Здавалка
Главная | Обратная связь

Древнеегипетские росписи



Росписи были строго каноничны. Изображение выступало как бы двойником действительности. Благодаря изображениям в гробницах сцен, усопшим гарантировались в загробном мире те же блага, что были в земной жизни. Цель, поставленная перед росписями – увековечить жизнь усопшего в потустороннем мире, поэтому здесь нет места чувствам и эмоциям.

2 принципа:

· правильность геометрических форм;

· состояние созерцательности.

Магические достоинства зависели от качества росписи: тщательность, канон, кач-во графики. Образ и слово сосуществуют, сцены сопровождаются иероглифами, поясняющими смысл изображения.

Древнее царство.

Росписи на ряду с рельефами украшали стены гробниц и храмов, были связаны с заупокойным культом. Росписи располагались с таким расчетом, чтобы утвердить плоскость стены. Росписи подчеркивают лаконизм и строгость образов в целом. Этим объясняется отсутствие глубинного пространства многопланового построения.

Сцена предстоянияфараон Анфенмут и бог Ра

Изображения даются либо вертикально (Сахара, «Жертвоприношение»), либо одно за другим. Этим же объясняется повествование фризами (т е построчно) и специфическое изображение фигур.

Сахара. Жертвоприношение

Характеристика росписи:

· Сдержанность

· Спокойная ясность

· Чистота линий

Анубис, принимающий усопшего.

В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, которые наносились на сухую поверхность. Женская фигура была желто-розовой, прозрачно-коричневой. Мужское тело – красно-коричневым – насыщенный цвет загара.

За точку отсчета брали либо руку до локтя, либо 3-ий палец.

В сценах предстояния нет никаких эмоциональной нагрузки. Присутствует состояние созерцательности. Изображение фигур явл вневременным. Нет чувств, действия. Картину надо рассматривать как заклинание, как обращение в вечность. Сопровождение росписей иероглифами, которые несли информационную нагрузку, как дополнительный декор.

Все раннее перечисленные правила обязательны для изображения знатных персон. Ремесленники, крестьяне, прислуга изображались со всевозможными деталямив процессе выполнения работы. Здесь большая легкость в линиях, степень свободы в формах и композиции. Фигуры простых людей следовательно отображают больший реализм. Движения здесь более динамичны, позы естественны. Однако исчезает почтение привносимое священным.

Символика цвета

Зеленый– цвет возрождения растительности, цвет Осириса, жизненной надежды.

Черный– благородный чернозем; символ возвращения жизни после смерти.

Красный – цвет зла, необитаемый и бесплодной земли до разлива (Сет).

Белый – синоним утренней зари; цвет победы и радости.

Ярко-желтый – цвет вечности; нетленной плоти богов.

Голубой – очищающая вода.

Синий – волосы божества.

Роспись выполнялась по штукатурке, в к-ой использовалась глининая смесь с добавлением соломы для большей вязкости. Стена раскрашивалась в желтый, белый, серый цвета. А затем рассчитав все фигуры, проводят красный контур, и только потом делается картинка.

Среднее царство

Темы становятся разнообразней. Появляются сцены охоты. Продолжаются традиции древнего царства: сцены предстояния.

Сцены охоты

Звери и птицы показываются свободнее и живее чем прежде. Их фигуры располагаются не строго по фризам, а свободно размещены в пейзаже (среди холмов, где они могут скрываться от охотников). В изображении зверей и птиц чувствуется большой реализм. В изображении птиц и зверей нет общей связи. Каждый экземпляр как бы на первом плане. Заставляет остановить взор на каждом из них.

Фрагмент росписи в Бени Хасане – птичка на ветке.

Характеристика

Строгие фризы сменяются более свободными сгруппированными сценами. Краски становятся прозрачнее и нежнее. Художники пользуются смешанными красками, не ограничиваясь только локальными тонами, наложенными то густо, то еле уловимы. Контур обозначается то резко, то нежно, от чего плоские силуэты становятся легче, живее.

Новое царство

Темы изображения: мчащиеся колесницы, бегущие от стрел охотников олени, летящие галопом кони.

Экономические связи с др. странами, пробудил интерес к далеким краям. Этот интерес нашел свое воплощение в искусстве. Появляются картины торгового обмена.

Живопись достигает наивысшего блеска. Цвета приобретают тончайшее разнообразие. Появляются мягкие тональные переливы (Небомон на охоте птиц на болотах).Сцена из гробницы писца Нахта (музыкантши). Динамизм средней подчеркивается статикой крайних. Средняя фигура выделяется большей гибкостью и цветом. Это пример утонченного вкуса искусства нового царства в др. Египте.

Туалетная ложечка в виде плывущей девушки – слоновая кость и дерево – пример утонченного вкуса Нового царства.

Мастера нового царства расширяют тематику изображения. Появляются темы: быт знати, охота, пиры и выезды. Усложненная композиция, разнообразнее стали движения фигур.

Колорит обогатился сиреневыми и розовыми оттенками. Также вводят золотисто-розовый цвет. Иногда отступают от канонов раскраски. Женщины могут быть с румянцем на щеках, в прозрачных одеждах, танцующие или музицирующие. В обрисовке тел появляется мягкость, округлость очертаний, большая свобода в пластики.

Амарнский период

В начале XIV в. до н.э. Аменхотеп IV провел социальные и религиозные реформы. Были объявлены ложными все старые боги. Закрывались их храмы, уничтожались их изображения. Новым единым божеством провозглашено само солнце – Атон. Аменхотеп изменил свое имя – Эхнатон – душа Атона, любезный Атону. Из города Фив столица перенесена в новый построенный Ахетатон – горизонт, небосклон Атона.

Столь резкие изменения не могли сказаться и в искусстве. Поиски новых образов были связаны со стремлением Эхнатона удалиться от канонов, приблизится к жизни, найти новые выразительные средства. Большая подвижность, легкость рисунка , лирика и интимность показывают фараона в обычной обстановке, в кругу семьи; отсутствие идеализации образов без прикрас; большая свобода движения.

Дочери Эхнатона.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.