Здавалка
Главная | Обратная связь

Множественный характер проявления первопричины



Курс №1: Суть науки каббала

 

Первый и основополагающий курс, который раскрывает основные законы и понятия науки каббала. Здесь дается четкое определение науки каббала и раскрывается ее предназначение, рассматриваются пути постижения законов природы и их воздействие на человека. Большое внимание уделяется каббалистическим терминам и понятиям – особому языку, созданному для описания неощущаемого нами Высшего мира, языку, на котором писались каббалистические книги, и на протяжении нескольких тысячелетий передавались от учителя к ученику каббалистические знания.

Содержание

Предисловие

Урок № 1. Предмет науки каббала

Введение

1.2. Предмет нау­ки каб­ба­­ла

Закон общего и частного

Урок № 2. Пу­ти дос­ти­же­ния че­ло­ве­ком Выс­шей це­ли

Множественный характер проявления первопричины

Два пути: сверху вниз и снизу вверх

2.3. Вопросы и ответы

Урок № 3. Каб­ба­ла опи­сы­ва­ет только ре­аль­ную дей­ст­ви­тель­ность

Абстрактные названия

Реальность, заключенная в науке каббала

3.3. Вопросы и ответы

Урок № 4. Закон корня и ветви

4.1. Трудность выражения высшего постижения

4.2. Закон корня и ветви в мирах

Урок № 5. Язык каб­ба­лы – язык вет­вей

5.1.Язык каб­ба­ли­стов – это язык вет­вей

Передача знаний от учителя к ученику

Грубые» названия в каббале

Дополнительный материал

Словарь

 

 

Предисловие

Для того, чтобы подойти к изучению каббалы как источника всех наук, мы должны в достаточной мере выяснить сущность самой этой науки. В противном случае изучение связей каббалы с другими областями знаний будет фрагментарным и лишенным основы. Сущность этой науки необычайно глубока. Мы надеемся, что в рамках данной темы нам удалось сформулировать основные ее положения в доступной форме и сформировать у изучающего истинное представление о ней, которое предохранит его от ошибок в процессе дальнейшего изучения.

Как известно, необходимыми моментами в изучении основ любой науки является создание верного представления о трех вещах, к которым относятся: предмет данной науки; специфический, присущий лишь ей, метод и аппарат терминов, используемый этой наукой для изучения ее предмета.

Данная тема основана на статье «Суть науки каббала» великого каббалиста 20-го века Бааль Сулама и обработана преподавателями Института исследования каббалы имени Й. Ашлага по материалам лекций д-ра М. Лайтмана.

Урок № 1

Предмет науки каббалы

Введение

1.2. Предмет нау­ки каб­ба­­ла

Закон общего и частного

 

Введение

Тво­рец со­тво­рил же­ла­ние. Он, Сам по Се­бе, на­зы­вае­мый «Ац­му­то», не­по­сти­жим. Он не дос­ту­пен ни­ка­кой нау­ке. Тво­рец со­тво­рил же­ла­ние и про­из­во­дит по отношению к нему определенные дей­ст­вия. Именно дей­ст­вия Твор­ца по отношению к тво­ре­нию мы и изу­ча­ем, они и составляют пред­мет нау­ки каб­ба­­ла, которая изучает все, что вне Творца, поскольку Сам Творец непостижим.

Его мысль ро­ж­да­ет тво­ре­ние – же­ла­ние, а за­тем дей­ст­ву­ет в этом тво­ре­нии, пре­об­ра­жая его и придавая ему все­воз­мож­ные фор­мы: от на­чаль­но­го со­стоя­ния – точ­ки в све­те Твор­ца – до раз­ви­тия это­го же­ла­ния в са­мом эгои­сти­че­ском ви­де, а за­тем его ис­прав­ле­ния до наи­выс­ше­го аль­труи­сти­че­ско­го уровня – пол­но­го по­до­бия Твор­цу.

 

 

Рисунок 1.1.1.

Все, что про­ис­хо­дит с тво­ре­ни­ем в мыс­ли, ис­хо­дя­щей из Твор­ца, ис­сле­ду­ется в нау­ке каб­ба­­ла. Аб­со­лют­но все, что не Тво­рец – все, кро­ме Твор­ца, принадлежит к то­му, что Он соз­дал.

Нау­ка каб­ба­­ла вклю­ча­ет в се­бя все от­но­ше­ние Твор­ца к тво­ре­нию. Каббала – это мысль Твор­ца, ко­то­рую Он реа­ли­зу­ет­. Нау­ка каб­ба­­ла изучает цель создания и функционирование творений, а также структуру Высших миров, включая наш материальный мир.

По­лу­ча­ет­ся, что она вклю­ча­ет в се­бя аб­со­лют­но все, кро­ме Твор­ца. Мы, ес­те­ст­вен­но, изу­ча­ем ее в той мере, какую способны по­сти­чь. Однако в ито­ге на­ше­го раз­ви­тия мы долж­ны по­стичь всю нау­ку каб­ба­­ла.

Мы долж­ны на­страи­вать­ся толь­ко на од­но – на свет Твор­ца, ко­то­рый раз­ви­ва­ет и ис­прав­ля­ет нас. Ес­ли мы бу­дем стре­мить­ся испытать на себе его влияние, бу­дем под­став­лять се­бя под этот свет, он про­из­ве­дет над на­ми свое дей­ст­вие. В духовном нет на­си­лия: исправление происходит толь­ко в той ме­ре, в какой че­ло­век его же­ла­ет. При­чем это же­ла­ние долж­но быть же­ла­ни­ем ис­крен­ним, не фаль­ши­вым, не «од­но – в серд­це, другое – на ус­тах».

Мы при­ме­ня­ем для се­бя из нау­ки каб­ба­­ла толь­ко ту часть, тот ас­пект, ко­то­рый мо­жет наилучшим образом по­дей­ст­во­вать на нас, ис­пра­вить нас, под­тя­нуть нас че­рез все пу­ти, че­рез все сту­пе­ни к на­шей це­ли – слия­нию с Твор­цом.

1.2. Предмет нау­ки каб­ба­­ла

Нау­ка каб­ба­­ла пред­став­ля­ет со­бой рас­кры­тие при­чин­но-след­ст­вен­но­го по­ряд­ка нис­хо­ж­де­ния Выс­ших сил,под­чи­няю­ще­го­сяпо­сто­ян­ным и аб­со­лют­ным за­ко­нам.Эти за­ко­ны свя­за­ны ме­ж­ду со­бой и на­прав­ле­ны на рас­кры­тие Выс­шей управ­ляю­щей си­лы –Твор­ца.

 

"Способы раскрытия каббалистической методики"

01_Видеофрагмент

01_Аудиофрагмент

 

Итак, каб­ба­­ла изу­ча­ет то, ка­ким об­ра­зом эти си­лы нис­хо­дят от наи­выс­шей, об­щей, со­вер­шен­ной и веч­ной си­лы – Твор­ца, и как они в своем нис­хождении транс­фор­ми­ру­ют­ся по отношению к нам.

За­ко­ны, по ко­то­рым это про­ис­хо­дит, са­ми по се­бе не ме­ня­ют­ся, по­доб­но то­му, как не меняются законы, действующие в на­шем ми­ре. Мы мо­жем по-раз­но­му их при­ме­нять, но сам за­кон остается не­из­ме­нным.

 

"Предмет науки каббала"

02_Видеофрагмент

02_Аудиофрагмент

 

Си­лы нис­хо­дят свер­ху вниз и, в соответствии с аб­со­лют­ными и стро­гими за­ко­нами, воз­дей­ст­ву­ют на че­ло­ве­ка, что­бы под­нять его или (что од­но и то же) постепенно рас­крыть ему Твор­ца в пе­ри­од пребывания че­ло­ве­ка в этом ми­ре.

Нау­ка каб­ба­­ла изу­ча­ет все, что соз­да­но мыс­лью Твор­ца, ис­хо­дя­щей из Не­го, из Аб­со­лю­та: ка­ким об­ра­зом эта мысль об­ла­ча­ет­ся в си­лы, как эти си­лы стро­ят ма­те­рию, же­ла­ние на­слаждать­ся, из ко­то­ро­го за­тем воз­ни­ка­ет че­ло­век; как че­ло­век по­сте­пен­но, с по­мо­щью этих сил, оставаясь в ­низ­шей точ­ке, в на­шем ми­ре, од­но­вре­мен­но дос­ти­га­ет наи­выс­шей точ­ки – слия­ния с Твор­цом, за­мы­кая на се­бе две про­ти­во­по­лож­ные стороны ми­ро­зда­ния; ка­ким об­ра­зом все это дей­ст­ву­ет – все эти процессы изучает каббала. Она вклю­ча­ет в се­бя аб­со­лют­но все, ни­че­го не упус­кая из ми­ро­зда­ния. Лю­бые мыс­ли, дей­ст­вия, про­яв­ле­ния чув­ст­в во всех ми­рах, вклю­чая наш мир, – все это яв­ля­ет­ся пред­ме­том нау­ки каб­ба­­ла.

 

1.3. За­кон об­ще­го и ча­ст­но­го

За­кон об­ще­го со­сто­ит в том, что все че­ло­ве­че­ст­во в кон­це сво­его раз­ви­тия не­из­беж­но долж­но прий­ти к рас­кры­тию Выс­шей управ­ляю­щей си­лы и пол­но­стью по­стичь ее. За­кон ча­ст­но­го со­сто­ит в том, что и до дос­ти­же­ния это­го со­вер­шен­но­го со­стоя­ния всем че­ло­ве­че­ст­вом (все­ми ду­ша­ми) в ка­ж­дом по­ко­ле­нии есть так­же от­дель­ные лич­но­сти, способные самостоятельно дос­тичь та­ко­го со­стоя­ния.

Таков об­щий за­мыс­ел ис­хо­дящей из Твор­ца си­лы: все тво­ре­ние соз­да­но для то­го, что­бы по оп­ре­де­лен­ным за­ко­нам раз­ви­тия не­из­беж­но дос­тичь по­до­бия Твор­цу, слия­ния с Ним, по­сти­же­ния Его, ра­вен­ст­ва Ему. Это об­щий за­кон ми­ро­зда­ния.

Ни од­на си­ла, ни од­но дей­ст­вие, ни од­на мысль, ис­хо­дящая от Твор­ца или про­ис­хо­дящая изнут­ри тво­ре­ния, не вы­хо­дит за рам­ки это­го об­ще­го за­ко­на. Ему подчинено все. «Об­щий» - зна­чит «ох­ва­ты­ваю­щий все без исключения». Это за­мы­сел-мысль, за­тем си­ла, за­тем дей­ст­вие, ко­то­рые пол­но­стью ох­ва­ты­ва­ют структуру ми­ро­зда­ния.

Сколько бы нам ни ка­за­лось, что есть что-то по­роч­ное, пло­хое, не вхо­дя­щее в этот за­мы­сел, про­ти­во­по­лож­ное ему, этого быть не мо­жет. Все про­ис­хо­дя­щее в же­ла­нии, в мыс­ли, в дей­ст­вии яв­ля­ет­ся не­по­сред­ст­вен­ной ча­стью об­ще­го за­ко­на, необходимости при­ведения тво­ре­ния к наи­выс­ше­му со­стоя­нию. Мы, со своей ограниченной точки зрения, ес­те­ст­вен­но, мо­жем не по­ни­мать, что про­ис­хо­дит, но за­кон ос­та­ет­ся за­ко­ном, и он та­ков.

 

Об­щий за­кон ут­вер­жда­ет, что все че­ло­ве­че­ст­во не­из­беж­но дос­тигнет сво­ей це­ли. Ча­ст­ный за­кон го­во­рит, что в ка­ж­дом по­ко­ле­нии вдобавок есть еди­ни­цы, дос­ти­га­ющие Це­ли не вместе со все­ми, а гораздо рань­ше. Ес­ли мы все рав­но дви­жем­ся в этом направлении, за­чем еще и про­сить Твор­ца, зачем при­кла­ды­вать уси­лия? Бу­дем спо­кой­но си­деть у ко­ст­ра в пе­ще­ре или в со­вре­мен­ной квар­ти­ре у те­ле­ви­зо­ра – про­сто си­деть в бездействии и ждать, ко­гда на нас нач­нут дей­ст­во­вать эти за­ко­ны.

Де­ло в том, что эти за­ко­ны дей­ст­ву­ют на нас, при­тя­ги­ва­ют нас к це­ли толь­ко в той ме­ре, в какой мы со­дей­ст­вуем им, толь­ко в той ме­ре, в какой мы со­гла­сны с на­прав­ле­ни­ем, це­лью и са­ми­м эти­м дей­ст­вием. Че­ло­век, со­стоя­щий из мыс­ли, же­ла­ния и дей­ст­вия, обя­зан уподобить свою мысль, же­ла­ние и дей­ст­вие мыс­ли, же­ла­ни­ю и воздей­ст­ви­ю на не­го Твор­ца, ибо за­кон, при­бли­жаю­щий его к це­ли, действует на него в той мере, в какой они сов­па­да­ют.

Ес­ли че­ло­век сам не уст­рем­ля­ет­ся к це­ли, пред­на­зна­чен­ной для не­го Твор­цом, если он сто­ит на мес­те и не дви­ж­ет­ся, от­ри­ца­тель­ные впе­чат­ле­ния продолжают накапливаться до тех пор, по­ка человек не осоз­на­ет, что на­до дви­гать­ся к це­ли.

Однако на­ко­п­ле­ние от­ри­ца­тель­ных впе­чат­ле­ний, ощу­ще­ний, осоз­на­ния соб­ст­вен­но­го зла (по­че­му я стою на мес­те и не хо­чу дви­гать­ся, в чем за­клю­ча­ет­ся моя при­ро­да, по­че­му она про­тив дви­же­ния к Твор­цу, к аль­тру­из­му, к от­да­че) – это на­ко­п­ле­ние от­ри­ца­тель­ных впе­чат­ле­ний само по себе не дви­жет нас впе­ред. Нам ка­жет­ся, что это про­гресс, но это не про­гресс – это толь­ко на­ко­п­ле­ние от­ри­ца­тель­но­го по­тен­циа­ла, дос­та­точ­но­го для пробуждения в нас на­стоя­щего же­ла­ния «хоть на мил­ли­метр при­дви­нуть­ся к це­ли». И то­гда эта при­тя­ги­ваю­щая нас си­ла, свет, воз­вра­щаю­щий к Ис­точ­ни­ку, оказывает на нас свое действие, и мы при­бли­жа­ем­ся к Не­му на этот мил­ли­метр.

Вот почему че­ло­ве­че­ст­во, про­шедшее ог­ром­ный, страш­ный путь ис­пы­та­ний и стра­да­ний за многие ты­ся­че­ле­тия сво­ей истории, до сих пор так и не дви­ну­лось впе­ред, к Твор­цу. Оно от­час­ти осоз­на­ло свое зло, но только от­час­ти. К тому же это осоз­на­ние все еще остается бес­пред­мет­ным и несвя­зан­ным с Ис­точ­ни­ком. Как толь­ко че­ло­ве­че­ст­во достигнет подлинного осознания, в нем пробудится ис­тин­ное же­ла­ние к достижению це­ли, и со сво­ей сту­пе­ни, са­мой низ­кой сту­пе­ни, из на­ше­го ми­ра оно под­ни­мет­ся на сле­дую­щую сту­пень к на­ча­лу Выс­ше­го ми­ра. Наш мир – всего лишь низ­шая сту­пень, в на­шем ми­ре нет дру­гих сту­пе­ней.

Что зна­чит «на­ча­ло Выс­ше­го ми­ра»? Это на­ча­ло упо­до­бления Твор­цу, появление не­кое­го же­ла­ния, по­доб­но­го желанию Твор­ца.

За­кон ча­ст­но­го гласит, что та­кой переход мо­жет со­вер­шить и один че­ло­век или ма­лень­кая груп­па лю­дей, а не все че­ло­ве­че­ст­во в це­лом, тогда как за­кон об­ще­го утверждает, что в ито­ге все че­ло­ве­че­ст­во в це­лом непременно придет к этой же це­ли.

Из этого следует, что мы мо­жем изу­чать взаимодействие общего и частного, выяснять степень их вза­им­ного сдер­жи­ва­ния или, на­обо­рот, по­ощ­ре­ния и по­мощи. По­мо­га­ет ли все че­ло­ве­че­ст­во мне или я по­мо­гаю ему? Мо­жем ли мы дей­ст­во­вать вме­сте, груп­пой? Есть ли в этом ка­кой-то смысл, или ка­ж­дый из нас дол­жен дей­ст­во­вать в одиночку? В конечном счете, все рав­но су­ще­ст­ву­ют ин­ди­ви­ду­аль­ные си­лы воз­дей­ст­вия на ка­ж­до­го отдельного человека и об­щие си­лы, воз­дей­ст­ву­ющие на все человечество и вле­кущие его за со­бой.

При этом следует по­ни­мать, что все че­ло­ве­че­ст­во по структуре составляющих его душ подобно пирамиде. 90% всех душ (ниж­няя часть пи­ра­ми­ды) от­но­сят­ся к разряду сла­бо­го же­ла­ния.

 

 

Рисунок 1.3.1

 

Сами по себе они не осознают свое пред­на­зна­че­ние достаточно отчетливо. Они могут, в конце концов, постичь свою мис­сию, свою цель, воз­вы­ше­ние и на­пол­не­ние, толь­ко посредством взаимного вклю­че­ния друг в дру­га. Лишь небольшая доля лю­дей, не­сколь­ко про­цен­тов от все­го че­ло­ве­че­ст­ва, соз­на­тель­но движется к це­ли, а ос­таль­ные – лишь бла­го­да­ря вклю­че­нию в них.

Это нис­коль­ко не ума­ля­ет ду­шу отдельного че­ло­ве­ка, принадлежащего к большинству: ведь такова его из­на­чаль­ная структура, он та­ким соз­дан. Ес­ли че­ло­век на 100% пра­виль­но се­бя реа­ли­зу­ет, он входит в со­стоя­ние веч­но­сти, бес­ко­неч­но­сти и со­вер­шен­ст­ва точно так же, как и все ос­таль­ные. В конечном счете, ко­гда вся кон­ст­рук­ция пол­но­стью дос­ти­гнет сво­его пред­на­зна­че­ния, ни­ка­ко­го раз­ли­чия ме­ж­ду ду­ша­ми не останется.

Воз­ни­ка­ет во­прос: «Ес­ли все че­ло­ве­че­ст­во соз­да­но од­но­вре­мен­но, хо­тя ка­ж­дый сейчас находится на сво­ем уров­не же­ла­ния (на нулевой, пер­вой, вто­рой, треть­ей, чет­вер­той ста­дии же­ла­ния, ко­то­рые мы на­зы­ва­ем не­жи­вым, рас­ти­тель­ным, жи­вот­ным, че­ло­веческим и духовным уровнями), то, в прин­ци­пе, все че­ло­ве­че­ст­во долж­но бы­ло бы устремляться к Цели про­пор­цио­наль­но – ка­ж­дый со­глас­но сво­ему уров­ню же­ла­ния. По­че­му же это про­ис­хо­дит не со­всем так и да­же на­обо­рот?»

 

 

Рисунок 1.3.2

 

Мы видим, что на про­тя­же­нии ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва стрем­ле­ние к Це­ли воз­ни­ка­ет лишь у некоторых лич­но­стей: фи­ло­со­фов, уче­ных, ре­ли­ги­оз­ных дея­те­лей и про­сто от­дель­ных лю­дей, уст­рем­ляю­щих­ся к по­ис­ку смыс­ла жиз­ни, а ос­таль­ным это со­вер­шен­но неин­те­рес­но. Ес­ли мы посмотрим на все че­ло­ве­че­ст­во не каб­ба­ли­сти­че­ским, а ней­траль­ным, обыч­ным взгля­дом, сколь­ко мы уви­дим лю­дей, за­да­ющих­ся во­про­сом о смыс­ле жиз­ни? У боль­шин­ст­ва этот во­прос сво­дит­ся к про­стым по­ня­ти­ям: нет сча­стья в жиз­ни, ес­ли нет де­нег, нет сча­стья в жиз­ни, ес­ли нет вла­сти, нет по­че­та и так да­лее.

Уст­рем­ле­ние к то­му, что на­хо­дит­ся вы­ше на­шей жиз­ни, – это уст­рем­ле­ние еди­ниц. По­че­му оно, во­об­ще, воз­ни­ка­ет, по­че­му этот за­кон, кро­ме пря­мо­го воз­дей­ст­вия на все че­ло­ве­че­ст­во, воз­дей­ст­ву­ет еще на от­дель­ные ду­ши, по­че­му он раз­де­ляется на об­щий и ча­ст­ный? Был бы об­щим для всех - зачем вы­де­лять ка­ких-то осо­бых лю­дей? Может быть, это го­во­рит о некоем не­дос­тат­ке за­ко­на? Ведь че­ло­ве­че­ст­во – это, в конце концов, еди­ный ор­га­низм.

Де­ло в том, что ис­прав­ле­ние че­ло­ве­че­ст­ва за­ви­сит от его же­ла­ния дос­тичь це­ли. Что­бы в на­ше эгои­сти­че­ское же­ла­ние бы­ли вкра­п­ле­ны же­ла­ния, чуждые эго­из­му, аль­труи­сти­че­ские, не­ес­те­ст­вен­ные для нас желания, Тво­рец совершает це­ле­на­прав­лен­ное ис­прав­ле­ние и ду­хов­ное воз­вы­ше­ние в не­ко­то­рых ду­шах, а за­тем, с их по­мо­щью про­из­во­дит ра­бо­ту над все­ми ос­таль­ны­ми.

Тест к уроку № 1

 

1. Что является предметом науки каббала?

Выберите один ответ:

a. изучение законов мироздания;

b. изучение внутренней сути Творца;

c. действия Творца по отношению к Творению;

d. исследование желания Творца;

 

2. В результате чего человек приходит к слиянию с Творцом?

Выберите один ответ:

a. в результате уменьшения желаний

b. в результате умножения знаний человека

c. в результате желания к исправлению

d. в результате выполнения материальных действий

 

3. В чем состоит закон частного?

Выберите один ответ:

a. в существовании в каждом поколении отдельных личностей, которые по мере раскрытия Творца всем человечеством способны раньше достичь этого состояния b. в воздействии на человечество общего управления Творца и приведении его к исправлению c. в приведении к исправлению индивидуума человечеством

d. в приведении к исправлению человечества индивидуумами

 

4. Каков общий закон мироздания?

Выберите один ответ:

a. приобретение возможности управления законами природы

b. поиск творениями максимального наполнения

c. неизбежный приход человечества - в конце своего развития - к раскрытию Творца d. общий закон не постигается

 

5. Влияет ли исполнение частного закона на исполнение общего

Выберите один ответ:

a. Да, влияет на все человечество

b. Нет, не влияет

c. Влияет только на особых людей

d. Нет однозначного ответа

 

Урок № 2

Пу­ти дос­ти­же­ния че­ло­ве­ком выс­шей це­ли

Множественный характер проявления первопричины







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.