Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЯТЫЙ ЭТАП. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОБСТВЕННЫМ РЕБЕНКОМ



Этот этап является необыкновенно сложным для разви­тия всех блоков материнской сферы. В нем можно выделить несколько самостоятельных периодов. Часть из них (бере­менность, роды, период грудного вскармливания) обеспе­чена эволюционными психофизиологическими, в том числе и гормональными, механизмами регуляции. Начинается этот этап с момента возникновения чувствительности для ребен­ка и с появления первых признаков беременности для мате­ри. В данном случае речь идет о матери. Пятый этап - это непосредственная реализация матерью своих функций во взаимодействии с ребенком. Эти функции, как было видно ниже, не обязательно связаны с осознанием факта беремен­ности. Однако у человека без этого факта никак нельзя обой­тись. Более того, планирование беременности, ее желанность или нежеланность, представления о ребенке и своем мате­ринстве до беременности, специальная организация зача­тия и т.д. заставляют более внимательно отнестись к перио­дизации этого этапа.

В психологии выделяются разные стадии родительства: принятие решения о рождении ребенка, беременность, пе­риод становления родительства, период зрелого родитель­ства, период «постродительства» (для бабушек и дедушек). В актуальном материнстве выделяются стадия принятия решения о сохранении беременности, период беременнос­ти до шевеления плода, период после шевеления, роды, послеродовой период . В гинекологии и акушерстве выде­ляются три триместра беременности, предродовой период, роды, послеродовой период. Любая периодизация связана с конкретными задачами исследования. Относительно раз­вития материнской сферы поведения можно выделить де­вять периодов пятого этапа, которые и будут рассмотрены ниже. Поскольку в данном случае речь идет о материнской

сфере, субъектом которой является сама мать, то целесооб­разно начать с момента идентификации матерью факта бе­ременности. Переход к следующему этапу материнства свя­зан с утратой ребенком гештальта младенчества. У челове­ка происходит не полная утрата этих качеств, они преобра­зуются в другие возрастные особенности ребенка, еще дли­тельное время ему присущие.

1-й период. Идентификация беременности

Этот период в большинстве случаев начинается и закан­чивается еще до возникновения первых изменений в физи­ческом состоянии женщины и непосредственно связан с осоз­нанием факта беременности. В редких случаях беременность не осознается, несмотря на°уже присутствующий соматичес­кий компонент. Изменение в самочувствии, задержка менст­руации и т.п. могут интерпретироваться как разного рода не­домогания. Вопрос о полном неосознании женщиной своей беременности в таких случаях является очень сложным. Име­ющиеся в литературе данные, особенно касающиеся женщин, отказывающихся от ребенка, свидетельствуют, что речь дол­жна идти о различных формах игнорирования признаков бе­ременности как варианте личностных защитных механизмов. Причины и конкретные проявления этого феномена всегда индивидуальны . В некоторых случаях идентификация бере­менности может произойти через несколько месяцев после зачатия, иногда только после начала шевеления плода.

Обычно предположение о возможности беременности по­является у женщины через 2-3 дня после задержки менстру­ации. Конкретные сроки связаны с четкостью менструально­го цикла. В случаях если беременность планируется и тем более предпринимаются специальные меры для ее наступ­ления (особенно при лечении от бесплодия или при жестком планировании зачатия), возможна идентификация биохими­ческой беременности с помощью соответствующих анализов.

В обычных случаях возникновение первого подозрения уже провоцирует определенные переживания. До подтверждения факта беременности они всегда носят оттенок беспокойства, причиной которого может быть либо страх наступления бере­менности, либо страх ее ненаступления. Какие меры и как

быстро будет предпринимать женщина для уточнения нали­чия беременности, зависит от конкретных условий. Тревога по поводу беременности (как «отрицательная», так и «поло­жительная») чаще всего ведет к наиболее раннему и точно­му установлению факта беременности. В случаях нежела­тельной беременности в сочетании с затруднениями ее пре­рывания возможно, напротив, длительное затягивание под­тверждения беременности. При сочетании желательности бе­ременности, ее естественном наступлении и личностной зре­лости матери она прибегает к специальным мерам (напри­мер, осмотр врача, анализы) через 1-2 недели после появ­ления подозрения на беременность. В наше время популяр­ны стали индивидуальные тесты для определения беремен­ности. Для «оптимальных» случаев характерно использова­ние тестов через 3-4 дня после задержки менструации, пос­ле чего женщина обращается к врачу только через 3-4 не­дели (для постановки на учет в женской консультации). Та­ким образом в среднем эти женщины посещают врача пер­вый раз примерно в 7 недель (от 6 до 8-9, реже до 10-11). Сроки идентификации беременности составляют примерно одну неделю. В большинстве случаев за это время прини­мается решение о сохранении беременности или ее преры­вании. Исследования беременных, отказниц и матерей с детьми разного возраста показали, что момент идентифика­ции беременности очень хорошо помнится, все связанные с ним переживания актуализируются очень точно, вне зави­симости от его давности. Содержание и интенсивность этих переживаний, как будет видно ниже, непосредственно отра­жают значение этой беременности для матери и многие осо­бенности ее материнской сферы. Можно выделить 8 вариан­тов переживания идентификации беременности.

1. Тревожное. При подозрении на беременность возника­ет сильная тревога, которая устойчиво сохраняется до под­тверждения факта беременности и после него, часто даже усиливаясь. Впоследствии характерно яркое сохранение в памяти всех обстоятельств и своих действий, эмоциональное состояние актуализируется легко и отличается живостью и непосредственностью. Женщины склонны подробно и нео­днократно обсуждать причины своих негативных пережива-

ний, оправдывать их неожиданностью, тревогой за сохране­ние беременности (если беременность интерпретируется как желанная). Если беременность нежеланна, то тревога со­провождается другими переживаниями (досада, страх и т.п.).

2. Первая эмоция отрицательная (страх, тревога, ужас, растерянность, разочарование и др.). Она достаточно явно выражена и продолжается до уточнения факта беременнос­ти. После этого происходит смена эмоционального состоя­ния на положительное: удовлетворение от подтверждения планов, радость, приятное удивление. Первые ощущения чаще всего не возвращаются. Средняя выраженность это­го перехода характеризует женщину как достаточно ясно осознающую перемены в жизни и свою ответственность при общем положительном отношении к беременности. Резкая выраженность перехода отражает амбивалентное отноше­ние и наличие некоторых проблем в принятии беременности. Если в дальнейшем признаков амбивалентности не обнару­живается, то это означает, что противоречия получают свое разрешение на этом первом этапе и для их возобновления нужны серьезные причины в дальнейшем.

3. Слабо выраженные отрицательные эмоции, которые обычно не предваряют, а перемежаются с более выражен­ными положительными. Основное состояние можно описать как удовлетворение, радостное удивление, в сопровожде­нии периодически возникающей озабоченности и сожале­ния. После уточнения наличия беременности возникает со­стояние «принятия факта» и сосредоточения на задачах, связанных с беременностью. Особо сильно выраженных положительных эмоций не наблюдается, хотя общая оценка своего состояния явно положительная. Большое значение имеют ожидания близких, отвечая которым женщина часто склонна преувеличивать свою собственную радость. Это наиболее благоприятный вариант переживания идентифика­ции беременности, характеризующий женщину как зрелую, готовую к материнству, понимающую всю важность проис­ходящих а ее жизни перемен и принимающую свою бере­менность как желательную; готовую перестраивать свою жизнь в ориентации на ребенка.

4. Эйфорическое состояние. Все переживания очень силь­но выражены и абсолютно отсутствуют какие-либо признаки

тревоги, озабоченности, сожаления и т.п. Чаще всего такое состояние характерно при недостаточной рефлексии неиз­бежных изменений в жизни, непринятии на себя ответствен­ности, общей личностной незрелости. В этих случаях любое нарушение «идеального течения беременности» (как в отно­шении физиологии, так и внешних условий) ведет к появле­нию страха, резкой смене общего эмоционального состоя­ния. Такие женщины обычно не готовы и к проблемам после­родового периода. Осложнения возникают к концу беремен­ности, когда эти проблемы становятся реальными. На прак­тике не встречается сочетания эйфорического типа иденти­фикации беременности с последующим отсутствием проблем в материнстве.

5. Амбивалентное отношение. Характеризуется периоди­ческой сменой полярных эмоций, затягиванием решения о сохранении беременности. При осознании нежелательности беременности и невозможности ее прерывания возможны депрессивные или аффективные эпизоды, адресация к вне­шним причинам, мешающим принятию беременности. При этом обычны раннее появление соматических ощущений, свя­занных с беременностью, их сильная выраженность. В неко­торых случаях в качестве причин своих состояний и пережи­ваний расцениваются наличие соматических заболеваний, осложняющих беременность, семейные и социальные усло­вия и т.п.

6. Слабо выраженное амбивалентное отношение с нео­правданным затягиванием решения о сохранении беремен­ности. Причинами, мешающими это сделать, могут быть не­достаток денег, «горящая» путевка, заболевание типа просту­ды или просто «некогда было». Такое отношение можно вы­разить фразой: «Когда хватилась, уже поздно было». Послед­ствия могут быть самыми разными, от благополучной коррек­ции в «хороших» условиях (которые индивидуальны для каж­дого случая) до отказа от ребенка, и зависят от конкретной ситуации.

7. Неправдоподобно длительная интентификация бере­менности. Налицо уже все признаки беременности, однако они интерпретируются как отравление, нарушение менстру­ального цикла, грипп и т.п. В таких случаях соматические

ощущения часто бывают смазаны, живот начинает увели­чиваться поздно, женщины говорят, что нарушения цикла у них бывают насто (хотя проверить это невозможно). Под­робное обсуждение обстоятельств и самочувствия женщи­ны позволяет заключить, что подозрения на беременность возникали, но активно подавлялись. Такое состояние чаще всего обнаруживается у женщин, впоследствии отказываю­щихся от ребенка. При сохранении беременности как же­ланной это очень редкие случаи, которые можно оценить как «нетипичные».

8. Аффективно-отрицательное переживание идентифика­ции беременности, устойчиво сохраняющееся вне зависимо­сти от решения о ее сохранении. 8 разных случаях в зависи­мости от обстоятельств и личностных особенностей женщи­ны первые негативные эмоции могут переходить либо в игно­рирование факта беременности, либо в депрессивное состо­яние, либо сохраняется аффективно-отвергающее отношение. Обычно в этих случаях беременность идентифицируется вов­ремя. Исключение составляют редкие случаи поздней иден­тификации, когда уже невозможно прерывание беременнос­ти, из-за нетипичных физических состояний (нарушение цик­ла, продолжение менструаций и т.п.) или у совсем юных бере­менных.

Следует сказать, что переживание идентификации бере­менности не влияет на дальнейшее развитие материнства, а только отражает «стартовое» содержание потребностно-эмо-ционального и ценностно-смыслового блоков материнской сферы.

2-й период. До начала ощущений шевеления

Этот период охватывает вторую половину первого триме­стра и начало второго. Физиологически он характеризуется появлением симптоматики беременности, неприятными фи­зическими ощущениями, изменениями в эмоциональном со­стоянии. Считается, что в первом триместре наиболее выра­жена тревожность, резкая смена настроений, появляется раз­дражительность, снижается общая активность. Физиологичес­кой основой этих изменений является гормональная пере­стройка. Адаптивное значение изменения эмоционального

состояния состоит s ограничении контактов с внешним ми­ром, что способствует сохранению беременности и успешно­му развитию плода на первых неделях, наиболее в этом отно­шении опасных. Такое же поведение наблюдается у всех при­матов. У орангутанов, у которых спаривание не регулируется появлением у самки внешних признаков овуляции и возможно в любое время, описанное состояние самки способствует рас­паду пары или, по крайней мере, прерыванию половых отно­шений.

Беременные женщины по-разному оценивают свои состо­яния, как физические, так и эмоциональные. Некоторые их интерпретируют как усталость, сонливость, желание побыть одной или «сваливают» все на тошноту и дурноту. Другие «цеп­ляются» за каждую внешнюю причину для слез, обид и т.п. Характерные для первого триместра недомогания также оце­ниваются и переживаются по-разному. Этот период для мате­ри весьма существенен в развитии ее материнской сферы. Появление ребенка становится реальным фактом. С другой стороны, еще нет никаких его конкретных признаков. Чувство матери свободно от внешней стимуляции, присущей живому ребенку, и как бы в «чистом виде» отражает все стартовые содержания материнской сферы. Однако она уже имеет воз­можность на своем опыте прочувствовать происходящие из­менения и подготовиться к более серьезным. Можно сказать, что это первый опыт приспособления себя к нуждам будуще­го ребенка, опыт интерпретации своих переживаний с точки зрения себя как матери.

Если до появления возможности осознания беременности все регулировалось внутренними и внешними обстоятельства­ми, то теперь появляется возможность реального развития отношения матери к своему ребенку, так как она знает о его существовании и сроках его появления. В этот период пред­ставления о ребенке не очень конкретны, описание его зат­руднено и обычно носит описание своих эмоций и пережива­ний. Представления о будущем относятся к достаточно по­здним периодам развития ребенка (младенец середины или конца первого года, более старший ребенок вплоть до подро­стка) и зависят от опыта женщины. Многие женщины еще не замечают существенных изменений в своем отношении к жиз-

ни и в интересах. Свое состояние оценивается только с точ­ки зрения самочувствия.

По характеру переживаний симптоматики и эмоциональ­ному состоянию можно выделить следующие варианты:

1. Оптимальный вариант. Эмоциональное состояние харак­теризуется периодическими, недлительными снижениями об­щего физического и эмоционального тонуса, повышенной раз­дражительностью, которые интерпретируются как усталость и следствие соматического недомогания. Источники плохо­го настроения женщина находит в несоответствующих ее состоянию и самочувствию условиях работы, быта, недо­статочно внимательном или, напротив, слишком назойливом, отношении близких. Ребенок представляется в возрасте около года или немного младше, активность по подготовке к ро­дам и материнству слабая, в форме общих планов заняться этим позже.

Соматический компонент выражен достаточно четко, средний по интенсивности. Расценивается как неизбежное, вполне терпимое состояние. Женщина ориентируется на свои состояния с точки зрения того, какие конкретные способы можно использовать для оптимизации самочувствия, и ак­тивно их применяет. Живот обычных по срокам беременнос­ти размеров. Чаще всего соотносится со 2-м и 3-м типами идентификации беременности.

2. Усиленное переживание эмоциональных и соматичес­ких состояний. Все как бы «чересчур». Эмоциональное со­стояние характеризуется раздражительностью, недовольством по отношению к окружающим, требовательностью. Их отно­шение оценивается как недостаточно внимательное, несоот­ветствующее всей тяжести состояний беременной.

Образ ребенка либо отсутствует, либо, напротив, очень конкретен. Он представляется как идеальный младенец, «вы­страданный» матерью.

Физические симптомы переживаются очень тяжело, как страдание, повышена чувствительность к своим состояниям наряду с недоверием к способам их облегчения. Возможнос­ти облегчения физических недомоганий не используются под разными предлогами. Живот нормальных размеров, заметен становится рано, редко бывает больше, чем ожидается по

размеру ребенка и сроку беременности. Сочетается со 2-м, 4-м, 5-м, очень редко 3-м типами идентификации бере­менности.

3. Тревожное переживание состояний беременности с про­гнозированием неблагополучного исхода беременности для себя или ребенка. Любое изменение в состоянии оценивает­ся как угрожающее, женщина постоянно прислушивается к себе, своим ощущениям. Тревожный фон настроения прак­тически постоянный, периоды нормального настроения крат-ковременны и ситуативны. Нередки боли внизу живота, уг­роза выкидыша. Ориентация на неблагоприятные сведения от врачей и близких, игнорирование благоприятных.

Образ ребенка почти отсутствует, часто повторяются фра­зы типа «Главное, чтобы все обошлось, чтобы был здоро­вым». Иногда, при наличии в прошлом опыте встреч с деть­ми-инвалидами (или обладающими другими нарушениями), преследуют представления о возможных увечьях у своего ребенка. Повышается вера в приметы, актуализируются дет­ские страхи перед цыганами, пророчествами и т.п.

Соматический компонент переживается остро, по типу опасной болезни, угрожающей здоровью и благополучию. Живот может быть слишком большой или слишком малень­кий для срока беременности. Сочетается в основном с 5-м и 6-м типами идентификации беременности.

4. Депрессивное состояние, периодически ослабляюще­еся или обостряющееся, практически без «проблесков». Об­щее переживание беременности как обреченности, при этом нередко на словах отношение к беременности и будущему ребенку как сверхценности. Нередки кошмарные сны, пред­ставления о гибели ребенка или своей в родах. Характерно полное отсутствие содержаний, относящихся к послеродо­вому периоду. Ребенок чаще всего вообще никак не пред­ставляется.

Физические симптомы переживаются как тяжелые, му­чающие, не дающие расслабиться, успокоиться. Живот обычно недостаточных размеров по срокам беременности или обычный. Чаще всего сочетается с 5-м и 6-м, реже 8-м типами идентификации беременности.

5. Разные формы отвержения беременности при приня­тии решения о ее сохранении:

а) почти полное отсутствие всей симптоматики, как эмо­циональной, так и физической, вплоть до «наоборот»(состо­яние бодрее и лучше, чем до беременности); живот появля­ется очень поздно, нередко значительно меньше по разме­рам, чем должен быть, при нормальных размерах плода; активное планирование жизни после периода беременности и минимально необходимого для ухода за ребенком; образ ребенка часто вполне четкий, в возрасте далеко послемла-денческом, связан с его социальным статусом, будущими успехами в учебе и т.п.; обычно сочетается с 5-м, 6-м и 7-м типами идентификации беременности.

б) аффективно-отрицательное переживание всех симпто­мов как мешающих, неуместных, ненужных; необходимость подготовки к родам и послеродовому периоду вызывает раз­дражение, много претензий к врачам и близким, что сочетает­ся с несоблюдением элементарных правил режима, питания и т.п.; при этом часто свое состояние интерпретируется как отношение не к ребенку, а к беременности как состоянию; живот обычных размеров; образ ребенка может быть идеаль­ным в будущем, то, какой он сейчас, оценивается как «еще не человек»; обычно сочетается с 5-м, 6-м и 8-м, реже 7-м типами идентификации беременности,

в) особым случаем является устойчивое отрицательное отношение с возобновляющимися попытками прерывания беременности, при этом соматический компонент средне выражен, живот небольших размеров, представления о ре­бенке как нежеланном, наказании; сочетается с 8-м или 7-м типами идентификации беременности.

Все эти типы переживания второго периода беременнос­ти создают индивидуальные условия для следующего, до­статочно серьезного в развитии материнской сферы - нача­ла ощущений от шевеления ребенка.

3-й период. Появление и стабилизация ощущений шевеления ребенка

Первые ощущения шевеления ребенка начинаются в се­редине второго триместра. Этот период является наиболее

благоприятным относительно физического и эмоционально­го самочувствия матери. Стабилизируется гормональный фон, исчезают симптомы недомогания, еще нет ограниче­ния подвижности и увеличения физической нагрузки. Настро­ение становится более устойчивым и в норме переходит от астенического к стеническому. Женщина'уже свыклась с фактом беременности, неизбежностью изменений, у нее было время представить себе не только то, что она теряет, но и то, что приобретет с рождением ребенка. Появление шевеле­ний позволяет конкретизировать образ ребенка и дает бога­тую пищу для интерпретации его субъективных состояний. Сами первые шевеления ребенка слабы и сначала трудно различимы. По своему физическому характеру они относят­ся к приятным ощущениям. Их интерпретация как пугаю­щих или неприятных имеет только субъективные основания. Нередко женщина постоянно вслушивается в свои ощуще­ния с целью «поймать» начало шевеления. Факт начала шевеления и сами шевеления отлично помнятся в течение долгих лет. Исключение составляет общее игнорирующее отношение к беременности. Сроки начала ощущений шеве­ления могут быть от 15 недель до 28 - 30, в среднем 18 - 22 недели Слишком раннее шевеление чаще всего связано с тревожным переживанием беременности, слишком позднее - с игнорирующим. Эмоциональное отношение к шевеле­нию и его физическое переживание весьма точно отражают содержание потребностно-эмоционального и ценностно-смыслового блоков материнской сферы и динамику этого содержания в беременности. Неприятные, а тем более бо­лезненные ощущения от шевеления, как правило, появля­ются в сопровождении других проблем в физическом состо­янии, семейном, социальном положении и т.п.

Помимо общего отношения к беременности и ребенку ощущение его шевелений позволяет матери конкретизировать ее «стартовый» стиль эмоционального сопровождения. Уси­ливающий стиль эмоционального сопровождения выражает­ся в переживаниях тревоги при шевелении, когда женщине постоянно кажется, что ребенок шевелится как-то не так, свои ощущения при этом расцениваются как свидетельство того, что ребенок недоволен, ему плохо, он боится и т.п. Положи-

тельное состояние ребенка реже отмечается и почти не ин­терпретируется. Осуждающий стиль проявляется в том, что мать часто ощущает шевеления как мешающие, не дающие заснуть, испытывает неудобство и стыд от того, что ребенок сильно шевелится в присутствии других людей. В этих слу­чаях она недостаточно четко определяет, что ее поведение служит причиной хорошего или плохого состояния ребенка. При игнорирующем стиле эмоционального сопровождения женщина описывает свои шевеления как физиологические ощущения, без адресации к образу ребенка. Она не может сказать ничего ни о динамике, ни о характере шевеления, не представляет себе, что ребенок переживает, как он дви­гается. Адекватный стиль эмоционального сопровождения характеризуется четкой интерпретацией характера движений ребенка, соотнесением их как со своей активностью и вне­шними событиями, так и субъективными состояниями ребен­ка. Мать использует не просто обращение к ребенку, а впол­не конкретно интонирует свою речь адекватно представляе­мым состояниям ребенка. Она хорошо представляет, как именно двигается ребенок. Интерпретация состояний ребенка в основном положительная, его отрицательное состояние предполагается только в связи с конкретными причинами.

В этот период многие женщины отмечают изменение ин­тересов, концентрацию на задачах беременности и послеро­дового периода, подготовке к материнству. В современных условиях характерным становится поиск дополнительной ин­формации (книги, журналы, курсы для беременных).

4-й период. Седьмой и восьмой месяцы беременности и

Третий триместр беременности как с медицинской, так и с психологической точки зрения, считается достаточно сложным. У женщины несколько ухудшается самочувствие, она быст­рее устает, затрудняется двигательная активность, часто ухуд­шается сон. Отмечается некоторое повышение тревожности, страхов родов, беспокойство по поводу послеродового пери­ода. Наряду с этим ощутимо снижается интерес ко всему, не связанному с ребенком. Повышается активность, связанная с подготовкой к родам и послеродовому периоду. Общее ог-

раничение физической активности и одновременное повы­шение нагрузки переживается по-разному. Некоторые жен­щины стараются использовать этот период, чтобы «набрать­ся сил» перед родами и будущими заботами, связанными с уходом за ребенком. Другие переживают этот период как неприятный, тяжелый, остро реагируют на связанные с боль­шим животом неудобства. Практически во всех случаях к концу этого периода возникает чувство, которое можно вы­разить словами «скорей бы уж все закончилось», но одни его интерпретируют как нетерпение увидеть ребенка, а дру­гие - как избавление от неудобств беременности.

Образ ребенка становится значительно более конкретным, женщины достаточно легко представляют себе его внешний вид, особенности поведения, свои действия с ним. Этому спо­собствует осознание близости рождения ребенка и стремле­ние повысить свою материнскую компетентность. В последние месяцы беременности женщина освобождается от видов де­ятельности, требующих большой физической активности. Общее повышение беспокойства традиционно реализуется в деятельности, связанной с подготовкой к рождению ребенка. Такая деятельность не только заполняет время, но и способ­ствует проработке образа ребенка и представлений о своих материнских функциях. Происходит постоянное общение с другими людьми по этому поводу, обычно с наиболее близки­ми, актуализируются все сформированные до этого представ­ления о ребенке и материнстве. Уменьшение других видов деятельности, исключение тяжелых работ и неприятных впе­чатлений, присутствие родных и близких, повышение их вни­мательности, заботы и т.п. - все это можно в разных формах обнаружить в организации жизни женщины в последние ме­сяцы беременности в традициях и обычаях любой культуры. Такое оформление данного периода способствует положи­тельному эмоциональному означиванию всех содержаний, связанных с ребенком и материнством. При общении с близ­кими, в первую очередь матерью и другими женщинами, про­исходит обмен воспоминаниями, впечатлениями, наряду с советами и прямым обучением в процессе подготовки пред­метов для ухода за ребенком. На самом деле, это настоящая школа подготовки к выполнению материнских функций, под-

крепленная актуальной мотивацией «ученицы». На таком фоне детализируется образ ребенка, что способствует диф­ференциации его активности, своих ощущений и налажива­нию эмоционального взаимодействия. Как известно, практи­чески во всех культурах такие «посиделки» сопровождают­ся пением* В настоящее время хоровое и индивидуальное пение для беременных считается одним из наиболее дей­ственных приемов в подготовке к родам и материнству. Та­ким образом, переориентация активности, концентрация всех содержаний жизни и деятельности на ребенке, проработка своих представлений и переживаний в конкретной деятель­ности и в общении с другими людьми, придание всему это­му положительно-эмоционального фона, прямое обучение -вот то оформление третьего триместра беременности, кото­рое сформировалось в общественном опыте. Все, что тре­буется помимо этого для появления ребенка, является за­дачей других членов семьи.

В течение беременности происходят изменения не толь­ко во внешнем виде и физиологии женщины. Изменяется ее отношение к обществу и семье. Она становится более зави­симой от посторонней помощи, рассчитывает на эту помощь. На ранних стадиях развития человечества и у высших прима­тов будущая мать должна была рассчитывать также и на за­щиту себя и будущего потомства другими членами сообще­ства. Это требует проявлений зависимого поведения, прово­цирующего покровительство и снисхождение от других. У бе­ременных самок отмечаются черты внешнего вида и поведе­ния, сходные с инфантильными: изменение пропорций тела, неуклюжесть движений, эмоциональная лабильность и им­пульсивность, свойственная детенышам, повышенная реак­ция на внешнюю угрозу, появление «детских» интонаций в го­лосе и других особенностей, требование покровительства и т.п. Все это стимулирует соответствующее отношение чле­нов группы. После родов внимание других особей переклю­чается на детеныша, который сам вызывает интерес и стрем­ление защищать его (и самку вместе с ним).

С другой стороны, биологически обусловлено повыше­ние агрессии к другим особям, необходимое для самоза­щиты и защиты своего детеныша. Все самки стадных жи-

вотных, не исключая высших приматов, некоторое время после родов агрессивны к любым внешним воздействиям. Их спасает от ответных мер присутствие детенышей. У че­ловека, напротив, повышение агрессии к близким неадап­тивно, так как предполагается некоторое перераспределе­ние материнских функций практически сразу после рожде­ния ребенка, а вот повышение зависимости и необходимость всестороннего патронажа увеличиваются и становятся бо­лее продолжительными. Таким образом, появление двух альтернативных тенденций (стремление к контакту и агрес­сия) на последних сроках беременности у высших живот­ных ведет к смене объектов этого поведения: стремление к контакту после родов переходит на детеныша, а агрессия -на членов группы. В рассматриваемый период агрессия пока еще обнаруживает себя как тенденция к беспокойству, по­вышению активности, периодической раздражительности к неуместному обращению со стороны других. Состояние бе­ременной самки у стадных животных требует достижения тонкого баланса между тенденцией к зависимости и стрем­лением к контакту, с одной стороны, и тенденцией к агрес­сии - с другой.

Возможность переориентации этих тенденций прослежи­вается уже у высших приматов: самкам может помогать в родах и сразу после них собственная мать, старшая сестра или тетка, а у орангутанов отмечается даже помощь самца. Можно предположить, что традиционная организация актив­ности женщины в последние месяцы беременности и ее эмо­циональное наполнение помогают «перевести» возникающую эволюционно обусловленную тенденцию к агрессии в «нуж­ное русло».

Таким образом, этот период отражает сложную динамику эмоционального состояния во время беременности, подготав­ливающую всю психику будущей матери к выполнению ее функций после родов.

В современной практике обнаруживается разное содер­жание жизни женщин в последнем триместре беременности. Характерно практически для всех повышение внешней актив­ности, которая может быть описана как стремление привести в порядок свои дела и окружение. Образно можно назвать

это время «периодом обустройства гнезда». Разница в том, что приводится в порядок. Как уже ясно, обычно это подго­товка к рождению ребенка. Сюда, помимо приготовления ве­щей и получения необходимой информации, может входить выбор родильного дома, знакомство с разными практиками родов, организация приезда родных или своей поездки к ним на время родов и т.п.

Другим вариантом является повышение активности, на­правленной на содержания, не связанные с ребенком. Чаще всего это стремление закончить учебу, сдать экзамены, за­щитить диплом и т.п. Нередко беременность специально пла­нируется к окончанию учебы, но немного «не вписывается» в задуманные сроки. Иногда странным образом оказывает­ся, что все неотложные дела, связанные с учебой или карь­ерой, концентрируются именно в эти месяцы. Возможны по­явление острой необходимости провести ремонт, обменять квартиру, купить дачу или разобраться в семейных отноше­ниях. Характерно, что все это интерпретируется как необхо­димое для будущего ребенка. Чаще всего объективной не­обходимости для этого нет, и иные женщины прекрасно рас­пределяют свои дела по «традиционному» образцу.

Одним из проявлений такой «смещенной» активности на последних месяцах может считаться поведение женщин, от­казывающихся от ребенка. При игнорирующем стиле пере­живания беременности наблюдается увеличение энергии, про­должение работы буквально до родов, другие «всплески» ак­тивности. Однако женщина оказывается совершенно не гото­ва к рождению ребенка и его буквально не в чем и некуда взять из роддома. В других случаях изменения в активности не выражены, но для рождения ребенка все равно ничего не делается.

Обычно отсутствие, уменьшение или изменение интере­сов, связанных с ребенком сочетается с разными другими проявлениями, свидетельствующими о сниженной ценности ребенка и материнства и высоком напряжении ценностей из других сфер поведения. Эти и другие клинические данные свидетельствуют, что изменение направленности активности беременной в «период обустройства гнезда» отражает дина­мику, происходящую в содержании ее материнской сферы.

5-tf период. Предродовой

Физиологически этот период является очень важным. Про­исходят изменения в тканях, костной системе, обеспечен­ные гормональным фоном и способствующие гибкости и эла­стичности костно-мышечной системы. Одновременно идет накопление энергетических запасов организма для родов и послеродового периода. На поведении и эмоциональном со­стоянии это отражается как снижение активности, общее рас­слабление, некоторое эмоциональное «отупение». Все это влияет и на ребенка. Адаптивное значение этих изменений вполне конкретно. Ограничена активность и способность резкого эмоционального реагирования, что предохраняет от преждевременных родов. Ребенок не страдает от меньшей двигательной активности, хотя его возможности уже серьез­но ограничены тесным пространством матки. У матери сни­жается страх перед родами и растет способность сконцент­рироваться только на одном, доминирующем содержании (точнее, снижение способности переключения и распреде­ления эмоций), что будет совершенно необходимо во время родов и послеродового взаимодействия с ребенком. Жен­щины, тем не менее, наиболее адекватно по сравнению с другими периодами оценивают свои возможности и пред­ставляют ребенка и свои действия с ним. По данным многих исследователей, адекватность представлений матери о ро­дах и послеродовом периоде, своих возможностях и осо­бенностях ребенка является существенным показателем успешного развития ее материнской сферы и дальнейшего благополучного отношения к ребенку.

При неблагоприятной динамике содержаний материнской сферы в беременности, напротив, возрастает тревожность, обостряются физиологические нарушения, женщина прак­тически перестает ориентироваться на свои состояния, пол­ностью полагаясь на мнение врачей. В результате, не заду­мываясь, подчиняется всем рекомендациям, вплоть до сти­муляции родов. В таких случаях чаще всего возникают ос­ложнения в родах и послеродовом периоде, более вероят­ны преждевременные роды. При игнорирующем стиле пе­реживания беременности может не наблюдаться выражен­ного расслабления и снижения эмоциональности, что не от-

ражается серьезно на родовом процессе. Однако у женщин, отказывающихся от ребенка, именно такой стиль пережива­ния беременности часто сочетается с преждевременными родами.

Содержание материнской сферы в течение беременности претерпевает существенное изменение, которое отражается в переживании женщиной симптоматики беременности, в ее внешней активности и психическом состоянии. Все это оп­ределяет индивидуальный стиль переживания беременнос­ти. В него входят физическое и эмоциональное пережива­ние момента идентификации беременности, переживание сим­птоматики беременности, динамика переживания симптома­тики по триместрам беременности, преимущественный фон настроения по триместрам беременности, переживание пер­вого шевеления, переживание шевелений в течение всей второй половины беременности, содержание активности женщины а третий триместр беременности. Наиболее харак­терным является переживание шевеления. Можно описать шесть вариантов стилей переживания беременности.

1. Адекватный. Идентификация беременности без силь­ных и длительных отрицательных эмоций; живот нормальных размеров; соматические ощущения отличны от состояний небеременности, интенсивность средняя, хорошо выражена; в первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре благопо­лучное эмоциональное состояние, в третьем триместре по­вышение тревожности со снижением к последним неделям; активность в третьем триместре ориентирована на подготов­ку к послеродовому периоду; первое шевеление ребенка ощу­щается в 16-20 недель, переживается положительно-эмо­ционально, приятно по соматическому ощущению; последу­ющие шевеления четко отдеференцированы от других ощу­щений, не характеризуются отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями.

2. Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством; которые периодически возобнов­ляются; живот слишком больших или слишком маленьких по сроку беременности размеров; соматический компонент силь­но выражен по типу болезненного состояния; эмоциональ-

ное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стаби­лизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизо­ды, в третьем триместре это усиливается; активность в тре­тьем триместре связана со страхами за исход беременнос­ти, родов, послеродовой период; первое шевеление ощу­щается рано, сопровождается длительными сомнениями или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, усло­виях, переживается с тревогой, испугом, возможны болез­ненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерны направленность на получение дополнительных сведений, патронаж.

3. Эйфорический. Все характеристики носят неадекват­ную эйфорическую окраску, отмечается некритическое от­ношение к возможным проблемам беременности и материн­ства, нет дифференцированного отношения к характеру ше­веления ребенка. Обычно к концу беременности появляют­ся осложнения. Проективные методы показывают неблаго­получие в ожиданиях послеродового периода.

4. Игнорирующий. Идентификация беременности слиш­ком поздняя, сопровождается чувством досады или непри­ятного удивления; живот слишком маленький; соматичес­кий компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; динамики эмоционального состояния по триместрам либо на наблюдается, либо отме­чается повышение активности и общего эмоционального тонуса; первое шевеление отмечается очень поздно; после­дующие шевеления носят характер физиологических пере­живаний, к концу беременности характеризуются как дос­тавляющие физическое неудобство; активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не свя­занные с ребенком.

5. Амбивалентный. Общая симптоматика сходна с тре­вожным типом, особенностью являются резко противополож­ные по физическим и эмоциональным ощущениям пережи­вания шевеления, характерно возникновение болевых ощу­щений; интерпретация своих отрицательных эмоций пре-

имущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние об­стоятельства, мешающие благополучному переживанию бе­ременности.

6. Отвергающий. Идентификация беременности сопровож­дается резкими отрицательными эмоциями; вся симптомати­ка резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание всей беременности как кары, поме­хи и т.п.; шевеление окрашено неприятными физиологически­ми ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливо­стью; к концу беременности возможны всплески депрессив­ных или аффективных состояний.

Разумеется, в каждом конкретном случае будут наблюдать­ся индивидуальные особенности, более или менее прибли­жающиеся к описанным.

6-й период. Роды и послеродовой период

В этот период происходит встреча с ребенком, что обес­печивает возможность изменений в содержаниях материнс­кой сферы, в первую очередь во взаимодействии ценности ребенка с «внедряющимися» из других сфер.

Процесс родов и послеродовой деятельности матери тре­бует высокого уровня ее физической, интеллектуальной и эмоциональной активности. Способность расслабляться меж­ду схватками обеспечивает сохранение сил, окончание боле­вых ощущений при потугах и выходе ребенка - способность приступить к послеродовой обработке, эмоциональный подъем создает оптимальный фон для послеродового запе-чатления и образования положительного отношения к ребен­ку. Кросскультурные исследования и данные об эффективно­сти психологической подготовки к родам свидетельствуют, что переживание родов и, в частности болей схваток, зависит от психологического настроя женщины. От того, воспринимает ли она роды как «трудную творческую работу», «неизбежную муку» или «наказание» (которое может с ее точки зрения быть заслуженным или незаслуженным), зависят ее собственные ощущения и успешность родов.

Как уже было отмечено выше, в родах и послеродовом периоде происходит замыкание эволюционно ожидаемых ус~

ловий для матери и ребенка, способствующих образованию эмоциональной взаимосвязи. Для матери эти условия возни­кают и поддерживаются в процессе послеродовой обработки ребенка и прикладывания к груди. Стимуляция от новорож­денного в этих условиях, сопровождаемая физиологически обеспеченным обостренным и положительным эмоциональ­ным состоянием, психологически обусловленная успешным достижением цели после необыкновенно трудной и важной деятельности родов и долгожданной встречей с ребенком, действует как ключевая, способствуя объединению всех сформировавшихся прежде содержаний на этом конкретном ребенке. Женщины в течение долгих лет помнят момент ро­дов, ребенка, детали послеродового периода. Последующие 1,5 суток, которые считаются сензитивным периодом для раз­вития взаимосвязи с ребенком, в эволюционном отношении предполагают непрерывный контакт с новорожденным, на­сыщенный достаточно интенсивной деятельностью матери. Содержанием этой деятельности является бдительное вни­мание, обеспечение физического комфорта и поддержание благополучного эмоционального состояния ребенка за счет самого присутствия матери как ее «сенсорного мира». В со­временных условиях эволюционно ожидаемая стимуляция для матери отсутствует частично или полностью. В лучшем случае она имеет возможность контактировать с ребенком и кормить его, но практически всегда отстранена от обработки ребенка. Изменение эволюционно ожидаемой ситуации в этом периоде для матери состоит в следующем: перерасп­ределение материнских функций, обедняющее стимуляцию, необходимую для возникновения эмоциональной связи с ребенком; «купирование» активной целенаправленной дея­тельности с полноценным операциональным составом, что создает необходимость «приложения» неизрасходованной энергии и нереализованных тенденций достижения цели и их замены другими содержаниями; замещение эволюцион­но ожидаемых впечатлений в сензитивный период обострен­ной чувствительности несоответствующими эволюционной задаче (образованию материнско-детской взаимосвязи); наличие частичной или полной сепарации матери и ребенка, как теперь хорошо известно, отрицательно влияющей на

материнское чувство женщины и психическое развитие ре­бенка. Все эти особенности могут быть по-разному выраже­ны, в зависимости от этого различным будет их вклад в ди­намику развития материнской сферы. В любом случае, сти­муляция от ребенка настолько сильна, что нередко способ­ствует ощутимому изменению имеющихся тенденций.

Однако, как уже было отмечено в предыдущей главе,, ро-держание родового и послеродового периода действует не само по себе, а на фоне уже имеющегося отношения матери к будущему ребенку. В отличие от предыдущего филогене­тического уровня развития психики, у человека временное отсутствие ребенка и изменение в материнских функциях после родов сочетается с сохраняющимся представлением матери о ребенке. Оно частично замещает и восполняет не­достающую стимуляцию, «подправляя» изменение эволю­ционно ожидаемых условий. А как раз это представление наиболее связано с уже имеющимися особенностями мате­ринской сферы роженицы. Это подтверждается данными M.J.Sveida, R.N. Emde и других о том, что особенности ро­дов и послеродового контакта больше значения имеют при нежеланной беременности и других нарушениях материнс­кого отношения и не влияют на развитие взаимодействия матери с ребенком при изначально благополучной беремен­ности и отношении матери к будущему ребенку.

При описании этого периода следует остановиться на осо­бенностях прикладывания ребенка к груди. В традиционных практиках прикладывание к груди является естественным и закономерным этапом послеродового процесса. В настоящее время контакт с ребенком сразу после родов и прикладыва­ние к груди также признаны необходимыми, но еще не везде применяются. Значение послеродового кормления для ребен­ка достаточно ясно: это наилучшие условия для восстановле­ния эмоционального комфорта, освоения новых стимулов от матери, удовлетворения и развития сосательного рефлекса, активизации всех процессов жизнедеятельности. Меньше все­го первые кормления связаны с удовлетворением пищевой потребности. Небольшое количество молозива необходимо главным образом для поддержания иммунной системы ре­бенка. Для матери первые кормления грудью также выполня-

ют несколько функций. Трудно сказать, что здесь важнее. Стимуляция грудных желез способствует выработке моло­ка, сокращению матки после родов, стимуляции физиологи­ческих и эмоциональных состояний, способствующих обра­зованию психологической взаимосвязи с ребенком. Впос­ледствии отхождение молока в процессе кормления сопро­вождается образованием пролактина и окситоцина, которые стимулируют сокращения матки и выработку эндорфинов, которые в свою очередь способствуют переживанию мате­рью удовольствия от акта кормления. Это рассматривается как гормональное обеспечение возникновения и упрочения эмоциональной взаимосвязи матери с ребенком. Образова­ние и поддержание уровня пролактина связано с длитель­ностью акта кормления и перерывами между кормлениями. M.Konner отмечает в этой связи, что в традиционных культу­рах (племена Африки, Новой Гвинеи) ритм кормлений спо­собствует поддержанию постоянного уровня пролактина в крови матери. Соматические ощущения при кормлении сход­ны с таковыми при оргазме, но менее интенсивны и почти не захватывают наружных половых органов. Продолжение сти­муляции эрогенных зон только сокращениями матки без рас­пространения возбуждения на область клитора и влагали­ща, при общем переживании состояния наслаждения («эк­стаз кормления») имеют сложную основу. Как уже обсужда­лось выше, возникающие при кормлении такие ощущения «переводятся» в материнскую сферу за счет присутствия в ситуации ребенка. Способствует этому их постепенное раз­витие в процессе кормлений в первые дни. Изменения в родовых путях препятствуют распространению возбуждения на наружные половые органы при сохранении всех осталь­ных компонентов, в том числе и сокращений матки. Восста­новление слизистой оболочки и кровоснабжения половых органов завершается к тому периоду, когда ситуация корм­ления и сопровождающие ее ощущения и впечатления уже «хорошо освоены» матерью (конец первой недели). Таким образом есть все физиологические и психологические усло­вия для образования нового устойчивого паттерна поведе­ния. Как известно, осложнения с кормлением после родов чаще всего ведут к ограничению грудного вскармливания и

его преждевременному прерыванию. Возникновение полно­ценного переживания кормления происходит далеко не все­гда. Возможно успешное кормление ребенка до конца пер­вого года без каких-либо переживаний, подобных «экстазу кормления». По отчетам матерей, такое состояние чаще все­го сочетается с игнорирующим стилем переживания бере­менности и соответствующим отношением к ребенку в даль­нейшем (разной степени выраженности). Полноценные пе­реживания при кормлении наиболее характерны для гармо­ничных взаимодействий матери с ребенком, сформирован­ных предыдущим адекватным стилем переживания беремен­ности, адекватным и близкими к нему стилями эмоциональ­ного сопровождения матери и устойчивой эмоциональной ценностью ребенка. Но и у них. могут быть отдельные корм­ления без выраженных субъективных переживаний. Для воз­никновения таких ощущений необходим психологический на­строй матери на кормление, отношение к нему как эмоцио­нально-насыщенному, интимному взаимодействию с ребен­ком. Как уже ясно, такое отношение возникает у матери не само по себе, а в сочетании физиологического обеспече­ния, содержания ее материнской сферы и условий родов и послеродового периода. Разумеется, большое значение имеет непосредственная ситуация кормления. Таким обра­зом, этот период является необыкновенно важным для вступ­ления в следующий, совпадающий с периодом новорож-денности у ребенка.

7-й период. Новорожденность

В этот период развитие содержаний потребностно-эмоци-онального и ценностно-смыслового блоков материнской сфе­ры наиболее тесно взаимосвязаны и происходят на фоне об­щей жизненной ситуации. Период новорожденное™ во всех культурах выделяется и оформляется многочисленными пра­вилами, обрядами, поверьями и т.д. Мать и ребенок всегда более или менее строго изолируются от внешнего мира и кон­тактов с другими людьми. Помимо гигиенического значения в этом заложен глубокий психологический смысл. Обеспечива­ется центрация всей жизни матери на ребенке и своих пере­живаниях. Мать и новорожденный всегда территориально

объединены, в некоторых культурах спят вместе, а у арапе-шей (горное племя в Новой Гвинее) материнские функции распределяются между матерью и отцом и в первые недели они спят втроем . В этом племени считается, что родители создают душу ребенка совместно в первые месяцы после рождения. Контакт с другими людьми, помимо членов своей семьи, возможен, когда ребенок начнет улыбаться отцу (то есть по окончании периода новорожденности). В России пер­вые 6 недель мать с новорожденным находились в бане под присмотром повитухи и близких родственниц. В мусульманс­ких традициях мать с новорожденным первые 10 дней счита­ются нечистыми и до них вообще никому нельзя дотрагивать­ся, кроме тех, кто помогал в родах. В первые месяцы мать практически не прерывает контакт с ребенком, позже мате­ринские функции распределяются между другими женщина­ми в семье.

Помимо территориального объединения с ребенком, для матери создаются условия, способствующие приданию всем ее переживаниям положительно-эмоционального значения и закреплению личностной ценности для нее этого периода жиз­ни. Роженица полностью отстраняется от всех дел, кроме ухода за ребенком, или в крайнем~случае может что-то делать по дому, практически не прерывая с ним контакта. В новогвиней­ском племени манус матери разрешается выходить только ночью, чтобы искупаться . Существующие в каждой культуре формы организации послеродового периода способствуют общему положительно-эмоциональному настрою матери, де­лая ребенка основной причиной происходящих в ее жизни приятных перемен. Нередко перед родами мать возвращает­ся в свою родительскую семью и остается там первые меся­цы жизни ребенка, чаще к ней приезжают ее родственницы по материнской линии. В некоторых культурах мать наряжают в девические одежды и причесывают соответствующим об­разом, устраивается торжество, центром которого являются мать и ребенок. Своеобразный возврат в «лучшую пору жиз­ни» происходит за счет присутствия близких людей и концент­рации наиболее приятных воспоминаний и эмоций, связанных с детством и жизнью в родительской семье. В психоанализе принято считать, что в беременности происходит идентифика-

ция матери с ее ребенком, мать как бы возвращается в свое детство, актуализируются ее собственные переживания, что помогает ей после родов достичь необходимой чувствитель­ности к состояниям ребенка. В классическом психоанализе упор делается на актуализацию личностных конфликтов, не разрешенных в детстве, а Д.Винникотт и его последователи видят в этом основу для вхождения матери в специфичес­кое послеродовое состояние,, «первичного материнского чув­ства». Как бы то ни было, этот момент очень верно «ухва­чен» народными традициями, обеспечивающими наилучшие условия для сосредоточения матери на ребенке и своих пе­реживаниях и придании им положительно-эмоциональной окраски и личностного смысла за счет ведущих и ситуатив­ных эмоций.

Помимо такого эмоционального аккомпанемента, на уп-рочениб ценности ребенка и образование конкретно-культур­ного варианта интерференции ее с другими ценностями вли­яет изменение социального и семейного статуса матери в связи с рождением ребенка. Наиболее это выражено в тех культурах, где статус жены и матери является различным. Например, в исламе женщина как жена - сосуд греха, су­щество второго сорта, для нее необходимо руководство муж­чины. Женщина-мать, напротив, высший идеал, эмоциональ­ные связи сохраняются пожизненно именно с матерью, ее статус в семье и обществе очень высок. С рождением ре­бенка она переходит в эту категорию. Кроме семейного и социального статуса, дети обеспечивают и связь с внешним миром, очень ограниченную для женщины в ортодоксаль­ных исламских семьях. В культурах, где женщина ведет более активную социальную жизнь, наличие ребенка мла­денческого возраста служит причиной перераспределения ее жизнедеятельности таким образом, что она обеспечена в большой мере видами деятельности, связанными с личны­ми удовольствиями (уход за ребенком и общение с ним), и ограничена в тяжелых работах. К ней проявляется повышен­ное внимание, обеспечиваются поддержка, защита от не­приятных переживаний, вообще создаются наилучшие ус­ловия.

Описанные условия дают возможность матери сконцен­трироваться на своих переживаниях в процессе взаимодей­ствия с ребенком и кормления, не переориентируясь на тех­ническую сторону, так как у нее всегда есть помощники, кото­рые берут на себя именно эту часть материнских функций. Она также временно свободна от других своих функций жены и хозяйки. Ценность ребенка и своих собственных пережива­ний от взаимодействия с ним свободна от «внедряющихся» и подкреплена общим эмоциональным фоном ситуации. Иначе обстоит дело в нуклеарных семьях Евро-Американского типа, где, напротив, «внедряющиеся» ценности (необходимость выполнять функции жены и хозяйки, ограничение положи­тельных впечатлений вместо их увеличения, недостаточность патронажа и т.д.) имеют все основания для ослабления цен­ности ребенка и мешают матери сосредоточиться на взаи­модействии с новорожденным. Традиционное оформление периода новорожденности создает благоприятные условия для освоения инструментальной стороны операций ухода и операций общения, так как всегда есть рядом опытные и знающие помощники. Мать может плавно перевести свою реакцию на первый компонент гештальта младенчества в эмоциональное отношение к стилю движений ребенка (вто­рой компонент), так как не возникает неуверенности и стра­ха перед движениями ребенка. Такие же условия создают­ся для реакции на третий компонент гештальта младенче­ства (инфантильную результативность). На основе этого фор­мируются стилевые характеристики операционального соста­ва материнской сферы. В операциях ухода большое значе­ние имеют особенности тактильного контакта матери с ре­бенком («холдинг в узком смысле» по Д.Винникотту). На предыдущих этапах развития женщина обычно не имела опыта обращения с ребенком в первые дни и недели после рождения с полной ответственностью за него. Теперь от нее требуется точная идентификация потребностей ребенка, адек­ватная этому организация своих действий и соответствую­щая эмоциональная их окраска (уверенность, бережность, ласковость движений). Эти качества существенным обра­зом зависят от общей материнской компетентности и отно­шения к ребенку. Второе обеспечено типом оформления пе-

риода новорожденности, «накладывающимся» на стартовые содержания материнской сферы, а первое формируется не­посредственно в процессе взаимодействия (разумеется, так­же на уже имеющейся основе). В развитии стиля операций ухода можно выделить следующие этапы, которые в общих чертах стабилизируются к трем неделям:

1. Первые реакции страха, опасения, растерянности или «трепетной осторожности», когда мать мало концентрирует­ся на своих ощущениях от тактильного контакта, а в основном переживает смешанное чувство удивления, восторга или опа­сения и привыкает к внешнему виду и самому существова­нию ребенка. Это может проявляться в разных вариантах, от отношения к ребенку, как «чуду», до панического страха перед ним. „

2. Появление удовольствия от контакта и переход в «лас­ковую осторожность» или «тревожную осторожность» в зави­симости от всей динамики содержаний материнской сферы и условий взаимодействия. На этом этапе возникает тенденция увеличивать или ограничивать тактильный контакт.

3. Появление уверенности в движениях и отделения инст­рументальной стороны операций от эмоциональных пережи­ваний тактильного контакта в субъективном опыте матери. Тактильный контакт приобретает самостоятельный статус ласки. Мать начинает инициировать тактильный контакт, пе­реводя его в средство общения. Обеднение эмоциональной ценности тактильного контакта под влиянием «внедряющих­ся» ценностей (необходимость перераспределения своих ре­сурсов между ребенком и другими функциями в семье и т.п., сниженная ценность ребенка, некомпетентность и т.д.) лиша­ет тактильный контакт в процессе ухода самостоятельной ценности для матери и не способствует формированию его как средства эмоционального общения.

4. Обратное совмещение инструментальной и эмоциональ­ной сторон тактильного контакта, возникновение индивидуаль­ного материнского стиля операций ухода.

Динамика развития стиля операционального состава мо­жет фиксироваться на каждом из этих этапов в зависимости от стартового содержания всей материнской сферы и усло­вий периода новорожденности. Сходная картина существует

относительно операций общения и стиля эмоционального со­провождения. Большое значение здесь имеет развитие ком­петентности матери. Как показали исследования материнско-детского взаимодействия, период новорожденности в этом отношении является решающим. Уже обсуждались связанные с этим позиции Д.Винникотта, М, Кляйн и других исследовате­лей, признающих, что развитие компетентности матери обус­ловлено ее особым состоянием, позволяющим ей идентифи­цироваться с ребенком. В теориях социального научения этот процесс рассматривается как взаимное научение членов ди­ады посылать и распознавать сигналы о своих состояниях в процессе взаимодействия . В отечественных исследовани­ях подробно проанализированы развитие эмоционального взаимодействия, складывающееся к концу периода ново­рожденности , возникновение у матери различения интона­ционной структуры плача ребенка и его использование ре­бенком как средства взаимодействия и другие особеннос­ти. Выше было подробно рассмотрено формирование у ма­тери стиля эмоционального сопровождения. Теперь ясно, что на него влияет, помимо всей истории развития материнской сферы женщины, ситуация периода новорожденности. Су­ществующая в этой ситуации тенденция взаимодействия ценностей стимулирует образование варианта эмоциональ­ного сопровождения относительно именно этого ребенка (в пределах, ограниченных индивидуальными характеристика­ми матери).

Условия периода новорожденности влияют и на другие операции общения (эмоциональное выражение лица матери, глазной контакт, baby tolk). Заинтересованность матери вне­шним видом ребенка, способность и возможность сосредото­читься на его лице и «уловить» свои переживания при этом возникают только в том случае, если мать не отвлекают мыс­ли, далекие от непосредственного взаимодействия. Мать мо­жет заметить изменения в мимике лица ребенка, движениях его глаз, губ. Она старается эти изменения уловить, удержать, стимулировать. Уже к трем неделям у таких матерей хорошо выражено «экспериментирование» с реакциями ребенка во время взаимодействия, которое выражается в изменении по­ложения ее лица, удержании взгляда ребенка и возвращении

своего взгляда, когда ребенок «теряет» глазной контакт, сти­муляции изменений его мимики, которую мать интерпретиру­ет как выражение удовольствия. Для этого требуются время и эмоциональный настрой матери. То же самое относится к речи. Ребенок рано начинает двигать губами и произносить звуки, на которые мать отвечает (помимо общего включения baby tolk в процесс взаимодействия). Уже к двум месяцам можно отметить попытки ребенка изменить движения губ и интонации голоса в процессе речевого контакта матери с ним. Замечая это, мать активно использует новые возможности для расширения средств общения. Появляется возможность ос­воить средства взаимодействия, отъединить свои пережи­вания от задач ухода, что позволяет впоследствии не сме­шивать свое удовольствие от общения с ребенком со зна­чением гигиенических или лечебных процедур. Особенно это важно в тех случаях, когда у ребенка есть проблемы в раз­витии. Акцентация матери на своем удовольствии от контак­та позволяет ей не демонстрировать ребенку свои пережи­вания по этому поводу и не создавать общий неблагоприят­ный фон взаимодействия.

Разумеется, в условия периода новорожденности, поми­мо описанных, входят и особенности ребенка. Однако они имеют значение только в том случае, когда у новорожденного недостаточно или неадекватно выражены «эволюционно ожи­даемые» для матери стимулы. Исследования процесса раз­вития взаимодействия матери с ребенком в этом периоде показывают, что, во-первых, проявления необходимых форм поведения ребенка возникают постепенно и зависят от пове­дения матери, а во-вторых, существуют достаточно широкие индивидуальные границы этих проявлений. Отрицательно вли­яют на динамику развития материнского поведения и ее чувств к ребенку достаточно сильные нарушения во внешнем виде и поведении последнего (уродства, серьезная перинатальная патология, нарушения психики, в том числе и симптомы аутиз­ма, свойственные недоношенным особенности внешнего вида и поведения, в частности непринятие ребенком припегающей позы при взятии на руки, отрицательная реакция на контакт и т.п.).

Все описанные особенности периода новорожденности для матери позволяют ей сформировать основу для налажива-

ния с ребенком тех отношений, которые описываются как симбиоз, диадические отношения, совокупная деятельность. Для матери это представляет собой способность адекватно воспринимать и на эмоциональном уровне переживать со­стояние ребенка. На основе этого понимания и в зависимо­сти от содержания ее материнской сферы мать удовлетво­ряет потребности ребенка, о которых имеет представление (в физическом комфорте и пище), и те, о которых не имеет такого четкого представления и удовлетворяет их как свои (потребность в контакте, эмоциональном взаимодействии). Как уже ясно, для удовлетворения «знаемых» матерью по­требностей ребенка так же необходимы ее собственные, от которых зависит качество ее действий.

В процессе взаимодействия с ребенком и освоения сво­их собственных переживаний стабилизируется и закрепля­ется возникшее еще в беременности отношение к ребенку как части себя, но в то же время самостоятельному суще­ству. В данном случае можно говорить о «симбиотической фазе» и «фазе сепарации» для матери, относительно значе­ния для нее именно этого ребенка. Такое отношение к ре­бенку обсуждается с двух точек зрения: возникновение чув­ства «мой ребенок» и появление отношения к ребенку как самостоятельному субъекту, личности, имеющему право на свои собственные переживания и дальнейшую самостоятель­ность. Возникновение чувства «мой ребенок» В.И. Брутман рассматривает как берущее свое начало в беременности и основанное на сложном комплексе соматических пережи­ваний и представлений женщины о своем ребенке. Уже пред­ставление о ребенке как «части меня», образующееся в процессе смутных неосознаваемых ощущений, имеет ос­нования для выделения его как части, которая затем оформ­ляется в образ ребенка как нечто целостное. В течение бе­ременности женщина «сродняется» с соматически-сознатель­ным комплексом представлений о ребенке, и возникает чув­ство «мой ребенок» и «я - мать этому ребенку». После рож­дения дифференцированность этих представлений, помимо способности к переживанию состояний ребенка, дает воз­можность выделить его как самостоятельного субъекта. Ин­дивидуализация ребенка, отношение к нему как к субъекту

является одной из существенных характеристик материнс­кого отношения. Она позволяет матери приспосабливаться к особенностям ребенка и гибко варьировать режим , ви­деть в ребенке субъекта общения, стимулирует в дальней­шем успешность фазы сепарации и развитие Я - концепции, установление оптимальных детско-родительских отношений в более старшем возрасте .

Нарушения во взаимодействии матери с ребенком в пери­од новорожденное™ имеют последствия не только для ре­бенка, но и для развития материнской сферы. Это касается и последствий сепарации, особенно длительной. Одной из форм такой сепарации является разделение матери с ребенком при преждевременных родах. Необходимые для матери ус­ловия не только нарушаются, но







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.