Самооценка психической устойчивости в межличностных отношениях(М. В. Секач, В. Ф. Перевалов, Л. Г. Лаптев)
Назначение. Авторская методика СПРУ адресуется людям разных возрастов, социальных рангов, видов деятельности и не имеет никаких противопоказаний по здоровью. В практическом плане она имеет наибольшую значимость для действий в экстремальных условиях, когда требуется становиться над обстоятельствами и побеждать их. Методика позволяет определить возможность руководителя проявлять психическую устойчивость по четырем психологическим компонентам: интеллект, воля, эмоции и личностно-профессиональные качества. Именно они, интегрируясь в системное психическое образование, составляют основу психической устойчивости руководителя, Данная методика (предпочтительнее ее компьютерный вариант) выявляет динамику уровней психической устойчивости. При этом достоверность результатов повышается в 6 раз при переходе от двукратного тестирования в течение года к пятикратному опросу.
Инструкция. Предлагаем вам ответить на вопросы искренне и однозначно и занести свои ответы в бланк опросника. При ответе на каждый вопрос необходимо указывать определенное отношение к проблеме, содержащейся в вопросе, выражая согласие или отрицание - «да» или «нет». Если определение в опроснике соответствует вашему представлению о себе, на бланке перечеркните номер этого определения. Показателем правильности усвоения инструкции может служить следующая форма самопроверки.
Например: Если вы утвердительно ответили более чем на половину вопросов (6,16, 26, 36, 46, 45), то результат тестирования по «шкале лжи» признается недействительным. В ином случае результаты тестирования указывают на один из уровней психической устойчивости руководителя.
Опросник 1. Я отдаю распоряжения всем подчиненным в одинаковой форме. 2. Я уверен, что поощрение - более сильный стимул для сотрудника, чем боязнь наказания. 3. Моя позиция лидера соответствует реальному статусу. 4. Когда необходимо, я могу заставить людей работать столько, сколько нужно для дела. 5. Я стараюсь, чтобы каждый сотрудник максимально проявлял свои способности. 6. Мне не нравится, когда меня хвалят. 7Я редко ошибаюсь, давая целостную квалификационную характеристику сотрудникам. 8. То, что моим подчиненным кажется везением или удачей, на самом деле плод моих долгих размышлений и действий. 9. Мои служебные и личные интересы в целом совпадают. 10. В периоды учебы (школа, вуз) я всегда был среди лучших. 11. Я предпочитаю такую работу, при которой можно самостоятельно определять, что и как делать. 12. Мне удается вести за собой людей, даже если они независимы от меня. 13. Я думаю, что самое главное в жизни - быть мастером своего дела. 14. По утрам я обычно чувствую себя отдохнувшим и бодрым. 15. У меня нет ощущения, что жизнь меня утомляет. 16. Я никогда не вздрагиваю перед неожиданным вызовом к руководству. 17. Меня не смущает присутствие большого количества незнакомых людей. 18. Я не отмечал, чтобы у меня пропадал или изменялся голос во время спора. 19. В прохладную погоду я никогда не потею. 20. Мне нравится постоянно находиться среди людей. 21. В экстремальных ситуациях у меня не было ощущения удушья. 22. Мое настроение не бывает связано с изменением погоды. 23. Меня не беспокоят кошмарные сновидения. 24. Я отстаиваю только то, в чем искренне убежден. 25. Моя профессия удовлетворяет меня. 26. Я думаю, что мои привычки хороши и желательны. 27. Я считаю, что любая неприятность закончится, но ждать этого не следует. 28. Принимая решение в сложных ситуациях, я рассчитываю только на свой опыт и знания. 29. Я полностью отдаю себя своей профессии. 30. Я удовлетворен результатами самореализации в выбранном виде деятельности. 31. Я не думаю о болезнях, пусть все идет своим чередом. 32. Я всегда смотрю собеседнику прямо в глаза. 33. Я не верю в случайности, совпадения, суеверия. 34. Меня интересует все новое. 35. Я могу заставить себя работать столько, сколько необходимо для дела. 36. Я никогда не передаю слухи. 37. У меня широкий круг интересов. 38. Я лучше себя чувствую, когда работаю, чем когда бездельничаю. 39. Я всегда убежден, что делаю нужное и полезное дело. 40. Чаще всего я могу предугадать решение начальника. 41. Я могу решать деловые вопросы с людьми, которых не выношу. 42. Рутинная работа быстро вызывает у меня раздражение. 43. Я люблю работать с людьми опытными и умными. 44. Я уважаю людей, которые достигли успеха без посторонней помощи. 45. Свои решения я всегда стараюсь научно обосновывать. 46. Я всегда такой, каким кажусь. 47. Я работаю в основном из-за желания победить, выиграть. 48. Не обязательно, чтобы мои решения одобрялись подчиненными. 49. Я считаю, что знающий проблему руководитель всегда легко доведет ее до любого исполнителя. 50. Я постоянно чувствую свою ответственность на работе. 51. Я не волнуюсь из-за пустяков. 52. Я не обращаю внимания на то, о чем говорят у меня за спиной. 53. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я веду себя совершенно по-разному, 54. Возраст собеседника не мешает мне установить деловой контакт. 55. Мне не трудно освоиться в новом качестве и в новом коллективе.
Обработка и интерпретация результатов Проверить результаты исследования по «шкале лжи». Если количество утвердительных ответов на вопросы 6, 16, 26, 36,46, 45 больше половины, то данные признаются недействительными. Подсчитать общее количество положительных ответов, кроме ответов на вопросы «шкалы лжи». Определить процентный уровень положительных ответов. Для этого их количество делится на константное число 49 и умножается на 100.
Характеристика уровней СПУР Высокий уровень психической устойчивости руководителя характеризует его способность выполнять управленческие функции в любых реальных условиях без существенного психического и физического напряжения (70% и более положительных ответов). Стабильный уровень психической устойчивости позволяет руководителю осуществлять управленческие функции успешно, без негативных последствий для психического здоровья (50% положительных ответов). Удовлетворительный уровень обеспечивается, если руководитель добивается положительных результатов в управленческой деятельности, мобилизуя весь свой творческий потенциал (30% положительных ответов). Если руководитель не соответствует одному или нескольким критериям психической устойчивости в такой степени, что не способен успешно выполнять управленческие функции, то его психическую устойчивость можно считать недостаточной (25% положительных ответов). Недостаточный уровень психической устойчивости не тождественен «неустойчивой психике». Это лишь уровень измерения психической и профессиональной состоятельности руководителей с соответствующим стажем работы на руководящей должности и определенного возраста.
Литература 1. Бойко В. В-Коммуникативная толерантность. - СПб., 1998. 2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб., 2001. 3. Лабунсш В. А., Менджерицкая Ю.А., Бреус БД. Психология затрудненного общения. - М., 2001. 4. Лучшие психологические тесты. Сб. избранных тестов/Под ред. А. Ф. Кудряшова. - СПб., 1992. 5. Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Психология и педагогика в общественной практике. - СПб., 2000. 6. Снетков В. М. Психология коммуникаций в организациях. - СПб., 2000.
Глава 4. Психодиагностика групповых и межгрупповых явлений
Раздел 1
Диагностика интегральных характеристик малой группы
4.1.1. Социально-психологические характеристики групповых особенностей и явлений. 3 4.1.2. Самооценка эмоционально-мотивационных ориентации в межгрупповом взаимодействии (модифицированный вариант Н. П. Фетискина) 4 4.1.3. Определение индекса групповой сплоченности Сишора. 6 4.1.4. Изучение сплоченности группы.. 7 4.1.5. Экспертная оценка сплоченности учебной группы.. 9 4.1.6. Определение опосредованной групповой сплоченности (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева) 11 4.1.7. Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) (В.С.Ивашкин, В. В. Онуфриева}. 12 4.1.8. Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А. С. Чернышев, С.В.Сарычев) 13 4.1.9. Экспертная диагностика интерактивной согласованности в малых группах (А.С.Чернышов, С. В. Сарычев) 14
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|