Здавалка
Главная | Обратная связь

Историки эпохи Александра Македонского



Сочинение Манефона (первая половина III в. до н. э.), создателя «Истории Египта», в которой он рассмотрел события от доисторических времен и до ХХХ династии (343 г. до н. э.). Введенное им деление на династии до настоящего времени является хронологическим ориентиром при обращении к истории Египта. Еще одно сочинение, посвященное Вавилонии, автором которого стал жрец бога Мардука Берос (III в. до н. э.). Оно предназначалось для правителей державы Селевкидов, в состав которой частично вошли земли Двуречья. В Афинах над воссозданием событий прошлого работал сицилийский историк Тимей из Тавромениона (ок. 352 – 255 г. до н. э.); от сочинения, посвященного Западному Средиземноморью (68 книг), сохранились лишь незначительные фрагменты. В более раннее время участник походов Александра III, внучатый племянник Аристотеля Каллисфен из Олинфа (ок. 370 – 327 г. до н. э.) первым из историков возвеличил военный талант македонского царя. В сочинении описывались события, начиная со вступления македонской армии в пределы Азии и до битвы при Гавгамелах (331 г. до н. э.). Труд не сохранился, но он оказал влияние на историков следующих поколений, обращавшихся к личности и деяниям Александра. Не дошло до наших дней и другое сочинение, посвященное Александру Македонскому – Клитарха из Александрии (ок. 280–270 г. до н. э.), только фрагменты дошли до наших дней от труда «Анабазис» (написан ок. 301 г. до н.э.) создателя Египетской державы Птолемея I Сотера (ок. 357/366 – 283 г. до н. э.). Около 272 г. появилось сочинение Иеронима из Карии, в котором историк обратился к изложению событий периода борьбы диадохов за наследство Александра.

К III века до н. э относится деятельность Сириска, историка из Херсонеса, заслуги которого в «правдивом освещении» местных событий отмечены гражданами изданием специального декрета. Предполагается, что при дворе правителей Боспора также имелись собственные историки, но произведения их не дошли до наших дней.

Новым явлением периода было появление трудов, посвященных малознакомым для эллинов землям. Способствовали этому походы Александра Македонского. Другим новым явлением исторической науки стало создание «Всеобщей истории» крупнейшим из историков эллинистической эпохи Полибием. Полибий стал одним из первых эллинов, познавших римские обычаи, государственность и военное дело победителей и попытавшихся сопоставить их с греческими. Одной из особенностей созданного им фундаментального труда является параллельное освещение событий, происходивших в восточной и западной частях Средиземноморья. При этом он стремился выявить причины побед римлян. Во «Всеобщей истории», в отличие от других сочинений, нет места описанию чудес. Полибий критиковал некоторых из собратьев по перу за неточности при описании географических реалий, незнание военного дела, обилие вымыслов. Историк убежден, что «кабинетный» исследователь прошлого и описывающий настоящее должен быть знатоком тех предметов, с которыми он знакомит читателя. Лучше, по его мнению, если он сам является государственным деятелем. Полагая, что все события взаимосвязаны, и стремясь выявить эту связь, он последовательно излагал происходившее в западной и восточной части Средиземноморья, тем самым создавая не историю отдельных войн или государств, а всемирную историю. Полибий не только тщательно собирал свидетельства, но и критически осмысливал их. Сопоставляя прошлое, выявляя корни явлений, он пришел к выводу о необратимости господства римлян и наглядно показал преимущества их армии, объясняя, почему многие народы оказались побеждены ею. Полибий исходил из следующих положений: почему, как и когда оно случилось и к каким последствиям привело. Он – теоретик исторической науки.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.