Возрастно-ориентированная модель образовательной деятельности ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
При описании возрастно-ориентированной (возрастно-сообразной) модели образовательной деятельности должны быть соотнесены ценностно-целевые представления о развитии ребенка (подростка, юноши) на ступени образования и профессионально-деятельностные представления о формах и средствах по достижению целей развития. Иначе говоря, в модели необходимо представить в единстве возрастно-нормативную модель развития на ступени образования и деятельностные условия ее реализации: возрастно-сообразную деятельность взрослых, деятельность образующихся, совместную деятельность детско-взрослой общности. Разработка возрастно-ориентированной модели образовательной деятельности позволит педагогу увидеть основные составляющие профессиональной деятельности в их целостности и взаимосвязи. Принципиальную структуру возрастно-ориентированной модели образовательной деятельности представим в табл. 3. Возрастно-ориентированная модель образовательной деятельности строится на основе возрастно-нормативной Таблица 3 Возрастно-ориентированная модель образовательной деятельности* Тип образовательной ситуации Образовательная ситуация 1 Образовательная ситуация 2 Образовательная ситуация 3 Содержание базового образовательного процесса Содержание деятельности образующегося Смысл действий образующегося Действия образующегося Позиция образующегося Содержание совместной образовательной деятельности Содержание педагогической деятельности Позиция •педагога Действия педагога Смысл действий педагога * Пустые клетки заполняются соответствующей информацией. модели развития, по сути, вбирает представления о нормах развития. Возрастно-нормативная модель развития в табл. 3 представлена в верхних строках. В образовательных процессах ситуации развития преобразуются в образовательные ситуации. Напомним, что решающая роль в создании образовательных ситуаций отводится педагогу. Ценности и цели развития на ступени образования представлены в строке «содержание базового образовательного процесса». Поясним это понятие. Ранее мы указали, что в образовании образовательные процессы (выращивания, формирования, воспитания, обучения) реализуются в неразрывном единстве. Для определенной ступени образования данное единство может быть обозначено как базовый образовательный процесс. Это значит, что конкретный тип образовательного процесса на определенной ступени образования занимает ведущие позиции, а другие типы процессов как бы «обслуживают» его. Подобное уточнение необходимо сделать и для педагогической деятельности — определенная педагогическая позиция на ступени образования будет доминировать, подключая другие педагогические позиции и другие формы педагогической деятельности для достижения образовательно-развивающих задач данной ступени. Содержание педагогической деятельности определяется целями и задачами развития на данной ступени. Предметом деятельности педагога выступает создание образовательных ситуаций как пространства полноценного проживания воспитанниками ситуаций развития и организации перехода от одной образовательной ситуации к другой — более высокого уровня и содержания. Такой компонент содержания педагогической деятельности, как педагогическая позиция, был обстоятельно описан нами ранее. Напомним, что через описание типов позиций и построения отношений из этих позиций может быть представлен вектор развертывания отношений ребенка и взрослого (школьника и педагога), а также основной характер их взаимодействия. Педагог должен хорошо знать ситуации развития на определенной ступени образования и в соответствии с их динамикой уметь занимать соответствующую позицию. Содержание педагогической деятельности включает описание основных действий педагога и их смысла в конкретной образовательной ситуации. Необходимость выделения данных составляющих педагогической деятельности определяется задачами фиксации связной последовательности шагов педагога по построению образовательных ситуаций и действий в них, акцентирования наиболее типичных, ключевых действий для данной ситуации. Аналогичные составляющие выделяются в содержании деятельности образующихся. Позиция образующегося в определенной образовательной ситуации соотносима с педагогической позицией. Существенно, что динамика образовательных ситуаций строится в направлении наращивания (развития) субъектной позиции учащегося в деятельности, в общности, в сознании. Соотносимыми являются действия образующихся и смыслы этих действий с аналогичными компонентами педагогической деятельности в образовательных ситуациях. Каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или иной позиции. Для педагога важно знать, из какой позиции он должен строить свои действия на данной ступени образования и каких действий он может и должен ожидать от воспитанника. Содержание совместной деятельности составляет основу детско-взрослой образовательной общности, имеющей свою специфику в определенной образовательной ситуации. В совместной деятельности происходит «встреча» деятельности образующегося и деятельности педагога. Деятельности взрослых и детей в образовательном процессе невозможно представить по отдельности — они сопрягаются и составляют общую, совместную деятельность. Даже учебная деятельность, которая традиционно считается только деятельностью школьников, по сути, долгое время является совместно-распределенной, где ее субъект — «учитель — ученик». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|