Древнерусское декоративно-прикладное искусство.
Упадок центров художественного ремесла Руси XIII-XIV в. Снижение уровня технологии и мастерства. Владимир и Новгород – центры сохранения киевских художественных традиций. Подъем в искусстве Москвы во 2 половине XIV в. Оклады икон и книг, литургическая утварь. Техники ювелирного дела: чернь по серебру, скань, чеканка и серебряное литье, басменное тиснение. Влияние искусства Востока в художественной обработке металла. Мастерские митрополита Фотия и новые тенденции в художественном ремесле первой трети XV в. Лицевое шитье Москвы и Новгорода; "живописный" стиль.
Искусство скани в середине XV века, мастер Иван Фомин. Возникновение мастерских художественного ремесла в Троице-Сергиевом монастыре. Инок Амвросий и школа миниатюрной резьбы по дереву и кости.
Новгородское художественное ремесло при архиепископе Евфимии (лицевое шитье и ювелирное искусство).
Резьба по дереву (резные иконы и кресты, произведения круглой скульптуры, церковная утварь и храмовое убранство). Миниатюрная резьба по дереву и кости. Керамика: распространение ножного гончарного круга, появление новых типов красноглиняной посуды. Техника лощения.
Искусство времени Ивана III. Обогащение столичной школы ремесла особенностями местных школ в связи с присоединением Ярославля, Новгорода, Твери. Приглашение западноевропейских мастеров. Расцвет лицевого шитья в конце XV в. Царские мастерские Софии Палеолог и Елены Волошанки.
Искусство XVI века. Первые сведения о царских мастерских в Кремле. Сложение общих стилевых тенденций во всех видах декоративно-прикладного искусства Москвы 2 половины XVI в. Влияние восточного искусства, связанное с развитием внешней политики Руси. Свидетельства иностранных послов и путешественников о царском дворе.
Лицевое шитье. Мастерская Соломонии Сабуровой. Влияние иконописной школы Дионисия; усложнение композиций, разнообразие художественных и технических приемов. Развитие повествовательного начала в шитье.
Шитье середины и второй половины XVI в. Мастерские царицы Анастасии Романовны, княгини Ефросинии Старицкой, царицы Ирины Федоровны Годуновой
Ювелирное дело. Развитие чеканки и резьбы по серебру. Ведущее место скани в ювелирном искусстве. Развитие техники эмали по скани. Искусство черни по золоту. Влияние книжной миниатюры на декоративное искусство.
Серебряное дело Новгорода, Сольвычегодска, Вологды.
Резьба по дереву. Сложение церковного иконостаса и развитие сквозной и рельефной резьбы по дереву. Растительный («травный») орнамент; влияние ювелирных изделий и узорных тканей.
Роспись по дереву, ее связь с развитием иконописи и книжного искусства. Области ее применения (внутреннее убранство, украшение иконостасов, мебели, церковной утвари, ларцов, сундуков, деревянной посуды).
Ажурная и рельефная резьба по кости.
Чернолощеная и мореная керамика. Применение ангоба и глазури. Появление архитектурной керамики. Красные печные изразцы и терракотовые рельефы.
Литье и кузнечное дело. Московский Пушечный двор; мастер Андрей Чохов. Московское колокольное литье. Распространение медного литья.
Искусство времени Б. Годунова. "Годуновская" чернь по золоту. Лицевое шитье мастерской Ксении Годуновой. Развитие орнаментального шитья в литургических предметах и церковных облачениях.
Расширение связей между регионами, развитие общерусского рынка к концу века. Концентрация художественных сил Русского государства и сглаживание различий между местными школами.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|