Здавалка
Главная | Обратная связь

Архитектура и изобразительное искусство в России в XVI в.



Искусство. Искусство XVI в. все теснее связывает свои судьбы с интересами государства. Стремясь укрепить внутреннюю структуру государства, Иван IV проводит реформы, направленные на централизацию власти. Одновременно с этим регламентируется все искусство. За образец в архитектуре был провозглашен Успенский собор Московского Кремля, в иконописании - творчество Андрея Рублева. В результате самые отдаленные русские земли смогли воспринимать высшие достижения столичного искусства, и в какой-нибудь глухой северной деревне из-под кисти сельского мастера появлялась икона, написанная по композиции Андрея Рублева. В различных русских городах появлялись высокоразвитые местные школы. В свою очередь Москва обогащалась талантливыми мастерами из Твери, Новгорода, Пскова и др. городов.

Архитектура. В XVI в. в церковном зодчестве получает распространение новый тип храма - шатровый по образцу деревянных церквей. Один из первых и самых великолепных кирпичных памятников шатрового зодчества - церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (См. дополнительный иллюстративный материал). Она была построена в 1530-1532 гг. Василием III в честь рождения сына, будущего царя Ивана Грозного. План этой церкви совсем иной, чем план церквей византийского типа. Он представляет собой огромный, устремленный ввысь белокаменный столб в 62 м. Храм не имеет внутренних столбов. Основание храма многогранное, завершается тройными заостренными кокошниками. А над ними на стройном восьмигранном основании возвышается шатер, венчающий все здание. Верх храма покрыт небольшой аккуратной главой с золоченым крестом. Напротив церкви Вознесения, в селе Дьякове, в 1553-1554 гг. Иваном Грозным была построена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (См. дополнительный иллюстративный материал). Это другой тип храма XVI в. - столпообразный. Объем церкви Иоанна Предтечи представляет собой пять восьмигранных столпов, соединенных между собой папертями. Средний - самый большой, завершается мощным барабаном.

Вершиной же русского шатрового зодчества XVI в. является собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного), один из самых ярких и знаменитых памятников древнерусской архитектуры (См. дополнительный иллюстративный материал). Он был построен русскими мастерами Бармой и Постником в 1555 - 1561 гг. по указанию Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. Штурм Казани, завершившийся победой русских войск, начался в праздник Покрова Божьей Матери 1 октября 1552 года. В память покорения Казани через три года в 1555 г. на Красной площади был заложен храм Покрова Богородицы. В настоящее время храм известен как храм Василия Блаженного - в честь московского юродивого, постоянно ночевавшего в одном из приделов и очень популярного в то время в Москве. Собор отличается неповторимым своеобразием. Архитектурный ансамбль собора состоит из 9 объемов, из которых центральный, в шатровом стиле, как раз и посвящен празднику Покрова Богородицы, а восемь столпообразных храмов расположены вокруг этой главной церкви по осям и диагоналям. Каждая из восьми церквей названа в честь того святого, в чей день произошло важное событие казанского похода Ивана Грозного. В плане восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, образуют восьмиконечную звезду. Восьмиконечная звезда - напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, символизирует всю христианскую церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Центральный престол в честь Покрова Богородицы объединяет вокруг себя все остальные храмы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует покровительство и заступничество Божьей Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Приделы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из них по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. Собор создает ощущение праздничности и нарядности. После прихода большевиков к власти в 1917 г. собор был закрыт, все его имущество конфисковано, колокола переплавили. В 30-е гг. XX в. существовали проекты уничтожения собора. Собор спасло личное мужество подвижника русской культуры архитектора П.Д. Барановского. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он категорически отказался это делать и обратился к высшему руководству страны. Решение о сносе собора Василия Блаженного было отменено. С 1934 г. собор является филиалом Государственного Исторического музея.

Каменное строительство приобрело в государстве такие масштабы, что в 1583 г. был создан приказ Каменных дел, объединивший всех причастных к строительству - от зодчих до простых каменщиков. Под руководством Приказа ведутся наиболее масштабные строительные работы в государстве.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.