Интегральная оценка эффективности профессиональной деятельности учителя (Н. П. Фетискин)⇐ ПредыдущаяСтр 134 из 134
Инструкция. Просим вас ответить на ряд вопросов, касающихся особенностей учебного процесса. Хочется верить, что ваши искренние ответы помогут значительно повысить успешность вашей учебной работы. А теперь возьмите опросник и лист ответов и укажите в его верхней части: курс, группу / класс, возраст, пол, желание учиться. В опроснике имеется 12 утверждений, которые позволят уточнить ваши мнения, интересы, состояния, отношения, оценки учебной деятельности. На листе ответов напишите номер утверждения, а рядом поставьте 1-2 ответа в буквенной форме по каждому предмету. Обращайте внимание на то, когда нужно оценить отдельные качества преподавателя, а когда свои учебные действия.
Лист ответов
Опросник 1. Речь преподавателя: а) свободная, разнообразная; б) затрудненная, монотонная; в) четкая, понятная; г) малоразборчивая; д) эмоциональная; е) скучная. 2. Интонация педагога: а) уверенная, стимулирующая; б) неуверенная, безразличная; в) жизнерадостная; г) мрачная, пессимистичная; д) спокойная, сдержанная; е) раздраженная, недовольная; ж) доброжелательная; з) пренебрежительная. 3. На этом занятии я: а) открываю много нового; б) многие вопросы мне давно известны; в) получаю установку для самостоятельной работы; г) чаще топчемся на одном месте; д) получаю весь необходимый материал; е) вынужден усваивать второстепенный лекционный материал, т. к. педагог считает свои лекции единственным верным источником. 4. Педагог по этому предмету: а) жестко контролирует все мои действия, держит аудиторию в страхе; б) безразлично относится к тому, чем я занимаюсь; в) может легко оскорбить, обидеть; г) пытается заинтересовать, увлечь предметом; д) считает главным, чтобы ему не мешали; е) пытается найти контакт с аудиторией, стремится к диалогу, сотрудничеству; ж) ориентируется лишь на заинтересованных студентов. 5. На этом занятии я: а) стремлюсь выполнить все задания; б) занимаюсь для вида, чтобы произвести благоприятное впечатление; в) стремлюсь не пропустить все интересные положения и факты; г) считаю самым главным просто присутствовать на занятии. 6. На этом занятии я: а) стремлюсь записать все самое главное; б) занимаюсь посторонними делами (читаю художественную литературу, пишу письма); в) стремлюсь все понять, чтобы меньше готовиться дома; г) сижу скучаю, зная, что все придется изучать самостоятельно; д) выполняю многие задания машинально; е) готовлюсь к другому предмету. 7. На этом предмете я: а) стремлюсь повысить свой интеллектуальный уровень; б) пытаюсь получить высокую отметку; в) стремлюсь утвердить свой статус, положение; г) стремлюсь выполнить все так, как требует преподаватель; д) занимаюсь, чтобы избежать нареканий, упреков; е) стремлюсь понять основное содержание предмета. 8. Данным предметом я: а) заинтересован, т. к. мне нравится педагог; б) доволен из-за хорошего усвоения материала; в) увлечен, много занимаюсь самостоятельно; г) недоволен из-за низкого уровня преподавания; д) не удовлетворен, т. к. мои знания остаются на прежнем уровне; е) разочарован из-за формального подхода: «сдал - забыл», испытываю невостребованность знаний. 9. На этом занятия у меня нередко возникает: а) светлое, приятное настроение; б) безразличие, скука; в) вдохновенное увлечение; г) раздражительность, возмущение; д) радость, уверенность; е) тревога, боязнь. 10. На этом занятии я: а) целиком поглощен учебной темой; б) занят разными воспоминаниями; в) испытываю заинтересованность и увлеченность учебным занятием; г) возмущен из-за того, что попусту потрачу время. 11. Этот преподаватель: а) свободно владеет материалом и почти не пользуется конспектом; б) увлечен своим предметом; в) материал дает из учебников, частично читает по конспекту; г) безразличен к своему предмету. 12. Этот преподаватель: а) занятия проводит разнообразно и интересно; б) проводит занятия скучно и однообразно; в) преподносит материал сухо, формально; г) излагает материал в эмоционально-увлекательной форме.
Ключ для обработки данных 1. Речевая компетентность преподавателя, учителя: а, в, д - эмоционально окрашенная, четкая б, г, е - монотонная, трудная для восприятия 2. Интонационная компетентность педагога: а, в, д, ж - имеет положительные формы б, г, е, з - неприятная, неуверенная 3. Информативность занятия: а, в, д - высокая б, г, е - низкая 4. Стиль педагогического руководства: в, д - демократический стиль руководства (СР) а, г - авторитарный (СР) б, е, ж - либерально-попустительский (СР) 5. Характер практической деятельности учащихся на занятиях: а, в - продуктивный б, г, - формальный 6. Продуктивность практической деятельности учащихся на данном занятии: а, в, д - высокая б, г, е - низкая, формальная 7. Доминирующая целеполагающая направленность учащихся: а - творческая самореализация г - глубокое знание предмета б, в - повышение социального статуса д, е - формальное выполнение учебного ролевого долга 8. Удовлетворенность учащихся занятиями по данному предмету: а, б, в - достаточно выражена г, д, е - выражена разномотивационная неудовлетворенность 9. Деятельностные состояния учащихся: а, б, в - положительные эмоциональные состояния (Эс) б, е - пассивно-отрицательные (Эс) г - активно-отрицательные (Эс} 10. Направленность мыслительной деятельности учащихся; а, в - доминирование познавательной направленности б - выключенность из познавательной деятельности, наличие «вакуума» в мыслительной сфере г - доминирование мыслительной агрессии, фрустрации 11. Дидактическая компетентность: а, б - высокая в, г - низкая 12. Методическая компетентность преподавателя: а, г - высокая б, в - низкая
Примечание. При анализе и интерпретации полученных результатов следует учитывать количественные и качественные критерии исследуемых шкал. Например, при сравнении полярных показателей важно учитывать степень доминирования той или иной стратегии деятельностного поведения и степень их качественных различий. Существенное место в ходе анализа выявленных результатов должно занимать системное сопоставление взаимосвязей между всеми шкалами. Наличие положительных и отрицательных корреляций каждой из шкал с другими позволит определить главные моменты в совершенствовании своей профессиональной деятельности. Кроме того, не менее важно проанализировать ответы с позиции половозрастных и мотивационных различий, заложенных в листе ответов.
Литература 1. Диагностика успешности учителя. Сб. метод, материалов для руководителей школ. - М., 2001. 2. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996. 3. Новиков В. В., Забродин Ю.М. Психологическое управление. -М., 1992. 4. Обозов Н. Н. Психология менеджмента .- СПб., 1995. 5. Почебут Л. Г., Чикер В. А, Организационная социальная психология. - СПб., 2001. 6. Свенцицкйй А. Психология управления организацией. - СПб., 1999. 7. Социально-психологические факторы эффективности деятельности бригад: Сб. научных трудов / Под.ред. А. Л. Журавлева. - М., 1987. 8. Фетискин Н. П. Реализация и оценка профессиональных способностей учителя. -Кострома, 1995.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|