Управление качеством ИТ-услуг
Критический уровень зависимости деятельности современной организации от используемых ИТ диктует жесткие требований к их качеству.
Качество
Качество имеет несколько определений как, философская категория, объект управления и т.д. Одно и из наиболее распространенных определений дано в [1]:
Качество- степень соответствия присущих характеристик требованиям.
Требование- потребность или ожидание, которое установлено, является обязательным или обычно предполагается, т.е. является общепринятой практикой организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон.
Характеристика- отличительное свойство.
Характеристика качества- присущая характеристика продукции (услуги), процесса или системы, вытекающая из требования.
Примечание. "Присущая" означает имеющаяся в чем-то. Прежде всего, это относится к постоянной характеристике. Присвоенные характеристики продукции, процесса или системы (например, цена продукции, владелец продукции) не являются характеристиками качества.
Существует шесть основных групп факторов оценки/выбора поставщика ИТ-услуг:
1) ассортимент услуг;
2) уровень цен;
3) имидж (бренд) компании; 5
4) техническое качество услуги - это собственно качество исполнения ИТ-услуги, ключевые выгоды, полученные от услуги;
5) функциональное качество услуги – это качество того, как компанией-провайдером предоставляется услуга;
6) качество обратной связи – это качество взаимодействия провайдера с клиентом.
Как мы видим, три группы факторов из шести напрямую связаны с качеством услуг. Безусловно, что роли функционального качества и качества обратной связи сильно возрастают, если мы говорим о сфере ИТ-услуг (см. врезку).
| | Воспринимаемое качество ИТ-услуг
Техническое качество
- качество оборудования и приспособлений
- время исполнения услуги
- надежность (в течение гарантийного срока ремонт или услуга не потребуются вновь)
- безопасность (услуга не навредит клиенту, его оборудованию, ПО, базам данных и др.)
- полнота услуги – предоставление услуги в полном объеме (как в контракте)
Функциональное качество
- своевременность услуги (приемлемое время ожидания услуги)
- доступность (получение услуги без дополнительных затрат)
- возможность выбора (тарифных планов, условий платежа, дополнительного сервиса и пр.)
- получение полной информации обо всех услугах
- комфорт (удобство заказа, оплаты, получения, продления услуг и др.)
Качество обратной связи
- качество коммуникаций, взаимодействия и понимания клиента
- пропускная способность «горячей линии»
- решение проблем клиентам с первого раза (first contact resolution, FCR)
- минимальное время реакции на жалобу, вопрос или предложение клиента
- доступность руководства компании-провайдера при возникновении конфликтов
- обеспечение прав клиента (возмещение морального и физического ущерба
| Менеджмент качества ИТ-услуг включает в себя разработку политики и целей в области качества, планирование и управление качеством, обеспечение и улучшение качества. ИТ-услуга является сложной и многокомпонентной, поэтому контролировать ее качество «традиционно», как качество «выходной продукции», неэффективно. Желаемый результат – услуга требуемого уровня качества - достигается, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Поэтому, современные подходы к управлению качеством ИТ сфокусированы на управлении качеством процессов жизненного цикла ИТ-услуги и систематическом подходе к управлению деятельностью организации в целом (см. табл. 1).
|
Таблица 1. ITSM и традиционный подход к ИТ
Традиционный подход
| Подход ITSM
| Управление и внедрение технологий
| Управление и внедрение процессов
| Неформальные практики
и разовые решения
| Формализованные процессы
и методология решений
| «Точечные» решения
| Масштабируемые решения
| Реактивный подход к решению проблем
| Проактивный подход к проблемам
| Внутренние централизованные
и локальные ИТ-службы
| ИТ-аутсорсинг
и клиентоориентированность
| Локальные планы подразделений
по развитию ИТ
| ИТ-стратегия организации
по обеспечению развития бизнеса
| Это полностью согласуется с восьмью принципами систем менеджмента качества, изложенными в ГОСТ Р ИСО 9000-2001.
Восемь принципов менеджмента качества
| 1. Ориентация на потребителя
2. Лидерство руководителя
3. Вовлечение работников
4. Процессный подход
| 5. Системный подход к менеджменту
6. Постоянное улучшение
7. Принятие решений, основанное на фактах
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками
|
Следует иметь в виду, что построение изолированной системы менеджмента качества ИТ-услуг не будет способствовать повышению эффективности менеджмента компании-провайдера. Выход заключается в максимальном встраивании процессов управления качеством ИТ-услуг в уже существующие системы менеджмента предприятия.
ИТ-услуга – это целый комплекс технических и организационных решений, направленных на удовлетворение потребности бизнеса в ИТ (рис. 1.). Результат предоставления услуги имеет явно выраженную ценность для заказчика. При этом предоставление услуг может происходить на инцидентной и/или абонементной основе.
|