Здавалка
Главная | Обратная связь

Задачи ранней взрослости



 

1. Выбор супруга(и)

2. Подготовка к супружеской жизни

3. Создание семьи

4. Воспитание детей

5. Ведение домашнего хозяйства

6. Начало профессиональной деятельности

7. Принятие гражданской ответственности

8. Нахождение конгениальной социальной группы

Задачи среднего возраста

1. Достижение зрелой гражданской и социальной ответственности

2. Достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня

3. Выбор подходящих способов проведения досуга

4. Помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми

 

5. Усиление личностного аспекта супружеских отношений

6. Принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним

7. Приспособление к взаимодействию со стареющими родителями

Задачи пожилого возраста

1. Приспособление к убыванию физических сил и ухудшению здоровья

2. Приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов

3. Приспособление к смерти супруга(и)

4. Установление прочных связей со своей возрастной группой

5. Выполнение социальных и гражданских обязательств

6. Обеспечение удовлетворительных жизненных условий

 

В современной возрастной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:
а) развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных психологических характеристик;
б) это возраст не только сохранения всего приобретенного ранее, но и дальнейшего развития личности;
в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятельности (В.Г. Ананьев).

Контекст развития взрослого че­ловека: личность, семья, работа.

Развитие взрослого человека можно описать в контексте трех самостоятельных систем, которые соотносятся с различными аспектами его Я. Оно включает развитие личного Я , Я как члена семьи (взрослый ребенок, супруг (а) или родитель) и Я как работника. Эти системы взаимосвязаны. Например, исследования показали, что чем большее удовлетворение приносит отцу трудовая деятельность, тем выше его самоуважение и тем вероятнее, что ему будет свойственен принимающий , любящий и поощряющий стиль родительского поведения.

Личное Я: идентичность, близость и генертивность. Согласно Эриксону, важнейшая задача, встающая перед человеком в юности и ранней взрослости, – установление своей идентичности в близких отношениях с другими людьми и трудовой деятельности. Формирование иден­тичности — непрекращающийся процесс. Взрослые должны структурировать и переструктурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичности по мере того, как меняется их внутренний и внешний мир. Хотя многие грани взрос­лой идентичности могут сформироваться уже к началу взрослой жизни, другим ее граням еще только предстоит оформиться. Если у молодого человека нет твердого ощущения того, что он занимается своим делом или что у него в семье все благопо­лучно, он может чувствовать какой-то пробел в своей жизни, как если бы он что-то не довел до конца. Люди, которые могут увлечься своей работой и отдаваться ей до конца, значительную часть своего чувства идентичности черпают в карьере. Дру­гие могут приобрести свою идентичность не столько в профессиональной деятель­ности, сколько в семье или где-либо еще.

С формированием идентичности тесно связано развитие близости с друзьями и, в конечном итоге, с верными супругом или супругой. Близость является решаю­щим фактором в установлении приносящих удовлетворение любовных отношений. Эриксон полагал, что развитие близости — это важнейшее достижение ранней взрослости. Те, кто не способен сформировать близкие отношение течение этого критического периода, могут испытывать немалые трудности в соци­альной адаптации и страдать от чувства одиночества, подавленности и подозри­тельности.

Человек как член семьи. Семьи служат важным контекстом развития взрослых. В ходе общенациональ­ного опроса мужчины и женщины всех возрастных групп заявили, что их семейные роли для них очень важны. Хотя семья обычно счи­тается владением женщины, мужчины, принимавшие участие в этом опросе, тоже сочли свои семейные роли важными в том, что касается определения своей иден­тичности и обеспечения эмоционального единства.

Человек как работник. Детей часто спрашивают: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Мы много думаем и фантазируем на этот счет. И то, как мы в период взрослости отвечаем на
данный вопрос, в немалой степени определяет нашу идентичность — кто мы, что из себя представляем и чего у нас нет. Каким бы ни был род наших занятий, мы несем в себе установки, представления и опыт, связанные с нашей работой. Мы — члены профессиональной корпорации или представители определенной профессии. Работа может определять наш социальный статус, уровень доходов и престиж. Она определяет наш распорядок дня, наши социальные контакты и возможности личного развития.

Что дает людям работа в обмен на то время и энергию, которые они на нее затрачивают? Для некоторых работа — не более чем способ заработать себе на жизнь. Она приносит им деньги, позволяющие человеку питаться, одеваться и обеспечить кровом себя и свою семью. Другим она дает шанс проявить свои творческие способности и навыки; она позволяет им повысить свою самооценку и завоевать уважение окружающих. Для третьих работа является почти наркотиком — деятельностью, заниматься которой их неодолимо влечет какая-то внутренняя сила.

Когда исследователи выясняют у взрослых людей, чем важна для них работа, ответы бывают, как правило, двух типов. С одной стороны, респонденты могут сооб­щать об особенностях своей работы и о тех специальных способностях, которыми они обладают для ее выполнения. Это внутренние факторы работы. Люди, обра­щающие внимание на эти факторы, могут описывать свою работу с точки зрения того вызова, который она им бросает, или интереса, который она для них представ­ляет, или же могут говорить о своей профессиональной компетентности в работе и своих трудовых достижениях. С другой стороны, люди могут выделять для себя, в первую очередь, внешние факторы работы. Эти факторы включают в себя вознаг­раждение в виде заработной платы и статуса; комфорт на рабочем месте и удобные часы работы; компетентность руководства и наличие программ профессионального обучения; добрые отношения и поддержка со стороны коллег; возможности продви­жения по службе.

Работники, чаще называющие внутренние факторы, склонны, в целом, указы­вать на свое удовлетворение работой, высокую мотивацию и личную вовлеченность в процесс труда. Эти работники склонны также определять свою личную идентич­ность в большей мере через работу или карьеру. На рис. 15-2 представлена модель возможных связей между внутренней мотивацией к труду и идентичностью челове­ка как компетентного работника. Когда человеком движет внутренняя мотивация, он больше вовлекается в работу, показывает в ней лучшие результаты и усиливает свою идентичность как компетентного работника. Соответственно, возрастает и его внутренняя мотивация к труду. Но этот цикл может иметь и обратную направ­ленность, если изменяется какой-либо из названных факторов. Например, чувство собственной некомпетентности или перегруженности работой уменьшает внутрен­нюю мотивацию, приводит к снижению вовлеченности в работу и падению ее ре­зультативности.

Дружеские отношения являются, по-видимому, очень важным внешним фактором работы. Дружба с сослуживцами может быть особенно значима, занимающих должности с «низким потолком роста». Хотя эти люди могут быть удовлетворены оплатой своего труда, им трудно ожидать продвижения по служебной лестнице. Поэтому общение с сослуживцами способно придать их работе дополнительный смысл. Социальные контакты, завязываемые на работе, могут быть особенно важны для женщин. Подобные отношения могут стать для них дополнительным источником поддержки, являясь одной из причин, почему женщины, работающие вне дома, обладают обычно более хорошим психическим и физическим здоровьем. Другие внешние факторы, такие как качество руководства, также влияют на здоровье. Если высокие требования к выполняемой работе сочетаются с нечетки руководством, риск сердечных заболеваний может повышаться. Таким образом, внешние факторы важны не только с точки зрения удовлетворенности работой, но также и для общего психического и физического здоровья.

Люди сознают то удовлетворение, которое приносит им работа, и не хотят его лишаться. В ходе исследования работающих представителей среднего класса в возрасте от 46 лет до 71 года 90 % опрошенных мужчин и 82 % женщин сообщили что они бы продолжали работать, даже если бы могли этого не делать. Они завили, что получают от работы большее удовлетворение, чем от досуга. Даже те, чей возраст приближался к пенсионному, предпочли бы - в подавляющем большинстве –продолжать трудиться, хотя бы неполный рабочий день.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.