Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственная Дума



Согласно Конституции РФ (ст. 95, 96 и 97), Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право уча­ствовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

В настоящее время действует Федеральный закон от 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [xli]. Согласно этому закону все 450 депутатов Государственной Думы избираются по партийным спискам гражданами Россий­ской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании. Право избирать в Госу­дарственную Думу принадлежит каждому гражданину Россий­ской Федерации, достигшему на день голосования 18 лет. Депута­том Государственной Думы может быть избран гражданин российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.

ГД ФС РФ избирается в составе 450 депутатов.

В соответствии со ст. 105 Конституции Государственной Думой принимаются федеральные законы.

Как уже отмечалось ранее, Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции.

При роспуске Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума со­бралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Деятельность ГД ФС основывается на принци­пах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов. Заседания Госу­дарственной Думы проводятся открыто, хотя палата вправе прово­дить и закрытые заседания.

Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией РФ и Регламентом ГД ФС РФ.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы (см. схему 46).

Председатель, Первый заместитель и заместители Председателя Государственной Думы избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.

Вопрос о числе заместителей Председателя решается Государ­ственной Думой.

Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы и его заместителей вправе выдвигать депутатские объедине­ния и депутаты. Кандидат является избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Председатель ГД ФС: ведет заседания палаты; ведает ее внутренним распорядком; организует работу Совета Госу­дарственной Думы, осуществляет общее руководство деятель­ностью Аппарата Государственной Думы; назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государствен­ной Думы с согласия Совета Государственной Думы; представляет палату во взаимоотношениях с другими государственными органа­ми, общественными объединениями, а также с парламентами зару­бежных государств и в международных парламентских организа­циях; участвует в согласительных процедурах для разрешения раз­ногласий между органами государственной власти Российской Фе­дерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации; из­дает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции, которые могут быть отменены Государственной Думой, и др.

Заместители Председателя Государственной Думы по поруче­нию Председателя ведут заседания палаты, замещают Председате­ля в его отсутствие, решают другие вопросы внутреннего распоряд­ка деятельности палаты согласно распределению обязанностей между ними.

Для предварительной подготовки и рассмотрения организаци­онных вопросов деятельности палаты создается Совет Государст­венной Думы. В состав Совета входят Председатель Государствен­ной Думы, руководители депутатских объединений с правом реша­ющего голоса. В работе Совета участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государственной Думы и предсе­датели ее комитетов. На заседаниях Совета вправе присутствовать Депутаты Государственной Думы.

Совет ГД ФС, согласно ее Регламенту (ст. 14), Формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; принимает реше­ние о включении законопроекта в примерную программу законо­проектной работы Государственной Думы на текущую сессию; Формирует проект календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц; формирует проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание; созывает по предложению Президента РФ, по требованию депутатского объ­единения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложе­нию Председателя Государственной Думы внеочередные заседа­ния палаты и определяет даты их проведения; назначает соответ­ствующий комитет Государственной Думы ответственным за под­готовку законопроекта к рассмотрению Государственной Думой и направляет его для рассмотрения в комитеты палаты, депутатские объединения и определяет срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту; направляет законопро­ект, подготовленный ответственным комитетом палаты, на рас­смотрение Государственной Думы, и материалы к нему Президен­ту РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему в Государственную Думу этот законопроект, в Правительство РФ, депутатам Государственной Думы в сроки, установленные Регла­ментом Государственной Думы; согласовывает с Правительством РФ вопрос о сроке подготовки на законопроект заключения Пра­вительства РФ в случае невозможности дачи такого заключения в течение 14 дней по не зависящим от Правительства обстоятельст­вам; по предложению комитетов Государственной Думы принима­ет решение о возвращении законопроекта субъекту права законо­дательной инициативы, если им не выполнены требования Кон­ституции РФ или Регламента Государственной Думы; принимает решение о проведении парламентских слушаний; принимает ре­шение о награждении Почетной грамотой ГД ФС; решает иные вопросы организации работы Государственной Думы в соответствии с ее Регламентом.

Как уже отмечалось, депутаты Государственной Думы образуют фракции. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов.

Фракции и депутатские группы обладают равными правами.

Объединения депутатов, не зарегистрированные в соответствии с регламентом Государственной Думы, не пользуются правами фракции или депутатской группы. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении.

Регистрацию фракций осуществляет Временный секретариат Государственной Думы[4] на основании сообщения Центральной из­бирательной комиссии Российской Федерации о результатах выбо­ров по федеральному избирательному округу, письменного уве­домления руководителя фракции об образовании фракции; прото­кола организационного собрания фракции; письменных заявле­ний депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших войти в соответствующую фракцию, и письменного уведомление о созда­нии фракции и ее списочном составе.

Для регистрации депутатской группы во Временный секрета­риат ГД ФС направляются письменные заявления депутатов Государственной Думы, письменное уведомление о создании депутатской группы, протокол организационного собрания де­путатской группы, включающий решение о ее целях, списочном составе, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени депутатской группы и представлять ее на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях.

Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Госу­дарственной Думы ранее этого срока.

Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. В дальнейшем до избрания Председателя Го­сударственной Думы или заместителя Председателя поочередно на ее заседаниях председательствуют представители всех депутат­ских объединений по согласованию между ними.

Решением палаты на ее заседания могут быть приглашены Представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для Предоставления необходимых сведений и заключений по рассмат­риваемым Государственной Думой законопроектам и другим во­просам. Представители средств массовой информации могут присутствовать на заседаниях палаты при условии их аккредитации в Государственной Думе.

ГД ФС может принять решение о проведении закрытого заседания. Оно принимается большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании.

Президент РФ, его полномочный представитель в Государст­венной Думе, Председатель Совета Федерации, члены Совета Фе­дерации, Председатель Правительства РФ, члены Правительства, полномочный представитель Правительства, члены Конституци­онного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Счетной палаты и его заместители, аудиторы Счет­ной палаты, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор и Председатель Центральной избирательной комиссии РФ вправе присутствовать на любом открытом или закрытом засе­дании палаты. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты только по специальному приглашению.

ГД ФС собирается на сессии, как правило, на весеннюю - с 12 января по 20 июня и осеннюю — с 1 сентября по 25 декабря. Во время сессии проводятся заседания палаты, заседа­ния Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комис­сий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирате­лями.

Заседания ГД ФС проходят по средам и четвер­гам. Совет Государственной Думы собирается регулярно. Очеред­ные заседания Совета Государственной Думы проходят по вторни­кам, за исключением дней работы депутатов в избирательных ок­ругах. Комитеты и комиссии Государственной Думы заседают по понедельникам и пятницам. Вторник отводится для работы депу­татов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах. По пятницам проводятся парламентские слушания. Каждая пос­ледняя неделя месяца предназначается для работы депутатов Го­сударственной Думы с избирателями.

Каждую среду на заседании Государственной Думы проводится «правительственный час» для ответов членов Правительства на вопросы депутатов. При этом заслушиваются не более двух членов Правительства.

Внеочередные заседания Государственной Думы созываются Советом.

Заседание Государственной Думы начинается с регистрации присутствующих депутатов, которую проводит председательствующих.

Заседание является правомочным, если на нем присутст­вует большинство от общего числа депутатов палаты. Регистрация осуществляется после каждого перерыва в заседании палаты.

Депутаты ГД ФС своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты. Проекты докумен­тов и другие необходимые материалы предоставляются депутатам не позднее чем за три дня до рассмотрения этих материалов на заседании палаты.

Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат послания и обращения Президента РФ; законо­проекты, внесенные в качестве срочных Президентом или Прави­тельством РФ; проекты федеральных законов о федеральном бюд­жете и о бюджетной системе Российской Федерации; федеральные конституционные и федеральные законы, возвращенные на по­вторное рассмотрение Государственной Думы; нормативные пра­вовые акты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, имеющие статус законодательной рекомендации Союза; проекты федеральных законов о ратификации международных договоров; проекты постановлений о направлении представителей Государст­венной Думы в Конституционный Суд РФ; проекты постановлений Государственной Думы по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной Думы; проекты Регламента и по­становлений Государственной Думы о внесении в него изменений и дополнений. Иные законопроекты и вопросы могут рассматри­ваться во внеочередном порядке только по решению палаты, при­нятому большинством голосов от общего числа ее депутатов.

Работа в Государственной Думе осуществляется на русском языке. Депутат, желающий выступить на ином языке народов Рос­сийской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной Думы. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.

Деятельность Государственной Думы планируется [xlii].

Правовое, организационное, документационное, аналитичес­кое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет Аппарат Государственной Думы. В состав Ап­парата входят в качестве самостоятельных структурных подразде­лений аппараты комитетов и комиссий Государственной Думы, фракций и депутатских групп в Государственной Думе. Контроль за деятельностью Аппарата Государственной Думы осуществляет­ся Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организа­ции работы Государственной Думы.

Наряду с Аппаратом Государственной Думы информационное, экспертное и иное ее обеспечение осуществляется государственны­ми организациями, обеспечивающими деятельность обеих палат Федерального Собрания (Парламентская библиотека, Парламент­ский центр, издательство Федерального Собрания и т.д.).

Фракции и депутатские группы осуществляют подбор и расста­новку кадров своих аппаратов, руководство и контроль за их дея­тельностью, а также определяют функциональные обязанности со­трудников аппаратов в соответствии с заключенными с ними тру­довыми договорами (контрактами).

Решения Государственной Думы принимаются на ее заседани­ях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование на заседании Государствен­ной Думы осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов, без использования электронной системы, с ис­пользованием бюллетеней и путем опроса депутатов Государст­венной Думы. Для осуществления голосования Государственная Дума в соответствии с Регламентом избирает Временную комис­сию по контролю за электронной системой голосования и Счет­ную комиссию [xliii]. После избрания Председателя Государственной Думы, его заместителей, образования Комитета по Регламент организации работы Государственной Думы она прекращает полномочия Временной комиссии [xliv]. Постановление Государственной Думы принимается большинством голосов от обща числа депутатов, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ. По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании, если иной порядок не предусмотрен Регламентом Государственной Думы.

В Регламенте Государственной Думы установлен порядок ре­шения Государственной Думой вопросов, отнесенных к ее веде­нию. Порядок рассмотрения отдельных вопросов, подведомствен­ных Государственной Думе, может устанавливаться федеральны­ми законами [xlv].

В Регламенте Государственной Думы установлен порядок рас­смотрения внешнеполитических вопросов, ратификации международных договоров Российской Федерации и порядок междуна­родного межпарламентского сотрудничества.

Государственная Дума принимает обращения и заявления, выражающие ее позицию по общим или отдельным вопросам внешней политики России, а также по вопросам международных отно­шений в целом. Инициатива внесения проектов обращений и за­явлений может исходить от субъектов права законодательной ини­циативы.

По Регламенту Государственная Дума в случае необходимости может заключать с парламентами других государств и с междуна­родными парламентскими организациями соглашения о межпар­ламентском сотрудничестве.

Государственная Дума может обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции федеральных за­конов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Госу­дарственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федера­ции, договоров между органами государственной власти Россий­ской Федерации и органами государственной власти субъектов Фе­дерации, договоров между органами государственной власти субъ­ектов Федерации, не вступивших в силу международных догово­ров Российской Федерации. Государственная Дума может обратиться также с запросом о даче толкования Конституции РФ и по другим вопросам, относящимся к ведению Государственной Думы. Запрос в Конституционный Суд не может направляться в связи с делами, находящимися в производстве Конституционного суда.

Запрос в Конституционный Суд может быть направлен группой Депутатов Государственной Думы, насчитывающей не менее одной пятой от общего числа депутатов. В последнем случае к проекту Ходатайства должен быть приложен перечень подписей запрашивающих с указанием избирательных округов.

При наличии определенных обстоятельств Президент РФ может распустить Государственную Думу (см. схему 47).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.