Здавалка
Главная | Обратная связь

Стратегии самоутверждения личности (Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова)



 

Назначение. Феномен самоутверждения идентифицируется с особенностями фиксации личностью уникального способа своей жизни в социуме. В данной методике самоутверждение личности рассматривается в контексте факторной природы, включающей следующие три стратегии; самоподавление, конструктивность и агрессивность.

 

Инструкция. Перед вами опросник, включающий различные жизненные ситуации. Прочитав утверждение или вопрос, подберите ответ (1, 2, 3, 4 или 5), отражающий ваши типичные действия или состояния в той или иной ситуации. Долго не задумывайтесь, здесь правильных и неправильных ответов нет. Подходящий для вас ответ отметьте на специальном бланке.

 

Опросник

1. Вы приехали на отдых.

1) Обязательно с кем-нибудь познакомитесь.

2) Другие должны считать за честь знакомство с вами.

3) Будете пребывать в одиночестве.

4) Если вам предложат, познакомитесь с кем-нибудь.

5) Будете пребывать в сомнениях, как познакомиться.

2. Если вы радуетесь, как это обычно бывает?

1) Больше испытываю недовольство.

2) Смеюсь, улыбаюсь.

3) Бываю просто доволен.

4) Сдерживаю радость.

5) Не знаю, как радуются.

3. Вы решили перекусить, но принесенное блюдо кажется вам не совсем съедобным.

1) Решите, что сегодня неудачный день и уйдете.

2) Просто расстроитесь.

3) Съедите.

4) Громко потребуете вернуть деньги.

5) Попробуете и отставите в сторону.

4. Вы едете в поезде, а постельного белья вам не дали.

1) Будете долго ждать, когда придет проводник.

2) Попросите своего спутника помочь вам.

3) Ляжете спать без белья. ,

4) Потребуете бригадира поезда.

5) Добьетесь, чтобы вам выдали все необходимое.

5. Можете ли вы сказать о себе, что способны подавить свои чувства, когда ситуация не позволяет выразить их в полной мере?

1) Часто подавляю.

2) Выражаю умеренно.

3) Стараюсь не попадать в такие ситуации.

4) Очень часто подавляю.

5) Почти никогда не подавляю.

6. В очередной раз вас просят выполнить работу за другого человека.

1) С готовностью согласитесь.

2) Безоговорочно откажетесь.

3) Обрадуетесь случаю свести с ним счеты.

4) Согласитесь, ругая себя за это.

5) Откажетесь, испытывая неловкость.

7. Вы идете в театр, но не знаете, как к нему проехать.

1) Спросите кого-нибудь, как проехать.

2) Будете искать сами.

3) Возмутитесь тому, что ваш спутник заранее не узнал дорогу в театр.

4) Вообще не пойдете в театр.

5) Обратитесь к знакомому за помощью.

8. Вам дали большую премию.

1) Очень обрадуетесь.

2) Засомневаетесь, не спутали ли вас с кем-нибудь.

3) Приятно удивитесь.

4) Выразите недоумение, почему у других премия больше.

5) Примете как должное.

9. Вам необходимо выполнить срочную работу, но знакомые настаивают на том, чтобы вы пришли к ним в гости.

1) Нехотя согласитесь.

2) Откажетесь и будете испытывать неловкость.

3) Резко откажетесь, так как ваши просьбы игнорируются еще чаще.

4) Просто откажетесь.

5) Согласитесь, так как вам кажется, что просьба вполне обоснованна.

10. Приятель занял у вас денег, обещая скоро вернуть, но вместо этого снова просит взаймы.

1) Дадите и будете считать себя размазней.

2} Будете в страшном гневе и наговорите ему много нелестных слов.

3) Не дадите, и уже этим все будет сказано.

4) Не дадите, но для себя решите, что поступили неправильно.

5) Дадите, так как боитесь остаться совсем без друзей.

11. В магазине вы просите посмотреть товар, а на вас не обращают внимания.

1) Обратитесь еще раз и уйдете, не получив ответа.

2) Предложите свою помощь продавцу, так как вам кажется, что он устал за целый день работы.

3) Настойчиво и требовательно добьетесь своего.

4) Найдете возможность отыграться на недостатках продавца.

5) Отойдете к другому прилавку.

12. К вам обращаются с просьбой, когда вы очень заняты.

1) Немедленно переключитесь на проблемы обратившегося к вам человека.

2) Откажетесь, а потом передумаете.

3) С недовольством отложите свою работу.

4) Предложите подождать и продолжите свою работу.

5) Отчитаете человека за то, что он не вовремя к вам обратился.

13. Ваш знакомый устроился на интересную работу с высоким окладом.

1) Никак не прореагируете на это событие.

2) Пожалуетесь ему на свою неустроенность.

3) Поздравите по телефону.

4) Выразите свою радость при встрече.

5) Еще раз утвердитесь во мнении, что у него везде знакомства.

14. Вы сделали новый ключ, но им нельзя открыть дверь,

1) Потребуете сделать новый ключ.

2) Придете в замешательство.

3) Пошлете в мастерскую кого-нибудь поэнергичней.

4) Поменяете замок.

5) Устроите в мастерской скандал.

15. Когда вы с кем-нибудь общаетесь, вы:

1) Передаете инициативу вашему партнеру.

2) Говорите больше всех, заканчивая разговор, когда это нужно именно вам.

3) Начинаете и ведете разговор.

4) Сомневаетесь, так ли вы себя ведете.

5) Чувствуете себя несколько застенчиво.

16. Вы немного торопитесь, но к вам обращаются с просьбой, которая не требует немедленного исполнения.

1) Согласитесь выполнить незамедлительно.

2) Оставите просьбу без внимания.

3) Неуверенно откажетесь.

4) Согласитесь, испытывая собственные затруднения.

5) Попросите отложить ее решение на более поздний срок.

17. Ваш собеседник говорит такие вещи, с которыми трудно согласиться.

1) Будете с ним спорить, приводя доводы.

2) Обругаете его про себя.

3) Скажете, что он невежда.

4)Будете с ним солидарны,

5) Вам все равно.

18. Часто ли вы выражаете обоснованное недовольство?

1) Очень часто.

2) Часто.

3) Иногда.

4) Почти никогда.

5) И в плохом вижу хорошее.

19. Вы нечаянно толкнули прохожего.

1) Остановитесь и спросите, все ли в порядке.

2) Обернетесь и убедитесь, что все нормально.

3) Сделаете вид, что не заметили этого.

4) Броситесь извиняться, предлагать помощь.

5) Скажете, чтобы он был осмотрительнее.

20. Вы отремонтировали часы, а они все равно не идут.

1) Почувствуете в этом свою вину.

2) Попросите у кого-нибудь совета.

3) Будете пребывать в нерешительности.

4) Потребуете нового ремонта или обмена часов.

5) Вернетесь в бюро ремонта, так как у вас есть что сказать мастеру.

21. Знакомо ли вам чувство радости?

1) Скорее чувство покоя.

2) Немного.

3) Когда есть с кем порадоваться.

4) Часто испытываю это чувство.

5) Многое раздражает, а не радует.

22. Вас подвел деловой партнер, друг, приятель.

1) Выплеснете на него всю свою злость.

2) Подумаете: «Это и к лучшему».

3) Расстроитесь.

4) Заставите исправить положение.

5) Затаите обиду.

23. Вам долго не возвращают нужную книгу.

1) Открыто обвините этого человека в необязательности.

2)Оставите книгу у него.

3) Слегка рассердитесь.

4) Потребуете книгу обратно.

5) Посоветуетесь с другим, как обычно.

24. Обувь, купленная вами совсем недавно, пришла в негодность.

1) Обменяете на новую.

2) Пойдете ругаться с продавцом.

3) Оставите на черный день.

4) Будете озабочены этим, не зная, как поступить.

5) Станете носить дальше.

25. Вы закончили важную работу, которая была высоко оценена другими.

1) Останетесь недовольны невысокой, с вашей точки зрения, оценкой

2) Будете пребывать в состоянии апатии.

3) Поделитесь радостью с другими.

4) Останетесь недовольны собой.

5) Будете очень довольны.

26. Вам позвонили поздно ночью, неправильно набрав номер.

1) Не пойдете к телефону в любом случае.

2) Скажете по телефону, что нужно правильно набирать номер.

3) Недовольно выслушаете извинения.

4) В гневе бросите трубку.

5) Обрадуетесь, так как вам все равно не до сна.

27. На день рождения вам преподнесли приятный сюрприз.

1) Это невозможно, так как мало кто способен на такие сюрпризы.

2) Вам кажется, что вы этого не заслужили.

3) Будете довольны.

4) Останетесь равнодушны, так как вы этого ожидали.

5) Очень обрадуетесь.

28. Ваше место в театре занято.

1) Сядете на другие место, хотя там хуже видно.

2) Будете пребывать в недоумении.

3) Отреагируете на ситуацию.

4) Попробуете освободить место,

5) Сдержитесь в проявлении отрицательных эмоций.

29. Оказавшись один на один с малознакомым человеком, вы:

1) Долго и мучительно выбираете тему для разговора.

2) Напряженно молчите.

3) Сами предлагаете тему для беседы.

4) Вынуждаете его развлекать вас.

5) Ждете появления кого-нибудь из знакомых.

30. Вы смотрите телевизор, а ваши близкие переключают его на другую программу.

1) Что ж, придется смотреть эту.

2) Рассердитесь и потребуете переключить обратно.

3) Промолчите, демонстрируя недовольство.

4) Поссоритесь.

5) Любезно согласитесь, так как новая программа вроде бы интереснее.

31. Вы собрались уходить, а ваш начальник просит вас остаться, так как необходимо еще поработать.

1) Неуверенно откажетесь.

2) Не подчинитесь, страшно негодуя при этом.

3) Откажетесь, ссылаясь на занятость.

4) Согласитесь, радуясь, что на вас обратили внимание.

5) Согласитесь, проминая себя за это.

32. Если вам необходимо с кем-нибудь познакомиться, как вы это делаете?

1) Полагаетесь на судьбу, стечение обстоятельств.

2) Просите кого-нибудь посодействовать.

3) Действуете очень напористо и решительно,

4) Проявляете инициативу, договариваетесь о встрече.

5) Мысленно проигрываете эту ситуацию в разных вариантах, не переходя к делу.

33. Сосед попросил у вас утюг, а вы в это время сами гладите.

1) Категорически откажете.

2) Откажете, и вас замучают угрызения совести.

3) Отдадите и включите старый утюг.

4) Просто откажете.

5) Дадите, не желая того.

34. Вы пришли на рынок, и пожилая женщина просит вас купить у нее оставшийся товар.

1) Откажетесь, сожалея, что так поступили.

2) Купите, досадуя на себя.

3) Пройдете мимо.

4) Будете раздражены этим.

5) Купите на последние деньги.

35. Когда вы находитесь в гостях, где много неизвестных вам людей, то:

1) Общаетесь только со знакомыми.

2) Стремитесь максимально привлечь к себе внимание.

3) Чувствуете себя скованно.

4) Нередко находитесь в центре внимания.

5) Не решаетесь с кем-нибудь познакомиться.

35. Врач неожиданно заканчивает работу после того, как вы уже долго прождали приема.

1) Примете как должное.

2) Расстроитесь и уйдете.

3) Возмутитесь, а потом все-таки успокоитесь.

4) Выскажете врачу все, что накипело, не выбирая выражений.

5) Потребуете, чтобы прием продолжал другой врач.

 

Обработка и интерпретация результатов

 

При обработке данных используются да критерия:

Оценка принадлежности к группе, сделанная а результате подсчета общей суммы баллов по опроснику (S = 1Уа + 2УЬ + ЗУс + 4Vd + 5УК, где а - ответы, оцениваемые 1 баллом, b -ответы, оцениваемые 2 баллами, с - ответы, оцениваемые 3 баллами, d - ответы, оцениваемые 4 баллами, и k - ответы, оцениваемые 5 баллами).

Оценка, полученная на основе сравнения трех количественных характеристик (дискриминирующих признаков): первый признак получает количественную оценку в результате сложения ответов, которым приписываются 1 и 2 балла, и указывает на выраженность тенденции самоподавления: Р1 = 1Уа + 2УЬ; второй признак получен при сложении ответов с оценками 3 и 4 балла, он отражает развитость конструктивных стратегий: Р2 = ЗУс + 4Vd; третий признак - количественная величина склонности человека к доминированию, полученная путем сложения ответов с оценками 4 и 5 баллов: РЗ = 4Yd + 5УК.

Деление испытуемых на группы, которое осуществляется в соответствии с новым критерием (тремя дискриминирующими признаками), позволило снять целый ряд вопросов относительно так называемых «спорных случаев» и сформировать количественно и качественно новые группы (табл. 1, 2).

 

Таблица 1

Показатели центральных тенденций и разброса данных

в трех группах, выделенных с помощью разных критериев:

суммы баллов по опроснику и трех дискриминирующих признаков

 

  Сумма баллов по опроснику PI P2 P3
№ группы
Среднее
Медиана
Дисперсия
Минимум
Максимум
Нижний квартиль
Верхний квартиль

 

Таблица 2

 

Распределение испытуемых по группам:

(1) по критерию суммы баллов а (2) по критерию сравнения

выраженности трех тенденций (дискриминирующих признаков)

 

№ группы Сумма баллов Границы групп по дискриминирующим признакам  
Границы группы Р1 Р2 РЗ
90-111 15-21 69-90 56-75
112-123 9-13 99-111 80-93
124-144 3-6 106-124 105-117

 

Для стандартизации данных и определения границ между тремя эмпирическими группами проводилось преобразование результатов в стены (табл. 3). Стены - это стандартизованный показатель, который разбивает нормальное распределение на десять интервалов-категорий, каждая из которых содержит разный процент распределения.

 

Таблица 3

Преобразование «сырых» данных

(суммы баллов по опроснику) в стены

 

X Частота Накопленная частота (L) LЧ 1/п Стены Границы групп
87.0 0.008 87- 111 баллов Стратегия самоподавления
91.83 0.016
6.67 0.025
101.5 0.085
106.3 0.172
111.2 0.305
116.0 0.432
120.8 125.7 0.627 0.775 112 - 130 баллов Конструктивная стратегия
130.5 0.924
135.5 0.979 131 и выше Агрессивная стратегия
140.2 1.000

 

В соответствии с полученными данными определились три группы испытуемых: 1 - с ориентацией на стратегию самоподавления (п = 44); 2 - с преобладанием конструктивной стратегии самоутверждения (п = 135); 3-е предпочтением агрессивной стратегии самоутверждения (п = 57).

Стратегия самоподавления (самоотрицания) может проявляться в конформной установке по отношению к группе, в поиске сильного лидера, полизависимости, в проявлении гиперответственности, мазохизма и др. У представителей данной группы доминирует механизм отрицания. Стремление к самораскрытию и самовыражение имеет низкие значения.

Стратегия конструктивного самоутверждения, как правило, проявляется в умении решать проблемы, склонности к обоснованному риску, в спонтанном проявлении своих способностей, в творчестве. Лица с выраженным конструктивным самоутверждением используют разные механизмы психологической защиты, но чаще всего прибегают к зрелым способам защиты, например, идентификации. Для них характерно стремление к самораскрытию и самовыражению.

Стратегия доминирования как стратегия компенсации гиперпотребности в самоутверждении может проявляться в форме вербальной агрессии, в виде создания искусственных препятствий и связанных с ними состояний фрустрации у другого человека в виде утаивания от него важной информации и эмоциональной изоляции.

По мнению ряда авторов (Бэрон Р., Ричардсон Д., 1997), некоторая деструктивность данной стратегии, включающей гиперсамоутверждение и принуждение в форме множества агрессивных действий, не предполагает причинения ущерба другой личности. Данная стратегия выражается в большом стремлении к доминированию в межличностных отношениях. Люди с данной стратегией предпочитают сохранять устойчивость самооценки с помощью механизма проекции. Для них характерны средние значения по фактору самораскрытия и высокие показатели по самовыражению.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.