Здавалка
Главная | Обратная связь

Актуализированное поведение в отношениях.



В последней главе говорили о проблемах, большинство из которых надо просто решить до состояния «нормально», не более. Только в некоторых из вышеописанных направлении, таких как разрешение конфликтов или легкий собеседник, достижение высоких результатов дает дополнительное конкурентное преимущество. В остальных же стремление к достижениям «выше среднего» бессмысленно по определению. В этой же главе мы поговорим о «высоком», о том к чему стоит стремиться по максимуму. В контексте межличностных отношений вершиной искусства коммуникаций будет актуализированное поведение в контакте.

Актуализированное отношение и поведение в общении неразрывно связано с общей актуализацией личности. Просто взять и решить «с сегодняшнего дня я буду актуализировано общаться» не выйдет. Ну решить то конечно можно, а вот реализовать нет. Потому, что это в первую очередь отношение к жизни в целом, состояние души так сказать. И уж только во вторую это внутреннее состояние будет проявляться в поведении. В том числе и в отношениях с другими людьми.

Актуализированное поведение (и общение) является противоположностью манипулятивному. И если в сексуальном типе взаимоотношений однозначно будет наилучшим, то в вертикальных отношениях есть определенные противоречия. Особенно на начальных этапах. Но эти противоречия постепенно снимаются по мере развития личности. Ниже рассмотрим обе линии по отдельности.

Я уже говорил, что лучше разделять сексуальные и властные отношения. Просто по отдельным людям. Так вот, для абсолютного актуализатора это совершенно не нужно. Он без проблем может спонтанно переходить из одной линии поведения в другую, в любой момент полностью осознавая свои интересы. Манипулировать актуализатором практически невозможно, что позволяет ему вступать в любые отношения без лишних страхов и барьеров «на лету» определяя наиболее подходящий вариант поведения. Поэтому деление на сексуальную и властную линию в данном контексте стоит рассматривать как деление отдельных блоков поведения, а не как отношение к определенным людям.

Сексуальная линия. Опирается на сексуальную раскрепощенность. В поведении и чувствах проявляется в открытости, чувственности, спонтанности позитивных проявлений, отсутствии лжи и манипуляций, полном признании свободы личности другого человека, глубоком уважении и принятии его как есть, со всеми недостатками. В таком типе коммуникаций абсолютной ценностью являются сами отношения и те положительные эмоциональные состояния, которые они дают. Других целей нет, а соответственно нет попыток переделать человека под свои ожидания.

Ключевыми моментами здесь я считаю открытость, правдивость и отсутствие манипулирования. Правдивость не подразумевает к месту и не к месту «резать правду матку». Любители выставить себя «правдоборцами» с заявлениями типа «я всегда говорю правду, молчать не буду» не актуализаторы, а просто агрессивные неудачники, пытающиеся таким образом самоутвердится. Актуализатор никогда не будет без необходимости обижать человека, поскольку уважает его и тонко чувствует. Но при этом не будет изворачиваться, лгать, приукрашать, размазывать, когда приходится говорить неприятные вещи. Но все же говорить он их будет максимально мягко, можно сказать с любовью, заботясь о чувствах другого человека.

Открытость также не означает перманентную презентацию своей души как на выставке. Это означает готовность открыть свою глубину всегда, когда это имеет смысл. Он просто не боится это делать, т.к. самодостаточен. В поведении это выражается в свободном выражении своих чувств и желаний. Чувства, как позитивные, так и негативные выражаются прямо, как есть, по факту их возникновения и в корректной форме. Желания – актуализатор никогда не стесняется и не боится прямо попросить что угодно. Но при этом совершенно не ожидает, что ему это обязательно должны дать и ни в коем случае не будет обижаться на отказ. Аналогично, когда просят его, он совершенно спокойно дает или отказывает, исходя исключительно из рациональной позиции.

Властная линия.Основное противоречие между актуализированным поведением и властью проистекает из крайне манипулятивной сущности нашего социума. Если вы не собираетесь стать реальным пророком (не шарлатаном), то любой другой вид бизнеса уже по своей сути манипулятивен. Работа «на дядю» еще хуже, т.к. там вы даже не распоряжаетесь своими действиями. Актуализация без раскрепощения властной энергетики невозможна. А власть это всегда «делать серьезное дело». Серьезное дело подразумевает серьезное мотивирование людей, одному никак не справиться. Так или иначе, получается компромисс между «быть самим собой» и «делать дело».

Но острый антагонизм двух направлений на самом деле имеет место только на низком уровне развития личности. Секрет гармонии прост – очень большое количество людей спят и видят, чтобы ими управляли. Очевидным это становится далеко не сразу, а с пониманием некоторых принципов реальной власти. И один из них тот, что люди добровольно и с радостью готовы подчиняться ТОЛЬКО тому, кого считают ДОСТОЙНЫМ властителем. Человек с актуализированной сексуальностью и властью однозначно именно такой достойный. В принципе для «достоинства» достаточно и раскрепощения властной энергетики, но вместе с сексуальной намного лучше.

Актуализация во власти выглядит в виде позитивного лидерства, добровольно принимаемого группой единомышленников. Большинству людей не хватает серьезных целей т.к. серьезные цели являются следствием свободной властной энергетики. Но тем не менее пожинать лавры они хотят, находя выход в следовании за сильным лидером. Функции лидера в современных условиях – ставить цели, объединять отдельных членов группы, защищать интересы группы и мотивировать адептов на действия. В условиях добровольного принятия лидера группой, все функции можно осуществлять вполне без манипуляций, достаточно открыто. Как правило, в таких случаях говорят о харизматическом лидерстве. Хотя харизма является лишь побочным системным эффектом актуализированной личности, а никак не инструментом или ключевым свойством.

За пределами группы властное актуализированное поведение выражается в способности спокойного отстаивания своих интересов. Человек просто берет свое, без каких бы то ни было страхов, зависти или соревнований с кем-либо. То, что действительно нужно, то и берет. А что не нужно ему до лампочки. Для актуализатора очень многое как раз не нужно. Ему чужды вещизм, накопление и стремление захватить побольше всякой всячины на всякий случай. «Нужность» определяется только исходя из объективных целей.

Особенно ярко в нашей ментальной среде НЕ_актуализированное поведение можно отследить в «презентационной» соревновательной атрибутике в виде толстых джипов у самцов или предельно дорогих украшениях у женщин. Целью такой презентации является только конкурентное соревнование с другими особями, «чтоб уважали и боялись». Рационального смысла в таком случае нет, а затрачиваемые ресурсы зачастую крайне велики. Актуализатор же самоценен – ценен сам по себе, а не внешними аксессуарами.

Я далеко еще не считаю себя актуализатором, но уже давно стою на позиции, что так называемые «статусные» затраты должны происходить исключительно в фоновом режиме, на лишние деньги. Попросту тратятся суммы никак не отражающиеся на обычном ходе событий. Еще одним из вариантов более-менее разумной покупки таких вещей является слив лишних денег. Только это ни в коем случае не относится к вещам, которые пожирают ВРЕМЯ. Смешно звучит сочетание слов «деньги» и «лишние»? Так то только потому, что вы еще не осознали свои реальные ценности. А осознание вытекает как раз из актуализированного подхода к жизни.

Я думаю понятно, что описан некий идеальный образ, попытки жесткого следования которому приведут лишь к разным неприятным чудесам. Стоит лишь стремиться к преобладанию такого поведения (и состояния души), переходя к манипулятивным или силовым формам лишь когда это рационально оправдано. Ведь именно в таком состоянии и поведении вы становитесь Самим Собой и живете Своей Жизнью. Манипуляция любого рода всегда есть маска. Снимайте ее почаще.

Муслоу проводил неформальные исследования феномена актуализации. И он описал ряд характеристик актуализированных личностей. Я приведу в этой главе вырезку, касающуюся поведения в общении и отношения к нему. Полный текст можно будет найти в приложении.

 

  • Приятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Основные биологические процессы (например, мочеиспускание, беременность, менструация, старение) считаются частью человеческой природы и благосклонно принимаются. Подобным образом они принимают других людей и человечество в целом. У них нет непреодолимой потребности поучать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости других и не боятся их силы. Они сознают, что люди страдают, стареют и в конце концов умирают.
  • Непосредственность, простота и естественность. Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Но это не означает, что они постоянно ведут себя вразрез с традициями. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Но эта нетрадиционность не ставит целью произвести впечатление, они могут даже подавить ее, чтобы не огорчать других, и соблюдать определенные формальности и ритуалы. Следовательно, они могут приспосабливаться, чтобы оградить себя и других людей от боли или несправедливости. По этой причине, например, самоактуализирующиеся люди могут быть терпимыми к принятой в различных образовательных учреждениях практике обучения, которую они считают глупой, скучной или отупляющей. Однако, когда того требует ситуация, они могут быть непримиримыми даже под угрозой остракизма и осуждения. Короче, они не колеблясь отклоняют социальные нормы, когда считают, что это необходимо.
  • Независимость: потребность в уединении. Ссамоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как они не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы. К сожалению, это качество независимости не всегда понимается или принимается другими. В сфере социального общения часто «нормальные» люди считают их равнодушными, необщительными, высокомерными и холодными, особенно в том случае, когда потребности любви и привязанности у этих людей неадекватно удовлетворены. Но у самоактуализирующихся людей эти дефицитарные потребности удовлетворены, и поэтому им не нужны другие люди для дружбы в обычном смысле этого слова. В результате появляется потребность общения другого уровня – общения с собой. Потребность в уединении и уверенность в себе проявляются также и в других аспектах поведения самоактуализирующихся людей. Например, они сохраняют спокойствие и невозмутимость, когда их постигают личные несчастья и неудачи. Маслоу объясняет это тем, что самоактуализирующиеся люди стремятся иметь собственный взгляд на ситуацию, а не полагаться на те мнения или чувства, которые демонстрируют по данному поводу другие люди. Действительно, они сами для себя являются движущей силой, сопротивляющейся попыткам общества заставить их придерживаться социальных условностей.
  • Самостоятельность: независимость от культуры и окружения. Эта самостоятельность позволяет им полагаться на свои собственные возможности и внутренние источники роста и развития. У здоровых людей высока степень самоуправления и «свободы воли». Они считают себя самоопределяющимися, активными, ответственными и самодисциплинированными хозяевами своей судьбы. Они достаточно сильны, чтобы не обращать внимания на мнения и влияние других, поэтому они не стремятся к почестям, высокому статусу, престижу и популярности. Они считают такое внешнее удовлетворение менее значительным, чем саморазвитие и внутренний рост.
  • Общественный интерес. Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокое чувство близости. Следовательно, у них есть искреннее желание помочь своим «смертным» собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. Часто это особый вид братской любви, подобной отношению старшего брата или сестры к младшим братьям и сестрам.
  • Глубокие межличностные отношения. Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем «обычные» люди. Чаще всего те, с кем они связаны, более здоровы и близки к самоактуализации, чем средний человек. То есть самоактуализирующиеся люди склонны устанавливать близкие отношения с теми, кто обладает сходным характером, талантом и способностями («два сапога пара»), хотя благодаря своему социальному интересу они обладают особым чувством эмпатии к менее здоровым людям. Обычно круг их близких друзей невелик, так как дружеские отношения в стиле самоактуализации требуют большого количества времени и усилий. Самоактуализирующиеся люди также испытывают особую нежность к детям и легко общаются с ними.
  • Демократичный характер. Самоактуализирующиеся личности, по Маслоу, самые «демократичные» люди. У них нет предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей. В то же время Маслоу обнаружил, что самоактуализирующиеся люди не считают всех без исключения равными: «Эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти».
  • Сопротивление окультуриванию. И наконец, самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Им свойственна самостоятельность и уверенность в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны во всех сферах человеческого поведения. Например, в том, что касается одежды, речи, пищи и манеры поведения, если это не вызывает у них явных возражений, они не отличаются от других. Подобным образом, они не тратят энергии на борьбу с существующими обычаями и правилами. Однако они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности. Поэтому те, кто не дает себе труда понять и оценить их, иногда считают самоактуализирующихся людей непокорными и эксцентричными. Самоактуализирующиеся люди также не требуют от своего окружения немедленного улучшения. Зная о несовершенствах общества, они принимают тот факт, что социальные перемены могут быть медленными и постепенными, но их легче достичь, работая внутри этой системы.

На этом экскурс в актуализацию закончу. В любом случае это действительно экскурс, а не руководство к действию. Актуализация является системным феноменом развития личности, и ставить ее себе в цели имеет смысл лишь как цель высшего порядка. Типа путеводной звезды. Что, правда, совсем не отрицает достижение такого состояния. Я туда иду. Чего и вам желаю!








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.