Здавалка
Главная | Обратная связь

Как провести исследование средствами контент-анализа



Формулировка проблемы. Как и большинство исследований, контент-анализ начинается с формулировки проблемы. Он применяется там, где вопрос касается переменных, являющихся сообщениями или символами. Например, я хочу изучить, как газеты освещают предвыборную политическую кампанию. Создаваемый мною конструкт "освещения" включает в себя характер, степень воздействия, наличие предпочтения одного кандидата перед другим. Я могу использовать опрос общественного мнения о том, что думают люди по поводу освещения избирательной кампании. Но лучшая стратегия - изучить газеты непосредственно, используя контент-анализ.

Единицы анализа. Исследователь принимает решение о единицах анализа. Например, при изучении избирательной кампании такой единицей будет ежедневный номер газеты.

Таблица I Образец рамочной таблицы

Журнал

Дата выпуска

Статья

Номер

Есть ли в выборке?*

Номер статьи в выборке

Time

Январь. 1-7,1969

с. 2-3

нет

 

Time

 

с. 4, внизу

нет

 

Time

 

с. 4, вверху

Да-1

Time

Март. 1-7.1989

с. 2-5

Да-10

Time

 

с. 6 правая колонка

Нет

 

Time

 

с. 6 левая колонка

Нет

 

Time

 

с. 7

Нет

 

Time

Декабрь, 24-31,1989

с. 4-б

Да-22

Time

 

с. 5 снизу

Нет

 

Time

 

с. 5 сверху

Да-23

* "Да" означает, что номер выбран из таблицы случаев. Номер после тире означает номер в числе статей, отобранных за год.

Выборка. В контент-анализе исследователи часто используют выборочные случаи, Прежде всего они определяют популяцию и элементы выборки. В качестве популяции могут выступать все слова, предложения, абзацы или статьи в документах определенного вида, относящиеся к определенному периоду времени. Популяция может включать в себя и все беседы, ситуации, сцены, эпизоды, показанные в телевизионных передачах определенного тина в течение некоторого времени. Например, я хочу узнать, как изображаются женщины и представители меньшинств в американских еженедельных журналах. Избранная мною единица анализа - статья. Популяция включает все статьи, опубликованные в Time, Newsweek, U.S. News & World Report между 1969 и 1989 гг. Сначала я проверяю, издавались ли названные журналы в указанные годы и тщательнейшим образом определяю, что понимается под "статьей". Например, являются ли статьями обзоры кинофильмов? Можно ли определить минимальный размер текста (например, текст, состоящий из двух предложений), позволяющий квалифицировать его как статью? Если статья состоит из нескольких частей (и печатается в нескольких номерах), следует ли рассматривать эти части как отдельные статьи, или же как одну? Далее я исследую указанные три журнала и обнаруживаю, что в среднем каждый номер содержит 45 статей. В год издавалось 52 еженедельных номера. Учитывая 20 лет определенных мною временных рамок, популяция включает около НО 000 статей (3 х 45 х 52 х 20 = 140400). Рамочные параметры для выборки задаются перечнем всех этих статей. Затем я принимаю решение об объеме и виде выборки. Исходя из размеров бюджета и времени я решаю ограничить выборку 1400 статьями. Таким образом, пропорция выборки составляет 1%. Я также избираю вид выборки. Я избегаю систематизированной выборки, поскольку журнальные издания выходят в свет циклично (интервал между выходом каждого из 52 номеров на протяжении каждого года - всегда неделя). Все номера важны для исследования, поэтому я использую стратифицированную выборку. Стратификация проводится по журналам: 1400 / 3 = 467. И так как я хочу быть уверенным, что статьи репрезентируют каждый из 20 годов, то выборка стратифицируется также и по годам. Результат - примерно 23 статьи из каждого журнала за год.

Наконец, я составляю случайную выборку, используя таблицу случайных чисел, чтобы отобрать 23 номера для 23 выбранных статей из каждого журнала за каждый год. Я разрабатываю рамочную рабочую таблицу, чтобы зафиксировать всю процедуру выборки (табл. 1).

Переменные и конструирование категорий кодирования. Приведу пример: мне нужно создать конструкт изображения женщины, афро- или испано-американки в роли, которая определяется как значимое лидерство. Прежде всего, я должен определить, что такое "значимое лидерство", используя операциональные термины, и представить это в виде совокупности письменно оформленных правил для классификации людей, о которых говорится в статье. Например, если в статье рассказывается о достижениях тех, кто уже умер, - можно ли утверждать, что умершим присуще значимое лидерство? Или: какая роль является значимой - лидера скаутской организации девочек или президента корпорации? Я должен также определить расовую и половую принадлежность людей, о которых говорится в статьях. А если таковые не очевидны из текста или сопровождающих его фотографий? На каком основании я буду делать заключения о расовой и половой принадлежности?

Поскольку предметом моего интереса является позитивное лидерство, я должен указать, имеет ли роль лидера позитивный или негативный характер. Я могу выявить это, воспользовавшись либо манифестным, либо латентным кодированием. Используяяманифестное кодирование, я формирую перечень прилагательных и фраз. Например, характеризующие исполнителя термины "блестящий" или "высококвалифицированный" несут позитивный смысл, а термины "как вареный", "неинициативный" - негативный. При латентном кодировании я формулирую правила, позволяющие мне ориентироваться в суждениях. Например, с помощью позитивных и негативных терминов я классифицирую истории о дипломатах, создающих кризисные ситуации, о служащих, не способных сделать свою фирму прибыльной, или об адвокатах, выигрывающих дело в суде.

Пример вопросов для латентного кодирования журнальных статей при изучении лидерской роли:

1 .Характеристика статьи. Из какого журнала? Дата публикации. Объем публикации. Чему посвящена статья? В каком месте настоящего издания она помещена? Сопровождается ли она фотографиями?

2. Люди в данной статье. Сколько человек упомянуто в статье? Сколько из них играют в статье важную роль? Пол, раса каждого из упомянутых людей.

3. Лидерские роли. Укажите лидерскую роль для каждого значительного лица, о котором говорится в статье. С какой сферой связано лидерство данного лица, или какая у него профессия?

4. Позитивная или негативная роль. Определите показанный в статье уровень (рейтинг) позитивности или негативности для каждой лидерской или профессиональной роли. Например, 5 = весьма позитивный; 4 = позитивный, 3 = нейтральный, 2 = негативный, 1 = весьма негативный, 0 = противоречивый.

В дополнение к правилам кодирования исследователь создает также таблицу записи (называемую также формой кодирования), в которую вносится информация (см, табл. 2). Для каждой единицы анализа составляется отдельная таблица записи. При составлении таблиц не обязательно пользоваться отдельными листами бумаги, часто используют файловые карточки или специально выделенные строки в компьютерной записи или файле. Когда для каждой единицы набирается количество информации больше, чем может уместиться на одной карточке, используют дополнительные карточки. При составлении рабочего плана исследователь должен учитывать время, необходимое для работы. Например, во время пилотажного исследования я обнаружил, что для прочтения и кодирования одной статьи мне необходимо 15 минут. В это время не входит выборка и распределение журнальных статей. Приблизительно на кодирование 1400 статей нужно 350 часов, не считая времени, необходимого на проверку точности кодирования. Поскольку 350 часов -это около 9 недель непрерывной работы при 40-часовой рабочей неделе, я должен подумать о том, чтобы нанять ассистентов для кодирования.

В каждой таблице записи должно быть место для указания порядкового идентификационного номера единицы анализа и свободное пространство для информации о каждой переменной. Я также помещаю идентификационную информацию об исследовательском проекте - на случай, если я перепутаю, к какому проекту относится карточка. Наконец, если я пользуюсь помощью кодировщиков, я указываю фамилию каждого, чтобы иметь возможность обеспечить надежность в их взаимодействии, и, если необходимо, вношу информацию о небрежностях.

Выводы, которые в состоянии сделать исследователь на основе полученных результатов, являются критическим пунктом исследования. Важно помнить, что контент-анализ описывает то, что содержится в тексте, и не может вскрыть намерения тех, кто этот текст создавал или же рассматривать воздействие содержащихся в тексте сообщений на тех, кому они адресованы. Например, контент-анализ показывает, что книги для детей содержат гендерные стереотипы. Это не обязательно означает, что детские представления или поведение детей находятся под воздействием данных стереотипов; такой вывод требует самостоятельного исследования, посвященного детской психологии.

Приведем пример исследования [12]. С. Маршалл изучала женщин, участвовавших в консервативном контр-движений, которое в начале XX столетия выступало против предоставления женщинам права голоса. В силу своей консервативности контрдвижение противостояло социальным переменам. Одни исследователи полагали, что оно возникло как реакция на противоречие между статусом и образом жизни. Другие доказывали, что контр-движения - выражение классовых конфликтов. Проведенные исследования документально показали, что женщины не только поддерживали движение суфражисток, но и противостояли ему. С. Маршалл поставила вопрос: на чем основываются позиции антисуфражисток - на классовых или статусных противоречиях?

В поисках ответа она вначале обратилась к документам и материалам исторических исследований контр-движения. Его пик пришелся на 1911-1916 гг., и во главе его стояли белые женщины, представительницы высших и средних классов. Исследовательница подвергла контент-анализу 68 номеров ежемесячного издания "Женский протест" Национальной Ассоциации женщин, выступавших против суфражистского движения между 1912 и 1918 гг. Каждая статья, письмо, отчет (или "тематическая единица") были закодированы, 57% из всех тематических единиц содержали обоснование противодействия предоставлению женщинам избирательных прав. С. Маршалл проанализировала всего 2078 единиц и обнаружила 21 тематический блок доводов против движения женского сопротивления. Она объединила их в четыре категории: негативные последствия для общества; для женщин; для мужчин; доказательства, что женское сопротивление не является необходимым. С. Маршалл обнаружила, что и страх потери статуса, и классовые противоречия со всей очевидностью лежат в основе антисуфражистских аргументов и взаимно усиливают друг друга. Опасение потерять социальный статус обнаруживалось в аргументах, тематически объединенных проблемой домашнего очага: высказывалось предположение, будто получение женщинами избирательных прав приведет к разрушению культурной, утонченной женской сферы в обществе, связанной с домом и сосредоточенной вокруг семьи и детей. Контр-движение стремилось уберечь неприкосновенность женской домашней сферы от грязного, грубого, вульгарного мужского мира политики. Темы классовых противоречий находили свое выражение в нападках на бедняков, иммигрантов, работниц, вынужденных работать вне дома. Женщины, принадлежавшие к высшим и средним классам, опасались, что женские голоса будут способствовать развитию трудового законодательства, программ социальной помощи, прав небелого населения или иммигрантов и всеобщего равноправия.

Исследование Маршалл не дает основания для заключения, что проанализированные статьи репрезентируют все возможные суждения по данному вопросу или что все читатели журнала вырабатывали свое мнение, исходя из прочитанного. Исследование имеет отношение только к идеям относительно данной проблемы, опубликованным в изданиях отдельной политически активной группы. Но в совокупности с другими данными оно помогает разрабатывать вопросы исследования более широко.

В распоряжении исследователя находится множество типов социальной информации. Есть информация, которая содержится в статистических документах (книгах, отчетах) и представлена в виде цифр. Информацию можно найти в публикациях, которые имеются в библиотеке или в компьютере. Задача исследователя -воспользоваться этой информацией для решения собственных задач, реорганизовать ее таким образом, чтобы она служила интересам исследования.

Трудно выделить темы, в разработке которых наиболее целесообразно использовать статистические исследования - они чрезвычайно разнообразны. Таким образом может быть изучена любая тема, если информация доступна. Проекты, связанные с анализом статистики, могут и не ставить задачу разработки строгой дедуктивной исследовательской модели. Исследователь имеет возможность творчески преобразовать имеющуюся информацию, представить ее в виде новых переменных - для того, чтобы изучить вопрос.

Известно, что эксперимент является лучшим методом, когда необходим контроль за ситуацией со стороны исследователя и его вмешательство. Очевидно также, что опрос используется тогда, когда исследователь предпочитает сам задать вопросы, чтобы узнать о различных оценках, подходах или поведении.

Статистическое исследование предпочтительно в тех случаях, когда необходимо включить в исследование информацию, которая может быть предоставлена только крупными бюрократическими организациями. Общественные или частные организации систематически собирают множество типов информации. Эта информация необходима либо для решения каких-то политических вопросов, либо для работы общественных служб. Она редко собирается в целях, непосредственно связанных с исследованием какого-то определенного вопроса. Таким образом, анализ статистики используется для проверки гипотезы, включающей переменные, которые содержатся в официальных отчетах по социальным, экономическим и политическим вопросам. Часто такая информация накапливается на протяжении долгого времени.

Источники данных

Важнейшим источником статистики являются государственные или международные агентства, а также частныеяорганизации. Если вы планируете изучать статистику, будет полезно обсудить ваши интересы со специалистом - например, с библиографом, который может указать вам направление поиска возможных источников.

После того, как информация найдена, она записывается на карточки, графы или специальные листы для дальнейшего анализа.

Источниками статистической информации могут быть различные справочники, биографические издания, словари, список учреждений и организаций, предназначенный для общего пользования.

Важно, чтобы информация была открытой для доступа, иначе ее нельзя проверить.

Вторичный анализ. Особый случай изучения статистики - повторный анализ результатов опроса или другой информации. При этом интерес исследователя сосредоточивается на анализе, а не на сборе данных. Вторичный анализ используется все более широко - во-первых потому, что он сравнительно недорог, позволяет проводить сравнения между группами, народами и временами, облегчает воспроизведение данных и позволяет рассматривать вопросы, которые первоначально не были затронуты. Существует несколько вопросов, которые должен задать исследователь, занимающийся вторичным анализом [1, р. 27-31]. Пригодны ли данные вторичного анализа для исследовательских задач? Какую теорию и гипотезы может использовать исследователь, основываясь на этих данных? Знаком ли он с областью первичного исследования? Понимает ли он, как были получены первичные данные и какой способ кодирования использовался?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Nl'unian L.W. Social research methods: qualitative and quantitative approaches, 2 nd ed. Boston etc.: Allyn and Bacon, 1991.

2. Boucluird Т..1. Unobtrusive measures: Лп inventory of uses. Sociological Methods and Research, 1976. Pp. 267-300. Wehh EJ., Cumphell D.T.. Schwartz R.D., Sechrest L., Grove.J.B. Noncreative measures in the social sciences, 2 nd ed. Boston: Hougton Miffin, 1981.

3. Mai'kofl' S., Shapiro G., Weitman S. Toward the intergration of content analysis and general methodology. Sociological Methodology. Ed. Heise. D. San-Francisco, Jossey-Bass, 1974. Pp. 1-58.

4. KrippenclorfK. Content analysis: An introduction to its methology. Beverly Hills. CA, Sage, 1980.

5. Holsli R. Content analysis. Handbook of Social Psychology, 2 nd ed.. Vol. 2, ed. By Zindzey Y., Aronson E.. 1968, pp. 596-692.

6. WeitimanL.. Eifler D.. Hocada E., Ross C. Sex role socialization in picture books for preschool children // American Journal of Sociology, 1972,77, 1125-1150.

7. Aries E. Male-female interpersonal styles in all male, all female, and mixed groups. Beyong sex roles, edited by Alice G. Sargent, 1977. pp. 292-299.

8. Berelson. Content-analysis in communication research. Glencoe. IL: Free Press, 1952; Carney T.F. Content analysis: A technique for sistematic inference from communication. Winnipeg: University of Manitoba Press, 1972; McDiadmid G. Teaching prejudice: A content analysis of social studies textbooks authrized for use in Ontario: Ontario Institute for Studies in Education, 1971; MyersG.. Margavio A.V. The Black bourgeoisie and reference group change: A content analysis of Ebony. Qualitative Sociology. 1983. 6, 291-307: NamenwirthJi. Prestige newspapers and assessment of elite opinions / Journalism Quarterly, 1970. 47: 318-323; Sepstrup P. Methodological Development in content analysis. In Advances in content analysis. Ed. by K.E. Rosenggren, Beverly Hills, CA: Sage, 1981, pp. 133-158. SfempelG., Visibility of blacks in news and news-picture magazines/ Journalism Quarterly, 1971, 48, pp. 337-339. Stewai-t D.E. The television family. Melborne: Institute of Family Studies. Stone, P., at al., 1983; The general inquirer: A computer approach to content analysis in the behavioral sciences. Cambridge, MA: MIT Press. 1966.

9. Weber P.P. Computer assisted content analysis: A short primer. Qualitative Sociology, 1984, 7, pp. 126-149. Wc'heiR.P. Basis content analysis. Beverly Hills, CA: Sage. 1985.

10. Andren G. Reliability and content analysis. In: Advances in content analysis. Ed. by K.E. Rosenggren, Beverly Hills. CA: Sage. 1981, pp. 43-67.

11. Krippendorj К. Content analysis: An introduction to its methodology. Beverly Hills, CA, Sage, 1980. Fiske D.W. Convergent-discriminant validation in measurements and research strategies. In Forms of validation in research. Ed. by Brinberg D. and Kidder L.H., 1980, pp. 72-92. San-Francisco: Jossey-Bass, 1982.

12. Marshall S.E. In defence of separate sphere: Class and politics in the antisuffdade movement. Social Forces, 1986, 65. pp. 327-351.

13. Dale A..Ai-her S.. Procter M. Doing secondary analysis. Boston: Unwin Hyman, 1988.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.