Здавалка
Главная | Обратная связь

Несколько слов в «защиту» воспитания в коллективе



Содержание

 

Введение
Несколько слов в «защиту» воспитания в коллективе
Договариваемся о терминах
Этапы развития коллектива детского общественного объединения
«Мероприятие» или «Дело»?
Огоньки
Заключение
Список литературы

 

Введение

Так все же, что для педагога важнее: «коллектив» или «личность»? Это «противостояние» имеет исторические корни. Еще каких-то 30 лет назад термин «коллектив» использовался очень широко и был тесно связан с идеологической линией, проводимой коммунистической партией Советского Союза. Коллективом именовалась любая общность людей, даже независимо от численности. Имели место коллективы заводов и фабрик, колхозов и совхозов, школ, институтов, даже была «Великая общность – Советский народ». Коллектив был везде и его власть была безмерной. В результате коллектив стал ассоциироваться с такой системой отношений, где меньшинство всегда подчиняется большинству, общественные интересы ставятся выше личных, да и сама личность рассматривалась в качестве «винтика в большом механизме», что, естественно, у одних формировало позицию «надо быть как все»; «от меня ничего не зависит», а у других – отторжение, при том, что из всех динамиков и со страниц газет звучало: «все мы в едином порыве….». Это несоответствие официальной позиции, насаждаемой всеми средствами идеологического воспитания, с одной стороны, и личного опыта, с другой стороны, и легло в основу того спора, который до сих пор идет среди педагогов.

Изменение политической ситуации в стране, рыночная экономика, социальное расслоение общества, огромный информационный поток - это и многое другое изменило самосознание людей и сформировало иной «социальный заказ» общества к процессу формирования личности. Больше не нужны «винтики». Маятник нашего педагогического сознания качнулся в другую сторону. Если раньше основная задача состояла в том, чтобы «воспитывать коллективистов», то теперь нужны индивидуумы - активные, инициативные, яркие лидеры, способные жить и выживать в условиях жесткой конкуренции. Именно поэтому все наши усилия брошены на «формирование личности» и развитие ее различных способностей. Вот тут-то мы и столкнулись с вопросом КАК эту самую личность формировать и, уж тем более, воспитывать. Многочисленные «лидерские программы», появившиеся на «педагогическом рынке» в качестве интеллектуального продукта психологов, управленцев, специалистов по подбору персонала и т.д. направлены на формирование и развитие лидерских качеств, но не отвечают на вопрос: «лидеров КОГО или лидеров ЧЕГО мы обучаем на этих программах»? Получается, что ценен становится «лидер сам по себе», а как же тогда быть с «командой» (термин, пришедший в педагогику не так давно); а как быть с другими личностями, которые не обнаружили в себе лидерские качества?

Эти и еще многие вопросы и побудили нас к написанию данного пособия, которое посвящено одному из принципов воспитания, а именно, воспитанию в коллективе.


Несколько слов в «защиту» воспитания в коллективе

Человечество существует на земле несколько миллиардов лет и все эти годы одним из важнейших был вопрос передачи опыта от старшего поколения поколению подрастающему. Помимо умения добывать пищу, организовывать свой быт, обороняться от врагов старейшины учили молодых жить в сообществе себе подобных. Прошли тысячелетия, сумма передаваемых знаний неимоверно возросла, а мы вновь сталкиваемся с теми же проблемами: умением жить в сообществе; толерантного отношения; взаимодействия различных социальных групп; места личности в обществе и т.д. – ведь человек, как ни крути, существо социальное и жить может только в обществе себе подобных. Думается, что мало найдется охотников повторить подвиг Робинзона Крузо. А.С. Макаренко говорил: «Вы до тех пор не воспитаете человека аккуратным, пока не дадите ему белой скатерти».[1] Перефразируя это известное изречение, можно сказать, что невозможно подрастающего человека научить жить в человеческом сообществе, пока не организована его жизнь в таком сообществе. Бытует мнение, что личность (особенно ребенка) в коллективе нивелируется. Что ж, такое вполне возможно, но только в том случае, если «коллектив» для педагога является самоцелью – главным и основным объектом его педагогических усилий и воздействий, и таковым остается навсегда. Но если создание коллектива рассматривать как самоцель только на начальном этапе, то затем он (коллектив) будет выступать в качестве средства, причем одного из многих средств, воспитания, (если, конечно, под термином «воспитание» подразумевать не «целенаправленное воздействие на личность», а «управление процессом развития личности»). В этом случае задача педагога будет заключаться в том, чтобы создавать условия для развития личности и коллектив, займет свое достойное место. Такое понимание места коллектива в воспитательном процессе, конечно же, потребует от педагога больших усилий.

Договариваемся о терминах…

Давайте сначала определим, что именно мы будем понимать под термином «коллектив».

В науке, в том числе и педагогической, есть множество определений понятия коллектив, вот некоторые их них:

· Коллектив – относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи[2].

· Коллектив – своеобразная модель общества, отражающая не столько форму, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих отношений, которая в нем принята[3].

· Коллектив – это свободная группа трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности, коллектив – это социальный организм в здоровом человеческом обществе[4]

Последнее определение представляется наиболее удобным, и на его основе мы и попытаемся разобраться в сути коллектива. Если же слово «трудящихся» в данном определении режет слух, то его можно очень просто (а главное безболезненно для сути) заменить на слово «людей». Получится следующее: «Коллектив – свободная группа людей, связанная едиными целями, единым действием, организованная, имеющая органы управления и ответственности…». Далее – по тексту.

Что же принимать за единую цель, говоря о коллективе? По этому поводу, на наш взгляд, очень хорошо высказался сам А.С. Макаренко, приводя пример о пассажирах трамвая[5]. Ведь пассажиры трамвая действительно имеют единую цель – доехать до нужной остановки, но вряд ли кто-нибудь отважится назвать их коллективом. Понятно, что говоря о единой, то есть принимаемой всеми цели, речь идет о цели социально-значимой, но для какого социума? В известной всем пословице говорится, что любить все человечество гораздо легче, чем соседа по лестничной площадке. Не потому ли при планировании (к сожалению, не только в педагогических, а и в детских планах) в графе «Цели и задачи» у нас появляются записи: «Воспитывать», «Формировать», «Способствовать» и т.д. Цели такого рода можно повторять из года в год, потому что они отражают процесс, но результат отследить невозможно. «Наша цель – счастье людей» - таким был девиз (а это есть не что иное как краткое выражение цели) интереснейшего коллектива «Коммуны юных фрунзенцев» (г. Ленинград)[6] Все те, кто входил в это сообщество, смогли сделать счастливыми сотни мальчишек и девчонок, а также «близких и далеких друзей», как они их называли. Эта цель была значима для данного, конкретного сообщества, микросоциума.

Единое действие (согласно определению) или единая деятельность заслуживает самого пристального внимания. Никто не станет спорить, что без организации конкретной, результативной деятельности ни о каком воспитании речи быть не может. Но всякая ли деятельность способствует формированию коллектива? В пионерской организации один из постулатов звучал так: «Главный труд пионера – учеба!» Великое множество классных руководителей пыталось построить коллектив класса, положив в его основу именно учебную деятельность. Сколько сил тратилось, а коллектива не получалось. Причина такого «фиаско» лежит на поверхности. Все дело в характере деятельности. Ведь деятельность по своему характеру может быть индивидуальной (к ней смело можно отнести учебную деятельность, поскольку человек учится САМ для себя, даже с помощью учителя), фронтальной (контрольная по математике в классе) и еще много разных аспектов она охватывает. Но нам нужна деятельность, которая наладит вертикальные (межвозрастные – взрослые и дети) и горизонтальные (сверстники, микрогруппы) связи; деятельность, которая сформирует отношения «общей заботы»; та самая деятельность, в процессе которой возникают ОТНОШЕНИЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ, когда результаты труда одного человека (или группы) зависят от результатов труда другого, или когда результат дела зависит от того, насколько качественно выполнили свои задания все его участники при подготовке и проведении.

«Органы управления, дисциплины и ответственности»-эти понятия неразрывно связаны с такой категорией как САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Отношение взрослых к детской самодеятельности нередко «грешит» крайностями. Либо это позиция отстраненности: «Вы все должны делать сами»,- нередко звучит из уст педагога. Другая же крайность – чрезмерная опека связана, пожалуй, с неверным пониманием ответственности: «Ну, я же опытней и лучше знаю; да и, в конце концов, за все отвечаю именно я…» Обе эти позиции в конечном итоге приводят к тому, что вместо самодеятельности появляется «выполнение указаний», а органы управления (самоуправления или со-управления) становятся игрушечными, эдаким рупором взрослого руководителя. Самодеятельность коллектива и систему самоуправления нельзя задать директивой руководителя или «позаимствовать» у кого-либо. Она будет определяться той деятельностью, которая положена в основу коллектива. На нее (систему) наложат отпечаток и профиль деятельности, и количественный, и возрастной состав коллектива, и умение педагога делегировать управленческие функции детям (иногда даже «наступив на горло собственной песне»). Самодеятельность коллектива - это не тогда когда дети все делают САМИ, а тогда, когда дети вместе со взрослыми принимают решения, их выполняют, анализируют полученные результаты и определяют новые перспективы. Самодеятельность, а, следовательно, и самоуправление, начинается тогда, когда в жизнедеятельности коллектива определена та область, где взрослый не имеет права сказать «ЗАПРЕЩАЮ!». Самоуправление – это четкое определение прав и обязанностей(именно в этой последовательности, а не наоборот) тех, кто вошел в управленческую структуру. Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является тот функционал, пункты которого начинаются словами: «имеет право», «организует», например:

- имеет право представлять интересы своего объединения, класса и т.д. на общешкольной конференции, педагогическом совете, в государственных органах и т.п.

- имеет право давать поручения группам и отдельным членам объединения, и контролировать их выполнение

- организует работу объединения по выполнению решений общего сбора, собрания, конференции и т.д.

- организует анализ работы объединения, класса (и т.д.) и планирование на последующий период

Приведенные выше пункты, конечно же, примерны и потребуют «расшифровки» в каждом конкретном коллективе с учетом специфики (профиля) его деятельности. Специфика (профиль) деятельности определит не только функционал лидеров, но и саму структуру органа самоуправления, и его (органа) название.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.