Здавалка
Главная | Обратная связь

Искусство эллинистической эпохи



Искусство эллинизма - искусство огромных государств, образовавшихся после распада державы Александра Македонского, художественное явление того этапа, когда в жизни рабовладельческого общества основную роль начинала играть не полисная формация, а деспотическая монархия. Специфика эллинистического искусства не только в исключительно интенсивном развитии всех художественных форм, но прежде всего в их связи как с греческими, так и с "варварскими" принципами культуры.

В эллинистическую эпоху строились огромные сооружения, которые не без основания причислялись к "чудесам света" (Александрийский маяк, Колосс Родосский, Пергамский, Галикарнасский мавзолей). Именно в эпоху эллинизма слились и взаимно обогатились культуры Древней Греции и восточных стран. Именно в эту пору активно систематизировались знания, опыт, накопленный тысячелетиями. Развивались такие науки, как математика, медицина, натурфилософия. В эллинистическую эпоху жили великий математик Архимед, геометр Евклид, астроном Гиппарх, географ Эратосфен и другие. В литературе получили развитие разные жанры: комедия нравов (Менандр), эпиграмма, буколика, элегия.

Скульптура становится более патетичной и более реалистичной одновременно: скульптуры стремятся изобразить не только "идеального человека", здорового и сильного гражданина полиса в расцвете лет, но и стариков и старух, детей, людей с физическими недостатками. Искусство становится более психологичным и более близким к человеку, который отныне интересен художнику как личность, индивидуальность. Искусство эллинистической эпохи было тесно связано с наукой и техникой, естествознанием и философией, литературой и религией того времени.

 

23) Топография античного города. Строения древнереческого города. С IV в. храмы начинают терять ведущее значение, и в древнегреческих городах получают все большее развитие здания и комплексы светского назначения. Ядром городов была крепость (укрепленный акрополь), вначале включавшая дворец царя (базилика), а позднее игравшая роль только религиозного центра. Под акрополем вырастал город с собственным центром, площадью. Здесь собиралось городское собрание, шел торг, располагались общественные, торговые и культурные здания. Города строились и позднее перестраивались. Обычно прямоугольную структура. Основателем подобной системы в Греции считается Гипподам из Милета. Уже в классический период, наряду с стихийно складывающейся планировкой города (Афины), начинает внедряться регулярная планировка города, основанная на прямоугольной сетке "гипподамова система" (Милет, Олинф и др.) Через город пролегала более широкая главная улица, разделенная на тротуар и проезжую часть, с мостовой, выложенной камнем. На главной улице или на пересечении двух главных улиц зачастую располагался общественный центр. Города имели свой храмовый комплекс, помимо которого в центре города располагалась площадь, обрамленная общественными зданиями, называемая «агора». Основной коммуникацией был портик, называемый «стоя». Здесь прогуливались философы (отсюда возникло понятие «стоики») и вели беседы со своими учениками; здесь же выставлялись художественные произведения, а колонный зал служил и убежищем в случае непогоды. К наиболее значительным городским зданиям относится «булевтерий», служивший для заседаний городского совета, а также здание управления полисом - «пританей», где постоянно поддерживался священный огонь. Театры состояли из здания (скены), полукруглой нижней площадки с жертвенным алтарем (орхестры) в центре театра, и расположенных вокруг нее концентрическими полукругами рядов амфитеатра - мест для зрителей (театрон), размещавшегося на склонах холма. Для физического воспитания, которое представляло собой важную составную часть жизни в греческих городах, возводились различные сооружения. («гимнасий» — здание, которое включало лекционные залы, учебные комнаты, пространства для игр и соревнований, умывальные комнаты). К спортивным сооружениям относятся также стадионы для соревнований по бегу и ипподромы. Города обносились крепостными стенами из сырцового кирпича и камня с боевыми башнями и укрепленными воротами, зачастую охватывая территорию, значительно превышающую существовавшую застройку, в расчете на дальнейший рост населения. Характерными эллинистическими городами были Александрия, Приема, Милет, Пергам и др.Греческий жилой дом раннего архаического периода представлял собой простое здание, включавшее главное прямоугольное пространство и входной вестибюль. В классическом периоде, т. е. в V и VI вв. до н. э. дома с более сложной планировкой, состоящей в принципе из двух частей. Первая — мужская часть - служила для встреч и бесед. Помещения этой группы располагались вокруг центрального дворика (аулы) и занимали переднюю часть дома. Вторая — женская часть - также выходила во дворик. В глубине располагалась хозяйственная часть с помещениями для рабов. Греческий дом, обычно кирпичный, а позднее и каменный, имел иногда и два этажа.Перекрытия и кровля были плоскими, а фасады, выходящие на улицу, первоначально делались простыми, гладкими и без окон. Благоустройство греческих городов достигало высокого уровня, особенно в эпоху эллинизма. Жилые кварталы снабжались водой, растекавшейся по керамическим и свинцовым трубам к общественным водозаборным фонтанам. Имелась и канализация со сточными каналами, выложенными камнем и перекрытыми каменными плитами. Рим.Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме. Форум был окружен храмами и общественными зданиями. В храме Сатурна хранилась государственная казна.

 

24.Нач этап законотворчества в Риме, относящийся ко времени противостояния плебеев и патрициев такой же как и в др полисах. Борьба демоса и эвпатридов привела к фиксации (записи) сущ в Аттике традиций. Первые законы – Законы XII таблиц в середине V в. до н. э., =>в завершение 1 из этапов противостояния плебеев и патрициев. Cвод не сохранился, и содержание каждой из таблиц восстанавл по упоминаниям в речах ораторов и юристов первых веков нашей эры. Мифологизированная традиция римлян приписывала создание первых правовых норм Нуме Помпилию. В царский период носителем высшей военной и гражданской власти – империя (imperium) – являлся рекс. Обладание империем позволило Сервию Туллию ввести в жизнь цензовое деление и создать территориальные трибы. После 510 (509) г. до н. э. носителями империя стали высшие выборные магистраты (консулы, цензоры, преторы, квесторы, народные трибуны) – представители не только исполнительной, но и судебной власти, по предлож кот вводились в жизнь нов правовые нормы. Завершением борьбы патрициев и плебеев =закон о плебиците (287 г. до н. э.; закон Гортензия–правила прохождения магистратур, дарование прав римского гражданства, регулирование экономических отношений в обществе). Аграрное законодательство Гракхов (133–123 гг. до н. э.). После появления провинций-Марком Аквилием Глабрионом в 123/122 г. до н. э.).определявших их статус и ограждавших провинциалов от злоупотреблений магистратов. Предложения магистратов регулировали не только социальную сферу (закон Петелия – Папирия от 326 г. до н. э. о запрете обращать в рабство за долги), но касались прерогатив и магистратов, и комиций (наиболее раннее постановление об обязательности постановлений собраний плебеев по трибам было принято в 449 г. до н. э., законы Валерия – Горация. Волю господина начал заменять закон государства– так были сделаны первые шаги по превращению рабов из собственности главы семьи (pater families) в подданных императора.Списки судей (по жребию) из частных лиц не моложе 30 лет, обладавших высокими моральными качествами и цензом не менее 300 тыс. сестерциев. (До 123 г. до н. э. судьями могли быть только представители высшего – сенаторского – сословия, до 81 г. в коллегию судей могли быть включены и всадники. Во время диктатуры Суллы произошел возврат к прежней традиции.) Судебная коллегия из 3–11 граждан являлась независимой. Но существовали и постоянные судьи – центумвиры, избираемые по трибам, которые решали спорные дела в отношении нарушений владельческих прав (например, о наследстве). Правонарушения в отношении веры являлись прерогативой Великого понтифика. Судебному заседанию предшествовала клятва обвинителя. Судебное решение не подлежало обжалованию, а в качестве наказания мог быть назначен штраф, лишение гражданских прав, наказание розгами, тюремное заключение, изгнание, смертный приговор. Обращение в судебные инстанции требовало знания законов. Сохранились свидетельства о том, что уже в III в. до н. э. некоторые представители сенаторского сословия давали бесплатные консультации и создали юридические труды. Наряду с Цицероном известными судебными ораторами являлись Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, ставшие создателями теоретических работ в области права. Периода принципата Августа – Марк Антистий Лабеон и Гай Атей Капитон (консул и Великий понтифик), их последователи создали две крупнейшие школы правоведения – сабинианцев (ученик Капитона Мазурий Сабин, время принципата Флавиев) и прокулианцев (основателем стал Сепроний Прокул). Существенный вклад в разработку классического права внес провинциальный юрист Гай (117/138–180/192 гг. н. э.), создатель пособия для своих учеников «Институции», в котором выделены правовые нормы, относящиеся к лицам, вещам и обязательствам (искам). Институционная система Гая является основой гражданского кодекса.Выдающимся юристом периода принципата Адриана является Сальвий Юлиан, представитель школы сабинианцев, автор «Дигест» и «Изысканий». Юлия Павла автор 86 сочинений, посвященных в основном частному праву; Эмилия Папиниана автор сочинения «Процессы», посвященного гражданскому праву. Герений Модестин (время творчества 226–244 гг.)труды его были посвящены обучению и судебной практике, охватывали фактически все области юриспруденции.Римские правоведы ввели понятия юридического и физического лица. Отражением расхождения между представителями двух школ – прокулианцев и сабинианцев – является рассмотрение вопроса: кому принадлежит вещь, сделанная из материала заказчика, – мастеру или собственнику материала. Сабинианцы доказывали, что ее владельцем является заказчик, исходя из философского тезиса «материя предшествует форме». Так в теории юридической науки начали использовать философские постулаты. Напротив, прокуланцы отделяли труд от материала; в императорский период более распространенным являлся данный взгляд. Для сабинианцев характерно было следование идеям стоицизма, представленного на римской почве Сенекой и Эпиктетом. Напротив, для прокулианцев высшим авторитетом являлся Аристотель.В связи с проблемой собственности детальную разработку получило наследственное право.Эпоха Октавиана Августа: составление законов поручено проф юристам.В конце III в. н. э. появляется первый кодекс – Грегорианский кодекс, который был разделен на книги и титулы. В первой половине V в. (при императоре Феодосии, 438 г.) был создан Феодосиев кодекс. Юстиниан I (527–565 гг.) работа юристов во главе с Трибонианом над Юридическим корпусом. В него вошли Институции, носившие законодательный характер, Дигесты (по-гречески — Пандекты), состоявшие из 50 книг, и Конституции (постановления) императоров. При Юстиниане Гней Флавий сделал их объектом свободного обсуждения. Благодаря этой деятельности Гней Флавий считается отцом юриспруденции.

 

25. Зарождение элементов театрапроисходит в древнейших обрядах и играх, отражавших трудовые процессы. В основе представлений лежали мифы – сказания о богах и героях, смена времен года, посев и всход зерна. Истоки римского театра и драма восходят к сельским праздникам сбора урожая. Праздники в связи с окончанием жатвы. На этих праздниках распевали веселые грубоватые песни, так называемые фесценнины и сатура. Сатуры были драматическими сценками бытового и комического характера, включавшими в себя диалог, пение, музыку и танцы, причем музыкальный элемент играл в них существенную роль. К народной драме восходит и мим. Мим воспроизводил сценки из народного быта, а иногда и выводил в шутовском виде богов и героев. Первое театрализованное представление – к 240 г. до н. э. восходит знакомство римлян с переработанными сюжетами произведений аттических авторов, Ливия Андроника (ок. 280–204 г. до н. э.). К I в. до н. э. во многих городах Италии уже были возведены фундаментальные сооружения для постановок пьес профессиональных драматургов и комедиографов. Ливий Андроник происходил их Тарента и был вольноотпущенником. Он попал в плен во время войны тарентийцев с римлянами (282–272 гг. до н. э.), а попав в Город как раб, стал домашним учителем в семье сенатора Ливия и через 30 лет после того, как он стал военной добычей, поставил свою первую пьесу. Обретя свободу и овладев к этому времени латинским языком, он начал преподавать его юным римлянам на форуме. Перевел на латинский язык «Одиссею». Но при этом отказался от гекзаметра Гомера, а следовал ритму сатурнийского стиха насмешливых песен и эпитафий. Сохранилось , что в 207 г. до н. э. ему было поручено создать гимн в честь победы над Гасдрубалом. Драмы и комедии Ливия Андроника – это первые театрализованные постановки, исполненные на латинском языке. После захвата Сицилии римляне могли познакомиться с представлениями мимов, которыми во время пребывания на острове Платон. А из Кампании где-то после 364 г. до н. э. (но до 240 г.) «пришла» ателлана – одноактная пьеса с четырьмя постоянными масками: Макка(глупца), Буккона (дурака и обжоры), Паппа (глупого, смешного и жадного старика) и Доссена(злого горбуна, шарлатана и всезнайки – своеобразной карикатуры на ученого). Комедия масок получила название по имени небольшого городка Ателлы около Неаполя и исполнялась первоначально на языке осков. Актеры ателланы – это любители.Апеллана была понятна народу двусмысленностями, грубыми шутками, намеками на жизненные и политические реалии. Наиболее широкое распространение ателлана получила во II в. до н. э., считаясь представлением для простонародья. С I в. до н. э. она была практически полностью вытеснена мимами – народным театром, представляющим собой небольшие жанровые сценки зачастую скабрезного содержания. Мимам(профессиональным актерам) покровительствовал Юлий Цезарь. Театр представления стали одной из составляющих демагогии политических лидеров, соответствуя требованиям: «Хлеба и зрелищ». На развитие римской культуры (литературы, театра, исторической науки и т. д.) большое влияние оказало творческое наследие греков, скорость эллинизации увеличилась со времени Пунических войн. Этому способствовало и ограбление захваченных земель – вывод сокровищ – памятников искусства.

 

26 Представления устраивались в Риме во время различных государственных праздников. Пьесы шли на празднике патрициев - Римских играх; на празднике плебеев - Плебейских играх; на Аполлоновых играх. Постоянного театрального здания в Риме не было вплоть до середины I в. до н. э.; (сооружению его противился консервативный сенат). Обычно на форуме воздвигался деревянный помост высотой в половину человеческого роста. На сценическую площадку вела узкая лесенка в 4-5 ступенек, по которой актеры поднимались на сцену. В трагедии действие происходило перед дворцом. В комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с выходящими на нее фасадами двух-трех домов, и действие развертывалось перед домом. Зрители сидели на скамейках перед сценой. Но иногда сенат запрещал устраивать места в этих временных театрах: сидеть на представлениях, по мнению сената, было признаком изнеженности. Все построенное для театральных игр сооружение ломалось сразу же после их окончания.Актеры-профессионалы, выступавшие в трагедиях и комедиях в III-II в. до н. э., играли без масок. Маска появилась в этих жанрах довольно поздно - в 130 г. до н. э. Поэтому римляне могли следить за мимикой актеров. Маски использовались для того чтобы обыграть мотив двойника в комедии. В масках также играли актеры-любители, принадлежавшие к высшим слоям общества. Первый постоянный театр, построенного из камня был сооружен в 55 г до н. э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч человек. Цирк в Древнем Риме рим театр цирк гладиатор.В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти что одинаково, но самым обширным и самым древним из них являлся Большой цирк. Цирк этот находился в долине, образуемой двумя холмами,— Палатином и Авентином.Проводилось большинство игр, заключавшихся в конных бегах на колесницах.Якобы такие бега были установлены Ромулом, и устраивались они один раз в год — после жатвы хлебов и сбора плодов(зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов).За 600 лет до нашей эры, в этой долине был построен первый деревянный цирк. С течением веков он все более расширялся, украшался мрамором и бронзой.Циркбыл местом конских скачек и состязаний в скорости езды на колесницах, а впоследствии и некоторых других зрелищ (единоборства гладиаторов (включая венаторов — дресировщиков, формально тоже считавшихся гладиаторами, несмотря на то, что они не сражались).Главным зрелищем были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa, которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота цирка. Во главе шёл или ехал магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде держа в руке скипетр; сзади него стоял или шёл венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии — и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры.Сражавшиеся гладиаторы были обязаны развлекать зрителей своими ранами, кровью, наконец, смертью, что повышало интерес публики к борьбе. Сама же борьба должна была вестись со знанием дела, смело и увлекательно: это давало бойцам некоторую возможность сохранить жизнь даже в случае поражения. Когда гладиатор поднимал вверх руку с вытянутым указательным пальцем типа он просил у публики помилования. Зрители махали платками или также поднимали пальцы, «отпуская» бойца; если же зрители опускали пальцы вниз, это значило, что победителю приказывается нанести последний, смертельный удар. В Колизее устраивались звериные травли. Хлопая бичами и пуская в морды зажженные стрелы, служители приводили животных в ярость. Носорога заставляли биться со слоном, пантеру с быком, медведя — с кабаном. Только за время игр при открытии Колизея было затравлено подобным образом около 5 тысяч животных. Так, в том же Колизее показывались дрессированные звери: львы ловили зайцев и отпускали их невредимыми, слоны танцевали и возлежали за столами с едой; в Большом цирке проводились состязания гимнастов, бег взапуски, кулачные бои, бросание диска. Зрелища эти не вызывали восторгов у экспансивной римской публики и постепенно сошли вовсе на нет, как не удовлетворявшие принципам все той же пресловутой политики.

 

27.Катон Старший, Марк Порций, писатель, основоположник римской литературной прозы и видный государственный деятель древнего Рима, родился в 234 г. до н. э.. Относился к крупным землевладельцам. В 20 лет он был военным трибуном. В 198 г. — претором в Сардинии. В 150— консулом. Катон был участником 2-й Пунической войны.В 195 г. до н. э., будучи консулом, покорил большую часть Испании; в 191 г., как легат, одержал победу над Антиохом Сирийским при Фермопилах; как цензор (184) ревниво оберегал древнеримскую строгость нравов; был непримиримым врагом карфагенян и заключал каждую свою речь словами: «И все же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен».В конце жизни был цензором. Катон являлся убежденным сторонником новых территориальных присоединений к Римской республике, прежде всего за счет земель соседнего Карфагена.Катон -автор «Начал» (труда, освещавшего историю Рима от основания города до 2-й Пунической войны), множества речей и писем, собрания изречений знаменитых людей и др. сочинений, дошедших лишь в отрывках. Он составил подобие энциклопедии, написанной в форме наставлений сыну Марку (не сохранилась). Полностью сохранился его трактат «О земледелии»(160)Умер в 148 г. до н. э.В римской литературе он имеет значение ещё большее, чем в государственной жизни. Он может быть назван основателем римской прозаической литературы, которой он дал образцы и в красноречии, и в истории, и в разных других видах, будучи бесспорно самым крупным прозаическим писателем в течение всего II столетия Рима, с началом которого возникла вообще римская словесность.Он составил своего рода энциклопедию по разным наукам, в форме наставлений, предназначенных для сына его Марка(Praecepta ad filium). Там статьи по земледелию, медицине, военному делу и по всем предметам, знание которых было полезно доброму гражданину. Ничего из этого сборника до нас не сохранилось. «Начала» Катон положил начало и римской историографии. Предшествовавшие ему римские историки писали по-гречески. Изданное Катоном в семи книгах сочинение «Origines» (Начала) — не только первое историческое сочинение на латинском языке, но и необыкновенно важно для знакомства с римскою и вообще с древнеиталийскою историей. Оно было написано по источникам, которыми потом уже мало пользовались римские анналисты и историки. Тут были приняты во внимание древние фасты, местные летописи разных италийских городов; это была вообще история насколько возможно документальная, и римские писатели от Корнелия Непота до Сервия единогласно говорят о необыкновенной тщательности автора её в собрании материалов. Написана она была Катоном в старости.Хронологически:(до 603 г от основания Рима)(название «Начала» тк в ней две книги (2и3) были посвящены происхождению разных городов Италии. «О земледелии».В этом сочинении даны первые в собственной римской историографии попытки систематизировать правила регламентирующие проведение земледельческих работ, садоводству, огородничеству, скотоводству, виноделию и проч., причём сообщаются и практические наставления, до медицинских рецептов и слов для заговоров включительно. В нём полностью разбирается феномен товарной рабовладельческой виллы. Катон первым в Риме разработал регламент проведения работ рабами на товарной вилле, имеющий полное собственное обеспечение всеми сельскохозяйственными продуктами и выращивающей монокультуру на продажу, для обмена с городом ремесленными товарами. В труде «О земледелии» Катон описывает функционирование рабовладельческой товарной оливководческой виллы.

 

Римские агрономы.

Катон Старший, писатель, основоположник римской литературной прозы и видный государственный деятель древнего Рима, родился в 234 г. до н. э.. Относился к крупным землевладельцам и, являясь римским сенатором, отстаивал интересы своего сословия, а также интересы крупных торговцев и аристократов, занимавшихся предпринимательской деятельностью. Полностью сохранился его трактат «О земледелии» (160), содержащий сведения об организации рабовладельческого поместья, о развитии виноделия, садоводства, оливководства в Италии. Умер в 148 г. до н. э.

«О земледелии»

Дошло до нас — хотя, как все заставляет думать, далеко не в подлинном виде — лишь сочинение «О земледелии» (De agri cultura). В этом сочинении даны первые в собственной римской историографии попытки систематизировать правила регламентирующие проведение земледельческих работ, садоводству, огородничеству, скотоводству, виноделию и проч., причём сообщаются и практические наставления, до медицинских рецептов и слов для заговоров включительно. В нём полностью разбирается феномен товарной рабовладельческой виллы.

Катон первым в Риме разработал регламент проведения работ рабами на товарной вилле, имеющий полное собственное обеспечение всеми сельскохозяйственными продуктами и выращивающей монокультуру на продажу, для обмена с городом ремесленными товарами. В труде «О земледелии» Катон описывает функционирование рабовладельческой товарной оливководческой виллы.

Марк Теренций Варрон (116–27 гг. до н. э.). только на склоне лет обратился к науке, Варрон в юности получил хорошее образование, изучив латинскую историю и литературу и усовершенствовав знания в Афинах. В созданном в качестве практического руководства трактате «Сельское хозяйство» несколько строк уделено правилам содержания рабов, которым он следовал и в собственном имении, заботясь о «говорящем инструментарии», что спасло его от преследований во времена проскрипций: зная, где прячется хозяин, рабы не открыли его убежища. Трактат «Сельское хозяйство» автор отразил повседневную жизнь на вилле в Кампании, с качеством земель которой, возможностями торговли он был хорошо знаком по личному опыту. Трактат состоит из трех книг и содержит советы по хлебопашеству, скотоводству, разведению скота и птиц, пчеловодству; приводятся в нем и данные о рыбоводстве.

Луций Юний Модерат Колумелла (I в. н. э.). Плеяду создателей агрономических трактатов завершает Колумелла, о жизнедеятельности которого время не сохранило свидетельств, известно только, что он происходил из испанского города Гадес, жил в Риме и был автором двух трудов о садоводстве и земледелии. Последний из них считается классическим образцом сочинения о сельском хозяйстве, написанного компетентным знатоком агрономической науки. Трактат «О сельском хозяйстве» включал 12 книг, в которых приведены советы по выращиванию деревьев и животных, виноградарству и земледелию. Приведены советы по управлению имением, об отношении к рабам. Это вполне объяснимо не только тем, что «раздражать» жестоким обращением рабов было опасно в эпоху доносов и конфискаций, действия закона «Об оскорблении величества», но и тем, что уже существовали законы, преследующие тех хозяев, действия которых рабов могли привести к волнениям.

Приведенные выше труды не исчерпывают всех сочинений, посвященных сельскому хозяйству. В середине IV в. появился агрономический трактат Палладия, создавшего картину натурального ведения хозяйства; в поместье, им описанном, все необходимое производилось руками собственных работников; большое внимание он уделил и организации труда рабов. Встречаются экскурсы в хозяйственную жизнь и у Плиния Младшего, на вилле которого наряду с рабами трудились колонны. Обращение к аграрной сфере можно встретить и у других авторов, но наиболее полно проблемы хозяйствования, продуктивности культур в связи с климатом и особенностями земельного фонда изложены Катоном, Варроном и Колумеллой.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.