Просвещение и научные знания в России в XVII в.
Рост ремесла, торговли, усиление государственного аппарата вызвали более широкое распространение грамотности в среде городского населения. Считается, что среди посадских людей 40-50% были грамотными. Грамоте обучали, главным образом, церковнослужители и приказные. Учили по церковным книгам. Первый русский букварь был издан в 90-х гг. XVII в. Однако уже в I половине XVII в.появились частные школы, где учили не только грамоте, но и риторике, древним языкам. Учителями в них нередко бывали ученые украинские монахи. Одним из них был выдающийся просветитель Симеон Полоцкий. В 1685 г. была создана Славяно-греко-латинская академия, основанная приехавшими с Украины греками братьями Лихудами. Академия была построена по образцу европейских университетов. Преподавание велось на греческом и латинском языках (что и дало ей название). Преподавались риторика, логика, философия и физика. По-прежнему широко распространены были рукописные книги. В середине XVII в. в России было налажено производство бумаги. Однако ее не хватало, поэтому бумагу привозили из Европы. Расширялось и книгопечатание. На московском Печатном дворе трудились более 150 человек. В I половине XVII в. было издано свыше 200 книг. Среди них преобладали богослужебные книги, официальные документы, учебники. В литературе XVII в. черты обмирщения особенно заметны. Герои литературных произведений обретают индивидуальные характеры. Ценится ловкость, предприимчивость. Литература XVII в. стала проявлять интерес к внутреннему миру человека, его личным, интимным переживаниям. Так, в "Повести о Тверском отроче монастыре" рассказывается о страданиях княжеского отрока, у которого князь отнял невесту. Однако итог повествования решен еще в чисто религиозном духе: несчастный по велению Богородицы основывает монастырь. В "Повести о Горе-Злосчастии" молодой человек, отвергший традиции патриархальной родительской семьи, терпит бедствия и в конце концов уходит в монастырь. Характерно, что монастырская келья, в отличие от литературы предшествующих веков понимается не как желанная тихая пристань, а как вынужденное и безотрадное пристанище. Эти примеры свидетельствуют о том, что литература XVII в. еще только начинала преодолевать традиции. В повестях начала XVIII в., когда процесс обмирщения приведет к окончательному торжеству светского начала в литературе, герои будут выходить победителями из любых жизненных коллизий. В литературе XVII в. появились принципиально новые жанры: сатира, драма, поэзия. В сатирических повестях о Ерше Ершовиче, о Шемякином суде обличался неправедный и корыстный суд. Судья Шемяка, надеясь на подношение, решал дело в пользу бедняка, который из-под полы показывал ему обернутый в платок камень. Мелкую рыбешку Ерша, спорившего с сыном боярским Лещом, судьи - великие господа Осетр, Белуга и Белая рыбица - судили "по мзде" и признали виновным. Тогда "плюнул Ерш судьям в глаза и скочил в хворост: только того ерша и видели". В "Калязинской челобитной" и ряде других произведений высмеивались распутные нравы духовенства. В "Повести о бражнике" пьяница доказывал, что имеет больше прав на райское блаженство, чем святые, перечисляя прегрешения героев Священного Писания. Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого. Симеон писал торжественные оды тяжеловесными силлабическимиСиллабическими называются стихи, в которых количество слогов в каждой строке одинаково. стихами. Симеону принадлежат пьесы "О Навуходоносоре царе" и "Комедия притча о блудном сыне". Автобиографический жанр пришел в русскую литературу благодаря "Житию" протопопа Аввакума. Аввакум выступил не только как страстный публицист и обличитель церковных и светских властей, но и как реформатор литературного языка. смело вводя в письменную речь просторечие.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|