Здавалка
Главная | Обратная связь

Социальная ответственность металлургических компаний: практический аспект



В эпоху глобализации производство перестаёт быть краеугольным камнем деятельности корпораций. Компании переносят производство в страны, где рабочая сила стоит дёшево, промышленное производство переносится на плечи контакторов и организуется по схеме аутсорсинга. Основной упор делается на создание имиджа и управление брэндами. Одновременно проявляется значительный интерес к корпоративной социальной ответственности, которая выдвигается на ведущие позиции в оценке эффективности корпоративного управления в компании.

О повышении интереса отечественных компаний к социальной ответственности в последние годы обстоятельно говорилось в предыдущих разделах настоящей монографии. Здесь отметим лишь две важнейшие причины, объясняющие этот повышенный интерес. Во-первых, происходит рост внимания государства к данной проблеме. Во-вторых, стремлением российских корпораций выйти на международные фондовые рынки, где социальная ответственность компании рассматривается как важнейшая составляющая корпоративного управления, что прямо влияет на стоимость акций. Расширению социальной ответственности бизнеса на современном этапе способствуют такие факторы, как усиление роли гражданского общества, информатизация (позволяющая потребителям легко получать информацию о поведении той или иной компании в обществе), усиление конкуренции и ряд других.

Социально-ориентированное поведение компаний имеет давние традиции. Ещё в начале ХХ века руководители многих компаний выражали уверенность в том, что корпорации обязаны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше. Так, в черной металлургии США, один из крупнейших промышленников Эндрю Карнеги, построил более 2000 библиотек и вложил в социальные программы свыше 350 млн долларов. Значительные затраты на социальные проекты делали и многие другие промышленники, в том числе и в России. Развитие социальной ответственности корпораций в начале ХХ века не получило распространения из-за мировой войны, революций и Великой депрессии 30-х годов. Концепции социальной роли бизнеса получили развитие только в 50-х годах прошлого века.

Как известно, в рамках современной концепции социальной ответственности крупных корпоративных структур выделяют два противоположных подхода. Классический подход, развитый Милтоном Фридманом, основан на убеждении, что корпорация обязана зарабатывать деньги для акционеров и платить налоги. Социальное развитие общества является заботой (обязанностью) государства. Сторонники такого подхода обосновывают свои позиции тем, что социальные программы требуют отвлечения средств компании, что снижает её прибыльность в краткосрочном периоде и уменьшает дивиденды акционеров[226].

Второй подход, социально-экономический, основан на убеждении, что времена изменились и общество ожидает от бизнеса значительно большего, чем ранее. Корпорации могут формироваться только по разрешению правительства и общественность вправе одобрять или не одобрять создание той или иной компании, исходя при этом из максимизации пользы для общества. В настоящее время корпорации более не являются чисто экономическими учреждениями. Они лоббируют те или иные общественные мнения, оказывают влияние на деятельность политических кругов, участвуют в иных мероприятиях, направленных на подчинение политических и социальных процессов своим интересам.

Существуют и другие подходы к корпоративной социальной ответственности, однако все они тяготеют к одному из описанных подходов. Во всех случаях отвлечение средств компании на выполнение социальных программ так же, как и величина таких расходов, является внутренним решением акционеров. Доводы «за» и «против» социальной ответственности корпораций приведены в табл. 26.

Таблица 26 - Доводы социальной ответственности корпораций

Против социальной ответственности За социальную ответственность
1. Снижение прибыли в краткосрочной перспективе. 2. Уменьшение размеров дивидендов. 3. Отвлечение ресурсов корпорации от основного бизнеса. 4. Увеличение затрат на производство. 5. Возможное снижение уровня заработной платы для компенсации затрат на социальные проекты. 5. Иностранные конкуренты не несут подобных издержек, что ослабляет конкурентные позиции национальных предприятий. 6. Низкая активность населения России в решении социальных проблем   1. Высокая роль корпораций в развитии регионов. 2. Недостаток собственных ресурсов государства для проведения полноценной социальной политики. 3. Глобализация, заставляющая корпорации соблюдать международные нормы и стандарты. 4. Развитие партнерства и сотрудничества государства и бизнеса. 5. Усиление роли гражданского общества в государственном масштабе. 6. Усиление конкуренции, в т. ч. международной. 7. Глобализация рынка труда. 8. Усиление интереса потребителей к поведению компаний в обществе. 9. Усиление общественных движений и правительственных мероприятий по защите окружающей среды. 10. Фактическое вмешательство корпораций в социально-политическую жизнь общества

Несмотря на весомость факторов «против» корпоративной ответственности, большая часть руководителей крупных корпоративных структур выступают за социально ответственное поведение бизнеса. К основным преимуществам для бизнеса социально ответственного поведения можно отнести:

- улучшение имиджа, репутации компании;

- возможность преодоления враждебного отношения к бизнесу в обществе;

- лучшее понимание бизнесом проблем местного сообщества;

- улучшение взаимоотношений с органами государственной власти;

- повышение капитализации компании за счет снижения нефинансовых рисков;

- закрепление персонала и повышение качественного уровня трудовых ресурсов предприятия, снижение текучести кадров.

Реализация возможных преимуществ социально ответственного поведения формирует лояльность потребителей продукции компании, улучшает отношения со средствами массовой информации, повышает репутацию корпорации. Все это приводит к формированию устойчивых конкурентных преимуществ и повышению рыночной устойчивости предприятия.

Для реализации социально ответственного поведения корпорация может использовать порознь или в различных сочетаниях разнообразные механизмы (рис. 28). Для определения приоритетных корпоративных действий социального характера, рассмотрим отмеченные механизмы и реальные действия корпораций чёрной металлургии России.

 

Рисунок 28 - Механизмы реализации социально ответственного поведения металлургических корпораций

Социальная ответственность для корпораций чёрной металлургии является жизненно необходимой по целому ряду причин. Общеизвестно, что регионы, где действуют предприятия чёрной металлургии, являются одними из наиболее загрязненных промышленными отходами, как в России, так и в мире.

При этом большинство предприятий черной металлургии являются градообразующими.

Работа, связанная с вредными условиями труда, позволяет работникам, в соответствии с государственной социальной политикой, выходить на пенсию в 50 или 55 лет (мужчинам), в 45 или 50 лет – женщинам. Регионы, где действуют предприятия чёрной металлургии, характеризуются повышенной, по сравнению с иными регионами, долей пенсионеров в структуре населения.

Если учесть увеличение миграции населения в стране, отрицательную динамику численности населения в целом, то можно утверждать, что в отрасли в самое ближайшее время возникнут проблемы с формированием трудовых ресурсов.

Из представленных на рис. 28 механизмов самым простым, но и самым спорным является благотворительность. Анализ сайтов металлургических корпораций России показал, благотворительностью занимаются все металлургические корпорации, причем по одинаковым схемам – созданием благотворительных фондов.

Часто приходится сталкиваться с отрицательным отношением к благотворительности корпораций. Считается, что благотворительность развращает получателей, а поощрение «паразитизма» ведет к увеличению числа пользователей. По нашему мнению, благотворительность в России абсолютно необходима, так как размер пенсий в большинстве своем в 2-3 раза меньше прожиточного уровня в регионе. Государство не может обеспечить адекватного увеличения пенсий и пособий, поэтому благотворительность крупных корпораций – ожидаемый обществом элемент деятельности компаний. Несомненно, благотворительность в массовом масштабе потребует значительных финансовых ресурсов, поэтому она должна быть минимально необходимой. В России под благотворительной деятельностью понимают любой факт выделения средств или передачи продукции, не связанные с коммерческой деятельностью предприятия. Сюда могут включаться помощь пенсионерам предприятия и малоимущим слоям населения, материальная помощь обратившимся, бесплатные услуги своим работникам. В таком свете благотворительность выполняет функции компенсации социально-незащищенным слоям населения и не оказывает воздействия на будущее состояние общества.

В развитых странах благотворительность подвержена эффективному планированию, осуществляется определение приоритетов и критериев оценки, сформированы рабочие механизмы. Корпорации, в соответствии с определенными приоритетами, перечисляют средства специальным благотворительным фондам или некоммерческим организациям. В России подобные системы находятся в стадии формирования и корпорации вынуждены действовать на основании собственного видения проблемы. Так, по информации управления по связям с общественностью, ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ОАО «ММК») реализует широкомасштабную благотворительность в г. Магнитогорске через созданный ОАО «ММК» благотворительный фонд «Металлург». Осуществляются ежемесячные выплаты пенсионерам ОАО «ММК» (300 рублей в месяц) и пенсионерам образовательной сферы, бывшим работникам школ города, - 150 рублей в месяц. Несмотря на кажущуюся незначительность доплаты, в среднем она может достигать 10 % пенсии.[227] Такими выплатами охвачено до 30 тысяч человек, свыше 7 % жителей города. Ещё одним элементом благотворительности, горячо любимым пенсионерами, является организация бесплатных концертов, приуроченных к профессиональным или государственным праздникам (2-3 раза в год), с вручением недорогих подарков (как правило, это набор первоочередных продуктов питания). Сами пенсионеры отмечают, что такие концерты являются единственным способом пообщаться с сослуживцами. В рамках благотворительности ОАО «ММК» производит перечисление средств: в Российский детский фонд, на строительство православного храма в г. Магнитогорске, на развитие образовательных учреждений города, на проведение спортивных соревнований, религиозным организациям на возрождение духовности в обществе и др.

Благотворительные программы имеют все металлургические корпорации, хотя не все показывают это отдельным разделом на сайте компании. Так, на сайте ОАО «Северсталь» нет отдельного раздела «благотворительность», но есть информация о выплатах к пенсии свыше 20 тысячам пенсионеров. Реализация социальных программ в области улучшения окружающей среды в ОАО «Северсталь» проводится «за рамками требований законодательства». Корпоративная социальная ответственность и социальные программы реализуются и освещаются всеми корпорациями чёрной металлургии России.

Вторым механизмом реализации социального поведения крупных корпораций является корпоративное волонтерство – участие сотрудников компании в работе на благо местных сообществ на добровольной основе или по направлению компании. В первом случае работники осуществляют волотнерскую деятельность самостоятельно, хотя компании могут поощрять такие работы. Во втором случае корпорации направляют своих сотрудников в качестве временных работников в организации, работающие над решением проблем местного сообщества. Этот вариант действий находит широкое применение в практике металлургических корпораций. Так, состав городской администрации г. Магнитогорска на 70 % укомплектован сотрудниками (среднего уровня управления) ОАО «ММК», многие из которых командированы на эту работу на длительный срок. Такая практика введена в 2004 году и привела к повышению собираемости налогов, замедлению темпов роста тарифов жилищно-коммунального хозяйства, активизации работ по благоустройству города. С 2005 года бюджет города формируется с профицитом.

Волонтерская деятельность, как следует из зарубежной практики, включает:

· Организацию программ пожертвований в денежной и натуральной форме;

· Организацию сбора пожертвований на рабочем месте (сотрудники вносят посильный вклад, организации – долевой или единовременный крупный взнос);

· Личную волонтерскую деятельность;

· Индивидуальную или групповую деятельность в благотворительном проекте на условиях частичной занятости;

· Управление деловыми связями компании с местными организациями, в т.ч. принадлежащими представителям этнических групп.

Необходимо отметить, что волонтерство, за исключением традиционных для России сборов в пользу пострадавших, не свойственно российской общественности, влечет определенные потери в заработной плате работников компании и поэтому не находит широкого применения.

Самыми значительными социальными действиями металлургических корпораций являются социальные программы, направленные на улучшение условий труда. Безусловно, все социальные программы выполняются в интересах акционерных обществ. Многие из таких программ прямо или косвенно преследуют цель повысить эффективность использования трудовых ресурсов компании. Более того, серьёзные и глубокие социальные программы делают работу на металлургическом комбинате привлекательной и способствуют повышению качества принимаемых на работу сотрудников.

Одной из самых ярких социальных программ, реализованных в ОАО «ММК», является формирование системы корпоративного здравоохранения.[228] Формирование этой системы начато в 1996 году, когда происходило тотальное разрушение медицины труда. Учитывая неблагоприятную демографическую ситуацию в регионе, в ОАО «ММК» решили превратить здоровье работников в главный производственный фактор. В первую очередь была создана объединенная медсанчасть с двумя учредителями: городская администрация и ОАО «ММК». Уже первые действия вызвали не только недоумение, но и насмешки: врачи занялись репродуктивным потенциалом работающих мужчин и женщин. Однако улучшение показателей здоровья трудящихся подтвердило, что даже «смешные» мероприятия дают значительный эффект. Так, бесплатная раздача работницам ОАО «ММК» контрацептивов, привела к двукратному уменьшению числа абортов и уменьшению (по некоторым заболеваниям – до нуля) болезней репродуктивной сферы. В 2004 году введен в действие уроандрологический центр, оснащенный уникальными аппаратами для раннего выявления и эффективного лечения мужских болезней. Благодаря финансовой поддержке ОАО «ММК», интенсивно развивается материальная база объединенной медсанчасти.

В результате реализации медицинской социальной программы в ОАО «ММК» за десять лет вдвое снизилась смертность и профессиональная заболеваемость рабочих, смертность на тысячу работающих уменьшилась с 3.9 % до 2.3 %. В объединенной медсанчасти получают первичную медико-санитарную помощь 40 % взрослого населения города.

С 2004 года в ОАО «ММК» действует программа охраны материнства, отцовства и детства, цель которой – поддержка и стимулирование рождаемости. С того же времени ОАО «ММК» осуществляет денежные выплаты при рождении ребенка, опередив во времени аналогичную федеральную программу. В составе медицинских социальных программ – бесплатные прививки от гриппа, обязательные медицинские обследования сотрудников, выдача поливитаминов и другие мероприятия.

ОАО «ММК» получает от социальных программ весомые выгоды. Отсутствие сотрудников на работе по болезни сократилось более чем в два раза, на 34 % сократился первичный выход на инвалидность.

Второй частью социальных действий ОАО «ММК» являются программы, направленные на улучшение условий жизни. При глубоком рассмотрении можно обнаружить, что конечной целью таких программ является укрепление здоровья сотрудников ОАО «ММК», что положительно влияет на эффективность использования трудовых ресурсов и развитие персонала. Анализ практики ОАО «ММК» показывает, что общество применяет достаточно стандартные приемы социальных действий: за счет общества производится обучение и профессиональное развитие работников, выделяются стипендии для обучения в региональных учебных заведениях, создание льготных условий для отдыха в учреждениях ОАО «ММК». Наряду с этим представлены оригинальные мероприятия. С целью улучшения здоровья трудящихся, в окрестностях города построены два горнолыжных центра. В самом городе и на базе дома отдыха «Абзаково» построены аквапарки. Регулярное посещение этих спортивных мероприятий является обязательным для работников ОАО «ММК», а организация и контроль таких мероприятий введены в должностные инструкции руководителей всех уровней. Несмотря на определенное принуждение на первом этапе внедрения спортивных социальных программ, они вызвали интерес к посещениям спортивных сооружений, который перерос в привыкание. В настоящее время элемент принуждения почти исключен.

Еще одним нестандартным социальным мероприятием является система мотивации труда. В конце 90-х годов прошлого века руководство ОАО «ММК» отрицательно оценило федеральную потребительскую корзину (состоявшую из 19 предметов первой необходимости). С 1998 года общество самостоятельно определяет региональную потребительскую корзину, в которую входят 45 предметов первой необходимости. Корпоративная политика в области мотивации труда построена на том, что уровень минимальной заработной платы сотрудника ОАО «ММК» должен значительно превышать стоимость региональной потребительской корзины. При этом темп роста уровня заработной платы должен превышать официально признанную инфляцию в стране. Стоимость региональной потребительской корзины регулярно пересматривается с учетом динамики цен на рынках города на основные потребительские товары.

Социальные программы по снижению воздействия промышленных предприятий на экологию имеют особую важность для регионов, где действуют металлургические корпорации. Согласно оценке международной экологической группы Blacksmith Institute, город Магнитогорск, где расположено ОАО «ММК», входит в 35 самых загрязненных городов планеты. Механизмы природоохранной деятельности на металлургических предприятиях можно разделить на две группы: технологические и собственно природоохранные.

Технологические мероприятия предусматривают сокращение наиболее вредных для экологии производств. В развитых странах государство путем постепенного ужесточения экологических норм вынуждает корпорации переходить на экологически более чистые производственные процессы. За нарушение экологических норм предусмотрены очень высокие штрафы. В России подобная система пока не находит широкого распространения, а величина экологических штрафов невелика. Отечественные предприятия самостоятельно внедряют новые технологии, к чему их вынуждает работа на международных рынках. Российские предприятия экспортируют свыше 30 млн т стали в год (до 50 % выпуска). Международные требования к качеству металлопродукции могут быть достигнуты только при применении современных металлургических агрегатов, электросталеплавильных печей. По этой причине ОАО «ММК» полностью прекратил мартеновское производство стали в 2005 году и перешел на электросталеплавильные технологии. Аналогичные действия предпринимают и другие отечественные металлургические корпорации, в результате чего уже в 2010 году мартеновское производство стали в России должно быть полностью закрыто.

Собственно экологические технологии включают экономичное потребление природных ресурсов, улавливание и утилизацию/обеззараживание отходов производства, внедрение экологически безопасных перевозок и многое другое. Металлургические предприятия по экономическим причинам активно развивают такие технологии. Так, в ОАО «ММК» практически полностью улавливаются промышленные газы, которые затем либо возвращаются на дожигание в металлургические печи, либо используются в качестве топлива на участковых энерговырабатывающих установках. Это позволяет сократить закуп энергоресурсов со стороны.

Основная часть отходов металлургического производства представлена металлургическими шлаками (98 % объема всех отходов завода). В настоящее время в ОАО «ММК» шлаки металлургического производства перерабатываются в дешевые строительные материалы (каменное литьё, щебень, изолирующие материалы), а объем переработки текущих и лежалых шлаков превышает объем их образования.

Таким образом, переход на рыночную экономику создал условия для экономически выгодной переработки и утилизации отходов металлургического производства. За последние 10 лет объёмы выбросов в окружающую среду на металлургических предприятиях уменьшились в 15-20 раз и продолжают снижаться.

Оценивая социальные действия металлургических корпораций, можно утверждать, что они ориентированны на поддержку самых незащищенных слоёв населения, ставят целью повышение эффективности использования трудовых ресурсов предприятий и снижение экологического ущерба, т. е. способствуют улучшению качества жизни в регионах. В то же время реализуемые социальные мероприятия носят достаточно хаотичный характер, решают первоочередные краткосрочные проблемы и подлежат дальнейшему совершенствованию. Все российские металлургические холдинги сосредоточены на благотворительности, на оказании адресной поддержки пенсионерам – бывшим работникам предприятий, реже – пенсионерам образовательной сферы. Направления возможного совершенствования определяются российскими особенностями развития корпоративной социальной ответственности, основными из которых являются:

· В черной металлургии преобладают «моногорода», где вся инфраструктура и население привязаны к одному предприятию. В малых городах России, с численностью населения 17-25 тыс. человек, известны случаи, когда металлургическое предприятие – единственное промышленное предприятие в данном городе;

· Традиции трудовых взаимоотношений, унаследованные от плановой социалистической экономики и проявляющиеся в практике длительной работы на одном предприятии, наличии «своих» социальных учреждений (принадлежащих и финансируемых «своим» предприятием), оценке качества работника исходя из его лояльности руководству, власти и идеологии компании;

· Высокие социальные ожидания при низкой социальной активности населения, когда жители регионов ожидают решения социальных проблем от региональных и федеральных властей, от компаний, но в массе своей не готовы и не хотят прилагать самостоятельные усилия или активно участвовать в решении социальных проблем;

· Низкий уровень финансирования социальной сферы за счет бюджетных средств;

· Большой разброс и чрезвычайно большое количество социальных проблем в регионах;

· Неадекватное отношение прессы к усилиям компаний в поддержке общества, начиная от абсолютной поддержки вплоть до завышения достигнутых результатов, и до полного игнорирования и даже обвинений в корысти.

Отечественные корпорации черной металлургии вынуждены поддерживать разваливающуюся государственную социальную систему, сохранять привычные льготы для персонала[229], несмотря на их невысокую производственную эффективность, и оказывать многостороннюю помощь муниципалитетам.

Современное состояние общества в России позволяет применять новые технологии в решении социальных проблем. Применительно к черной металлургии рекомендуется осуществить следующие мероприятия.

1. Повысить прозрачность социальных мероприятий и итогов их реализации. В открытой печати, в том числе независимой от корпорации, давать максимальную информацию о деятельности благотворительных фондов, о расходовании средств, о планируемых мероприятиях социального характера, о всех иных действиях корпорации, направленных на развитие сообщества региона и поддержание малоимущих.

2. Развивать партнерство с благотворительными организациями, в т.ч. с иностранными.

3. Развивать партнерство в решении социальных проблем регионов с другими промышленными предприятиями, в том числе с прямыми конкурентами.

4. Развивать партнерство с федеральными и региональными органами власти.

5. Разработать и запустить в действие механизм частных пожертвований, оказав ему и сотрудникам, принимающим участие в таких программах, максимальное содействие.

6. Создать корпоративные филантропические фонды и выработать механизмы их деятельности.

7. Провести лоббирование на государственном уровне и добиться создания федеральной системы поощрения благотворительной деятельности корпораций.

Для успешного развития механизмов социальной помощи населению необходимы совместные усилия коммерческих организаций и государства на взаимовыгодной основе. В первую очередь необходимо преодолеть отрицательное отношение общественности к бизнесу. Государство от такого взаимодействия получит снижение социальной напряженности в регионах и уменьшения уровня бедности. Промышленные корпорации приобретут лояльность местного населения, повышение имиджа в глазах иностранных инвесторов, увеличение притока специалистов, повышение эффективности труда сотрудников и, в конечном счете, значительные финансовые выгоды.

Ввиду слабости развития российского гражданского общества, именно государство должно стать той силой, которая побудит предпринимателей к социальной ответственности. Государство, как регулятор рамочных условий хозяйствования, должно, с одной стороны, стремиться повысить степень ответственности предпринимателей перед обществом, с другой стороны – предоставить предпринимателям большую свободу действий, всемерно поощряя их за эффективные действия в решении социальных проблем.

 


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.