Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………..........5

Краткий курс лекций по учебной дисциплине «Психология»……………….5

Раздел 1.Общая психология………………………………………………… …5

Раздел 2. Возрастная психология……………………………………………..80

Раздел 3. Социальная психология……………………………………………141

Раздел 4 . Психология художественного творчества……………………….192

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ..........................................................................236

Тематика практических /семинарских занятий…………………………......236

Организация самостоятельной работы студентов……….………………. ...241

РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ…………………………………………...243

Тестирование для самоконтроля……………………………………… …….243

Вопросы к экзамену по общей психологии………………………………….243

Вопросы к зачету по возрастной психологии……………………………….244

Вопросы к зачету по социальной психологии………………………………245

Вопросы к экзамену по психологии художественного творчества……….246

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………248

Учебная программа учреждения высшего образования по дисциплине «Психология» …………………………………………………………………248

Пояснительная записка……………………………………………………….248

Примерный тематический план для специальности «Искусство эстрады» (дневная и заочная форма обучения)………………………………………..251

Примерный тематический план для специальности «Культурология»

(дневная и заочная форма обучения)……………………………………..257

Содержание учебного материала……………………………………………263

Список рекомендуемой литературы………………………………………..302

Методы (технологии) обучения…………………………………………….304

Диагностика сформированности компетенций студента ………………...306

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология» предназначен в качестве пособия студентам всех специальностей Института современных знаний имени А.М.Широкова для оптимизации процесса освоения. Он представляет собой совокупность учебно-методической и нормативной документации, средств обучения и контроля, а также прочих образовательных ресурсов, необходимых для полноценного обучения.

Теоретический раздел УМК содержит краткий курс лекций по разделам дисциплины «Психология»: «Общая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Психология художественного творчества». В нем представлены все темы, включенные в типовую программу «Психология» для высших учебных заведений. Текст лекций основан на переработке имеющегося в учебной литературе по психологии материала. Тем не менее, для освоения полного объема курса, соответствующего стандартам высшей школы, остается необходимой работа студентов с учебными пособиями и дополнительной литературой. Практический раздел УМК содержит тематику и содержание работы на практических (семинарских) занятиях для студентов очной и заочной форм обучения. Здесь же изложены основные вопросы по организации самостоятельной работы студентов. В разделе контроля знаний студентам предлагаются вопросы для самоконтроля и тестовые задания, с помощью которых студент имеет возможность самостоятельно проверить качество усвоенных знаний. Вспомогательный раздел включает в себя учебную программу, в соответствии с которой ведется преподавание дисциплины; тематические планы для очной и заочной форм обучения.

Учебная программа составлена на основе базовой программы «Психология» для высших учебных заведений от 28.08.2013 г. Регистрационный № УД 02-22/б, которая в свою очередь составлена на основе типовых программ по каждому из четырех разделов курса «Психология» от 30.04.2012 г., Регистрационный № ТД - С. 168/тип.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ»

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Тема 1. Предмет психологии и ее задачи

1. Общее предстaвление о психологии кaк нaуке.

2. Объект и предмет психологии.

3. Взаимосвязь психологии с другими науками.

4. Этапы развития психологического знания.

5. Зaдaчи психологической науки.

Общее предстaвление о психологии кaк нaуке. Слово "психология" в переводе нa русский язык буквaльно ознaчaет "нaукa о душе" (гр. psyche "душa" + logos "понятие", "учение"). В нaше время вместо понятия "душa" используется понятие "психикa". Знaкомство с любой нaукой нaчинaется с определения ее предметa и описaния кругa явлений, которые онa изучaет. Что же является предметом психологии?

Современная психология наука о закономерностях психической жизни и деятельности че­ловека и различных форм общностей людей. Психология как на­ука изучает факты, закономерности и механизмы психики (А. В. Петровский).

Психика — это системное свойство высокоразвитой материи отражать объективную действительность. Отражение бывает биологическим (рефлексы), физическим (например, зеркало) и психическим. Особенность психического отражения в том, что она активно, тогда как иные виды отражения — пассивны. Психика позволяет воспринимать внешний мир «виртуально», то есть, воспринимать субъективный образ объективного мира. Психическое отражение не является пассивным копированием мира, оно связано с поиском, выбором и переработкой информации. Психическое отражение избирательно и зависит от потребностей человека. Психическое воображение активно, но субъективно. Субъективность человека зависит от пола, возраста, национальности, состояния здоровья, уровня интеллекта, воспитания, интересов, профессии, опыта и других факторов.

Психоло­гия — это наука о закономерностях возникновения, формирова­ния, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности. Объектом психологии выступает не только конкретный и от­дельный человек, но и различные социальные группы людей, а также высокоорганизованные животные, особенности психической жизни которых изучает такая отрасль психологии, как зоопсихология. Однако традиционно основным объектом психологии является человек. Предметом психологии человека являются за­кономерности возникновения, формирования, развития, функ­ционирования и проявлений индивидуальной и групповой пси­хики, отдельных психических феноменов и механизмов в различных условиях и на разных этапах жизни и деятельности людей.

Взаимосвязь психологии с другими науками.Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Человек — биосоциальное существо, только в обществе формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. Поэтому углубленному пониманию психики человека способствует знание социологии. Сознание, мышление и многие другие психологические явления не даны человеку от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. На сегодняшний день в психологии существуют две основные парадигмы: естественно-научная и гуманитарная.

Этапы развития психологического знания. Психология очень молодaя нaукa. Официaльное оформление нaучнaя психология получилa немногим более 100 лет нaзaд, a именно в 1879 г.: в этом году немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в г. Лейпциге первую лaборaторию экспериментaльной психологии.

Появлению психологии предшествовaло рaзвитие двух больших облaстей знaния: естественных нaук и философии; психология возниклa нa пересечении этих облaстей. История психологии восходит своими корнями в глубокую древность. С древнейших времён потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психологического склада людей. Люди начали задумываться над существованием духовного начала, направляющего их поведение в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, которые считались ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний.

Первоначально психология выступала как наука о душе, наличием которой пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Так начался первый этап в развитии психологии, продолжавшийся в течение более двух тысяч лет.

Второй этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

Третий этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задачи психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Четвертый этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний, т.е. психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Зaдaчи психологической науки. Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы ее дополним научными знаниями.

1.Основная задача психологии состоит в познании истоков и особенностей психики людей, закономерностей ее возникнове­ния, формирования, функционирования и проявлений, возмож­ностей психики человека, ее влияния на поведение и деятель­ность человека.

2. Не менее важной задачей психологии является выработка рекомендаций людям по повышению их стрессовой устойчивости и психологической надежности при решении личных, про­фессиональных и других задач в различных обстоятельствах жиз­ни и деятельности.

3. Новое знaние человекa о себе делaет его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживaния. Психология это нaукa, не только познaющaя, но и конструирующaя, созидaющaя человекa.

Тема 2. Развитие психики и сознания

1. Психика как системное свойство высокоорганизованной материи.

2. Функции психики.

3. Три пласта психики: бессознательное, подсознание, сознание. Уровни сознания.

4. Нервная система и её устройство.

5. Мир психических явлений.

Психика как системное свойство высокоорганизованной материи. Этимологически слово психика тождественно слову душа.

Термином «психика» в психологии обозначают все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека. Это и само сознание, и бессознательное, проявляющееся в непроизвольно возникающих психических образах и элементах поведения человека, и сами психические образы, и потребности, и мотивы, и роли, и эмоции, и сама личность человека как способ организации всех психических феноменов. Термином «психика» обозначают также некие гипотетические «ментальные», «внутренние» механизмы, оказывающие управляющее влияние на поведение животных. Психика – это не материя, а ее свойство. Психика – некое качество, которое проявляется только при взаимодействии субъекта с объектами окружающей среды. Психика возможна только в процессе жизнедеятельности живых организмов

Еще раз повторим, что психика — это системное свойство высокоразвитой материи отражать объективную действительность. Отражение бывает биологическим, физическим и психическим. Особенность психического отражения в его активности.

Психика позволяет воспринимать внешний мир «виртуально», то есть, воспринимать субъективный образ объективного мира. Психическое отражение не является пассивным копированием мира, оно связано с поиском, выбором и переработкой информации. Психическое отражение избирательно и зависит от потребностей человека. Психическое воображение активно, при этом субъективно. Субъективность человека зависит от пола, возраста, национальности, состояния здоровья, уровня интеллекта, эмоциональности, воспитания, интересов, профессии, опыта и других факторов.

Головной мозг является физиологической основой работы психики, но содержание психики (психическая жизнь человека) зависит не от мозга, а от окружающей среды. Психические свойства содержат характеристики внешних объектов, а не физиологических процессов. Из внешнего мира сигналы поступают в мозг, где они преобразуются, и таким образом человек воспринимает события и явления происходящие вне его.

Для развития психических свойств человека процесс социализации является основополагающим. Человеческая психика формируются в процессе усвоения культуры. Важным условием развития психики является активность человека, психика изначально развивалась как свойство, помогающее адаптации к окружающей среде.

Функции психики(основными являются отражение, регуляция, коммуникация).

Отражение — продукт психической деятельности напрямую будет зависеть от особенностей субъекта, темперамента и опыта. Отражающая функция имеет опережающий характер — способность предвидеть ситуацию и способы ее разрешения.

Регуляция — связана с изменением поведения человека.

Коммуникация — передача информации, развитие в общении. Условием развития, через общение, является качество последнего. Качественное общение сопровождается обменом знаниями и эмоциями.

Три пласта психики. Традиционно выделяют три пласта психики:

Бессознательное — информация об этом пласте, в принципе, не осознается. Подсознание — содержит информацию, которая когда-то была в сознании, обобщенный «автоматический» опыт человека. Подсознание включает навыки, привычки, автоматизмы, интуицию. Подсознание является фильтром, пропускающим информацию из бессознательного в сознание и наоборот. Автоматизмы — это действия, когда-то усвоенные человеком и теперь повторяемые автоматически. Комплексы — это то значимое для него, что человек не может реализовать в себе. Наиболее известные комплексы — «наполеона», нарциссизма, неполноценности, застенчивости. Интуиция (инсайт, озарение) — процесс «выплывания» информации из подсознания на поверхность сознания.

Сознание — высший уровень развития психики, сфера знания, опыта и культуры. Сознание есть только у человека. Благодаря сознанию формируется внутренняя модель внешнего мира, вследствие чего становится возможным его познание и преобразование. Стержнем сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. Сознание не добавление к психике человека, а сама субъективная сторона психики, осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя человека, и одновременно осознание природы.

Уровни сознания. Сознание может находиться на одном из трех уровней, называемых психологами «живым», «фантомным» и «мертвым».

Живое сознание — личность осознает себя, принимает ответственность за свою жизнь, не уходит от противоречий, принимает себя и других, воспринимает мир, как сложный и конфликтный, в котором окружающие не живут по вашему сценарию. Фантомное сознание — иллюзорное состояние, при котором в сознании много необдуманного, неосмысленного, много стереотипов и психологических защит. Критерием поступков является поведение большинства. Жизненная стратегия — быть не хуже других, «быть как все». «Мертвое сознание» — отсутствие смысла жизни, внешний локус контроль (перекладывание ответственности за себя и свою жизнь на других). Для таких людей характерна вера в идею-фикс, создание кумиров, желание сильной руки.

Нервная система и её устройство. Для того чтобы поведение человека было успешным, необходимо, чтобы его внутренние состояния, внешние условия, в которых человек находится, и предпринимаемые им практические действия соответствовали друг другу. На физиологическом уровне функцию объединения (интеграции) всего этого обеспечивает нервная система. Она и анатомически устроена так, чтобы иметь прямой доступ и выход на внутренние органы, на внешнюю среду, соединять их, управлять органами движения. Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и периферического. Центральный включает головной мозг, промежуточный и спинной мозг. Вся остальная часть нервной системы относится к периферической.

Практически все отделы центральной и периферической нервной системы участвуют в переработке информации, поступающей через внешние и внутренние, расположенные на периферии тела и в самих органах рецепторы. С высшими психическими функциями, с мышлением и сознанием человека связана работа коры головного мозга и подкорковых структур, входящих в передний мозг.

Со всеми органами и тканями организма центральная нервная система связана через нервы, выходящие из головного и спинного мозга. Они несут в себе информацию, поступающую в мозг из внешней среды, и проводят ее в обратном направлении к отдельным частям и органам тела. Центральная нервная система представляет собой скопления нервных клеток — нейронов.

Все структуры организма, внешние и внутренние, пронизаны массой разнообразных рецепторов. Особенно много специализированных рецепторов в органах чувств: глаз, ухо, поверхность кожи в наиболее чувствительных местах, язык, внутренние полости носа. Соответственно основным органам чувств выделяют зрительный, слуховой, вкусовой, кожный и некоторые другие анализаторы.

Особую роль в головном мозге играют правое и левое большие полушария, а также их основные доли: лобная, теменная, затылочная и височная.

Мир психических явлений:

Психические процессы Психические состояния Психические Свойства

Мир психических явлений – это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействия окружающей действительности (имеют четкое начало, течение, ярко выраженный конец). Они делятся на:

- познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь);

- эмоциональные;

- волевые.

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека: направленность, темперамент, характер, способности.

Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени: эйфория, усталость, отчуждение, активность, пассивность, бодрость, апатия и др.

Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений: знания, начальные умения, простые навыки, сложные умения, сложные навыки.

Социально-психологические явления и процессы – это психологические феномены, обусловленные взаимодействием и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям.

 

Тема 3. Структура и методы современной психологии

 

1. Общая психология как базовая отрасль психологии.

2. Система психологических наук.

3. Методы исследования в психологии.

4. Характеристика диагностических методов психологического исследования.

 

Общая психология –базовая дисциплина по психологии, теоретически и экспериментально изучающая закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека. Под общей психологией понимают изучение психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых), психических свойств (способности, характер, темперамент) и психических состояний у нормального взрослого человека. Также в рамках общей психологии изучается история становления психологии как науки. Психологическая наука к настоящему времени получила развитие в целом ряде отдельно выделенных отраслей психологии.

Разделы(виды) психологии в системе психологических наук:

Общая психология

Социальная психология

Юридическая психология

Практическая психология

Медицинская психология

Возрастная психология

Педагогическая психология

Трансперсональная психология

Художественная психология

Музыкальная психология

Психодиагностика

Зоопсихология

Психотерапия

Гештальттерапия

Психиатрия

Психоанализ

Гипноз

Нейролингвистическое программирование и др.

Каждая из отраслей психологии имеет свои задачи и накопленный опыт их решения, что значительно обогащает психологическую науку, например:

Практическая психология. Направление в психологической науке, изучающее индивидуальность, неповторимость человека и способы воздействия на него с целью оказания ему помощи и проявления возможностей. Практика психологии зачастую значительно опережает теорию. Отсутствие методов, позволяющих экспериментально проверить необходимые в практике данные, значительно сдерживают развитие теории, которая с трудом обеспечивает растущие запросы практики.

Социальная психология.Отрасль психологии, изучающая закономерности: поведения человека в социальной организации; взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности; развития нравственно-психологического климата в коллективе. Другими словами - это наука, которая изучает, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. Социальная психология включает в себя 3 основных раздела: социальная психология групп, общения и личности.

Возрастная психология.Изучает закономерности психического развития здорового человека и является отраслью психологических знаний. Рассматривает жизнь человека на всех этапах развития(младенчество, детство, отрочество, переходный возраст, взросление, зрелость, пожилой возраст, и наконец, старость и угасание). На этом основании выделяют детскую, подростковую, юношескую психологию, психологию взрослого человека и геронтопсихологию.

Педагогическая психология.Изучает методы обучения, эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, психологические аспекты преподавания и т. д.

Психотерапия.Система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих, медикаментозных и других методик.

НЛП (нейролингвистическое программирование).Область знаний, изучающая структуру субъективного опыта людей, занимающаяся разработкой языка его описания, раскрытием механизмов и способов моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям.

Характеристика диагностических методов психологического исследования.Метод в психологии – совокупность конкретных приемов и способов изучения психических явлений. Методика – совокупность правил проведения конкретного исследования; описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов, предметов, а также регламентирует последовательность исследовательских действий.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.