Софизм как основной логический прием софистов.
Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов - логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. Примером данного умозаключения является«рогатый» софизм: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь». Данный результатдостигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизмепервая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат. Значение деятельности софистов. Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они: - критически взглянули на окружающую действительность; - распространили большое количество философских и иных Философия Протагора. Видным представителем старших софистов являлся Протагор (V в. до н.э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».Это означает, что в качестве критерияоценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:вне человеческого сознания ничего не существует; нет ничего раз и навсегда данного;что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности; если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности; вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека(«То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким»); окружающий мир относителен; объективное (истинное) познание недостижимо; существуеттолько мир мнения. Одному из современников Протагораприписывается создание произведения «Двоякие речи»,которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания(«Болезнь есть ало для больных, но благо для врачей»; «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков») и учит молодого человека достигать победы в споре при любой ситуации. Оригинально и революционно для того времени и отношение Протагора к богам:«О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию - и вопрос темен, и людская жизнь коротка». Философия Сократа. а) Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ(469 - 399 гг. до н.э.). Сократне оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ- педагог. б) Основной метод,выработанный и применяемый Сократом,получил название «майевтика».Суть майевтикине в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. в) Сократ был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания. Сократ не был понят официальными властямии воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не почитающий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом - цикутой. г) Историческое значение деятельности Сократа в том,что он: - способствовалраспространению знаний, просвещению - искал ответына извечные проблемы человечества - добра - открыл методмайевтики, широко применяемый в - ввел диалогический методнахождения истины путем ее - воспитал много учеников,продолжателей своего дела - стоял у истоковцелого ряда так называемых ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|