, высказа­лись о явных преимуществах домашних водных родов, ко­торые им понравились больше традиционных.

Таким образом, на основании уже имеющихся результа­тов можно сделать следующие выводы.

1. В период беременности наблюдается высокий процент женщин с повышенной тревожностью, эмоциональной не­стабильностью, подозрительностью.

2. В период беременности женщины находятся в состоя­нии хронического стресса из-за страхов и волнений о пред­стоящих родах.

3. Выявленная тенденция в супружеских парах наруше­ний взаимопонимания и взаимопринятия и вместе с тем по­вышенной ценностной совместимости может говорить о вре­менном характере подобных рассогласований, как-то свя­занных с периодом подготовки к появлению ребенка.

4. Выявлено позитивное влияние психологической доро­довой подготовки на психоэмоциональное состояние бере­менных женщин.

Все это свидетельствует за необходимость проведения специальной программы психологической помощи с супру­жескими парами, готовящимися к появлению ребенка.

ГГ. Филиппова »

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ И ФУНКЦИИ МАТЕРИ*

ПРЕНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Первый триместр

1. Развитие чувствительности и нервной системы в этот период происходит необыкновенно интенсивно. Основные структуры головного мозга закладываются на 5 неделе раз­вития, морфофункциональные основы высших нервных фун­кций - в 7-8 недель. С 6 до 8 недель происходит образование центральной и периферической нервной системы. Еще рань­ше - с конца третьей недели - начинает биться сердце эмб­риона. Синтез гормонов начинается со второго месяца, когда закладываются и дифференцируются периферические орга­ны эндокринной системы. Однако связей между периферичес­кими и центральными отделами эндокринной системы еще нет.

Развитие органов чувств и появление чувствительности также отмечается очень рано. В 6 недель начинает функцио­нировать вестибулярный аппарат, в 7,5 недель отмечается ответная реакция на прикосновение к коже в области губ, а в 8 недель появляется кожная чувствительность на всей повер­хности тела, и эмбрион реагирует на прикосновение в любой части тела. Эта реакция представляет собой локальный от­вет, без генерализации возбуждения. Общая генерализован­ная реакция на прикосновения в форме отстранения от ис­точника раздражения возникает позже. В 9 недель появляют­ся вкусовые почки на языке, заглатывание околоплодной жид­кости и попадание ее в желудок. В этом же возрасте функ-

* ГГ. Филиппова. Психология материнства и ранний онтогенез. - М. 1999.

ционирует выделительная система, образуется и выделяет­ся моча. В 10 недель появляется мышечная активность, на­блюдается открывание рта, а в 10,5 недель - сгибание паль­цев рук. В этом возрасте эмбрион активно передвигается в околоплодной жидкости, прикасается к стенке плодного пу­зыря, изменяет траекторию своего движения. В 11-12 не­дель уже есть хватательный рефлекс, а в 13 - сосательный. При прикосновении своего пальца к области рта развиваю­щийся ребенок захватывает его ртом и сосет.

Таким образом этот период в развитии характеризуется возникновением чувствительности и способности переживать в субъективных состояниях внутреннюю и внешнюю стимуля­цию. Регуляция притока стимуляции в мозг начинается прак­тически еще до образования первых структур мозга: биение сердца плода начинается значительно раньше, с 21 дня. Само возникновение первых структур центральной и периферичес­кой нервной системы осуществляется на фоне уже имеющей­ся ритмической стимуляции, которая может служить матери­алом для первого появляющегося в онтогенезе анализатора - вестибулярного. Наличие в 7,5 недель ответа на кожное раздражение является показателем именно кожной чувстви­тельности. Наличие субъективных переживаний от сейсмос-тимулов, возбуждающих вестибулярный аппарат, до настоя­щего времени не стало специальным предметом научных ис­следований, по крайней мере в отношении их представленно-сти в субъективном опыте ребенка. Однако известно, что сей­смическая чувствительность в форме сейсмотаксиса харак­терна для самых ранних уровней развития психики в филоге­незе (простейшие, находящиеся на стадии элементарной сен­сорной психики). Именно при исследованиях этой чувствитель­ности выявлены элементарные формы привыкания и образо­вания временных связей у ресничных инфузорий. Появление у ребенка явной чувствительности в 7,5 недель - это факт наличия, а не момента возникновения ощущения. Проблема возникновения субъективного переживания, которое являет­ся внутренним критерием психики, и ее связь с чувствитель­ностью, как внешним выражением этого феномена, достаточ­но сложна и малоразработана относительно раннего онтоге­неза ребенка. Однако для выделения материнских функций

вполне достаточно, что вестибулярная, кожная, вкусовая и проприоцептивная чувствительность возникает у ребенка за­долго до того, как окончательно формируется вся нейрогумо-ральная основа эмоциональной регуляции.

2-й, 3-й 4-й пункты на этом этапе нужно рассматривать вза­имосвязанно. Возникающие формы чувствительности обра­зуют достаточно богатый, постоянно присутствующий и диск­ретный мир для субъективных переживаний. Видимо, нет ни­каких оснований для утверждения о разделении в субъектив­ном опыте ребенка на этом уровне развития «внешнего и внут­реннего населения», то есть разного по качеству пережива­ния внутренней и внешней стимуляции и локализации внеш­ней стимуляции вне собственного тела. Нет достаточных ос­нований и для утверждения о его способности регулировать за счет собственной активности уровень сенсорной стимуля­ции. Пока речь может идти только о наличии стимуляции, ее дискретном характере, причем как ритмичном, так и не под­верженном закономерностям появления и исчезновения. По­явление реакций отстранения от давления в области тела и, напротив, приближения, захвата ртом и осуществления сосательных движений на стимуляцию области рта позволя­ют предположить два альтернативных субъективных состоя­ния, которые служат основой возникновения в дальнейшем двух первичных эмоциональных состояний - удовольствия и неудовольствия. Наличие подобных состояний, обеспечива­ющих таксисное поведение простейших животных для избе­гания отрицательной стимуляции и достижения и сохранения положительной в филогенезе, рассматривается как появле­ние первичных состояний, аналогичных по функциям эмоци­ям удовольствия и неудовольствия. И в отношении простей­ших, не обладающих нервной системой, и в отношении пер­вых месяцев эмбриогенеза говорить о субъективном харак­тере этих состояний одинаково сложно. Таким образом этот период развития можно охарактеризовать как появление сти­муляции, необходимой для развития мозга и поддержания его в стеническом состоянии, и-субъективного переживания этой стимуляции. Интенсивность этой стимуляции достаточно же­стко ограничена условиями внутриутробного развития и осо­бенностями физиологического развития плода. На развитие

нервной системы в этот период оказывают влияние биохи­мические факторы, поступающие непосредственно в кровь ребенка из крови матери, то есть их наличие не переживает­ся субъективно, а только изменяет процессы метаболизма и могут ощущаться только последствия их воздействия (изме­нение в функционировании физиологических систем, влияю­щее на общее состояние организма; может ли плод субъек­тивно переживать эти состояния в данный период, опреде­ленно сказать невозможно). Поэтому вполне реально пред­положить, что качество субъективного переживания стимуля­ции, воспринимаемой сенсорными системами, которое никак не зависит от активности ребенка и поведения матери, не дол­жно быть дискомфортно (так как поведение избегания по от­ношению к нему невозможно). Значит, именно это качество и интенсивность стимуляции, поскольку они необходимы и дос­таточны для развития мозга и поддержания его уровня воз­буждения, «осваиваются» развивающейся нервной системой, как то качество и интенсивность субъективного состояния, которое в дальнейшем станет «маркером» состояния, кото­рое надо иметь и поддерживать, то есть соматической осно­вой стенической положительной эмоции. Как известно, ей со­ответствует средний уровень плотности нервной стимуляции. Повышение его уровня при увеличении уровня стимуляции за счет возникновения дополнительной стимуляции от кожной чувствительности поверхности тела, возможно, ведет к пре­вышению оптимального уровня и стремлению его уменьшить - отстранению от прикосновения. Эта реакция появляется вторично, после реакции, положительно направленной к раз­дражению - в области рта. Эволюционная необходимость развития положительной эмоциональной реакции на акт со­сания и ее связь с пищевой доминантой обеспечиваются ран­ним развитием вкусовой чувствительности и проприоцептив-ной в области желудка (заглатывание околоплодной жидко­сти с 9 недель) на фоне уже имеющейся положительной ре­акции на тактильное прикосновение в области рта. Первые реакции от кожного прикосновения еще не носят характера избегания. Однако в естественных условиях внутриутробного развития эта стимуляция может возникать только от прикос­новения околоплодной жидкости, которая постоянна и не под-

вержена еще воздействию от сокращений матки, а также от соприкосновения частей тела эмбриона. Эта стимуляция по интенсивности достаточно однородна и также не зависит от активности ребенка и матери. Поэтому она также может вхо­дить в разряд той, которая составляет субъективную основу соматического переживания оптимального состояния для раз­вития мозга. Соприкосновение со стенкой околоплодного пу­зыря и изменение траектории движения отмечается с 10 не­дель. До этого при экспериментальном воздействии, которо­го не возникает в естественных условиях, эмбрион проявляет реакцию отстранения. Таким образом, можно предположить, что интенсивность стимуляции, по крайней мере в кожной чувствительности, обретает уровень, субъективное пережи­вание при котором разделяется на положительное и отрица­тельное. Возможно, именно с этим связано появление чув­ствительности в области рта раньше, чем на остальной по­верхности тела: ведь ее надо «переводить» в механизм соса­тельного рефлекса, а он однозначно должен обладать поло­жительным эмоциональным переживанием. Вся остальная кожная чувствительность должна приобрести способность к дифференцированному различению интенсивности воздей­ствия, на отрицательном полюсе которого слишком большая интенсивность (боль), а на положительном полюсе - малая интенсивность, соответствующая нежному прикосновению. Интенсивность стимуляции и ее роль в возникновении поло­жительной и отрицательной окраски ощущения подробно про­анализированы В. Вундтом и являются проблемой психоло­гии восприятия и психологии эмоций. Эмоциональные пере­живания всех переходных состояний - длительная и полная загадок история развития кожной и проприоцептивной чувстви­тельности до и после рождения. Таким образом, можно ска­зать, что в первом триместре появляется соматическая ос­нова для переживания положительного эмоционального со­стояния, обеспечивающего оптимальный уровень возбужде­ния мозга, соответствующий в дальнейшем стеническим эмо­циям, и появления основы для отрицательного эмоциональ­ного состояния, необходимого для регуляции оптимального уровня стимуляции (уменьшения слишком высокого градиен­та стимуляции). Увеличение стимуляции, если она слишком

мала, пока еще невозможно, так как двигательная актив­ность не подчиняется самостоятельной регуляции, а возбуж­дается от сейсмической стимуляции сердечных сокраще­ний и перемещений плода в плодном пузыре. Уменьшение же ее становится возможным с 10 недель - изменение тра­ектории движения и прекращение стимуляции от прикосно­вения. Можно сказать, что первыми признаками регуляции уровня стимуляции в положительном направлении за счет движений плода являются хватательный и сосательный реф­лексы. Их наличие не может вызывать дискомфорта, так как само возникновение этих рефлексов продлевает стимуля­цию {увеличивает суммарную интенсивность плотности не­рвной стимуляции). Другими словами, к концу третьего ме­сяца можно констатировать не только разнообразные сен­сорные переживания, но и эмоциональные, служащие ос­новой развития эмоций, сопровождающих комфортное и дискомфортное состояние.

2. О структуре деятельности на этом этапе говорить очень трудно, так как проблематично само существование деятель­ности, поскольку деятельность в психологии рассматривает­ся как организация активности субъекта для удовлетворения потребности и выделяется по критерию потребности, для удов­летворения которой она производится. В рассматриваемый период происходят только формирования состояний и меха­низмов, которые будут обеспечивать организацию такой ак­тивности и само переживание напряжения и удовлетворения потребности. Можно говорить только о возникновении субъек­тивных переживаний, которые позднее встроятся в потребно­сти во впечатлениях и пищевую, а также об основах эмоцио­нальных состояний, которые будут сопровождать напряжение и удовлетворение потребности. То есть формируются отдель­ные компоненты как состояний, так и физиологических меха­низмов, не выполняющих еще функций организации активно­сти всего субъекта для изменения субъективного состояния. Однако появление к 10 неделям реакций, аналогичных так-сисному поведению низших животных, позволяет по крайней мере допустить, что начинают связываться в единую триаду отрицательное состояние, положительное и существующий между ними временной промежуток, заполненный проприо-

цептивной стимуляций от собственного движения. Все это по феноменологии аналогично низшему уровню элементар­ной сенсорной психики. Однако нельзя забывать, что в фи­логенезе это устойчивая организация, обеспечивающая эф­фективное решение задач самостоятельной жизнедеятель­ности субъекта, а у ребенка это только этап в развитии со­всем другой организации. Его задачи жизнедеятельности состоят в развитии и решаются за счет функционирования организма матери. Таким образом, по аналогии с выделен­ными в эволюции психики стадиями развития, можно назвать этот период развития структуры деятельности элементарным сенсорным. Особенностью субъективного переживания яв­ляется переживание внешней и внутренней стимуляции как изменение своего субъективного состояния, ориентация на градиент интенсивности стимуляции для ее оценки как поло­жительной, так и отрицательной. Изменение этого градиента собственного субъективного состояния переживается как то, что надо сохранить и продолжить, или то, что надо умень­шить или увеличить. Оптимум состояния соответствует оп­тимуму стимуляции. Этот оптимум и можно определить как состояние комфорта. Вся «деятельность» состоит в измене­нии активности, в результате которой достигается этот опти­мум. Однако, если в филогенезе этот оптимум генетически определен в форме таксиса, то в онтогенезе он «осваивает­ся» развивающимся мозгом на «материале» имеющейся внутриутробной стимульной среды. Эта среда фиксирована в отношении качественных и количественных параметров стимуляции и может быть оценена как эволюционно ожида­емая среда , причем совпадающая с границами жизни субъекта и поэтому абсолютно однозначно обеспечивающая развитие видотипичных особенностей нервной системы че­ловека. Как известно, главной особенностью этого развития является формирование мозга в процессе и на материале поступающей стимуляции. Переживание определенного ка­чества и интенсивности своего субъективного состояния и наделение его статусом «удовольствия» (пока в более об­щей форме состояния комфорта) и «неудовольствия» (со­стояние дискомфорта) формируется таким же путем. Таким образом, этот период развития аналогичен по субъективным

переживаниям низшему уровню элементарной сенсорной психики, но различен в плане наличия деятельности как це­лостной единицы жизнедеятельности. В этом отношении его можно назвать «додеятельностным». Это в корне отличает­ся по логике развития от филогенеза, где само субъектив­ное переживание возникает одновременно с возникновени­ем деятельности при изменении формы субъектно-объект-ного взаимодействия и служит для регуляции этой деятель­ности. У ребенка еще нет взаимодействия с вне существу­ющим объектом, необходимым для удовлетворения потреб­ностей и сохранения целостности субъекта. Однако необхо­димость притока стимуляции для развития мозга является началом образования потребности во впечатлениях, неадек­ватный уровень удовлетворения которой, во-первых, вызы­вает дискомфорт, а во-вторых, побуждает субъекта к актив­ности для изменения этого уровня. На самом деле говорить о субъекте на этой стадии развития без дополнительных ком­ментариев очень трудно. Не вдаваясь в сложную философ­скую и психологическую проблему определения субъекта, поясним, что субъект и организм - не тождественны. Субъект на ранней стадии развития, до появления образа себя, су­ществует в форме и в момент субъективного переживания. На первых этапах развития вся стимуляция переживается как изменение своего состояния, и нет разницы, где источ­ник этой стимуляции. Однако свойство этой стимуляции из­меняться при двигательной активности субъекта, делает возможным расценивать ее как внешнюю по отношению к самому субъекту, как общему субъективному переживанию своего существования, бытия. Поэтому уже на этой стадии развития можно говорить о существовании условий, кото­рые субъекту необходимо поддерживать при помощи своей активности. Никакие другие нужды не подлежат регуляции со стороны активности ребенка: все необходимое поступает с кровью матери. А вот стимуляцию появляется возможность очень рано изменять за счет своей, пока еще непроизволь­ной, но все же активности. Именно поэтому потребность во впечатлениях является действительно первой настоящей потребностью, и активность ребенка, направленная на регу­ляцию этой стимуляции, может быть рассмотрена как эле-

ментарная форма деятельности, в которой есть потребност-ные состояния и их субъективное переживание как напря­жение и удовлетворение этой потребности. Первая такая потребность может быть охарактеризована как потребность в поддержании оптимального стенического состояния моз­га, которое само является физиологической основой потреб­ности во впечатлениях. Придание состоянию удовлетворе­ния этой потребности статуса эмоции удовольствия проис­ходит еще в первый триместр беременности. В дальнейшем оно преобразуется в потребность в положительном (стени-ческом) эмоциональном состоянии, которое первоначально удовлетворяется за счет притока впечатлений, а затем в получении совершенно определенных стимулов, наилучшим образом это состояние обеспечивающих. Включение в этот процесс матери происходит позже. Таким образом, можно говорить о дифференциации потребности в обеспечении оп­тимального уровня возбуждения - в потребность во впечат­лениях и потребность в комфортном эмоциональном состоя­нии, которые первоначально были двумя составляющими одной потребности. Состояние эмоционального комфорта становится ценным как таковое. Дальнейшее развитие на его основе эмоции удовольствия и ее переживание при удов­летворении любой потребности связаны с развитием нейро-гуморальных механизмов эмоций. Соматическое состояние, соответствующее эмоциональному комфорту, также приобре­тает статус потребности ого состояния, что ведет к образова­нию активности для его достижения и поддержания как само­стоятельной деятельности. Таким образом, основа для диф­ференциации потребности во впечатлениях и потребности в эмоциональном комфорте закладывается уже в первом три­местре в процессе дифференциации своих субъективных со­стояний и развития чувствительности.

5. В рассматриваемый период развития функции матери практически совпадают с функциями ее организма. Условия внутриутробного развития жестко фиксированы, изменения в функционировании материнского организма регулируются гор­мональными изменениями.

Возникающие при эмоциональных состояниях изменения ее поведения и гормонального фона матери еще не воспри-

нимаются плодом. Они оказывают обязательное воздействие на организм матери и опосредовано - на физиологическое состояние плода. Первые 4-6 недель самочувствие матери ни физическое, ни эмоциональное не изменятся. Она не зна­ет о своей беременности ни на уровне сознания, ни на уровне самочувствия. Именно в этот период происходит возникнове­ние чувствительности у развивающегося ребенка. Дифферен­циация субъективного переживания стимуляции как положи­тельной и отрицательной к 10 неделям возникает при тактиль­ной стимуляции, которая никак не зависит от матери. В этот период у матери как раз возникают первые соматические пе­реживания состояния беременности и изменения эмоциональ­ного состояния под воздействием гормональных перестроек. И то и другое весьма неблагоприятно переживается, причем не только человеком, но высшими приматами. Адаптивное значение эмоционального и физического самочувствия состо­ит в ограничении контактов с внешней средой, защитой от попадания в организм матери вредных для ребенка веществ, возможно, в очищении организма от шлаков за счет вынуж­денной диеты и поста, ограничении социальных и половых контактов {что необходимо, так как сильно угнетен иммуни­тет), за счет общего понижения эмоционального состояния, раздражительности, сонливости и т.п. Такое достаточно ин­тенсивное негативное состояние, однако, никак не может быть помехой развитию плода. В этом отношении эволюционные механизмы достигают оптимального баланса. Развивающий­ся плод не требует еще больших энергетических затрат от материнского организма, приток стимуляций для развития его мозга достаточен от наличия самой среды и развивающегося организма ребенка, неирогуморальная основа эмоций еще не сформирована и не готова включать в свое функционирова­ние гормональные изменения при эмоциональных пережива­ниях матери. Механические сокращения матки «не доходят» до маленького, свободно располагающегося в ней плодного пузыря. Другими словами, если мать переживает свое состо­яние просто как временное недомогание, то ребенка это прак­тически «не касается». А поскольку это недомогание само регулирует отношения матери с внешним миром, то ее функ­ции состоят в следовании этому своему состоянию.

Многочисленные исследования состояния женщины во время беременности свидетельствуют, что выраженность со­матических и эмоциональных переживаний в первом триме­стре сама по себе не влияет на успешность беременности. Однако эмоциональное отношение женщины к этим состоя­ниям и их когнитивная интерпретация сильно зависят от тако­го фактора, как принятие беременности (желанность бере­менности). Если первое негативное отношение к факту бере­менности в течение первого триместра меняется, то в даль­нейшем это не сказывается на развитии ребенка. Однако чаще всего оно связано с достаточно серьезными личностными и социальными причинами и оказывает сильное влияние на развитие материнского чувства в дальнейшем, когда пережи­вания матери уже небезразличны для развития ребенка.

Другими причинами нарушения течения беременности яв­ляются сильные стрессы или устойчивое состояние тревоги у матери. Они отрицательно действуют на ее собственное фи­зиологическое состояние и таким образом нарушают разви­тие плода за счет биохимических воздействий, наиболее опас­ных в этот период, или вызывают аборт вследствие сокраще­ний матки при сильном стрессе. В природных условиях такое состояние матери может возникать вследствие существенно­го изменения физической и социальной среды, что является неблагоприятным условием для рождения и воспитания по­томства. С эволюционной точки зрения подчинение матери своим состояниям и в этих случаях оказывается адаптивным. Осознание матерью факта беременности и его последствий возникает только на достаточно поздней стадии развития че­ловечества, когда все физиологические механизмы, обеспе­чивающие успешность неосознаваемой беременности, уже полностью стабилизированы. Во всех культурах факт бере­менности расценивается как положительный для общества. Поэтому и женщина должна его оценивать так же. Появление «нежеланной» для общества и женщины беременности так­же достаточно позднее, связанное с исчезновением матриар­хата, явление. Поэтому все традиционные представления о поведении и переживании женщины в первый период бере­менности (да и в остальные) ориентированы на принятие бе­ременности и оценку этого факта как положительного. Ис-

клгочения («незаконная беременность») не должны нарушать регулирующую роль принятых в данной культуре правил поведения беременной женщины. Поэтому возможный про­гноз своего состояния как угрожающего дальнейшему бла­гополучию, а не просто переживание его как временного не­домогания, что возможно только при Наличии сознания, кор­ректируется общим положительным смыслом этого состоя­ния как состояния беременности. Таким образом, возмож­ные последствия сознательной интерпретации своего состо­яния женщиной устраняются при помощи ориентации на образ будущего ребенка и связанные с материнством поло­жительные эмоции. Со стороны ближайшего окружения обес­печиваются большая забота и внимание, снисходительность к состоянию, переживаниям будущей матери.

Можно сказать, что функции матери в первый из анализи­руемых периодов состоят в подчинении своему состоянию и не интерпретации его как угрожающего будущему благополу­чию. На досознательном уровне первое обеспечивается са­мой физиологией беременности, а второго просто нет. На со­знательном уровне второе корректируется при помощи норм и правил поведения, направленных на устранение отрицатель­ных последствий интерпретации своих состояний и осознания беременности.

Второй триместр

1. Основными особенностями развития нервной системы в этот период, интересующими нас для выделения материнс­ких функций, являются две. Первая - это стратегическое из­менение развития мозга по сравнению с остальными прима­тами. С 16 недель начинает формироваться специфически человеческая пространственная организация мозга. Посколь­ку с этого же времени отмечается моторная реакция на звук, то вся специфически человеческая звуковая среда (речевая) становится той внешней стимуляцией, которая участвует в развитии антиципационных механизмов, необходимых ребен­ку для жизни в человеческом обществе после рождения. К пяти месяцам мозг функционирует как целостная система, в 20-22 недели спонтанная электрическая активность мозга уже

может быть зарегистрирована с помощью соответствующей

аппаратуры.

Второй особенностью этого триместра являются форми­рование и функционирование нейрогуморальной системы. На четвертом месяце гипофиз осуществляет синтез гормо­нов, и гипоталамус контролирует функции гипофиза. К пяти месяцам включаются корковые структуры и замыкаются ней-роэндокринные связи. Организм ребенка не только обеспе­чивает собственную гормональную регуляцию, но включа­ется в эндокринную систему матери (при заболевании мате­ри диабетом вырабатываемый эндокринной системой плода инсулин обеспечивает и ребенка, и мать). Таким образом к пяти месяцам центры удовольствия-неудовольствия, нахо­дящиеся в гипоталамусе, включены в общую систему и получают стимуляцию как от соматического состояния са­мого ребенка, так и «напрямую» - от поступающих с кро­вью гормонов матери, образующихся при ее собственных эмоциональных состояниях. Известно, что плацентарный барьер не пропускает адреналин, зато пропускает эндорфи-ны и катехоламины. Поэтому резкий выброс адреналина, характерный для стрессового состояния, действует главным образом на мышцы матки, вызывая их тонус. Это опосредо­ванно воздействует на ребенка за счет изменения давления околоплодной жидкости и кровоснабжения, так как при со­кращении тканей матки сужаются кровеносные сосуды и уменьшается поступление крови в пуповину. Гормональные изменения в крови матери при переживании тревоги или ра­дости прямо воздействуют на гипоталамус ребенка . Пока еще нет достаточных экспериментальных данных о том, с какой интенсивностью переживает этот приток гормонов ре­бенок, хотя самому этому факту уделяется большое внима­ние в некоторых психоаналитических направлениях. Хоро­шо известно из акушерско-гинекологической и бытовой прак­тики, что во второй половине беременности ребенок реаги­рует изменением двигательной активности на эмоциональ­ное состояние матери. Современные исследования прена-тального развития и психологии беременности подтвержда­ют возможность переживания ребенком эмоционального состояния матери двумя рядами фактов. Во-первых, начи-

ная с 22 недель отмечаются адекватные двигательные и эмоционально-выразительные реакции ребенка на положи­тельные и отрицательные стимулы во вкусовой, тактильной, слуховой чувствительностях, а с 26-28 недель мимическое выражение фундаментальных эмоций (радость, удивление, страх, гнев) - по данным внутриутробных кинр- и фотосъемок и у преждевременно рожденных детей. Во-вторых, на раз­витие нервной системы и особенностей эмоциональной сферы ребенка оказывает влияние эмоциональное состояние мате­ри именно во втором и третьем триместрах, в первую оче­редь наличие стрессов, устойчивого состояния тревоги и деп­рессивных эпизодов. Все эти данные свидетельствуют о том, что нервная система и нейрогуморальные механизмы эмо­циональной регуляции обеспечивают возможность эмоцио­нального переживания ребенком своих состояний и состоя­ний матери.

Все формы чувствительности развиты уже к 16 неделям. В 14 недель полностью развиты вкусовая, проприоцептив-ная, тактильная, вестибулярная системы. В 16 недель есть внутреннее ухо и отмечается моторная реакция на звук, ре­бенок слышит не только звуки, возникающие в организме матери, но и из внешней среды. Звуковая среда плода нео­быкновенно богата: сердцебиение матери и шум крови в сосудах (этот ритмичный, слегка шуршащий звук необык­новенно напоминает по ритму и звуковысотным характерис­тикам морской прибой), звуки перистальтики кишечника, пре­образованный костной системой и водной внутриутробной средой голос матери. Во второй половине беременности ребенок находится в постоянной звуковой стимуляции, при­чем очень интенсивной. Уже в этом возрасте его слуховой анализатор выборочно реагирует на высокие и низкие зву­ки: чувствительность к низкочастотным звукам понижена, что защищает ребенка от гиперстимуляции внутриутробной сре­ды. Чувствительность к высокочастотным звукам, которые соответствуют высотным характеристикам человеческой речи, напротив, повышена. Исследования, описанные А.Бер-тин, а также другие данные о реакциях ребенка во второй половине беременности на музыкальную и другую звуко­вую стимуляцию послужили основой для рекомендаций по

организации «пренатального воспитания»: рекомендуется высокочастотная структурированная стимуляция (мелодич­ная песенная и классическая музыка). Возможно, такая из­бирательность создает преддиспозицию для предпочтения ребенком звуковых характеристик женской речи.

Внутриутробно развивается и зрительный анализатор. В 16 недель отмечается движение глаз, в 17 - мигательный реф­лекс, с 26 недель реакция на резкое освещение стенки живо­та матери {зажмуривание, отворачивание головы).

К середине внутриутробного периода хорошо развита дви­гательная активность. Сформированы некоторые рефлексы, сосательный рефлекс представлен уже в форме целостной сенсомоторной координации. В 18 недель ребенок перебира­ет руками пуповину, сжимает и разжимает пальцы рук, дотра­гивается до лица, а чуть позже даже закрывает лицо руками при неприятных звуковых стимулах. Генерализованный ответ в форме реакции удаления или приближения на тактильное раздражение отмечается с 3-4 месяцев. Наблюдения за ре­акциями ребенка с помощью УЗИ, внутриутробной съемки, самоотчеты матерей свидетельствуют, что примерно с 20 не­дель ребенок не только реагирует на прикосновение рук ма­тери (поглаживание, легкое похлопывание, прижимание ла­дони к животу), но и способен включать такое воздействие в свои двигательные реакции. После нескольких недель «обу­чения» ребенок отвечает на тактильную стимуляцию опреде­ленного типа (ритмическое похлопывание в определенной части живота) движением, непосредственно направленным в руку матери. С 24-26 недель возможно обучить его ответу на комплексный раздражитель: пропевание матерью музыкаль­ной фразы и тактильное воздействие. Этот способ, введен­ный датским врачом Францем Вельдманом, получил назва­ние «метода гаптономии» и используется в практике «прена­тального обучения» для налаживания взаимодействия мате­ри с ребенком. Данные, полученные в пилотажном исследо­вании, проведенном с беременными женщинами-студентка­ми в рамках дипломных работ под руководством автора, по­зволили установить, что с помощью такого контакта мать мо­жет не только вызвать ребенка на контакт, но и успокоить его (при резкой внешней стимуляции, под воздействием которой

ребенок ведет себя неспокойно). Такие матери очень тонко различают характер двигательной активности ребенка и бе­зошибочно определяют его эмоциональное состояние. В од­ном таком исследовании мама «научила» ребенка к 7 меся­цам отвечать постукиванием в свою ладонь сначала на про-певание мелодии, сопровождаемой отбиванием рукой такта, а затем только на один из этих стимулов, который она исполь­зовала как для инициации контакта, так и для успокоения ре­бенка при необходимости. Хорошо известно, что беременные женщины активно используют поглаживание живота и «угова­ривание» ребенка, если считают, что он ведет себя неспокой­но. Обычно матери не анализируют специально характер дви­гательной активности ребенка и свое состояние при этом, но при экспериментальной постановке такой задачи достаточно четко описывают и характер шевеления ребенка, и свои пе­реживания при этом {собственные данные автора).

Достижения последних десятилетий по выращиванию преж­девременно родившихся детей начиная с 22 недель свиде­тельствуют, что с этого периода ребенок может успешно раз­виваться вне организма матери, все формы чувствительнос­ти и эмоционального переживания стимуляции у него уже сформированы. Известно, что до возникновения специальных технологий выращивания недоношенных детей вне контакта с матерью родившиеся преждевременно жизнеспособные дети (а этот возраст начинался примерно с 7 месяцев) счита­лись получившими «ранний биостарт» и становящимися впос­ледствии зачастую более способными, чем их вовремя ро­дившиеся сверстники. Современные исследования недоно­шенных детей, напротив, свидетельствуют о значительных проблемах в их развитии. В последнее время это стали свя­зывать с ранней сепарацией от матери, принятой в практике выращивания недоношенных. Это послужило основанием для введения обязательного контакта таких детей с матерью (или другим взрослым), что значительно повышает успешность их развития.

2. По развитию структуры деятельности можно охаракте­ризовать этот период как «сенсорный» (по аналогии с соот­ветствующей стадией развития психики в филогенезе). Теперь по субъективному переживанию и организации двигательной

активности они действительно подобны. Ребенок ориентиру­ется на свои субъективные переживания и при помощи своей двигательной активности регулирует интенсивность поступа­ющей стимуляции: заглатывает больше околоплодной жид­кости или меньше в зависимости от ее вкуса (сладкая или горькая), отворачивается от источника неприятного звука с соответствующей гримасой неудовольствия, выражением страха или приближается и отвечает двигательной реакцией (прикосновение) на прикосновение матери и звук ее голоса, по-разному реагирует на интенсивность и стиль двигательной активности матери. Видимо, ребенок может вполне успешно регулировать общее количество стимуляции, необходимое для поддержания нервной системы в определенном состоянии возбуждения. Его двигательная активность повышается, если мать недостаточно активна (особенно в вечерние часы перед сном матери). Может ли ребенок в этот период, да и вообще до конца внутриутробного периода, переживать стимуляцию в каких-либо сенсорных системах не как свое состояние, а как вне его существующую, сказать невозможно. По крайней мере, в этом отношении речь может идти только о тактильной чувствительности. Скорее всего можно говорить о возникно­вении локализации ощущений на определенных участках тела, что вполне реально именно для вкусовой, кожной и проприо-цептивной чувствительности. Но если вкусовая чувствитель­ность в данном случае охватывает всю площадь перифери­ческого конца анализатора, то в кожной и проприоцептивной чувствительности возможна локализация раздражения по месту и занимаемой площади. Об этом свидетельствуют впол­не адекватные двигательные реакции частей тела ребенка в ответ на раздражение: стимуляция «нелокализованная» (слу­ховая, сейсмическая, от эмоционального состояния матери) вызывает изменение общей двигательной активности, а сти­муляция тактильная - вполне дифференцированный ответ, вплоть до точной ориентации движения (ответное прикосно­вение к руке матери, ощупывание пуповины, сосание пальца или кулачка). Продолжая аналогию с филогенезом, можно сравнить этот период развития с высшим уровнем сенсорной стадии, когда появляется дифференцированное ощущение от поверхности тела и локализованный двигательный ответ на

это раздражение (например, у дождевого червя). Площадь раздраженного участка и комплексность тактильного анали­затора дают возможность анализировать не одно качество раздражителя, а их совокупность (структуру поверхности, упругость, несколько позднее температуру и др.). Это также является отличительной чертой высшего уровня сенсорной стадии психики в филогенезе (ориентация на совокупность свойств среды).

3. В развитии эмоциональных переживаний комфорта и получаемых от собственной активности результатов происхо­дит серьезное изменение. Способность ребенка за счет из­менения своей двигательной активности регулировать уровень стимуляции позволяет предположить, что состояние эмоцио­нального комфорта, соответствующее оптимальному уровню стимуляции для поддержания уровня возбуждения нервной системы, переходит в статус потребности. Одновременно воз­никает «информационное обеспечение» объекта деятельно­сти, удовлетворяющего эту потребность. Постоянное присут­ствие стимуляции от организма матери, воспринимаемое сен­сорными системами и уже «освоенное» развивающимся моз­гом как обеспечивающее необходимый уровень возбуждения, представлено теперь устойчивыми стимулами, знакомыми и постоянно присутствующими, которые и обеспечивают чувство эмоционального комфорта. К ним прибавляется стимуляция от собственной активности. Когда есть дополнительный к «фо­новому» приток стимуляции, ребенок проявляет меньше ак­тивности, поддерживая некоторый ее уровень за счет опре­деленного уровня своей активности. При недостатке этой «до­полнительной» стимуляции от матери он повышает свою соб­ственную активность. Видимо, очень рано в «фоновую» сти­муляцию, помимо стимулов от матери, входит переживание от своих состояний (проприоцептивные, кожные, вкусовые и т.п.). Его изменение при двигательной активности ребенка так­же есть у него постоянно и образует основу потребности в двигательной активности, эту стимуляцию доставляющую. Потребность в движении выделяется в качестве одной из ба­зовых потребностей ребенка. Поскольку ребенок восприни­мает эмоциональное состояние матери непосредственно и может образовывать некоторую связь между поведением

матери и ее эмоциональным состоянием, реально предпо­ложить что уже во втором триместре есть основа для объе­динения переживаний от изменения ее ритма движений, голоса, сердцебиения и т.п. и непосредственно гормональ­ного фона, происходящих при ее эмоциональных пережи­ваниях. Здесь речь должна идти не о процессах научения, а об образовании аффективно-когнитивных комплексов, со­ставляющих психофизиологическую основу эмоциональной окраски ощущений. Такое предположение соответствует современным взглядам на системогенез мозга, а также те­ории сензитивных периодов и соответствии эволюционно ожидаемых условий развития адаптивным задачам этого развития . По крайней мере, избирательность по отноше­нию к стимуляции, обеспечивающей возникновение соот­ветствующих эмоциональных состояний, подкрепленных как собственным переживанием комфорта, так и гормона­ми матери, вполне реальна и подтверждается благотвор­ным влиянием на ребенка после рождения стимулов, «зна­комых» по внутриутробной среде. Таким образом, можно говорить об обеспечении потребностей во впечатлении, эмо­циональном комфорте и двигательной активности потреб-ностными состояниями напряжения и удовлетворения и включения в них «среднего звена» ~ собственной активно­сти ребенка, причем не просто как факт активности, а орга­низованной и достигающей своей цели - изменения и под­держания своего состояния определенного качества. В этом отношении интересными являются данные по внутриутроб­ному развитию близнецов . У них обнаружены внутриутроб­ные тенденции к агрессии и аффектам, которые подтверж­даются в постнатальном развитии. Один из близнецов мо­жет угнетать развитие другого, причем не только за счет более интенсивного роста, но и характером эмоционально­го взаимодействия с ним. Например, при взаимодействии членов тройни двое из них могут изолировать и игнориро­вать третьего. У близнецов отмечается ограничение двига­тельной активности, особенно во второй половине беремен­ности, что рассматривается как сенсорная депривация (в прсприоцептивной чувствительности), отрицательно влия­ющая на развитие нейронных структур мозга.

4. Возможность изменять свое субъективное состояние за счет двигательной активности и переживание при этом соответствующих эмоций могут рассматриваться как нача­ло формирования психофизиологических механизмов буду­щих переживаний успеха-неуспеха достижения целей. На­чало взаимодействия с матерью и переживание ее эмоцио­нальных состояний, причем уже не аморфно, как фона, а определенно, в соответствии с изменением своей двигатель­ной активности и получаемым от соприкосновения со стен­ками матки ощущениями, позволяет говорить об образова­нии аффективно-когнитивного обеспечения переживания ре­зультатов своей активности и включении в эту систему ха­рактерных изменений материнской стимуляции. Можно ска­зать, что на этом этапе развития переживание комфорта-дис­комфорта закрепляется на переживании результатов своей активности и одновременно «принимает» на этот конец «ак­компанемент» от состояния матери. Это самое начало той структуры, которая станет переживанием поддержки извне (от среды, которая пока - организм матери, после рождения стенет самой матерью, а еще позже - внешним миром во­обще) своей активности, гармоничным собственным пере­живаниям своей результативности или дисгармоничным (не-поддерживающим). Очень смело говорить на этом уровне о начале формирования содержаний субъективного опыта, который станет основой качества привязанности, а тем бо­лее стиля мотивации достижений. Однако психофизиоло­гические основы этого развития здесь могут быть обнару­жены.

5. В этом периоде функции матери уже более конкретны. Они определяются не только переживанием своего физичес­кого состояния, но и реакциями на шевеление ребенка. Чув­ствительность ребенка к эмоциональному состоянию матери и ее общей активности прекрасно совпадает с самочувстви­ем женщины во втором триместре. Он считается наиболее комфортным для нее как физически, так и эмоционально. Физическое состояние стабилизируется, самочувствие обыч­но хорошее, бодрое, неприятных ощущений нет. Эмоциональ­ная сфера отличается наличием устойчивого фонового при­поднятого настроения и повышением лабильности и импуль-

сивности. Это позволяет быстро переходить от одного со­стояния в другое, главным образом - из отрицательного эмоционального состояния к устойчивому фоновому поло­жительному. Если раньше предполагалось, что женщина в период беременности должна испытывать только положи­тельные эмоции, то теперь считается, что положительным должно быть общее настроение, а кратковременные отрица­тельные эмоции необходимы для полноценного развития ребенка. Их интенсивность и продолжительность корректи­руется за счет указанных особенностей эмоционального состояния беременной. Ориентация на состояние ребенка обеспечивает своевременное включение «подкрепляющей положительной стимуляции» при стрессовых переживаниях матери. Как видно из анализа развития ребенка, это соот­ветствует логике его развития. Таким образом, функции ма­тери состоят в том, чтобы радоваться жизни и происходя­щим в ее организме событиям (в первую очередь, движени­ям ребенка), но не «выключаться» из внешней жизни. Одна­ко эта внешняя действительность не предполагает серьез­ных событий, провоцирующих устойчивое состояние дис­комфорта и тревоги. Последние могут возникнуть либо по причине самочувствия (что в этом триместре безоснователь­но), либо вследствие изменений условий жизни, в первую очередь социальных. Именно эти причины обнаруживаются при нарушении состояний самок высших приматов во вто­ром триместре беременности. У человека же включается прогноз будущего, зависящий от отношения к беременности. Роль такого прогноза будущих событий в формировании ус­тойчивого фона эмоционального состояния, в первую очередь отрицательного (тревоги), является отличительной чертой человека. Поэтому здесь особое значение имеет общее от­ношение к беременности, обобщенно определяемое как при­нятие или желанность. Именно в этих случаях состояние жен­щины во втором триместре беременности приближается к оптимальному. Особым моментом в этот период является возникновение шевеления ребенка и переживание женщиной этого шевеления. Устойчивые положительные ощущения от шевеления, с точки зрения материнских функций в развитии ребенка, безусловно должны расцениваться как «эволюцион-

но ожидаемые условия развития». Поэтому сам механизм возникновения этих ощущений и придания им положительно-эмоциональной окраски должен иметь специальное эволю­ционное обеспечение.

Третий триместр , ,

1. Развитие нервной системы в последнем триместре ха­рактеризуется дифференциацией филогенетически новых зон коры, ростом ассоциативных систем мозга. Считается, что этот период сензитивен для образования индивидуальных особен­ностей нервной системы, психических особенностей ребенка и даже его способностей. Данные F.J.De-Casper и других ис­следователей показали способность ребенка в последние месяцы внутриутробного развития формировать предпочте­ния к определенным видам звуковой стимуляции: голосу ма­тери, биению ее сердца, характеристикам родного языка ма­тери, более определенной стимуляции: музыкальным и рече­вым фразам, целым мелодиям, стихам, сказкам. Исследова­ния вкусовой чувствительности позволяют предположить, что избирательность к культурным особенностям пищевой сфе­ры также возникает уже в этот период .

2. Относительно структуры деятельности нет оснований предполагать какие-либо изменения по сравнению с преды­дущим периодом, по крайней мере с точки зрения субъектив­ного переживания потребностных состояний и возможностей организации своей активности для их изменения.

3. Функционирование развитого сенсорного аппарата и формирование ассоциативных систем мозга создает основу для образования устойчивого отношения к получаемой инфор­мации. На основании реакций ребенка после рождения на внутриутробные стимулы (успокоение при контакте с матерью до удовлетворения физиологических потребностей, избира­тельное отношение к материнским стимулам, а также внутри­утробным шумам) можно заключить, что у ребенка в конце пренатального периода формируются устойчивый сенсорный образ мира и антиципация его изменений. Образование ин-тегративной антиципационной системы в когнитивной сфере, обеспечивающей адаптацию ребенка к пост-натальной сре­де, экспериментально обоснованное на примере развития

зрения по Е.А. Сергиенко, также подтверждает это положе­ние. Такой сенсорный образ мира уже разделяется на основе субъективного опыта ребенка на стимуляцию, зависящую от его собственной активности, и независимо от нее существую­щую и изменяющуюся. Независимо от активности ребенка существующая сенсорная среда, которая сама по себе явля­лась «материалом» для развития его мозга, так как существо­вала до и помимо самого организма ребенка и не изменя­лась, а именно «осваивалась» развивающимся мозгом, при­обретает значение существования мира вообще. Логично, что потеря этой стимуляции не вписывается в имеющиеся уже антиципационные схемы и служит причиной состояния эмо­ционального дискомфорта после рождения. В естественных условиях немедленное возвращение стимуляции от матери компенсирует этот дискомфорт. Это служит условием форми­рования потребности в восстановлении эмоционального ком­форта как восстановления этого сенсорного мира. В прена-тальном периоде нет разрыва с этой средой, поэтому гово­рить только о формировании потребности в эмоциональном комфорте, обеспечиваемым именно этой стимуляцией, преж­девременно. Но, как было сказано выше, условия для потреб­ности в стеническом состоянии и обеспечении необходимого уровня стимуляции уже есть. Так как уровень стимуляции уже регулируется с помощью собственной активности ребенка, «фоновый сенсорный мир» может в субъективном пережива­нии уже разделяться с той стимуляцией, которая зависит от своей активности. Это лишь преддиспозиция для постнаталь-ного выделения стимуляции от матери, обеспечивающей со­стояние эмоционального комфорта. Однако благотворное влияние контакта с матерью на развитие недоношенных де­тей и избирательность к материнской стимуляции новорож­денных позволяют предположить, что «сенсорный мир мате­ринских стимулов» является основой для формирования по­требности в эмоциональном комфорте и оформляется как отделенный от стимуляции от собственного организма к кон­цу внутриутробного периода. Этот мир вполне определен не только в отношении характеристик самих стимулов, но и в от­ношении их изменяемости, то есть предсказуем, ведь именно этот мир составляет основу формирования антиципационных

схем. Таким образом, в отношении по







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.