Социально-психологические характеристики групповых особенностей и явлений
В научных и прикладных исследованиях изучению групповых особенностей и явлений отводится одно из центральных мест. В данной работе исследуемый аспект рассматривается в контексте подструктуры (блока) общих качеств малой группы (Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин, А. С. Чернышев), включающей следующие характеристики. 1. Интегрированность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом (отсутствие интегрированное™ - разобщенность, дезинтеграция - А. Н. Лутошкин, А. И. Папкин, А. В. Петровский, В. А. Петровский, А. А. Русалинова, А. С. Чернышев, В. В. Шпалинский). 2. Микроклимат - определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность в ней (А. В. Лутошкин, А. А. Русалинова и др.), 3. Референтность - степень принятия членами группы группового эталона, их идентификация с эталоном групповых ценностей (Е. В. Щедрина). 4. Лидерство - степень ведущего активного влияния личностей - членов группы на группу в целом в плане осуществления групповых задач (Е. М. Зайцева). 5. Интрагрупповзя активность - мера активизации группой составляющих ее личностей. 6. Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы (А. И. Кузнецов, В. С. Агеев) в более широкой общности (например, класса на класс в школе, бригады на бригаду в цехе). Все общие качества характеризуют степень, меру общей оценки группы как коллектива, они тесно связаны друг с другом, каждое из них раскрывается через подструктуры направленности и психологического единства малой группы. В настоящей главе представлены методики фактически по всем качествам группы, за исключением лидерства, которое будет рассмотрено в одной из последних глав. Исходя из концептуальных подходов, изложенных выше, мы сочли необходимым включить в эту часть работы диагностический инструментарий, направленный на изучение интегративных особенностей малых групп: · референтометрическое определение межличностных отношений; · определение групповой сплоченности; · изучение нормативных предпочтений в группе; · выявление ценностно-ориентационного единства; · диагностику интерактивной согласованности в малых группах; · изучение психологического климата в малых группах (учебных, трудовых, спортивных); · исследование межличностных конфликтов: · ролевой конфликт; · рациональность и конструктивность поведения в конфликте; · глубина конфликта; · уровень личностной агрессивности, конфликтности; · исследование групповой динамики; · диагностика уровня развития малой группы; · интегральная самооценка уровня развития группы
4.1.2. Самооценка эмоционально-мотивационных ориентации в межгрупповом взаимодействии (модифицированный вариант Н. П. Фетискина)
Назначение. Определение ориентации и форм межгруппового взаимодействия, включая стратегии «сотрудничества - корпоративности» (соперничества), осуществляемых в полярных условиях групповой эмпатии и рефлексии.
Инструкция. Поведение групп людей в немалой степени схоже с поведением отдельного человека. Группы могут быть ориентированы либо на сотрудничество, либо на соперничество и корпоративные интересы, либо на сопереживание и помощь, либо на групповой эгоизм. Для оценки отношений своей группы к другим группам вашего учреждения необходимо определить ее типичное поведение по 14 полярным утверждениям, каждое из которых в левой части бланка ответов отражает формы группового поведения, ориентированного на сотрудничество, понимание интересов и состояния других групп (обозначено знаком«+»). в правой части бланка ответов расположены утверждения противоположного типа (обозначены знаком «-»}.Степень выраженности того или иного утверждения, свойственного вашей группе, определяется по 4-балльной системе: 3 - это свойство в нашей группе проявляется всегда; 2 - это свойство проявляется в большинстве случаев; 1 - это свойство проявляется иногда; 0-в группе не проявляется четко ни сотрудничество, ни соперничество.
Бланк ответов
Обработка и интерпретация результатов В ходе анализа полученных результатов необходимо сложить все положительные баллы, затем отрицательные, а потом из большей суммы вычесть меньшую. Высокая степень благоприятности выражается в 29 и более баллов; средняя степень - в диапазоне 15-28 балла; незначительный уровень межгруппового взаимодействия может оцениваться от 0 до 14 балов. Неблагоприятность межгруппового взаимодействия характеризуют баллы с «минусовой» оценкой (начальная, средняя, сильная неблагоприятность). Кроме того, данная методика позволяет определить и такие социально-психологические особенности межгруппового взаимодействия, как, например:
1. Межгрупповая эмпатия: 1, 5, 7, 12, 13, 2. Ориентация на межгрупповое сотрудничество-соперничество: 2, 3, 4, 6, 8, 11. 3. Направленность межгрупповых установок: 9, 10, 14.
Проявления и уровни ориентации в межгрупповом взаимодействии
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|