Поведенческие симптомы.
• Излишки в еде или недоедание. • • Слишком долгий или короткий сон. • • Самоизоляция от других людей. • • Проволочки или пренебрежение обязанностями. • • Употребление алкоголя, курение, наркотики. • • Азартные игры или импульсивные покупки. • • Нервные привычки. • • Навязчивое или компульсивное поведение. • • Снижение производительности. • • Ложь или оправдания, чтобы прикрыть плохую работу. • • Быстрая или бормочущая речь. • • Чрезмерная защита или подозрительность. • • Проблемы с общением. • Следует иметь в виду, что признаки и симптомы стресса могут быть также вызваны другими психологическими проблемами или проблемами со здоровьем. Если вы испытываете какие-либо из тревожных признаков стресса, важно обратиться к врачу для полной оценки. 2.1 Методы и методики диагностики стрессоустойчивости
В настоящий момент в психодиагностике главенствует комплексный подход, согласно которому процесс измерения уровня развития той или иной составляющей психической жизни человека производится с использованием нескольких различных инструментов. В процессе определения стрессовых состояний организма используются методы наблюдения, опроса, тестирования. Очень часто исследователь применяет несколько методик психодиагностики, анализируя комплекс их результатов, собственных наблюдений, отзывов близких к испытуемому людей и соединяя их в единое представление об уровне развития стресса и состояния стрессоустойчивости испытуемого. Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной ситуации. Сложности, существующие в области изучения стрессового поведения, отразились и на подходах к классификации методов психодиагностики стресса. Из множества представленных в науке и практике методик, предлагаемых специалистами по работе в области стресса, можно выделить, в соответствии с целью и предметом исследования, несколько классов: 1. Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности. К этой группе методик можно отнести: • ♣ опросник Т. А. Иванченко, М. А. Иванченко, Т. П. Иванченко "Инвентаризация симптомов стресса"; • ♣ методику для выявления подверженности стрессу Т. А. Немчина и Дж. Тейлора; • ♣ шкалу психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона; • ♣ тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона; • ♣ комплексную оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых; • ♣ тест "Степень напряженности" Н. А. Литвинцева; • ♣ методику экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О. С. Копниной, Е. А. Суслова, Е. В. Заикина и др. Поскольку стресс сопровождается переживанием тревоги и нервно-психического напряжения, в эту же группу можно отнести блок методик, направленных на диагностику тревожности: • ♣ опросник Т. А. Немчина "Определение нервно-психического напряжения"; • ♣ шкала самооценки тревоги В. Цунга; • ♣ шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера; • ♣ опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС) Ю. В. Щербатых. 2. Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях. Данные методики позволяют выявить нервно-психическую неустойчивость и предрасположенность к невротическим расстройствам. Наиболее широко используются для этих целей следующие инструменты: • ♣ симптоматический опросник "Самочувствие в экстремальных условиях" А. Волкова, Н. Водопьяновой; • ♣ методика склонности к срывам в стрессовой ситуации "Прогноз" В. А. Баранова. 3. Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса. Известно, что существование в длительных стрессовых ситуациях или переживание острого (травматического стресса) приводит к истощению адаптационной энергии организма. Результатом данного процесса является ухудшение различных показателей физического здоровья и психологического самочувствия К методикам этого класса можно отнести: • ♣ Гиссенский опросник; • ♣ шкала клинических жалоб SCL Р. Л. Дерогатис; • ♣ шкалу оценки влияния травматического события (ШОВТС) и др. К последствиям стресса причисляют и развитие депрессивных состояний. Возникновение депрессии имеет сложный патогенез, однако очевидно, что переживание фрустрации или хронических стрессов может провоцировать появление депрессивных состояний и депрессивных симптомов. Методики, направленные на выявление депрессивных симптомов, синдрома и депрессии как заболевания, таковы: • ♣ "Опросник суицидального риска"; • ♣ методика "Дифференциальная диагностика депрессивных состояний" В. Зунга, адаптация Т. И. Балашовой; • ♣ методика "Дифференциальная диагностика депрессивных состояний" В. Жмурова; • ♣ опросник "Уровень депрессии" А. Бека и др. 4. Диагностика профессиональных стрессоров. В настоящее время проблема стрессов на рабочем месте актуальна для большинства работающих людей. Знание факторов стрессогенности в деятельности персонала и руководителей является целью организационной диагностики. Стресс на работе может быть связан как с особенностями организационной культуры, так и с профессиональными стресс-факторами. Методики данного класса можно разбить на несколько групп: 4.1. Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности. В эту подгруппу можно включить такие методики, как: • ♣ шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой; • ♣ тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых; • ♣ опросник "Причины деятельностного стресса"; • ♣ тест-вопросник "Причины стресса в вашей работе"; • ♣ тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова; • ♣ оценка уровня деятельностной стрессогенности. 4.2. Для сохранения профессионального здоровья особую важность приобретает диагностика симптомов эмоционального выгорания. В настоящее время не существует единой модели выгорания, признанной всеми специалистами. К. Маслач рассматривает выгорание как ответную реакцию организма на профессиональные стрессы и предлагает трехкомпонентную модель: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений. Научное исследование факторов СЭВ стало возможным благодаря использованию таких традиционных методик, как: • ♣ методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач-С. Джексон, адаптация Н. Е. Водопьяновой; • ♣ методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко; • ♣ опросник определения психического "выгорания" А. А. Рукавишникова и др. 4.3. Результатом высокой стрессогенности деятельности может быть ухудшение психофизиологических параметров и снижение общей энергетики организма. Выявить данные показатели можно при помощи таких методик, как: • ♣ опросник ДОРС "Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности (утомление, монотония, пресыщение, стресс) А. Леоновой, С. Величковской; • ♣ опросник "Ваш индекс психоэнергетической опустошенности"; • ♣ опросник диагностики психофизиологической дезадаптации О. Н. Родиной и др. 4.4. Особая группа методик посвящена диагностике проблем, связанных с управлением временем в профессиональной деятельности. Наиболее известны в этой подгруппе следующие методики: • ♣ тест "Профессиональная компетентность во времени" Л. В. Куликова; • ♣ опросник "Тайм-синдром менеджера" Н. Водопьяновой; • ♣ опросник "Дефицит времени в управленческой деятельности" Н. Водопьяновой. 5. Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека. Психологи выделяют два вида ресурсов — внешние и внутренние (личностные). Применение методик данного класса - часть профилактической работы с клиентом, которому необходимо знать о наличии этих ресурсов для того, чтобы использовать их в возможной трудной ситуации и поддерживать удовлетворительное качество жизни. 5.1. Специалисты в области стресса уверены, что одним из важнейших внешних ресурсов стрессоустойчивости является социальная поддержка. Для диагностики социальной поддержки может быть использована многомерная шкала восприятия социальной поддержки MSPSS С. Зимета, а также опросник В А. Ананьева "Источники социально-психологической поддержки". Шкала Зимета позволяет определить уровень поддержки, которую оказывают семья, друзья и "значимые другие". Опросник "Потери и приобретения персональных ресурсов" (ОППР) Н. Водопьяновой и М. Штейна позволяет исследовать наличие или потери материальных и нематериальных; внешних и внутренних ресурсов. Центральный аспект современных теорий стресса - концептуализация процессов преодолевающего поведения как стабилизирующего фактора, помогающего человеку адаптироваться в трудных ситуациях. В настоящее время концепция преодолевающего поведения получила широкое признание среди психологов различных направлений, что привело к разработке надежного диагностического инструментария, позволяющего измерить как сам процесс копинга, так и его результат. Для этого используются следующие методики: • ♣ диагностика предпочитаемых копинг-стратегий (Э. Хейм, в адаптации Л. И. Вассермана); • ♣ опросник "Копинг-стратегии" Р. Лазаруса; • ♣ опросник "Стратегии преодоления стрессовых ситуаций" (SACS) С. Хобфолла; • ♣ опросник SVF120 "Преодоление трудных жизненных ситуаций" В. Янке и Г. Эрдманна (адаптация Н. Е. Водопьяновой); ♣ опросник "Копинг-поведение в стрессовых ситуациях" (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т. Л. Крюковой и др.). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|