Тема: Психическое развитие младшего школьника. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Вопросы для обсуждения: 1. Анатомо-физиологическое созревание организма в младшем школьном возрасте и его связь с особенностями психического развития. 2. Готовность к школе. Основные компоненты психологической готовности к школе. Специфика готовности к школе 6 и 7-летнего возраста. 3. Адаптация к школе. Трудности, испытываемые первоклассниками. Проблема «насыщением учением». Содержание и структура учебной деятельности. Мотивация учения. 4. Психическое развитие младшего школьника в процессе учебной деятельности.
Литература:
1. Готовность к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: методическая разработка для школьных психологов. Е.А.Бугрименко, А.Л.Венгер и др. М., 1989. 2. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М., 1988. стр. 111-128. 3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968. стр.207-259. 4. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984. 5. В.В.Давыдов. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. стр. 177-258. 7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993. 8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. М., 1999. 9. Шадриков В.Д. Готовность детей к обучению//Возрастная психология:Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Пед.вузов/ Сост. И науч. Ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. 10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. /Под ред. Д.И.Фельдштейна, - М., 1989, «Психология обучения младшего школьника», стр. 239, «О структуре учебной деятельности», стр. 285. 11. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.
Задания для самостоятельной работы:
1. Заполнить таблицу по предложенной схеме:
Возникновение школьной дезадаптации.
2. Учитель начинает урок так: - Спросите меня о чём-нибудь… - О чём? – удивляются дети. - Спросите, какое у меня настроение. - Какое у вас настроение? – спрашивают ученики. - Плохое…
Ø Какие задачи решаются такой речевой разминкой? Ø Приведите примеры других вариантов такого упражнения?
3. Проанализируйте сценки из школьной жизни.
а) – Елена Петровна, - обращается первоклассник к своей учительнице. – Поставьте, пожалуйста, мне отметку. - Ты же знаешь, Алёша, что я ставлю только хорошие отметки, а сегодня ты не заслужил их, - объясняет ситуацию учительница. - Поставьте мне плохую отметку, - требует мальчик, - а то меня мама ругает, что у меня нет отметок.
б) Девочка уткнулась в конец коридора и тихо плачет. Школьная няня её спрашивает: - Что случилось? - Я так старалась, так старалась, - отвечает сквозь слёзы Маша, - а учительница опять мне синюю звёздочку поставила, это значит «двойку». Она меня не любит, всех любит, а меня нет. Не хочу ходить в школу.
Ø Каковы цели контроля в первом классе? Ø При каких условиях первоклассники принимают оценку учителя? Ø Что нужно делать, чтобы контролирующая деятельность помогала ребёнку, а не формировала отрицательное отношение к школе.
Семинар №11.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|