Тематический разговор
· «Мой идеал». («Мой любимый герой»). По форме напоминает рассказ-эстафету, но говорят не о себе (называют лишь только свое имя), а о своем идеале. Это может быть как литературный (кино) образ, так и реальное лицо. Обязательно надо сказать, какие нравственные черты, поступки или переживания привлекают тебя в этом герое. После того, как рассказ окончен, руководитель предлагает ребятам высказаться, какие черты личности ценит выступающий, что можно сказать о нем, судя по его герою. Таким образом, в разговор вовлекаются все. · «День, который мне запомнился» Проводится по аналогичной схеме. Итак, специфика «огонька знакомства», отличающая его от всех остальных, состоит в следующем: · «огонек» готовит и проводит руководитель от начала до конца; · руководитель комментирует, контролирует темп и тональность, следит за настроением и вниманием, обобщает и делает выводы; · руководитель предлагает форму проведения огонька, задает «схему разговора» и показывает как нужно вести себя; · руководитель произносит «вступительное» и «заключительное» слово; · руководитель должен рассказать о перспективах, причем очень ярко и образно, т.к. речь пойдет о том, каким Вы мечтаете видеть коллектив. Что должно быть ОБЯЗАТЕЛЬНО: · оформление места проведения «огонька»; · выступление-представление каждого; · рассказ руководителя о своей мечте (о Вашем коллективе); · особый эмоциональный настрой (возбуждения, торжественности и одновременно лиричности). Что является ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТЬЮ: · различные формы проведения; · содержание вступительной и заключительной речи. Чего НЕ должно быть: · нельзя обезличивать огонек, превращая его только в знакомство друг с другом; · подменять огонек пением песен или чтением стихов; · не практиковать различные чаепития, т.к. это отвлекает и снижает эмоциональный настрой, без которого «огонек знакомства» невозможен. Огонек «Анализ» «Анализ периода» Педагогическая задача этих огоньков – научить ребят правилам поведения и выступления на огоньках; приучить их к мысли о том, что такой анализ будет проводиться регулярно и мнение каждого – очень важно для всех. По данной методике можно анализировать день, трехдневку в лагере или поездке, оргпериод в целом, месяц работы в школе. Более длительный промежуток времени, например, учебный год, потребует иной формы анализа. Отличительными особенностями данного огонька является: · На первых огоньках должен высказаться каждый. Обычно это делается «по кругу». Такое «принуждение», на первых порах, необходимо для того, чтобы ребята привыкли к мысли, что их мнение важно, да и позиция «Я согласен с предыдущим оратором»,- не пройдет. Первые «огоньки анализа» будут, в значительной степени, отражать эмоциональное восприятие (нравится - не нравится), но затем, в схеме разговора должны будут проявляться отношения четырех типов: «сделано», «я одобряю и почему», «я критикую и почему», «предлагаю на будущее».Такой разговор станет возможным не только благодаря уровню развития вашего коллектива (по сравнению с оргпериодом), но и вопросам, которые будут поставлены для обсуждения, например: «Чем этот период (день, неделя, месяц) был для меня?», «Чем я был полезен коллективу?». Желательно, чтобы такой разговор не проходил «по кругу», а исключительно «по желанию». · Позиция руководителя. Она будет меняться с течением времени. Если на первых огоньках руководитель – это ведущий, то впоследствии эту функцию необходимо передать кому-то из совета коллектива. Это, конечно, может вызвать некоторые трудности, но задача руководителя и состоит в том, чтобы подготовить ведущего и в трудный момент прийти к нему на помощь во время огонька. Стоит обратить внимание и на такой нюанс:то место, куда сядет руководитель. Особенно на первых «огоньках анализа» сесть стоит так, чтобы рядом оказались наиболее бойкие ребята, которые «подхватят разговор». Очень важно, чтобы руководитель всем своим видом показывал заинтересованность в высказываниях своих воспитанников: очень внимательно слушал и даже демонстративно делал заметки в блокноте. Свое же мнение руководителю НЕ рекомендует высказывать первым (хотя все будут ждать именно этого), а только тогда, когда дойдет до него очередь, подчеркнув тем самым свое уважение к правилам огонька и свое равенство со всеми членами коллектива. Очень важно, чтобы мнение руководителя прозвучало не само по себе («… Это мое личное мнение…»), а в виде согласия или несогласия с тем, что сказали Маша, Петя, Оля… Думается не стоит останавливаться на педагогической подоплеке этого нюанса. Схема огонька: 1. Песни, стихи, легенды для того, чтобы снять эмоциональное напряжение и настроить на разговор. 2. Вступительное слово ведущего (на первых огоньках – руководителя), в котором необходимо объяснить: - для чего все здесь собрались; - как все будет происходить; - перечислить все основные события, анализируемого периода. 3. Рассказ о правилах огонька, например: · «Не перебивать говорящего. Уважать чужое мнение»; · «Правило скрещенных рук»,- если выступающий говорит не по делу, а просто «переливает из пустого в порожнее», не нужно кричать, достаточно просто поднять скрещенные руки над головой; · «Правило поднятой руки»,- поднявший руку просит тишины; · «Правило свободного микрофона» - говорит тот, кто хочет (это правило вводится после того, как пройдет какое-то время и сформируется потребность в коллективном анализе). Могут быть и другие правила. 4. Оценка работы совета коллектива или временного лидера (в лагерях, поездках, походах и т.д.). 5. Заключительное слово ведущего. Творческой частью является форма разговора: «письмо другу или родителям», обсуждение цветограммы (заранее заготовить и раздать полоски цветной бумаги, символизирующие положительное или отрицательное отношение. Преобладание того или иного цвета и даст общую картину анализируемого периода) и т.д. «Анализ дела». Педагогическая задача этих огоньков – научить ребят видеть причины успеха или неудач того или иного дела (чтобы в дальнейшем смогли избежать аналогичных ошибок). Огонек проводится сразу же после дела и длится 20-30 минут. Анализ обязательно должен включать в себя следующие моменты: · Выступление ответственных за дело (инициативной группы, творческой группы или совета дела). Ответственные расскажут о том, какая цель ставилась при организации дела; в какой степени эта цель достигнута; с какими трудностями столкнулись организаторы при подготовке и проведении дела; как работал каждый из организаторов; свою оценку дела. · Ведущий предлагает обсудить на группах полученную информацию и оценить дело, его идею (задумку), воплощение этой идеи, оформление дела и т.д. Схемы разговора могут быть различными. Важно помнить: - главное не оценка, а выявление причин успеха и неудач, чтобы в дальнейшем делать лучше; - руководителю не следует «выносить свой приговор» раньше, чем выскажутся ребята. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|