Здавалка
Главная | Обратная связь

Просвещение и общественная мысль в России в XVI в.



В XVI в. усложнилась государственная жизнь, в связи с этим постоянно возрастала потребность в грамотных людях. По - прежнему обучение проходило в училищах, которые содержались при монастырях, церквах, иногда такие училища содержали и светские люди. Учителями были духовные люди. Такие школы существовали в городах, и в сельской местности. Обучение в основном ограничивалось обучением грамоте. Основными центрами хранения книг были монастыри. В них собиралась преимущественно церковная литература, но были и книги светского содержания: летописи, хронографы, сказания, повести.

 

Выдающимся событием XVI в. было появление книгопечатания в России. Типографские работы были начаты в Кремле, потом в 1563 г. по распоряжению Ивана IV на государственные средства в Москве на Никольской улице была устроена типография. В 1564 г. там был напечатан "Апостол" - первая точно датированная печатная книга. Во главе типографии стояли Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1565 г. в типографии был напечатан "Часослов". После этого Иван Федоров и Петр Мстиславец уехали на Украину, где в 1574 г. во Львове издали первый русский букварь. Их дело в Москве продолжали Никифор Тарасьев, Тимофей Невежа и его сын Андроник Тимофеев Невежа. До конца XVI в. было напечатано 20 книг церковно-религиозного содержания. Появление книгопечатания в России имело огромное культурное значение, но ведущее место в XVI и XVII вв. по-прежнему занимала рукописная книга.

Литература. В XVI в. продолжало развиваться летописание. Оно было подчинено целям идеологического обоснования самодержавной власти.

Была предпринята работа по составлению новых летописных сводов, куда вошли специально отобранные и интерпретированные известия местных летописей. Именно так были созданы Воскресенская и Никоновская (в XVII. в. принадлежала патриарху Никону) летописи. Никоновская летопись показывала историю Московского царства как мировой державы, а Ивана IV - достойным преемником римских и византийских императоров. Один из списков Никоновской летописи содержал 16 тыс. миниатюр, цветных иллюстраций, за что и получил название Лицевого свода (лицо - изображение).

Но в XVI в. летописание начинает уходить на второй план, его вытесняют произведения на историческую тему. В частности в самом начале царствования Ивана IV в 50-х гг. был написан "Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича". В нем были описаны события с 1534 по 1553 гг. и содержалась идея необходимости установления царской власти на Руси.

Одним из замечательных памятников русской исторической литературы XVI в. стала "Книга степенная царского родословия", которую в 1563 г. составил духовник царя Андрей при участии митрополита Макария. Книга представляет собой выборку из летописей от Рюрика до 1559 г., представляющей историю Руси в форме 17 княжеских житий, каждое из которых как бы "степень" (ступень) восходящей на небо лестницы, подобной тем, которые являлись в видениях святому Иоанну Лествичнику, державшему лестницу на небо. Составитель проповедовал божественность царской власти и московского царя изобразил как единственного законного наследника киевских князей, происхождение которых велось от римского императора Августа. В "Степенной книге" были представлены жизнеописания только тех князей, которые являлись прямыми предками Ивана IV.

В XVI в. появляется такое монументальное собрание древнерусской литературы, как "Великие Четьи - Минеи". Оно связано с именем митрополита Макария. Митрополит поставил целью собрать все книги на Руси, предназначенные для чтения. Более 20 лет большой коллектив писателей, переписчиков, редакторов трудился над этим замыслом. В результате было создано 12-томное (по числу месяцев) собрание житий святых, поучений, произведений канонического права и других текстов, расположенных по дням христианских праздников и дням памяти святых. Каждый том содержал огромную информацию, на отдельный день приходилось в среднем 5-10 сочинений различного жанра. "Четьи - Минеи" предназначались для чтения в домашнем кругу и призваны были воспитывать народ в истинной вере.

Дальнейшее развитие получили исторические сочинения, в которых нашли отражение исторические события того времени. Это повесть "Казанское взятие", "О прихождении Стефана Батория на град Псков" и др.

Одним из шедевров древнерусской литературы XVI в. стала "Повесть о Петре и Февронии". Написана она была в конце 40-х гг. писателем и публицистом Ермолаем - Еразмом. "Повесть о Петре и Февронии" писалась как житие святых, "новых муромских чудотворцах" в связи с происходившими в 1547 и 1549 гг. соборами по канонизации различных русских святых. В основу сюжета этого произведения положена легенда о мудрой крестьянской девушке Февронии, вышедшей замуж за слабовольного князя Петра. Феврония одержала верх над враждебно относящимися к ней боярами. Вместе с мужем она княжила в Муроме и вела благочестивую жизнь. Перед кончиной супруги приняли монашество и умерли одновременно. Повесть проникнута антибоярскими настроениями, написана простым, увлекательным языком и была очень популярна в русском обществе.

Редким памятником древнерусской литературы, раскрывающим внутренний мир семьи XVI века, ее нравственные начала стал "Домострой", автором которого считают приближенного Ивана Грозного протопопа Сильвестра. "Домострой" представляет собой свод правил общественного, религиозного и семейно - бытового воспитания для среды богатого новгородского боярства и купечества. "Домострой" содержит ценные сведения о повседневной жизни родовитого боярства и купечества со множеством бытовых подробностей. В "Домострое" читатель найдет совет, как главе дома стражем во всем быть, как жить в мире и согласии с женами и детьми, как дом в достатке содержать, как душевно и телесно чистыми остаться, что актуально во все времена. "Домострой" принадлежал с числу чтений, предназначенных для верхушки городского общества XVI в. и также был очень популярен.

Общественно-политическая мысль. XVI в. - это период образования и укрепления государства. С проявлением централизаторских устремлений в обществе появились новые взгляды на власть "великого князя всея Руси", да и сами "великие князья всея Руси" по-новому начинают рассматривать свою деятельность, свои задачи и свое положение в обществе.

Видным представителем общественно-политической мысли середины XVI в. был И.С. Пересветов. В конце 1549 г. он передал царю "две книжки" своих сочинений, в которых изложил свое понимание характера царской власти и ее взаимоотношений с подданными. Пересветов происходил из дворянства и поэтому выражал интересы своего сословия. В своих сочинениях он обличал всесилие боярства, говорил о необходимости удовлетворения требований дворянства. Он выступал за сильную царскую власть, которая в своей политике должна опираться на служилых дворян - "воинников". Сильная царская власть, по мнению Пересветова, должна была управлять на основе определенных законов. Он не выступал против крепостнических отношений, но высказывался против холопства и кабальной зависимости. И.С. Пересветов критиковал внутрицерковные порядки, утверждая, что Бог любит не веру, а правду. Сочинения И.С. Пересветова свидетельствовали о том, что в середине XVI в. дворянство стало заметным слоем русского общества, и этот слой стал осознавать свое значение для царской власти и свои интересы.

Центральное место в общественно - политической мысли середины XVI в. занимает полемика царя Ивана IV Грозного и одного из его бывших ближайших сподвижников князя А.М. Курбского. В этой полемике были затронуты вопросы характера государственной власти, взаимоотношений царя и его подданных, роли России в православном мире. Обстоятельства появления этой полемики хорошо известны. В апреле 1564 г. наместник Ивана IV в недавно присоединенном к Русскому государству ливонском городе Юрьеве (Тарту) князь А.М. Курбский бежал в польскую Ливонию. А.М. Курбский был не только военачальником, он участвовал в административных реформах середины XVI в. Занимая крупные государственные должности в Русском государстве, а затем бежав к польскому королю, получив от него крупные вассальные пожалования, Курбский, по сути, был "государевым изменником". После бегства в Ливонию он захотел обосновать свой отъезд и обратился к Ивану IV с посланием, в котором обвинял царя в неслыханных гонениях против воевод, покоривших Руси "прегордые царства". Иван IV послание своего врага не оставил без ответа. Царь ответил Курбскому обширным посланием, и завязалась знаменитая переписка. Своеобразным продолжением переписки Курбского с Грозным служила написанная Курбским "История о великом князе Московском". В "Истории" Курбский и изложил свои политические взгляды. Наиболее важным элементом его идеологии был взгляд на Русское государство как на единственную в мире страну, сохранившую истинное христианство. Россию он именует "Святорусской землей", "Святорусскими царствами"; русских воевод, погубленных Грозным, - "сильными во Израиле". Он выступал за сильную царскую власть и утверждал, что "самому царю достоит быти яко глава и любити советников своих яко своя уды". Идеалом государственного устройства он считал сословно - представительную монархию. Он писал о том, что царь "должен искати добраго и полезного совета не токмо у советников, но и у всенародных человек". Власть, считал Курбский, должна быть справедливой и управлять страной на основе законов.

Ответное послание Грозного по тогдашним масштабам составило целую книгу. Главным вопросом, занимавшим царя, был вопрос о взаимоотношении монарха и знати. Его главная идея в этом вопросе сводилась к тому, что свою власть государь, как помазаник Божий, получил от самого Господа и с благословения праотцов. Никто не может ограничить эту власть. "Русские самодержцы изначала сами владеют своими царствами, а не бояре и не вельможи", - отвечал Грозный. Он отвергал любые попытки ограничить его власть. Сам Бог поручил московским государям "в работу" прародителей Курбского и прочих бояр. Высшая знать у царя не "братия" (так называл себя и прочих князей Курбский), но холопы. "А жаловать есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны". Подданные должны беспрекословно повиноваться самодержцу. "Доселе русские владетели не истязуемы были ни от кого, но вольны были подвластных своих жаловати и казнити, а не судилися с ними ни перед кем". Свои же обязанности царь видел в том, чтобы поддерживать порядок в стране и направлять подданных на путь истинной веры.

Таким образом, в ходе полемики между Иваном Грозным и А.М. Курбским выявились две точки зрения на развитие русской государственности. Первая состояла в развитии принципа сочетания власти монарха, учреждений приказного аппарата с органами сословного представительства в центре и на местах. Вторая, проводимая царем, заключалась в утверждении принципа неограниченной монархии.

И.С. Пересветов и А.М. Курбский отстаивали интересы боярства и дворянства, положение других слоев общества их не занимало. Вместе с тем, рост феодальной эксплуатации, обострение социальных противоречий заставило публицистов обращать внимание на положение крестьянства. В этой связи большой интерес представляют труды одного из ярких мыслителей XVI в. Ермолая Прегрешного, в монашестве Еразма, протопопа дворцовой церкви. В 40-х гг. он представил молодому Ивану IV Васильевичу трактат "Благохотящим царем правителница и землемерие" (руководство как править государством и как измерять землю). Трактат посвящен положению крестьян непосредственно. Еразм считал, что труд крестьян является основой общественной жизни, благодаря создаваемым им богатствам могут существовать все другие сословия. Но положение крестьян очень тяжело. Он отмечал тяжесть повинностей, особенно денежных, злоупотребления кормленщиков и землемеров, что неизбежно приведет к народным волнениям. Чтобы их предупредить, необходимо улучшать жизни крестьян законодательными мерами. В частности, он предлагал регламентировать повинности крестьян, заменить все поборы (государственные и вотчинные) единой податью в размере одной пятой крестьянского дохода, причем брать ее не деньгами, а натурой. Он не выступает против крепостной зависимости, он выступает против чрезмерной эксплуатации крестьян. Он признавал необходимость феодального землевладения, но считал, что феодалов нужно устранить от деревенского хозяйства. Они должны жить в городе и быть чиновниками. Размер их земельных владений должен зависеть от служебных обязанностей.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.