Здавалка
Главная | Обратная связь

Республика Татарстан.



19 апреля 2002 года Государственным Советом Республики Татарстан принимается Закон № 1380 «О внесении изменений в Конституцию Республики Татарстан». Закон подписан Президентом Республики Татарстан 26 апреля 2002 г., опубликован в средствах массовой информации 30 апреля 2002 г. Новая редакция Конституции Республики Татарстан была введена в действие через 10 дней со дня официального опубликования (10 мая 2002 г.).

Как и в случае с Конституцией Мари Эл, изменения Конституции Республики Татарстан были направлены на реализацию той модели федерализма, которая предусмотрена Конституцией Российской Федерации.

Конституция состоит из 126 статей, распределенных по 7 разделам. Кроме того, материал раздела 4 «Организация государственной власти» разделен на 4 главы.

Поскольку основы конституционного строя Республики не содержат существенных отличий от Конституций Чувашии и Марий Эл, мы упомянем лишь те из них, что выделяются специальными акцентами. Таков, в частности, суверенитет Республики. В новой редакции Конституции он раскрывается путем описания своих конкретных проявлений. В ст. 1 Конституции указано, что суверенитет выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан. Данному конституционному принципу уделяется столь пристальное внимание, что изменения статьи 1 Конституции предписано вносить только путем проведения референдума (всенародного голосования).

Вероятно, в знак преемства ранним правопорядкам в Конституции сохранены положения о международных отношениях Республики Татарстан. В то же время подчеркивается, что международные связи Республики могут устанавливаться «в пределах её полномочий» (ст. 6 Конституции). Разумеется, под «полномочиями» надлежит понимать прежде всего вопросы, отнесенные в ведению субъекта Российской Федерации её Конституцией. Как известно, в ведении субъекта федерации нет вопросов, способных создать ему самостоятельное внешнеполитическое положение. Полномочия Республики в сфере правового регулирования также ограничены полномочиями субъекта Российской Федерации. Указано, что Республика Татарстан осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 4 Конституции).

Яркой особенностью Конституции Республики является определение её экономических основ. В соответствии со ст. 17 основу экономики Республики Татарстан составляет социальное рыночное хозяйство, в котором в соответствии с законом обеспечиваются свобода хозяйственной деятельности и разнообразие форм собственности, равные условия их правовой защиты. Экономические отношения строятся на социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем.

Государственная власть в Республике Татарстан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в Республике Татарстан осуществляют Президент Республики Татарстан, Государственный Совет Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, суды Республики Татарстан.

Компетенция органов государственной власти определена положениями раздела 4 Конституции, разделенного на 4 главы. В целом, организация государственной власти республики Татарстан не отличается от политических систем Чувашии и Мари Эл.

Государственный Совет Республики Татарстан – парламент Республики – является постоянно действующим, избираемым на 5 лет, высшим представительным, законодательным органом государственной власти Республики Татарстан. Государственный Совет имеет собственную структуру: для организации работы в нем образуются постоянно действующие комитеты и Президиум, избираются Председатель Совета, его заместители и секретарь. Формой работы Государственного Совета являются сессии.

Полномочия Государственного Совета во многом схожи с функциями представительных органов власти Чувашии и Марий Эл.

Принятый Государственным Советом закон Республики Татарстан в течение четырнадцати календарных дней направляется Президенту Республики Татарстан (аналогичный срок сокращен до 5 дней в Конституциях Чувашии и Марий Эл). Президент Республики Татарстан подписывает и обнародует закон Республики Татарстан либо отклоняет указанный закон в течение четырнадцати календарных дней с момента его поступления. В соответствии со ст. 81 Конституции Государственный Совет помимо законотворческой осуществляет и контрольные полномочия в сфере исполнения законов и бюджета, распоряжения собственностью Республики.

По ст. 89, 90 Конституции Президент Республики Татарстан является главой государства, гарантом защиты прав и свобод граждан, соблюдения Конституции и законов Республики, высшим должностным лицом Республики Татарстан, избираемым на 5 лет (в настоящее время – назначаемым Государственным Советом Республики по представлению Президента Российской Федерации). Президент Республики возглавляет систему исполнительной власти и формирует её структуру. Необходимо обратить внимание на связь полномочия Государственного Совета «устанавливать систему исполнительной власти» и полномочие Президента Республики «формировать структуру исполнительной власти». Представляется, что эта связь вполне гармонична, так как в полномочия Президента входит организационно распорядительная, исполнительная деятельность, которая должна осуществляться в пределах созданных законодательным органом власти схем. Таким образом, по решениям Государственного Совета создается компетенция исполнительной власти, соподчиненность функций – «устанавливается система исполнительной власти» (разумеется, путем принятия специального закона), а Президент определяет состав аппарата власти, устанавливает субординацию внутри него, структурирует механизм власти – «формирует структуру исполнительной власти». Иными словами, Государственный Совет решает вопрос о том, какая деятельность должна осуществляться, скажем, в Кабинете Министров, а Президент Республики решает вопрос о том, какие министерства и в каком порядке будут осуществлять эту деятельность.

Кабинет Министров Республики Татарстан – Правительство Республики – является исполнительным и распорядительным органом государственной власти. Компетенция Кабинета Министров, порядок его деятельности, отношения с другими органами государственной власти определяются специальным законом. Основными функциями Кабинета Министров являются исполнение законов и бюджета, а также управление государственной собственностью. Кабинет Министров Республики Татарстан состоит из Премьер-министра, заместителей Премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов и руководителей других исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан.

Как и в Марий Эл, в Республике Татарстан действует Конституционный Суд. Конституционный суд Республики состоит из шести судей Конституционного суда, избираемых из числа граждан в Республике Татарстан не моложе 25 лет, имеющих высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Компетенция Конституционного Суда практически не отличается от компетенции Суда Республики Марий Эл, но ему помимо конституционного контроля вверено решение споров о компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 109 Конституции).

Изменение Конституции в определенных случаях может осуществляться либо референдумом, либо Государственным Советом путем принятия соответствующего закона. Положения ст. 1 Конституции могут быть изменены только путем принятия соответствующего решения на всенародном голосовании.

Несмотря на различия, встречающиеся в содержании правовых норм Конституций Республик Среднего Поволжья, их объединяет сходство принципов, по которым определяется организация исполнительной власти: Президенты Республик возглавляют исполнительную власть, организуют её работу. На Главах Республик замыкается деятельность, связанная с исполнением как местных, так и федеральных законов. По существу, именно ими обеспечивается устойчивость существующих в Российской Федерации форм государственного единства. Представляется оправданным современное положение дел, при котором Главы Республик не избираются, а назначаются представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Контрольные вопросы

1. Когда происходит зарождение государственности народов Среднего Поволжья?

2. Какие взаимоотношения сложились у первого государства народов Среднего Поволжья – Волжской Булгарии с Древнерусским государством?

3. Дайте характеристику государственно-правового устройства Волжской Булгарии.

4. Что представляло собой государственно-правовое устройство Казанского ханства?

5. Как осуществлялось государственное управление присоединенной к России территорией Казанского ханства?

6. Оправдало ли себя воеводское управление, впервые введенное в России на территории Казанской земли? Почему русские власти отказались от управления присоединенными территориями наместниками по системе кормлений?

7. Почему в XVII в. на территории Казанской земли не сложилось губное и земское самоуправление?

8. Какова роль Приказа Казанского дворца в управлении народами Среднего Поволжья?

9. Как производилась унификация государственного управления Средним Поволжьем с исконно русскими территориями в XVIII в.?

10. Как решался вопрос о национальном самоопределении народов Среднего Поволжья в период буржуазных революций 1917 г.?

11. Как решился вопрос о государственности народов Среднего Поволжья после Октябрьской революции 1917 г.?

12. Как было организовано государственное и местное управление в Чувашской и Марийской автономных областях, Татарской АССР?

13. Какой правовой статус получили Ульяновская и Нижегородская (Горьковская) области?

14. Как изменилось взаимоотношения между Чувашией, Марий и РСФСР после получения данными субъектами статуса автономных советских социалистических республик?

15. Какие элементы государственности имели место в Чувашской АССР, Татарской АССР, Марийской АССР в советский период?

16. Дайте характеристику конституционной реформы, проводимой в 90-х и 2000-х гг. в Чувашии, Татарстане и Марий Эл.

 

Литература

1. Вопросы древней и средневековой истории Чувашии. Труды ЧНИИ. В.105. Чебоксары. 1980.

2. Димитриев В.Д. История Чувашии ХVIII в. (до крестьянской войны 1773-1775 гг.) Чебоксары. 1959.

3. Ермолаев И.П. Среднее Поволжье во второй половине ХУ1-ХУ11 вв. Казань. 1982.

4. Конституция (Основной Закон) Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики. Под ред. И.И. Данилова. Чебоксары. 1930.

5. Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа. Чебоксары, 1965.

6. Материалы по истории Чувашской АССР. В. I. Чебоксары, 1938.

7. Николаев И.В. Историко-правовые аспекты формирования Чувашской государственности. Учебное пособие / ЧКИ МУПК. Чебоксары. 2000.

8. Тимофеев В.Г. Создание национальной государственности чувашского народа. Чебоксары. 1986.

9. Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. М.1984.

10. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. Изд-во МГУ.1973.

11. Филиппов Н.К., Николаев В.Н. Российский федерализм и конституционная власть республик: Учебное пособие / Под ред. академика В.Н. Николаева. ЧКИ МУПК. – Чебоксары, 1998.

12. Чувашия в годы гражданской войны. Образование Чувашской АО (сборники документов) Отв. ред. В.П. Кузьмин. Чебоксары. 1960.

 

Тесты

1. Первым государством на территории Среднего Поволжья являлось:

а) Волжская Булгария;

б) Золотая Орда;

в) Древнерусское государство.

 

2. Отношения Волжской Булгарии и Древнерусского государства:

а) носили враждебный характер;

б) представляли собой военное союзничество;

в) являлись торговыми.

 

3. Волжская Булгария была завоевана монголо-татарами:

а) в 1236 г.;

б) в 1237 г.;

в) в 1240 г.

 

4. В период монголо-татарского нашествия Волжская Булгария и русские государства были:

а) военными союзниками;

б) противниками;

в) торговыми партнерами.

 

5. В период монголо-татарского завоевания:

а) Волжская Булгария сохранилась, потеряв политическую самостоятельность;

б) Волжская Булгария была полностью уничтожена;

в) Волжская Булгария сохранила самостоятельность, но стала вассалом Золотой Орды.

 

6. В период централизации Русского государства Казанское ханство:

а) добровольно вошло в его состав;

б) было завоевано Русским государством;

в) являлось военным союзником Русского государства.

 

7. Казанское ханство после присоединения к Русскому государству стало именоваться:

а) Казанская земля;

б) Казанский уезд;

в) Казанская губерния.

 

8. Государственное управление на территории Среднего Поволжья осуществлялось:

а) на общих принципах управления наравне с исконно русскими землями;

б) имело специфический, военизированный, характер;

в) в соответствии со сложившимися традициями управления народов Среднего Поволжья.

 

9. Единообразное с остальными российскими территориями государственное управление Средним Поволжьем сложилось:

а) в XVIII в.;

б) в XVII в.;

в) в XIX в.

 

10. После Февральской революции на территории Среднего Поволжья планировалось создать:

а) автономии по национальному признаку;

б) государственно-территориальные образования без учета национальной принадлежности народов, их населяющих;

в) административно-территориальные единицы, не имеющие признаков государственного суверенитета.

 

11. После Октябрьской революции 1917 г. территории Среднего Поволжья, заселенные чувашами, татарами, марийцами, получили статус:

а) автономной республики, автономных областей;

б) автономных областей;

в) губерний.

 

12. Статус автономной советской социалистической республики первой получила:

а) Чувашская АССР;

б) Татарская АССР;

в) Марийская АССР.

 

13. Органом конституционного контроля Чувашской Республики является:

а) Конституционный Суд Чувашской Республики;

б) Президиум Верховного Суда Чувашской Республики;

в) Комитет конституционного надзора Государственного Совета Чувашской Республики.

 

14. В 90-е гг. должность вице-президента предусматривалась:

а) Конституцией Республики Татарстан;

б) Конституцией Чувашской Республики;

в) Конституцией Республики Марий Эл.


Приложение

Общие принципы организации государственной власти в Чувашской Республике, Республике Татарстан и Республике Марий Эл (стрелками обозначено формирующее влияние одного органа власти на другой)

       
 
 
   
Комитет Конституционного надзора (Чувашская Республика)

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.