Здавалка
Главная | Обратная связь

Возрастно-ориентированная модель образовательной деятельности



При описании возрастно-ориентированной (возрастно-сообразной) модели образовательной деятельности должны быть соотнесены ценностно-целевые представления о раз­витии ребенка (подростка, юноши) на ступени образования и профессионально-деятельностные представления о фор­мах и средствах по достижению целей развития. Иначе говоря, в модели необходимо представить в единстве возрастно-нормативную модель развития на ступени образова­ния и деятельностные условия ее реализации: возрастно-сообразную деятельность взрослых, деятельность образующихся, совместную деятельность детско-взрослой общности. Раз­работка возрастно-ориентированной модели образователь­ной деятельности позволит педагогу увидеть основные составляющие профессиональной деятельности в их целост­ности и взаимосвязи.

Принципиальную структуру возрастно-ориентированной модели образовательной деятельности представим в табл. 3. Возрастно-ориентированная модель образовательной дея­тельности строится на основе возрастно-нормативной

Таблица 3 Возрастно-ориентированная модель образовательной деятельности* Тип образовательной ситуации Образова­тельная ситуация 1 Образова­тельная ситуация 2 Образова­тельная ситуация 3 Содержание базового образовательного процесса Содержа­ние деятель­ности образую­щегося Смысл действий образующе­гося Действия образующе­гося Позиция образующе­гося Содержание совместной образовательной дея­тельности Содержа­ние педагоги­ческой деятель­ности Позиция •педагога Действия педагога Смысл действий педагога * Пустые клетки заполняются соответствующей информацией. модели развития, по сути, вбирает представления о нормах развития. Возрастно-нормативная модель развития в табл. 3 представлена в верхних строках. В образовательных процес­сах ситуации развития преобразуются в образовательные ситуации. Напомним, что решающая роль в создании обра­зовательных ситуаций отводится педагогу. Ценности и цели развития на ступени образования представлены в строке «содержание базового образовательного процесса».

Поясним это понятие. Ранее мы указали, что в образовании образовательные процессы (выращивания, формирования, воспитания, обу­чения) реализуются в неразрывном единстве. Для опреде­ленной ступени образования данное единство может быть обозначено как базовый образовательный процесс. Это зна­чит, что конкретный тип образовательного процесса на опре­деленной ступени образования занимает ведущие позиции, а другие типы процессов как бы «обслуживают» его. Подобное уточнение необходимо сделать и для педагоги­ческой деятельности — определенная педагогическая позиция на ступени образования будет доминировать, подключая другие педагогические позиции и другие формы педагоги­ческой деятельности для достижения образовательно-раз­вивающих задач данной ступени.

Содержание педагогической деятельности определяется целями и задачами развития на данной ступени.

Предметом деятельности педагога выступает создание образовательных ситуаций как пространства полноценного проживания вос­питанниками ситуаций развития и организации перехода от одной образовательной ситуации к другой — более высо­кого уровня и содержания.

Такой компонент содержания педагогической деятель­ности, как педагогическая позиция, был обстоятельно описан нами ранее. Напомним, что через описание типов позиций и построения отношений из этих позиций может быть пред­ставлен вектор развертывания отношений ребенка и взрос­лого (школьника и педагога), а также основной характер их взаимодействия.

Педагог должен хорошо знать ситуации развития на определенной ступени образования и в соответ­ствии с их динамикой уметь занимать соответствующую позицию.

Содержание педагогической деятельности включает опи­сание основных действий педагога и их смысла в конкретной образовательной ситуации. Необходимость выделения дан­ных составляющих педагогической деятельности определя­ется задачами фиксации связной последовательности шагов педагога по построению образовательных ситуаций и дей­ствий в них, акцентирования наиболее типичных, ключевых действий для данной ситуации.

Аналогичные составляющие выделяются в содержании деятельности образующихся. Позиция образующегося в опре­деленной образовательной ситуации соотносима с педагоги­ческой позицией. Существенно, что динамика образовательных ситуаций строится в направлении наращивания (раз­вития) субъектной позиции учащегося в деятельности, в общности, в сознании. Соотносимыми являются действия образующихся и смыслы этих действий с аналогичными компонентами педагогической деятельности в образовательных ситуациях. Каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои программы действий ребенка и взрослого, проявляю­щиеся в той или иной позиции. Для педагога важно знать, из какой позиции он должен строить свои действия на дан­ной ступени образования и каких действий он может и дол­жен ожидать от воспитанника. Содержание совместной деятельности составляет основу детско-взрослой образовательной общности, имеющей свою специфику в определенной образовательной ситуации. В совместной деятельности происходит «встреча» деятель­ности образующегося и деятельности педагога. Деятельно­сти взрослых и детей в образовательном процессе невоз­можно представить по отдельности — они сопрягаются и составляют общую, совместную деятельность. Даже учеб­ная деятельность, которая традиционно считается только деятельностью школьников, по сути, долгое время является совместно-распределенной, где ее субъект — «учитель — уче­ник».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.