Здавалка
Главная | Обратная связь

Этапы развития детского коллектива



Не нужно быть великим специалистом, чтобы понять, что дом строится с фундамента, затем возводятся стены, а уж потом – крыша. Построение детского коллектива сродни построению дома – сразу ничего не получится. Понадобятся значительные усилия и время.

Далеко не всегда, применяя термин «коллектив» к той или иной общности, мы бываем точны. Поэтому на некоторое время мы перестанем пользоваться этим термином, дабы придать ему качественный оттенок как бы подразумевая, что «коллектив» еще впереди, а пока у нас есть просто «объединение».

В жизни любого объединения, независимо от сроков его существования, возраста участников, целей, задач и т.д., можно выделить несколько этапов (периодов). Знание периодов развития важно для педагога, поскольку по мере их прохождения решаются свои специфические задачи, которые обеспечивают продвижение от «объединения» к «коллективу».

Первый период в жизни объединения – «Период организации» (или «оргпериод»). Особенность этого периода состоит в том, что руководителю необходимо решить целый комплекс задач:

· Познакомить ребят друг с другом. Речь идет не столько об их именах и фамилиях, сколько о раскрытии различных граней личности ребенка, увлечений ребят;

· Познакомить ребят с теми требованиями, которые Вы как руководитель будете предъявлять им в вопросах техники безопасности, санитарных норм, вопросах общежития (от слова «общее житие»);

· Заинтересовать ребят собой, своими личностными качествами;

· Выявить общий кругозор своих воспитанников, уровень физических возможностей, творческих (не только сценических) способностей, трудовых навыков, отношение к коллективной жизни;

· Определить лидерскую расстановку – выявить «неформальных лидеров» и привлечь их к работе в органах самоуправления; выявить пассивных ребят, постараться понять причины такой позиции и, по возможности, изменить ее;

· Определить перспективы дальнейшей жизни (наметить цели, заложить основы правил общего жития, традиций) и деятельности объединения (перспективный план);

· Структурно оформить объединение, т.е. сформировать постоянные группы и органы самоуправления.

Необходимость комплексногорешения этих задач определит педагогическую позицию руководителя детского объединения в организационный период, которую можно охарактеризовать как наиболее активную. Именно он (руководитель) – генератор идей всех дел, которые будут проходить; он организатор всех этих дел (дает задания и контролирует их выполнение); он обучает, как надо делать и объясняет чего бы делать не следовало; он постоянно наблюдает и анализирует состояние психологического климата, уделяя особое внимание тем ребятам, которые «выпадают» из общей деятельности. Большая концентрация дел потребует четкого планирования работы, используя игры «на командоформирование», индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, встречи с родителями, различные формы коллективной творческой деятельности и т.д. Чем больше форм коллективной творческой деятельности удастся провести, тем большую информацию друг о друге получат Ваши ребята и Вы как руководитель. Главным в подборе дел является:

- строго придерживаться принципа «от простого к сложному» - дела не должны требовать длительной подготовки (от 10 минут в начале, до 45 минут максимум в конце оргпериода) и, тем более, изнуряющих репетиций;

- не забыть о том, что формы и содержание дел должны быть различными и способствовать решению вышеперечисленных задач;

- дела должны носить мажорный характер.

Весьма поспособствует решению задач «периода организации» - формирование временных групп для подготовки каждого творческого дела. Метод, который можно использовать для формирования временных групп еще называют «Случайный вариант» и заключается он в том, что при подготовке очередного творческого дела оргпериода используется случайный, не зависящий ни от кого, подбор ребят в группу. Это может быть разрезанная на несколько частей открытка, собрав которую ребята образуют группу; возможно формирование группы по временам года (родившиеся зимой образуют одну группу, родившиеся весной – другую и т.д.); формирование «по цветам» (вытащившие из «общего котла» полоски одного цвета образуют группу). Таких вариантов может быть великое множество. ВАЖНО ПОМНИТЬ, что:

- после проведения творческого дела временные группы должны прекратить свое существование, а для подготовки следующего дела формируются новые.

- чем больше творческих дел в организационный период проведены с использованием «случайного варианта» формирования временных групп, тем эффективнее решаются задачи оргпериода. Это «броуновское движение» обеспечивает членам объединения знакомство (в широком понимании этого слова) друг с другом; смену социальных ролей (в одной группе – я лидер, а в другой могу таковым и не оказаться); формирование симпатий; формирование актива (т.е. группы ребят наиболее заинтересованных в коллективной жизни); закладываются основы для формирования будущих постоянных групп.

Формирование постоянных групп в структуре объединения связано с тем, что для наиболее эффективной работы эти группы должны иметь примерно равные стартовые возможности. Иными словами, в группах должно быть примерно одинаковое количество юношей и девушек, «физиков» и «лириков», «лидеров» и «аутсайдеров» и т.д. Метод, который используется при формировании постоянных групп называют «Разбивкой по дружбе», но, дружеские отношения могут «помешать» формированию равносильных групп (слишком велик риск появления групп с преобладанием юношей или девушек, «физиков» и т.д.) поэтому, мы предлагаем вариант, который назвали: «Формирование групп по симпатиям». Этот вариант разбивки, на наш взгляд, целесообразней использовать не сразу, а тогда, когда прошла серия дел с использованием «Случайного варианта», то-есть при подготовке последнихтворческих дел оргпериода. Для проведения разбивки «по симпатиям» потребуется некоторая личная подготовка руководителя, которая заключается в следующем:

- четко знать, какое количество групп будет составлять структуру вашего объединения;

- иметь наиболее полное представление о лидерской расстановке, интересах, запросах, симпатиях и антипатиях ребят, входящих в объединение;

- понимать, насколько Вы (руководитель) интересны своим ребятам, понимать степень их доверия Вам;

- определить вопросы, которые Вы (руководитель) будете задавать при формировании групп. Важно помнить, что вопросы должны:

· формулироваться таким образом, чтобы состоялся выбор партнера;

· формулироваться так, чтобы юноша всегда выбирал девушку, а девушка – юношу;

· подбираться так, чтобы в группах получилось примерно одинаковое количество «физиков» и «лириков», «лидеров» и «аутсайдеров», «интеллектуалов» и …

Само формирование проходит следующим образом:

1. Руководитель просит выбрать несколько человек (по количеству будущих постоянных групп), которые проявили себя наиболее активно за предыдущий период, назовем их «лидерами», и просит их разойтись в разные стороны.

2. Первый круг вопросов, адресованных «лидерам», должен касаться «одной темы» (допустим искусства), например: «Володя, как ты думаешь, кто из сидящих здесь девушек все свое свободное время готов проводить в музеях?». Володя указывает на какую-нибудь девушку – так она оказывается в его группе. Вопрос следующему «лидеру» будет касаться этой же темы. Таким образом, в группах уже насчитывается по 2 человека.

3. Следующий круг вопросов и, следовательно, следующая тема должны быть адресованы тем, кого в первом круге выбрали лидеры. Так в группах появляется третий человек, затем – четвертый, пятый и т.д.

Так переходя от одного круга вопросов к другому, набирая все новых и новых людей в группы, мы неизбежно приближаемся к тем ребятам, которых мало кто захочет выбирать. Это те самые «аутсайдеры» те, кто пока еще никак себя не проявил. Если руководителю удалось еще раньше перевести их из «пассива» в «актив» - прекрасно, а если нет? В такой ситуации можно воспользоваться приемом, суть которого заключается в том, что теперь человек выбирает не человека, а выбирает себе группу. Причем вопрос, должен быть обращен именно к «аутсайдеру». Главное – сформулировать вопрос таким образом, чтобы у группы, которую он выберет, не возникло реакции первичного отторжения. Например: «Саша, скажи, пожалуйста, какая из образовавшихся групп, на твой взгляд, самая дружная?» При такой постановке вопроса, вряд ли группа не захочет брать этого «Сашу», ведь это означало бы признать при всех, что мы (группа) никакие не «самые дружные» (веселые, способные, прикольные, «the best» и т.д.) Совершая свой выбор, каждый участник процесса руководствовался, в первую очередь, СИМПАТИЕЙ в предложенных обстоятельствах, подбирая себе в партнеры того, с кем он хочет общаться, с кем чувствует себя достаточно комфортно. Но «успокаиваться» руководителю рано. Вполне вероятна ситуация когда кто-либо из ребят захочет перейти в другую группу. Разрешить или запретить такой переход? Если разрешить, то группы могут оказаться неравны. Запретить? Но ведь запрет, к тому же необоснованный, может стать причиной ухода ребят из объединения. Вот два приема, которые, на наш взгляд, позволят сгладить эту ситуацию:

1. Постараться объяснить ребятам, что принадлежность к разным группам никак не помешает их дружбе, а, наоборот, может обогатить их отношения новыми впечатлениями. Если не получилось убедить такими аргументами, то (см. п. 2)

2. Можно договориться с ребятами, что в жизни объединения будет «Юрьев день» (когда можно будет перейти из группы в группу). Только этот день будет не завтра и не послезавтра, а, допустим, через пару месяцев и только один раз.

Если же и этот аргумент не убеждает, то это означает, что Вы, уважаемый руководитель, неграмотно провели оргпериод, не смогли решить поставленные задачи и Вам нужно начинать все заново.

Итак, будем считать, что все прошло хорошо и группы сформированы. Последним этапом структурного оформления объединения можно считать формирование органа, который занимается организацией выполнения всех решений, принятых сообща. Содержание деятельности этого органа будет определяться целями и задачами объединения, а его структура – спецификой (профилем) деятельности объединения. Практика показала, что копирование в детской среде «взрослых» структур с большим количеством разного рода «ответственных» и их «заместителей» - неудобна, поскольку структура получается многоступенчатой и она не обеспечивает участия каждого ребенка в принятии и выполнении решений. Оптимальным, с точки зрения воспитания, на наш взгляд, является вариант, когда в состав коллегиального органа входят те, кто будет непосредственно организовывать работу на первичном уровне– т.е. лидеры групп. Отдельного внимания требует вопрос о временных рамках деятельности органа самоуправления. В существовании «Совета лидеров» (будем его так именовать) длительное время, конечно же, есть свои преимущества – ребята за целый год успевают набраться опыта организаторской работы, но, пожалуй, на этом все преимущества и заканчиваются. У сменяемого состава «Совета», с педагогической точки зрения, достоинств гораздо больше:

- через позицию организатора проходит большее количество ребят;

- смена социальных ролей (сегодня ты организатор, а завтра рядовой исполнитель) не дает сформироваться «группе детских функцилнеров»;

- ребята-члены совета не успевают устать от своих дополнительных обязанностей (а ведь надо еще и уроки делать и домашние обязанности выполнять и т.д.);

- члены совета не имеют времени на «раскачку», они «вынуждены» обращаться к опыту предыдущего состава совета, постоянно его анализировать (что еще больше укрепит связи внутри объединения);

- наконец, здоровое честолюбие - ведь так не хочется быть хуже предыдущих.

Все это расширяет понятие «актив», происходит интенсивный процесс общения, налаживаются межличностные связи в объединении.

Формированием постоянных групп, коллегиального органа самоуправления, определения перспектив жизни и деятельности (планирование работы) объединения заканчивается организационный период.

Следующий период в жизни объединения – «Период стабилизации» (его еще называют «основной»).

К специфическим задачам «основного периода» можно отнести следующие:

· Научить ребят, вошедших в состав коллегиального органа самоуправления (Совета лидеров), организовывать свою работу – планировать, распределять задания, контролировать их выполнение;

· Научить ребят коллективному анализу.

Педагогическая позиция руководителя в «Период стабилизации» будет меняться. По мере накопления ребятами организаторского опыта, он, руководитель, все меньше «учит» и все больше «консультирует» и «контролирует». Разница заключается в том, что с течением времени не будет большой необходимости в объяснении того, что и как делать, достаточно наблюдать и советовать, как можно сделать лучше, если за советом приходят и, в исключительных случаях, если за советом не приходят.Позиция «консультанта» тесно связана с позицией «контроля», особенно по прошествии некоторого времени после начала «периода стабилизации», когда «совет лидеров» уже нажил опыт организаторской работы. Контроль может быть выражен в разных формах, являться непосредственным и опосредованным. Для примера, мы приведем только некоторые формы контроля, которые выглядят как требования. Формы требований многообразны и выбор той или иной, конечно же, зависит от конкретной ситуации, но для того чтобы умело пользоваться ими, необходимо знать, что формы требования отличаются друг от друга оттенками тех чувств, которые они вызывают у ребят:

«требование – намек» возможно только в атмосфере дружбы между ребенком и взрослым;

«требование – просьба» основывается на чувстве долга и вызывает у ребят переживания, связанные с проявлением к ним уважения;

«требование – угроза» может породить чувство неуверенности, боязни потерять доверие взрослого человека и применение его (бывают ситуации, когда это необходимо) возможно лишь в том случае, когда Вы точно знаете, что угроза будет выполнена в случае неподчинения требованию.

Главное при предъявлении требований:

- четко представлять себе последствия выбранной формы требования;

-как говорят юристы, «предоставить право выполнить» Ваше требование, т.е. сначала создать условия, научить тому, что потом будете требовать;

- требование должно быть конкретным, обоснованным, тон предъявления искренним.

Планируя работу объединения в «период стабилизации, руководителю надо помнить – после интенсивной работы в организационный период, сопровождаемой эмоциональным подъемом, обязательно наступит этап ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СПАДА. В это время не следует проводить коллективных творческих дел – подготовки будут вялыми, а дела скучными. Лучше всего какое-то время посвятить делам, не требующим особой подготовки, таким как: экскурсии в музеи и на выставки, просмотры спектаклей или фильмов, совместные прогулки, чтение книг и т.д. Самое время уделить внимание первому составу «Совета лидеров». В самом начале «периода стабилизации» позицию руководителя по отношению ко всему объединению и к «Совету лидеров» в особенности можно определить словом «учитель». Именно он, руководитель, должен научить ребят распределять работу в совете наиболее рационально, помочь составить план на период существования данного состава совета, научить каждого лидера группы распределять обязанности внутри группы при подготовке коллективных творческих дел. Особое внимание, конечно же, стоит уделить «председателю совета»:

- проговаривать с ним (особенно первое время) все вопросы, которые будут решаться на сборах совета;

- помогать проводить эти сборы, вместе с ним анализировать каждый сбор, постепенно подводя председателя к самостоятельному ведению совета и организации выполнения его решений;

- постоянно поддерживать авторитет совета, переадресовывая проблемы и вопросы о жизни объединения, с которыми приходят ребята к руководителю, к членам совета и, в первую очередь, к его председателю.

Именно в «период стабилизации» ребята привыкают к размеренной, планомерной работе. Очень хорошо зарекомендовала себя такая форма как «чередование деятельности» (чередование традиционных поручений). Такая работа не сопровождается большим эмоциональным напряжением, поскольку включает в себя область повседневных (постоянных) дел, например: дежурство, выпуск газеты, подготовка сюрпризов и т.д. Достаточно только определить очередность, в порядке которой группы займутся этой работой и период сменяемости. Например, первую неделю (или месяц) одна группа дежурит – готовит помещение к общему сбору и приводит его в порядок, вторая – готовит к выпуску еженедельную мини-газету; третья – сюрприз для всех. Затем все меняются местами. В «чередование» можно включить и занятия по профилю деятельности объединения. Естественно, что количество «традиционных поручений» должно соответствовать количеству групп. Такая смена деятельности позволит разнообразить жизнь объединения и привлечь к активной работе наибольшее количество ребят, выстроить «отношения общей заботы». Организации каждодневной деятельности по принципу «чередования» можно придать и соревновательный аспект. Только важно отдавать себе отчет в том, что соревнование - очень мощный инструмент в работе с детьми. Его критерии должны быть оговорены заранее, а периодические итоги открыты для всеобщего обозрения. Критерии могут касаться всех аспектов «традиционных поручений» и участия групп в коллективных творческих делах. В процессе деятельности можно оценить:

- удалось ли к выполнению «традиционного поручения» привлечь наибольшее количество членов группы;

- как группа выполнила задание к общему делу.

Как показала практика, ребятам легче подводить итоги, когда есть не только критерий, но и система оценок. Было бы правильным заложить в основу такой системы отношение ребят не только к конечному результату, но и к процессу достижения результата. Сам же набор оценок может быть примерно таким: «отлично», «хорошо», «посредственно», «плохо». Заметьте, все оценки очень конкретны, именно поэтому в предложенном ряду нет оценки «удовлетворительно» так как само это понятие достаточно расплывчато («недочеты кое-какие есть, но в целом – удовлетворяющий результат»). Сам же термин «посредственно» представляется как стимулирующий, побуждающий к движению в сторону улучшения, так как «посредственностью» быть никому не хочется.

Спокойная размеренная жизнь «периода стабилизации» не может продолжаться долго. Руководителю нельзя пропустить тот момент, когда обыденность начинает «заедать». Именно в это время и следует начинать подготовку к очередному (по плану) общему делу. Подготовка к делу, связанная с более интенсивными сборами (встречами), придумываниями, репетициями и т.д., проведение самого дела и его последующий анализ,- все это новый эмоциональный всплеск за которым, как мы уже знаем, последует спад. Если представить жизнь детского объединения в виде графика, то он будет представлять собой синусоиду, где верхние и нижние точки соответствуют эмоциональному спаду или подъему. Это необходимо учитывать, распределяя каждодневную (рутинную) деятельность и большие дела при планировании работы.

Следующий период в жизни объединения - «итоговый», его именуют так не потому, что все заканчивается, а потому, что подводятся итоги и намечаются новые перспективы. Данный период в жизни объединения связан с решением следующих специфических задач:

· Подвести итоги работы с позиции «Что получилось?» «Что не получилось?»;

· Определить уровень развития объединения;

· Наметить перспективы на будущее.

Следует уделить больше внимания индивидуальным формам общения – «разговоры по душам» с каждым или с небольшой группой. Цель таких разговоров - помочь ребятам увидеть и осознать те изменения, которые произошли в каждом из них. Количество дел в итоговый период должно быть минимальным, но дела - очень яркими и запоминающимися. Это может быть праздник, который готовился в течение очень длительного времени, встреча друзей или дальняя поездка и т.д. Особенность дел итогового периода состоит в том, что они должны иметь исключительно «внешнюю направленность», то есть проводится как бы презентация объединения перед «близкими и далекими друзьями», родителями и т.д. В то же время, итоговый период имеет несколько минорную окраску (особенно во временных объединениях), поскольку связан с завершением большого этапа в жизни коллектива. Для руководителя очень важно «удержаться на грани» и не свалиться в «слезливость». «Печаль моя светла…» - эти строки как нельзя лучше выражают общее настроение, которое должно присутствовать в заключительный период. Поэтому важной составляющей спланированных на этот период дел, индивидуальных бесед и разговоров с группами является их устремленность в будущее. Ведь, несмотря на приближающееся временное расставание, коллектив не перестает существовать, а новая встреча после каникул, отпусков и т.д. открывает новые перспективы, которые вместе и намечаем.

Позицию руководителя можно определить как «консультант-наблюдатель». Ваши ребята уже опытны в организаторских делах, и Вы можете сконцентрировать свое внимание на глубоком анализе и определении дальнейших перспектив объединения. О позиции «консультанта» речь уже шла, а вот что должно быть объектом наблюдения и анализа? Ответ, казалось бы, прост – конечно же, образовавшаяся общность. Стала ли она КОЛЛЕКТИВОМ? Но не стоит торопиться с выводами. Как уже говорилось ранее, коллектив является предметом основного внимания только на первом этапе работы, а затем становится одним из условий, одним из механизмов управления процессом развития личности. Следовательно, наблюдать и анализировать необходимо в двух ипостасях:

- коллектив-объект воздействий руководителя на пути от объединения к коллективу;

- коллектив-субъект, т.е. социально активное саморазвивающееся, самоуправляемое объединение, в котором создаются условия для самореализации входящих в него людей.

Анализ по первой ипостаси целесообразней провести в два этапа:

- на первом этапе - вместе с детьми, определить уровень развития коллектива. (см. Приложение 1)

- второй этап – исключительно педагогический, поскольку необходимо проанализировать правильность выбранной педагогом позиции по отношению к коллективу на разных периодах его развития и при подготовке общих дел. Осуществить такой анализ можно с помощью следующей формы:

Цель Задачи Дела, сроки, метод подготовки Моя позиция Целесообразность Анализ
Результат, которого хочется добиться через год По периодам Перечень дел в хронологическом порядке Какую позицию я занимаю в процессе подготовки и проведения данного дела, в работе с очеред-ным составом совета Почему именно это дело? Почему именно в этой форме? Почему именно в эти сроки? Почему именно этот метод подготовки? Что получилось и почему? Что не получилось и почему? Что и как нужно изменить?

 

Анализ же по второй ипостасигораздо сложнее, так как связан с проведением психологических и социологических исследований. Так что без помощи школьного психолога здесь вряд ли можно обойтись.

Описанная выше модель периодизации развития коллектива, представляется наиболее оптимальной по следующим причинам:

· Модель универсальна, поскольку подходит как для «постоянных» (класс в школе, детское общественное объединение и т.д.) так и для временных объединений, возникающих в лагере, походе, или поездке;

· Нет жесткой «привязки» к определенной дате. Началом работы по данной модели может быть любой день – главное потом не нарушать алгоритм;

· Сроки каждого из периодов может определить сам педагог. Главное – решить задачи, соответствующие данному периоду;

· Не решив задачи предыдущего периода невозможно приступить к выполнению задач последующего периода;

· Модель циклична –задачи каждого периода повторяются, но на качественно новом уровне. Да, не нужно будет вновь знакомить ребят друг с другом и заново формировать группы, но по мере взросления и накопления опыта коллективной работы, откроются новые грани самобытности Ваших детей, и надо будет продумывать формы, которые позволят им раскрыться. Каждый год будут меняться и Ваши требования, усложняясь в зависимости от уровня развития коллектива.

 

«Мероприятие» или «Дело»?

Если мы обратимся к планам работы различных объединений, то увидим что слеты, фестивали, акции, конкурсы, вахты, марафоны, презентации, встречи, школы актива и т.д.,- сменяют друг друга как стеклышки в детском калейдоскопе. Проблема планирования работы всегда стоит достаточно остро, так как связана с очень многими факторами: целями и задачами объединения, профилем его деятельности возрастным составом и т.д. Но, в любом случае, план будет представлять из себя некий набор мероприятий, выстроенный в определенной логической последовательности.

Начиная с 60-х годов 20 века, в педагогической практике появился термин «коллективное творческое дело», который обозначал не только саму деятельность, но и принципиальный подход к ее (деятельности) организации. В противовес «мероприятийному подходу», когда детям отведена лишь роль участников и зрителей, так как ни к планированию, ни к подготовке, ни к проведению, ни к анализу мероприятия дети не имеют никакого отношения, сторонники «коллективной творческой деятельности» (КТД) выдвинули идею «деятельности как заботы». Заботы о своем коллективе, его членах, «далеких друзьях». Коллективная творческая деятельность (дело) возникает тогда, когда на всех его этапах (планирования, подготовки, проведения, анализа) все члены коллектива занимают активную позицию, работая на общий результат. Дело всегда имеет «векторную направленность», оно проводится для кого-то, чтобы кому-то (в том числе и нам самим) стало лучше поэтому его (дела) цели выражены конкретно, результаты – реально достижимы и видны сразу.

В педагогической практике часто используются термины «творческая группа» и «совет дела», когда речь заходит о методах подготовки к коллективным творческим делам. Знать разницу между этими методами и уместно применять те или иные из них – чрезвычайно важно не только для руководителя, но и для самих ребят, ведь это помогает правильно расставить дела при планировании и распределить свои силы при подготовке.

Инициативная группа - создается тогда, когда до предстоящего дела очень мало времени. В состав инициативной группы входят представители от каждой группы, пожелавшие готовить и проводить данное дело. Собравшись вместе, ребята (с помощью или без помощи руководителя) разрабатывают идею предстоящего дела, т.е. основные положения содержания дела; пишут сценарий; готовят костюмы; декорации; репетируют или выполняют иную работу. То есть от начала и до конца все делает только эта группа ребят (ведь на то она и инициативная). После проведения дела необходимо подвести его итоги, проанализировать, что называется «по горячим следам», и обязательно поблагодарить ребят за проявленную инициативу и работу.

Творческая группа - Лучше работает тогда, когда до предстоящего дела есть большой промежуток времени. Схема работы творческой группы отличается от схемы работы инициативной группы нюансами, позволяющими привлечь к подготовке и проведению дела весь состав коллектива, и выглядит так:

1. Каждая группа разрабатывает свою идею предстоящего дела и направляет своего представителя в творческую группу.

2. На своем первом сборе творческая группа из всех представленных предложений выбирает какое-либо одно или на основе представленных предложений вырабатывает единое. Выбирается командир (лидер) группы, который непосредственно держит связь с советом коллектива.

3. Разрабатываются и распределяются задания группам по подготовке предстоящего дела. Определяются контрольные сроки выполнения заданий. ВНИМАНИЕ: Задания группам не должны быть одинаковыми.

4. Творческая группа занимается написанием сценария, который должен связать воедино все выступления групп.

5. Творческая группа контролирует ход подготовки к делу в группах и периодически отчитывается перед советом коллектива о подготовке дела.

6. Проведение дела. Успех дела напрямую зависит не только от того, как подготовилась каждая группа, но и от того, насколько сценарий связал воедино все то, что было подготовлено группами.

7. Анализ проведенного дела следует начать с рассказа творческой группы о том, КАКИМ они задумывали провести дело (ведь замысел не всегда совпадает с результатом). После того, как проведен анализ и выставлена оценка творческой группе, она прекращает свое существование.

Совет дела - Лучше формировать в том случае, когда до проведения дела есть очень много времени. Если вернуться к той периодизации, о которой шла речь выше, то можно сказать, что методом «совета дела» лучше готовить дела, которые отнесены на конец основного периода или на заключительный период. Схема работы совета дела очень похожа на схему работы творческой группы, но имеет одно существенное отличие:

Идею проведения дела совет дела направляет на обсуждение группам. Те, в свою очередь, обсудив идею, либо принимают ее, либо возвращают с доработками в совет дела. В таком случае повторяется п. 2, но уже без выбора лидера, и вновь идея возвращается в группы. Желательно, чтобы количество обсуждений было оговорено заранее (например, не более трех), чтобы не получилось бесконечных разговоров.

Провести четкую грань и сказать, что вот это коллективное творческое дело нужно проводить только в оргпериод, а вот это только в основной или заключительный, довольно сложно. Выбор той или иной формы будет зависеть от цели и задач Вашего коллектива, специфики (профиля) его деятельности и, конечно же, при подборе дел будет властвовать ее величество ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ (см. форму педагогического анализа).

Отличительной особенностью КТД оргпериода является то, что они (как уже упоминалось выше) не требуют длительной подготовки и, следовательно, нет нужды использовать уже упомянутые ранее методы подготовки.

В отличие от КТД оргпериода, дела периода стабилизации уже не имеют исключительно мажорного характера. Они различны и связаны с решением основных задач коллектива. Выбор того или иного метода подготовки будет определяться Вашими педагогическими задачами, временем, оставшимся до намеченного дела, уровнем развития коллектива, материальными возможностями и т.д.

Коллективные творческие дела итогового периода наиболее целесообразно готовить методом «совета дела», который можно сформировать еще в самом начале основного периода. «Презентационный» оттенок дела является своеобразным стимулом для более детальной его проработки всеми членами коллектива, а удаленность во времени («дальняя перспектива», как говорил А.С. Макаренко) позволяет правильно распределить силы.

Далее приведены в качестве примера некоторые разработки, они взяты из разных источников. Станут ли они коллективными творческими делами или мероприятиями Вы решите сами.

Коллективное планирование

Цель: Включить каждого члена коллектива в обсуждение перспектив жизни, в поиск и выбор общих дел, в разработку конкретного плана.

Схема проведения:

1. Личная подготовка руководителя: формулировка цели и задач коллектива (в том числе и на «детском» языке), определение путей их решения; подбор справочной литературы, к которой потом могут обратиться ребята; договориться о помощи с коллегами, которые будут выступать в роли консультантов по тем или иным направлениям деятельности (об этом разговоре воспитанники знать не должны)

2. Объяснение ребятам порядка действий. Обратить внимание на наличие справочной литературы, которая может помочь при разработке предложений.

3. Самостоятельная работа групп, где каждый участник может предложить любое, на его взгляд, интересное дело и обосновать (или не обосновывать) его необходимость и пользу. На этом этапе не должно быть никакого, тем более «взрослого» редактирования. Принимаются любые предложения. Перечень, скорее всего, будет состоять из дел, которые, что называется, «на слуху»: «огоньки» (подобные телевизионным), вечера отдыха, конкурсы, КВНы, походы. Когда в таком «банке» накопится достаточное количество идей, можно переходить к следующему этапу.

4. Работа групп с консультантом. Вот здесь и происходит первое «редактирование». Задача консультанта состоит в том, чтобы соотнести количество предложенных ребятами дел с планом работы школы, лагеря, реальными возможностями объединения (в сутках ведь не 28 часов…). Консультанту предстоит помочь ребятам выбрать самое интересное, обратив их внимание на то, что дела должны двигать коллектив к достижению поставленной цели, помочь сформулировать эту цель.

5. Подготовка групп к «защите» выбранных дел. По сути, это второе «редактирование», ведь необходимо, во-первых, выполнить одно условие, а именно: при «защите» дел не использовать словосочетание «хорошее дело (мероприятие)»,- наш язык достаточно богат, чтобы найти более точные аргументы, а, во-вторых, ответить на два очень важных вопроса:

· Чем предложенное дело полезно лично мне и всему коллективу?

· Чем это дело может быть полезно другим людям, не связанным с нашим коллективом?

6. Общий сбор – «защита дел» и составление плана. Третье и последнее «редактирование». Все вместе отбирают наиболее значимые для данного коллектива дела с учетом:

· Цели коллектива и его задач;

· Необходимости участия коллектива в делах более крупных объединений, в состав которых данный коллектив входит;

· Необходимости разнообразия форм и содержания деятельности.

Результат будет более эффективным, если данная схема не будет нарушаться.

Времена года

Ребята делятся на 4 команды в зависимости от месяца рождения: зима, весна, лето и осень. Каждая команда получает первое задание: вспомнить как можно больше песен, в которых упоминается их время года (на подготовку задания отводится 5 минут).

После выполнения этого задания команда получает следующее: придумать рассказ, все слова которого начинались бы с одной буквы (соответствующую букву команда получает в ходе жеребьевки). Для этого конкурса следует подбирать наиболее распространенные согласные буквы, например: М, Н, Р, С и т.д.

Затем командам может быть предложен конкурс художников, в ходе которого участникам предстоит нарисовать с закрытыми глазами какое-нибудь животное, например: жирафа, корову, слона или бегемота. Каждый конкурсант рисует только одну часть тела животного.

Детектив-шоу

1. Деление на команды (например, на четыре).

2. Тайный знак. Каждая команда рисует свой тайный знак, который будут знать только члены команды.

3. Яды. Каждой команде дается по стаканчику с жидкостью (ядом), им надо узнать из чего состоит яд. Ингредиенты яда могут быть любые: Вода газированная, сахар, соль...Все, что можно найти. Главное предупредите детей, что яд безвреден только в малых дозах.

4. Фотография. Одна из команд замирает в каких-нибудь позах. Вторая команда смотрит и запоминает, после чего отворачивается, а ведущий быстро записывает, кто какую позу меняет, после чего команды меняются.

5. История. Если кто знает игру «Данетки», то это она. Приходит некий персонаж, который рассказывает свою историю. Команды по очереди могут задавать ему вопросы, на которые он может отвечать только «да» или «нет».

6. Задание группам: показать завязку происшествия и свою собственную версию развития событий. Время на театрализованную постановку - 10-15 мин. При подготовке группы придерживаются стиля и вводят в действие детектива, имя которого определяется заранее: Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, Коломбо, Знатоки, мисс Марпл, Анастасия Каменская

Система оценки 5-бальная. Оценивается:

-соответствие стилю определенного детектива;

-интрига;

-единая сюжетная линия;

-сценическое воплощение образа.

7. Подсчет баллов и награждение победителей.

«Золотой Хрюк».

Это кинофестиваль, проводимый по всем правилам большого престижного кинофестиваля. Тут и красную дорожку можно сделать, и толпы журналистов, и интервью у звезд, и, конечно, ведущие. Финал - показ фильмов, которые готовят группы. Конечно же, определяются и победители, которым вручаются "Хрюки" по разным номинациям:

· «Лучший фильм фестиваля»;

· «Лучшая режиссура»;

· «Лучший сценарий»;

· «Лучшая женская роль»;

· «Лучшая мужская роль»;

· «Лучшая роль второго плана»;

· «Лучшие спецэффекты»;

· «Лучший саундтрэк»;

· «Приз зрительских симпатий актеру» (если он нужен).

Клипы.

· Просто клип. На любую музыку.

· Клип на классическую музыку со словами и без слов.

· Клип на колыбельную песню.

· Клип-попури.

· Клип-Стэм (не больше трех человек одновременно на сцене).

· Клип тематический (философский, грустный, веселый, романтичный и др.)

А еще можно совместить клип и хоровое пение - клип на песню, которая исполняется вживую. Еще можно ставить клип под музыку, исполняемую вживую, на предметах, попаших под руку (Например,постановка под мелодии телефона Siemens С55).

Показ мод.

Это традиционное и всем известное дело. Тема может быть какой угодно, но сводится к одному: мода из ничего.

Сказка.

Сказки могут разниться не только по теме, но и по стилю. Сказки можно сочинять (и поставить это в условие). Сказки можно переделывать из давно известных в современные их варианты. Кроме жанров, тем, кто постарше, можно предложить поставить сказку в определенном художественном стиле: классический, эпохи возрождения, авангардный и т.д.

«Музей вредных привычек»

Представьте, что Вы попали в музей. Это особенный музей. Расскажите, инсценируйте то, что Вы видели в залах.

Задания группам:

· Зал ссор между мальчиками и девочками.

· Зал хамства.

· Зал грязнуль.

· Зал плакс.

Игра «Лидер»

Задачи:

- организовать свободное время детей;

- выявить: организаторов, генераторов идей, эмоциональных лидеров, критиков.

Оборудование: бумага формата А 4, простые карандаши, скотч, визитки участников игры, условные знаки героев для сказки.

Таблица:

  организатор генератор идей эмоциональный лидер критик
Фамилия, имя        

Ход игры:

1. Название игры, мотивация.

2. Конкурсы:

· «Организаторский». Перестроения детей по росту, по цвету глаз, волос, одежды, по размеру обуви, ладони, длине одежды, обхвату талии и т.д.

· «Художники». Предлагается выполнить рисунок один на всю группу. Выдается один карандаш и один лист бумаги. Задания: «Грустная кнопка», «Веселый карандаш», «Хромая лягушка» и т.д. Выполняют 3-4 задания. Все рисунки выставляются, выявляются средства, с помощью которых добивались выразительности, места не присуждаются.

· «Писательский». Задания:

- написать рассказ, все слова которого начинаются на «К», «И», «Д», и т.д.;

- придумать новое окончание известной сказки;

- написать рассказ, в котором будут обозначенные экологические понятия (банк, банкрот, проценты, кредит и т.д.).

· «Драматизация». Инсценировать сказку, составленный рассказ.

В ходе конкурсов выявляются лидеры, и заполняется таблица. У каждого участника на рукаве визитка.

3. Рефлексия:

- Было интересным …

- Меня удивил …

- Я порадовался за …

- Хочу сказать спасибо …

 

 

Карта острова сокровищ(рекомендовано для среднего возраста)

Это КТД рассчитано на весь день, а это значит, он будет по-настоящему ярким и запоминающимся днем.

Цель: познакомить ребят друг с другом, выявить творческие способности и лидерские задатки.

Данное КТД обычно проводится во время оргпериода смены (на следующий день после заезда). На момент его проведения ребята уже знают территорию лагеря, могут ориентироваться в его жизненном пространстве. Для создания более правдоподобного игрового сюжета необходима помощь технического персонала и работников лагеря.

Действие начинает разворачиваться во время прогулки. По дороге отряду встречается странный человек, который задает очень много «подозрительных вопросов»:

• Что это за лагерь?

• Есть ли служба охраны?

• Давно ли лагерь построен?

• Сколько всего человек в лагере?

• Где находится электрощит?

• Далеко ли до остановки?

• Не хотят ли ребята разбогатеть?

После этого он показывает несколько фотороботов и спрашивает, не видели ли ребята этих людей. Помимо фоторобота, рядом находится словесный портрет, часть картинки размыта или отсутствует. В самый напряженный момент появляется охранник (или человек в форме охранника). Завидев его, наш таинственный персонаж убегает, теряя по пути письмо. Охранник говорит, что это старый морской пират, который знает, где спрятано главное сокровище этих мест. Вполне возможно, что в лагере у него были сообщники. Охранник просит ребят соблюдать осторожность и, если ребята снова увидят этого человека, чтобы они сразу сообщили в охрану лагеря. Любопытство заставит ребят поднять брошенное «пиратом» письмо (или на это их подтолкнет вожатый).

Текст письма: «Дорогой Билли, по последним данным мне удалось точно установить место нахождения сокровища, которое мы ищем вот уже столько лет. Оно спрятано в квадрате ДОЛ -11.08.07 на карте Одноглазого Джона. К сожалению, Джон всегда был хитрым лисом и разделил карту на 6 кусков. Каждый из кусков хранится у его друзей - Смола, Ярга, Туста, Рули, Тюхи, Квадо. Видимо, им удалось разгадать тайну квадрата ДОЛ – 11.08.07. Поэтому они все сконцентрировали силы, устроившись на работу в какой - то лагерь (значение этого слова мне до конца не ясно) Ясно одно, что в ближайшее время вся эта компания попробует выкопать наше сокровище. Ты должен их остановить. Друг друга они не знают, а значит, у нас еще есть время. Я тоже не знаю их в лицо, но расспросил в таверне. Художник из меня никакой, но нарисовал, как мог. Добавил и словесное описание. Разыщи их, сынок, выполни любое их условие, добудь карту и достань его. Очень на тебя надеюсь. Твой отец старый пират Макс Болли Бин.»

Вожатый предлагает ребятам отыскать друзей Одноглазого Джона, выполнить их задания и собрать карту, чтобы найти сокровища.

1. Отряд делится на группы (любая разбивка). Каждая группа получает портрет и словесное описание одного из друзей Одноглазого Джона. Задача ребят догадаться, о ком идет речь, и разыскать этого человека.

2. Пират соглашается отдать карту только при выполнении определенных условий (творческое задание)

3. В определенное время все группы и пираты собираются вместе, где ребята показывают результат своей творческой работы. За выполнение задания пират отдает кусочек карты. Когда все задания выполнены, группы благодарят пиратов и обещают сохранить их пиратские имена в тайне.

4. Сбор карты. Поиск сокровища.

Авторские ремарки:

- Таинственный незнакомец должен быть действительно незнаком ребятам;

- Поскольку КТД проводится во второй день смены, найти такого человека несложно. Можно воспользоваться гримом, широкополой шляпой, темными очками. Образ должен настораживать, но не вызывать отторжения;

- Охранник. Желательно, чтобы это был настоящий охранник.

- Письмо пирата. Оно написано на желтой бумаге, обожженной как папирус. Текст написан от руки, возможны грамматические ошибки, неразборчивость почерка.

- Количество групп (а следовательно, количество кусков старой карты) зависит от количества человек в отряде. Оптимальное количество - 5-6 человек в группе

- Пираты. Технический персонал лагеря и другие работники, в зависимости от того, с кем сумеете договориться. Это могут быть сторож, кастелянша, плотник, медсестра, дежурный вожатый, физрук.

- Специально не привожу словесные портреты «пиратов». В каждом случае они индивидуальны. Состоят из 8-10 предложений.

- Пиратов необходимо снабдить соответствующим куском карты и заданием, которое они выдадут ребятам.

Варианты заданий:

· Написать (спеть) песню о нелегкой пиратской доле.

· Станцевать «яблочко» или другой любой морской танец.

· Восстановить сборник пиратских примет.

· Продемонстрировать три или более варианта пиратской одежды, используя нестандартные предметы (например, сковородка, дуршлаг, веник, урна, тазик и лыжные палки и т.д.).

· Показать сценку «Свистать всех наверх».

· Придумать «пиратскую» зарядку.

Обязательно нужно собрать всех пиратов вместе. Обратите ВНИМАНИЕ, что пираты должны сыграть «удивление» при встрече. Это все нужно обговорить с вашими помощниками заранее. Поблагодарить пиратов можно по-разному. Например, можно выдать ребятам клей, одноразовые стаканчики, одноразовые тарелки, картон, краски, цветную бумагу, чтобы сделать «добряшки» - шесть медалек для пиратов, шесть уникальных орденов пиратской славы.

Поиск сокровищ можно разделить на две части. По карте ребята нашли большой красиво оформленный лист ватмана, на котором было написано:

«Самое ценное сокровище – это дружба. Ни один пиастр не стоит честного слова друга, его открытого взгляда и искренней улыбки. Если у тебя есть друзья, ты богат, Если у тебя есть сундук денег, но нет ни одного друга, ты беднее, чем корабельная крыса. Береги друзей. Старый морской волк Одноглазый Джон. Месопотамия 1…5 год»

После этого вожатый обращает внимание на маленькую приписку на обороте ватмана: «Найдите дерево на опушке у трех пней. Най….» Естественно, ребята отправились на поиски и отыскали «волшебное дерево», на котором росли шоколадки. Каждая шоколадка была подписана. Ребята должны были найти «хозяина шоколадки» вручить ее владельцу с добрыми словами

На поиски дерева-сокровища можно отправиться уже после ужина. Одним из условий является идти «цепочкой» не расцепляя рук и не разговаривая. По пути следования отряду приходится преодолевать разные препятствия - поваленное дерево, коридор из обручей, натянутые нити (перепрыгнуть их было высоко, а пролезать под ними не очень удобно, особенно не расцепляя рук)

5.Анализ КТД – вечерний огонёк о дружбе

Это коллективное творческое дело объединяет отряд.

На отрядном месте можно повесить ватман с высказыванием старого пирата о дружбе, поместить туда фотографии, глядя на которые ребята снова бы переживали волнующие моменты приключения.

 

Огоньки

Огонек («свечка») – умело выстроенный разговор, имеющий свои педагогические цели и задачи. Подготовка «огонька» включает в себя следующие моменты:

1. Личная подготовка взрослого.

Прежде всего, необходимо ответить себе на вопросы: «Что я хочу от «огонька»? Какова основная идея сегодняшнего огонька? Каково мое отношение к происходящему и чем я буду аргументировать свое мнение?». Особое значение имеет тон Вашего разговора. Здесь главное – искренность: радость так радость, гнев так гнев. Нельзя только «читать мораль» и вообще лучше поменьше монологов. Подобрать песни, стихи или «легенды» для того, чтобы все могли успокоиться после напряженного эмоционального дня и настроиться на общий разговор.

2. Подготовка ребят.

Вывесите на видном месте 4 больших листа с названиями: «Я одобряю», «Я сделал», «Я критикую», «Я предлагаю» и договоритесь с ребятами, что каждый может в течение какого-то периода времени вести записи на этих листах. Вот и материал для разговора на огоньке. Только, во-первых, Вы лично должны принимать самое активнейшее участие в заполнении этих листов (делать записи, напоминать ребятам о существовании листов, на глазах у всех заинтересованно их читать и радоваться пополнению записей или огорчаться их отсутствию); во-вторых, не обсуждать с коллегами детские заметки.

3. Подготовка места проведения.

Здесь главное правило – «Необычное в обычном». Местом проведения огонька может быть учебный кабинет в школе или помещение, в котором всегда собирается Ваше объединение, или лесная поляна с костром, вокруг которого все размещаются и т.д. Важно, чтобы человек, пришедший к месту проведения огонька, понял, что здесь сейчас будет происходить то, чего раньше в этом месте не бывало. По иному расставленная мебель и присутствие каких-то атрибутов, присущих только Вашему объединению,- все это подчеркнет необычность события.

4. Подготовка ведущего.

Это один из самых сложных вопросов. Конечно, есть огоньки, которые будет вести только педагог, но по мере накопления ребятами организаторского опыта функцию ведения огонька лучше передать членам совета коллектива. Подготовка ведущего заключается в том, чтобы напомнить ему правила огонька (если такие у вас заведены) и помочь составить вопросы: для обсуждения.

Рассмотрим виды огоньков.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.