Здавалка
Главная | Обратная связь

Интегральная оценка эффективности профессиональной деятельности учителя (Н. П. Фетискин)



 

Инструкция. Просим вас ответить на ряд вопросов, касающихся особенностей учебного процесса. Хочется верить, что ваши искренние ответы помогут значительно повысить успешность вашей учебной работы.

А теперь возьмите опросник и лист ответов и укажите в его верхней части: курс, группу / класс, возраст, пол, желание учиться.

В опроснике имеется 12 утверждений, которые позволят уточнить ваши мнения, интересы, состояния, отношения, оценки учебной деятельности. На листе ответов напишите номер утверждения, а рядом поставьте 1-2 ответа в буквенной форме по каждому предмету. Обращайте внимание на то, когда нужно оценить отдельные качества преподавателя, а когда свои учебные действия.

 

Лист ответов

 

Курс/класс Возраст Пол Желание учится
Ю Д Очень большое Учусь по долгу Учусь без желания
           
№ вопросов Оценка учебной деятельности по предметам
Математика Химия Физика Иностранный язык История
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
                 

 

Опросник

1. Речь преподавателя:

а) свободная, разнообразная;

б) затрудненная, монотонная;

в) четкая, понятная;

г) малоразборчивая;

д) эмоциональная;

е) скучная.

2. Интонация педагога:

а) уверенная, стимулирующая;

б) неуверенная, безразличная;

в) жизнерадостная;

г) мрачная, пессимистичная;

д) спокойная, сдержанная;

е) раздраженная, недовольная;

ж) доброжелательная;

з) пренебрежительная.

3. На этом занятии я:

а) открываю много нового;

б) многие вопросы мне давно известны;

в) получаю установку для самостоятельной работы;

г) чаще топчемся на одном месте;

д) получаю весь необходимый материал;

е) вынужден усваивать второстепенный лекционный материал, т. к. педагог считает свои лекции единственным верным источником.

4. Педагог по этому предмету:

а) жестко контролирует все мои действия, держит аудиторию в страхе;

б) безразлично относится к тому, чем я занимаюсь;

в) может легко оскорбить, обидеть;

г) пытается заинтересовать, увлечь предметом;

д) считает главным, чтобы ему не мешали;

е) пытается найти контакт с аудиторией, стремится к диалогу, сотрудничеству;

ж) ориентируется лишь на заинтересованных студентов.

5. На этом занятии я:

а) стремлюсь выполнить все задания;

б) занимаюсь для вида, чтобы произвести благоприятное впечатление;

в) стремлюсь не пропустить все интересные положения и факты;

г) считаю самым главным просто присутствовать на занятии.

6. На этом занятии я:

а) стремлюсь записать все самое главное;

б) занимаюсь посторонними делами (читаю художественную литературу, пишу письма);

в) стремлюсь все понять, чтобы меньше готовиться дома;

г) сижу скучаю, зная, что все придется изучать самостоятельно;

д) выполняю многие задания машинально;

е) готовлюсь к другому предмету.

7. На этом предмете я:

а) стремлюсь повысить свой интеллектуальный уровень;

б) пытаюсь получить высокую отметку;

в) стремлюсь утвердить свой статус, положение;

г) стремлюсь выполнить все так, как требует преподаватель;

д) занимаюсь, чтобы избежать нареканий, упреков;

е) стремлюсь понять основное содержание предмета.

8. Данным предметом я:

а) заинтересован, т. к. мне нравится педагог;

б) доволен из-за хорошего усвоения материала;

в) увлечен, много занимаюсь самостоятельно;

г) недоволен из-за низкого уровня преподавания;

д) не удовлетворен, т. к. мои знания остаются на прежнем уровне;

е) разочарован из-за формального подхода: «сдал - забыл», испытываю невостребованность знаний.

9. На этом занятия у меня нередко возникает:

а) светлое, приятное настроение;

б) безразличие, скука;

в) вдохновенное увлечение;

г) раздражительность, возмущение;

д) радость, уверенность;

е) тревога, боязнь.

10. На этом занятии я:

а) целиком поглощен учебной темой;

б) занят разными воспоминаниями;

в) испытываю заинтересованность и увлеченность учебным занятием;

г) возмущен из-за того, что попусту потрачу время.

11. Этот преподаватель:

а) свободно владеет материалом и почти не пользуется конспектом;

б) увлечен своим предметом;

в) материал дает из учебников, частично читает по конспекту;

г) безразличен к своему предмету.

12. Этот преподаватель:

а) занятия проводит разнообразно и интересно;

б) проводит занятия скучно и однообразно;

в) преподносит материал сухо, формально;

г) излагает материал в эмоционально-увлекательной форме.

 

Ключ для обработки данных

1. Речевая компетентность преподавателя, учителя:

а, в, д - эмоционально окрашенная, четкая

б, г, е - монотонная, трудная для восприятия

2. Интонационная компетентность педагога:

а, в, д, ж - имеет положительные формы

б, г, е, з - неприятная, неуверенная

3. Информативность занятия:

а, в, д - высокая

б, г, е - низкая

4. Стиль педагогического руководства:

в, д - демократический стиль руководства (СР)

а, г - авторитарный (СР)

б, е, ж - либерально-попустительский (СР)

5. Характер практической деятельности учащихся на занятиях:

а, в - продуктивный

б, г, - формальный

6. Продуктивность практической деятельности учащихся на данном занятии:

а, в, д - высокая

б, г, е - низкая, формальная

7. Доминирующая целеполагающая направленность учащихся:

а - творческая самореализация

г - глубокое знание предмета

б, в - повышение социального статуса

д, е - формальное выполнение учебного ролевого долга

8. Удовлетворенность учащихся занятиями по данному предмету:

а, б, в - достаточно выражена

г, д, е - выражена разномотивационная неудовлетворенность

9. Деятельностные состояния учащихся:

а, б, в - положительные эмоциональные состояния (Эс)

б, е - пассивно-отрицательные (Эс)

г - активно-отрицательные (Эс}

10. Направленность мыслительной деятельности учащихся;

а, в - доминирование познавательной направленности

б - выключенность из познавательной деятельности, наличие «вакуума» в мыслительной сфере

г - доминирование мыслительной агрессии, фрустрации

11. Дидактическая компетентность:

а, б - высокая

в, г - низкая

12. Методическая компетентность преподавателя:

а, г - высокая

б, в - низкая

 

Примечание. При анализе и интерпретации полученных результатов следует учитывать количественные и качественные критерии исследуемых шкал.

Например, при сравнении полярных показателей важно учитывать степень доминирования той или иной стратегии деятельностного поведения и степень их качественных различий.

Существенное место в ходе анализа выявленных результатов должно занимать системное сопоставление взаимосвязей между всеми шкалами. Наличие положительных и отрицательных корреляций каждой из шкал с другими позволит определить главные моменты в совершенствовании своей профессиональной деятельности. Кроме того, не менее важно проанализировать ответы с позиции половозрастных и мотивационных различий, заложенных в листе ответов.

 

 

Литература

1. Диагностика успешности учителя. Сб. метод, материалов для руководителей школ. - М., 2001.

2. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996.

3. Новиков В. В., Забродин Ю.М. Психологическое управление. -М., 1992.

4. Обозов Н. Н. Психология менеджмента .- СПб., 1995.

5. Почебут Л. Г., Чикер В. А, Организационная социальная психология. - СПб., 2001.

6. Свенцицкйй А. Психология управления организацией. - СПб., 1999.

7. Социально-психологические факторы эффективности деятельности бригад: Сб. научных трудов / Под.ред. А. Л. Журавлева. - М., 1987.

8. Фетискин Н. П. Реализация и оценка профессиональных способностей учителя. -Кострома, 1995.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.