Здавалка
Главная | Обратная связь

Полномочия Государственной Думы РФ



Ст. 103 Конституции определяет компетенцию Государственной Думы (см. схему 45).

Компетенция Государст­венной Думы определена Конституцией РФ и актами текущего законодательства. К ее полномочиям относятся:

· принятие законов;

· ежегодное утверждение государственного бюджета, феде­ральных налогов и сборов;

· дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя
Правительства РФ;

· решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству;

· назначение на должности и освобождение от должностей
некоторых должностных лиц (Председателя Центрального банка
РФ, Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов,
Уполномоченного по правам человека);

· объявление амнистии;

· выдвижение обвинения против Президента РФ для отре­шения его от должности;

· внешнеполитические полномочия (рассматривает внешне­
политические вопросы в связи с обращениями Президента РФ,
докладами Правительства, по инициативе комитетов палаты, по
собственной инициативе);

· обращение в Конституционный Суд РФ.

 

ТЕСТЫ:

Для проверки уровня полученных знаний по данной теме вам предлагается выполнить 9 тестовых заданий.

На все вопросы предложено 4-5 вариантов ответов, Вам необходимо выбрать только один. Время для обдумывания каждого тестового задания – 1 мин. Степень сложности – 7 баллов.

1. Государственная Дума собирается на первое свое заседание после избрания по прошествии: а) 15 дней; б) 20 дней; в) 30 дней; г) 35 дней.

2. К ведению Совета Федерации РФ относится: а) назначение выборов РФ; б) решение вопроса о доверии Правительству РФ; г) объявление амнистии.

3. К ведению Государственной Думы относится: а) отрешение Президента РФ от должности; б) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения от должности; в) утверждение Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; г) правильного ответа нет.

4. Высшие и центральные представительные (законодательные) органы субъектов РФ формируются: а) с использованием мажоритарной избирательной системы; б) с использованием мажоритарной и пропорциональной избирательных систем; в) с использованием пропорциональной избирательной системы; г) с использованием избирательной системы, установленной законодательством субъекта РФ.

5. Совет Федерации РФ и Государственная Дума РФ заседают: а) совместно; б) поочередно; в) раздельно; г) правильного ответа нет.

6. В Совет Федерации РФ входят: а) по четыре представителя от каждого субъекта РФ; б) по три представителя от каждого субъекта РФ; в) по два представителя от каждого субъекта РФ; г) по одному представителю от каждого субъекта РФ.

7. Сколько времени РФ может жить без Государственной Думы РФ: а) 1 год; б) 9 месяцев; в) 6 месяцев; г) 5 месяцев; д) 4 месяца.

8. Совет Федерации РФ принимает только: а) постановления; б) распоряжения; в) законы; г) законы и постановления; д) законы и распоряжения.

9. Председателя Совета Федерации РФ: а) назначает Конституционный суд РФ; б) избирает народ РФ; в) избирает Государственная Дума РФ; г) назначает Президент РФ; д) избирает Совет Федерации РФ.

Литература:

Основная:

1. Авакьян С.А. Конституционное право Российской Федерации: В 2-х т. - М., 2007.

2. Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М., 2006.

3. Енгиборян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право – М., 2002.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект, 2007.

Дополнительная:

1. Авакьян С.А. Практикум по конституционному праву России. - М., 2007.

2. Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Думы ФС РФ в законодательном процессе // Государство и право, 1998, №10.

3. Овсепян Ж.И. Становление парламентаризма в России. – Ростов н/Д, 2000.

4. Парламентское право России: Учебное пособие. - М.: Юристь, 2000. - 392с.

5. Румянцева Т.С. Федеральное Собрание: Конституционно-правовой статус. – В кн.: Конституционный строй России. Вып.2. –М., 1995. – С.25-39.

Глава X. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

 

§ 1. Виды законов Российской Федерации

Согласно Конституции РФ на федеральном уровне существуют три вида законов (см. схему 48):

- законы РФ о поправках к Конституции РФ;

- федеральные законы;

- федеральные конституционные законы.

Согласно ст. 135 Конституции, когда речь идет о положениях глав 1, 2, 9 и палаты примут большинством в три пятых голосов каждой палаты решение о необходимости их пересмотра, придется создавать Конституционное Собрание, которое либо подтвердит неизменность действующей Конституции, либо разработает проект новой Конституции. Этот проект принимается двумя третями общего числа членов Конституционного Собрания либо выносится на референдум РФ (по обращению Конституционного Собрания его назначает Президент РФ). Таким образом, по данной процедуре возникает не просто закон РФ, а новая Конституция.

Что касается глав 3 - 8, то в ст. 136 Конституции РФ сказано, что поправки к этим главам Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. По запросу Думы постановлением от 31 марта 1995 года Конституционный Суд РФ дал толкование ст. 136: поправки в смысле ст. 136 Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта – закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ.

Таким образом, можно говорить о тех видах законов РФ.

В соответствии с Конституцией (ст. 76) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституцион­ные законы и федеральные законы, которые не могут противоре­чить федеральным конституционным законам.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопро­сам, предусмотренным Конституцией РФ. К их числу относятся: чрезвычайное положение (ст. 56); принятие в Российскую Федера­цию и образование в ее составе нового субъекта (ст. 65); изменение статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66); описание и поря­док официального использования Государственных флага, герба и гимна Российской Федерации (ст. 70); референдум (ст. 84); режим военного положения (ст. 87); введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положе­ния (ст. 88); порядок деятельности Правительства РФ (ст. 114); Установление судебной системы Российской Федерации (ст. 118); Установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбит­ражного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128); созыв Кон­ституционного Собрания (ст. 135).

Различие между этими актами может быть проведено по двум линиям (см. схему 49).

Во-первых, по предмету:

Законы о поправках имеют целевое назначение – вносят изменения в Конституцию.

ФКЗ принимаются по строго определенному перечню вопросов, перечисленных в Конституции РФ.

ФЗ принимаются по широкому, строго не определенному кругу вопросов, исключая, однако, те, по которым принимаются законы о поправках к Конституции или федеральные конституционные законы.

Во-вторых, по требуемому большинству и процедурам при принятии:

Законы о поправках принимаются по определенной процедуре конституционного закона, после этого подлежат одобрению органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. На рассмотрение закона о поправках субъектам дается срок до одного года. Далее Совет Федерации на своем первом заседании, следующем за днем истечения данного срока, устанавливает результаты рассмотрения закона в субъектах и принимает соответствующее постановление. В течение 7 дней со дня установления результатов Советом Федерации его Председатель направляет закон Президенту. Не позднее 14 дней со дня получения закона РФ о поправке Президент подписывает закон и осуществляет его официальное опубликование. Со дня официального опубликования закон вступает в силу, если им самим не установлена иная дата вступления закона в силу.

ФКЗ принимаются последовательно двумя третями голосов в Государственной думе и тремя четвертями голосов в Совете Федерации (если не будет три четверти голосов в этой палате, закон считается не принятым, и Дума ничего не может сделать, ее возможности преодолеть решение Совета Федерации относительно федерального конституционного закона не предусмотрено), после чего подлежат подписанию и обнародованию Президентом (его вето по этому виду актов не предусмотрено).

ФЗ нуждаются в простом большинстве голосов в каждой из палат, допускаю сначала отклонение верхней палатой (своеобразное «вето» Совета Федерации), преодолеваемое нижней палатой, для принятия закона в прежней редакции, двумя третями голосов, затем возможно вето президента, преодолеваемое в обеих палатах двумя третями голосов.

Закон, принимаемый Федеральным Собранием РФ характеризуется рядом черт (см. схему 50). Он принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю и интересы народа Россий­ской Федерации. Закон содержит правовые нормы и потому является нормативным актом. Он обязателен к исполнению всеми государст­венными органами, действующими на территории Российской Феде­рации, органами местного самоуправления, общественными объеди­нениями и гражданами. Ему должны соответствовать акты всех дру­гих государственных органов. Закон имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации. Он является юридичес­кой базой деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции РФ, кото­рой закон не может противоречить.

§ 2. Понятие законодательного процесса и его стадий

в Федеральном Собрании

Законы принимаются палатами Федерального Собрания в осо­бом порядке, который реализуется в законодательном процессе представляющем собой систему действий, посредством ко­торых осуществляется законодательная деятельность Феде­рального Собрания. В Российской Федерации законодательный процесс состоит из нескольких стадий (см. схему 51):

1. Осуществление права законодательной инициативы.

2. Подготовка законопроекта к рассмотрению Государственной Думой.

3. Рассмотрение законопроекта в Думе.

4. Принятие ею закона.

5. Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации, направление Президенту.

Вместо этой стадии возможна другая, хотя и не всегда обязательная: рассмотрение и неодобрение закона Советом Федерации. Тогда следует еще одна стадия – создание согласительной комиссии обеих палат, повторное рассмотрение закона в Думе и его принятие либо простым большинством (если Дума согласилась с предложениями Совета Федерации), либо двумя третями голосов (если Дума не согласна с предложениями) – в последнем случае закон направляется Президенту уже самой Думой.

Пятой стадии при определенных обстоятельствах может и вообще не быть: если принятый Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации (ст.106 Конституции РФ) или если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, тогда на 15-день со дня поступления из Государственной Думы федеральный закон направляется Председателем Совета Федерации Президенту для подписания и обнародования, о чем направляется уведомление в Государственную Думу. Правда, по мнению Конституционного Суда РФ, в этом случае имеет место молчаливое одобрение закона Советом Федерации и возникает вопрос, не считать ли его стадией законодательного процесса.

6. Подписание закона Президентом и его обнародование (некоторые авторы эту стадию разделяют на две самостоятельные: подписание Президентом закона или его отклонение; опубликование закона [xlvi]).

При отклонении Президентом закона (право вето) появляется дополнительная стадия законодательного процесса – рассмотрение закона в обеих палатах, принятие предложений Президента или преодоление вето двумя третями голосов, после чего следует подписание закона Президентом и его обнародование.

Таким образом, законодательный процесс на федеральном уровне может состоять из пяти или семи стадий (причем некоторые из них могут быть разбиты на подстадии), а то и всего из четырех стадий. Строго говоря, его нельзя ограничивать лишь рамками Федерального Собрания; хотя главная часть стадий законодательного процесса приходится именно на данный орган, активным участником является также Президент; в определенной мере на появление и прохождение законопроектов влияют иные субъекты законодательного процесса.

§ 3. Субъекты права законодательной инициативы

Свое начало законодательный процесс получает с осуществлением права законодательной инициативы. Законопроекты вносятся в Государственную Думу (ч.2 ст.104 конституции РФ), а правом законодательной инициативы обладают (ч.4 ст.104) (см. схему 52):

1) Президент РФ;

2) Совет Федерации;

3) Члены Совета Федерации;

4) Депутаты Государственной Думы;

5) Правительство РФ;

6) законодательные (представительные) органы субъектов РФ (перечисленным органам и лицам право законодательной инициативы принадлежит по неограниченному кругу вопросов ведения федерального парламента);

7) Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.

Таким образом, Конституция РФ различает две группы субъек­тов права законодательной инициативы. В первую из них входят субъекты, чье право законодательной инициативы не связано ка­кими-либо компетенционными рамками. Во вторую же группу входят те из них, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения.

Статья 104 Конституции устанавливает, что законопроекты вносятся в Государственную Думу. Причем законопроекты о вве­дении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расхо­ды, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть вне­сены только при наличии заключения Правительства РФ (см. схему 53).

Законопроекты, исходящие из государственных органов, обще­ственных объединений, от граждан, не обладающих правом зако­нодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.