Здавалка
Главная | Обратная связь

Софизм как основной логический прием софистов.



Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов - логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Примером данного умозаключения является«рогатый» софизм: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь».

Данный результатдостигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизмепервая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

Значение деятельности софистов.

Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:

- критически взглянули на окружающую действительность;

- распространили большое количество философских и иных
знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии
именовались древнегреческими просветителями).

Философия Протагора.

Видным представителем старших софистов являлся Протагор (V в. до н.э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».Это означает, что в качестве критерияоценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:вне человеческого сознания ничего не существует; нет ничего раз и навсегда данного;что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности; если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности; вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека(«То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким»); окружающий мир относителен; объективное (истинное) познание недостижимо; существуеттолько мир мнения.

Одному из современников Протагораприписывается создание произведения «Двоякие речи»,которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания(«Болезнь есть ало для больных, но благо для врачей»; «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков») и учит молодого человека достигать победы в споре при любой ситуации.

Оригинально и революционно для того времени и отношение Протагора к богам:«О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию - и вопрос темен, и людская жизнь коротка».

Философия Сократа.

а) Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ(469 - 399 гг. до н.э.). Сократне оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ- педагог.

б) Основной метод,выработанный и применяемый Сократом,получил название «майевтика».Суть майевтикине в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Сократ вел свою философию
и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы(диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

в) Сократ был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания. Сократ не был понят официальными властямии воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не почитающий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом - цикутой.

г) Историческое значение деятельности Сократа в том,что он:

- способствовалраспространению знаний, просвещению
граждан;

- искал ответына извечные проблемы человечества - добра
и зла, любви, чести и т. д.;

- открыл методмайевтики, широко применяемый в
современном образовании;

- ввел диалогический методнахождения истины путем ее
доказательства в свободном споре, а не декларирования, как
это делал ряд прежних философов;

- воспитал много учеников,продолжателей своего дела
(например, Платона);

- стоял у истоковцелого ряда так называемых
«сократических школ».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.